Ретроспектива Квентина Тарантино

30 июня 2017

Начало второго летнего месяца ознаменуется очередной ретроспективой, организованной компанией «ИНОЕКИНО». Совсем скоро на экраны кинотеатров вернутся работы классика, режиссёра и сценариста, постмодерниста и безумца — Квентина Тарантино.

Уникальный стиль Тарантино объединяет простых зрителей, киноманов и высоколобых критиков, каждый его фильм ждут, словно откровение, истину в последней инстанции кинематографа. Ни один кадр в его творчестве не случаен, каждая сцена наполнена отсылками и оммажами, по сей день не дающих покоя воображению киноманов. В этот раз на большом экране, с оригинальной звуковой дорожкой и субтитрами будут показаны четыре фильма (будьте бдительны, обе части «Убить Билла» будут идти в один день).

«Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992) — 6 июля

В ролях: Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Стив Бушеми

Сюжет картины строится вокруг незнакомцев, которые вместе проворачивают ограбление ювелирного магазина. Потерпев фиаско, бандиты собираются в условленном месте и осознают, что их подставили.

Дебютная картина Квентина Тарантино, которому на тот момент было лишь 28 лет.

Позади были отверженные студиями сценарии картин, которые он хотел снимать самостоятельно, но был вынужден продавать, и плодотворная для режиссёра работа в видео прокате. Фильм увидел свет во многом благодаря Харви Кейтелю, в руки которого попал сценарий «Бешеных псов». Малобюджетному дебюту уже тогда были свойственны все фирменные приёмы Тарантино, которые он с успехом использовал и в дальнейшем: излишнее насилие, абсурдные диалоги, чёрный юмор и бесконечные отсылки к культуре второй половины ХХ века.

Актёрский состав «Бешеных псов» примечателен тем, что практически все актёры работали с Тарантино в дальнейшем, а некоторые и вовсе снимаются у него через раз.

«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction, 1994) — 7 июля

В ролях: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман

У многих режиссёров возникают проблемы со вторым фильмом, если первая картина имела успех. Но это явно не про Квентина Тарантино. Если после «Криминального чтива» ему кто-то справедливо намекал, мол «Умри, Квентин, лучше не снимешь», то это не остановило режиссёра на радость публике, но факт остаётся фактом — «Pulp Fiction», то есть бульварное чтиво — лучшая работа в фильмографии режиссёра.

«Криминальное чтиво» открыло новую эру в кинематографе, завершив затянувшийся кризис поиска новых форм, объединив высокий и низкий жанры. Кино стремительно менялось, недаром «Криминальное чтиво» стало третьим американским триумфом в Каннах начала 90-ых годов, обогнав, кстати, «Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова. Столь банальное в наши дни нелинейное повествование произвело эффект взорвавшейся бомбы, смешав истории бандитов, рассуждающих о боге и бургерах, убийцы-боксёра с семейными ценностями, криминального авторитета и его жены-наркоманки.

Во втором фильме Квентина Тарантино нет положительных персонажей, если не считать боксёра Бутча, которого можно отнести к таковым, но с оговорками.

Персонажи «Криминального чтива» предстают не просто представителями своего амплуа (преступник, грабитель, наркоманка, боксёр), но и людьми, которым не чужды абсолютно тривиальные черты современного общества и именно поэтому зритель невольно сопереживает героям фильма. Они едят в придуманной Тарантино закусочной, обсуждают бургеры в машине, неуклюже танцуют под хиты середины 60-ых, случайно убивают, неправильно произносят молитвы и обретают прозрение, ругаются матом и совершают ограбления. Весь этот микс запутывает нелинейная форма повествования, сама по себе несущая смысл, без которого фильм может стать лишь безликим набором новелл.

Феерия абсурда и оммажей классике кинематографа получила закономерное признание, получив приз Каннского кинофестиваля, а лично Квентин удостоился премии американской киноакадемии за лучший сценарий.

После фильма моментально возобновился звёздный статус Джона Траволты, несколько потерявшегося за время 80-ых. Даже Брюс Уиллис не пожалел, что снялся в кино во второстепенной роли (бюджет фильма составлял 8 млн долларов, из которых 5 было потрачено на зарплату актёров, и есть подозрение, что большая часть ушла старине Брюсу, носившему к началу девяностых вполне звёздный статус). Посмотрите, как создавалась одна из сцен фильма.

Сэмюэл Л. Джексон, не сумевший пробиться в состав «Бешеных псов», сыграл прозревшего уголовника. Ума Турман же, весьма убедительно сыграв взбалмошную наркоманку, по сей день — «муза Тарантино», в полной мере проявив себя в начале нулевых.

«Убить Билла ч. 1, ч. 2» (Kill Bill, vol. 1, vol. 2, 2003−2004) — 8 июля

В ролях: Ума Турман, Дэвид Кэрредин, Люси Лью, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна

Невеста просыпается, пробыв в коме четыре года. На собственной свадьбе в неё стреляли бывшие соратники-наёмники, ведомые бывшим любовником. Теперь её занимает лишь месть предателям и она постепенно убивает одного за другим.

Проект о мстительнице с самурайским мечом был разработан ещё во время работы Тарантино над «Криминальным чтивом», о чём свидетельствует сцена разговора Мии и Винсента в кафе, где пересказывается сюжет сериала, с точностью повторяющего сюжет дилогии «Убить Билла». Помимо этого, сам Тарантино признался, что Винсент Вега является братом одного из героев «Убить Билла» — Бада. Режиссёр даже подумывал снять отдельный фильм о двух братьях, однако отказался от этой затеи.

Вопросов о главной роли в «Убить Билла» не было, ведь все мы помним о главной актрисе в жизни Квентина Тарантино.

В «Убить Билла» Квентин разошёлся не на шутку, заставив возмущаться поклонников всего китайского, всего японского, аниме и боевых искусств. Однако безумно стильная история о бывшей наёмнице по прозвищу Чёрная мамба, мстящей врагам и бывшему любовнику под запоминающийся саундтрек, нашла отголосок в сердцах фанатов и аудитории Тарантино, к тому времени уже признанного режиссёра современности. Фирменные диалоги, свойственные картинам Квентина, отодвинуты на второй план — в «Убить Билла» первая скрипка принадлежит голосу самурайских мечей, заливших кровью почти весь хронометраж дилогии.

Ума Турман, образ которой напоминает фильмы с Брюсом Ли, режет направо и налево, а фильм становится фейерверком насилия и жестокости? Смешения восточной философии? Классической истории мести? Или многочисленных отсылок к любимым картинам режиссёра? Да всем вместе и сразу! И что остаётся дезориентированному зрителю? — расслабиться и наблюдать. Это же Тарантино.


Ретроспектива будет проходить в кинотеатрах следующих городов:

  • Санкт-Петербург — «Аврора»
  • Москва — «Формула Кино Горизонт»
  • Екатеринбург — «Колизей»
  • Новосибирск — «Победа»

Билеты в кинотеатрах, а также на странице мероприятия.