Синемафия посмотрела: «Человек-паук: Возвращение домой»

10 июля 2017; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Человек-паук: Возвращение домой».

Второй раз за год студия Marvel радует нашу редакцию. Но если вторые «Стражи Галактики» получили от нас максимальные 100%, к «Возвращению домой» у некоторых авторов есть небольшие придирки. Разбираемся, чем же так хорош новый «Человек-паук», и в чём он мог быть ещё лучше.

Кроме собственно просмотра фильма, мы поговорили с режиссёром Джоном Уоттсом и исполнителем главной роли Томом Холландом. Человек- Паук по их мнению лишь старается стать частью команды Мстителей, поэтому фильм строится вокруг стремления Питера Паркера доказать его готовность. «[Человек-Паук] самый лучший и убедительный супергерой. Его становление происходит в тот момент, когда он подростком смотрит телевизор и признание Тони Старка, что он — Железный человек. Паркер вдохновляется этим поступком.»

Сам Том Холланд сравнивает героя с Гарри Поттером — ему также прийдётся повзрослеть на глазах у зрителя. Для подготовки к роли ему пришлось заниматься гимнастикой и силовыми упражнениями. Что до настоящих пауков, то Том рад, что в фильме их не будет, так как актёр их недолюбливает. «Главное отличие от предыдущих фильмов о Человеке-пауке в том, что мы пытаемся привязать Питера к повседневности, реальности,» — признаётся актёр.


Николай Балашов

Лично мне фильмы про команду Мстителей уже давно надоели. Водоразделом стала «Эра Альтрона» после которой казалось, что ничего нового и оригинального в данной вселенной нас уже не ждет. Теперь довольно приятно признать, что я ошибался. Причем свежий ветер подул оттуда, откуда я его вообще не ожидал — со стороны подкисшей истории про Человека-паука, которую, страшно сказать, рассказывают нам с киноэкранов уже в третий раз! Изначально в голове был только один вопрос: зачем? А вот поди ж ты…

Если кратко сформулировать, почему кино получилось, то скажу так: все стало проще. Последние фильмы Marvel (особенно про Первого мстителя) были чересчур пафосными, пытались говорить о серьезных проблемах в антураже комикса (серьезно, чуваки, такой трюк удается только Нолану, зачем вы так?), параллельно вставляя натужные шутки. Новый «Человек-паук» сделал всему этому ручкой и как бы сказал: раз уж я рассказываю историю о подростке, то пусть и фильм будет таким же.

Во-первых, нас избавили от необходимости смотреть очередную историю становления героя, за что уже большое спасибо! Во-вторых, у нас нет очередного злодея из серии «я просто плохой/контуженый/обиженный (нужное подчеркнуть), поэтому осуществлю-ка свой глобальный коварный план!» Зато здесь есть замечательный Майкл Китон, который играет обычного трудягу, малый бизнес которого прижимает крупная корпорация, из-за чего он, скажем так, переходит на немного иной способ заработка. При этом никакой мегаломании — он лишь хочет приносить деньги в семью! Просто и со вкусом, не правда ли? В-третьих, омоложение тетушки Мэй (всегда прекрасная Мариса Томей) определенно пошло на пользу как персонажу, так и фильму в целом. Ну и наконец, это сам Питер Паркер в исполнении Тома Холланда, который и похож на подростка куда больше предыдущих исполнителей данной роли, и ведет себя как обычный школьник, а не как супермен-лайт. И даже самого серьезного и унылого персонажа Marvel Капитана Америку в этом фильме показали в пару шуточных камео, что было куда приятнее, чем его очередные речи про справедливость и прочее бла-бла-бла.

Короче, все что нужно было сделать Marvel — это побыть немного в шкуре своего главного зрителя — подростка лет тринадцати-шестнадцати, ну и заодно немного освежить в памяти классические фильмы подобного толка. И вуаля — получилось настолько здорово, что понравилось даже дядькам глубоко за тридцать! Возможно, главную благодарность за это стоит объявить режиссеру Джону Уоттсу, новому человеку во франшизе, с незамыленным взглядом. Что ж — теперь ждем «Тор: Рагнарёк», там тоже режиссер весьма интересный!

Ольга Володина

Главное достижение нового «Человека-паука» — это наконец-то пойманный характер комиксового героя, который не был страдальцем и одиноким нытиком (прости меня, Эндрю Гарфилд), изгоем в школе (прости меня, Тоби Магуайр), ну и не выглядел так, будто школу он закончил лет 10 назад точно (простите меня, Тоби и Эндрю). Нет, Том Холланд — совершенно нормальный школьник — не в меру оптимистичный, веселый, умный, и, главное — идеалист. Он прекрасно встроен в наше время (гаджеты и видео-дневник) и во вселенную Marvel (все-таки именно Питер без поддержки всей вселенной Marvel — это всегда было странно). В общем, за Тома Холланда поклон студии.

Второй поклон — за отличного антагониста. Дело не только в том, что у него прописана мотивация и в неё веришь (хотя если следовать классификации Коли — он «просто обиженный»), и не в том, что он отличается от традиционных злодеев вселенной Marvel — в конце концов, киновселенная Marvel настолько страдает от отсутствия качественных антагонистов, что удачи можно на пальцах одной руки посчитать, — а в том, что самый страшный момент с Тумсом вовсе не тогда, когда он одет в костюм; нет, а тогда, когда он просто разговаривает. Не будем спойлерить совсем уж сильно, но момент «Тумс разговаривает, сидя за рулем» — это действительно мурашки по коже. И за это — спасибо Китону.

Собственно говоря, эти двое — сердце и душа фильма, который в остальном, в принципе, средний вполне фильм по Человека-паука. Сцены экшена могли бы быть и получше (особенно — последняя), тёти Мэй могло бы быть и побольше, любовный интерес главного героя мог бы отличаться хоть каким-то характером, хоть одной черточкой.

Но когда протагонист и антагонист хороши — остальное уходит на второй план.

Ксения Рудич

«Человек-паук» сделал то, что пытался ещё «Человек-муравей»: всколыхнул вселенную Marvel. Согласитесь, как бы мы не любили Мстителей, но уже стали уставать от пафосности серии. И вот — новый, «чистый герой», которому совсем не нужен ориджин.

От того, что Паук наконец-то вернулся в школьные стены, картина не стала слишком подростковой. Наоборот, режиссёру удалось поднять очень насущные темы, о которых в прошлых фильмах уже вскользь упоминали: 1) что делать простым людям, когда рядом супергерои, инопланетяне и так далее, 2) проблема социального неравенства в целом. Это практически незаметно, но кто захочет, тот увидит.

Зато в фильме отличный юмор: лёгкий, соответствующий ситуации. Особенно прекрасен Капитан Америка в роли наставника для школьников. Единственное — шутки забываются ровно в момент, когда выходишь из кинотеатра, не знаю почему.

Пару слов о Томе Холланде — оказалось, что это идеальная кандидатура. Он совсем не герой, и одновременно, никого более героического я не видела. «Если ты ничего не можешь без костюма, значит ты его не достоин». Его Питер Паркер доказывает, что достоин (сцена, когда он видит своё отражение, когда говорит с самим собой, — очень сильная).

И, конечно, прекраснейший Майкл Китон. Персонажи с крыльями — это, видимо, его. Не перестаю удивляться его многогранности и органичности.

Специально отмечу дубляж Карен Ингеборгой Дапкунайте — феерично!

В общем, возвращение домой состоялось более чем удачно!

Татьяна Кислякова

По моему субъективному мнению, с каждым перезапуском фильмы про Человека-паука становятся всё лучше и лучше. Да, я люблю Эндрю в этой роли, но ещё сильнее полюбила Тома Холланда. Не знаю, как в Марвел умудряются при подборе актёров всегда попадать точно в цель (у них там какие-то боги кастинга работают, однозначно), но Том стал именно таким Паучком, которого многие мечтали увидеть на большом экране. Юный, безбашенный, весёлый, при этом ответственный и сообразительный парнишка точно придётся по душе зрителю. Приятно, что при создании характера персонажа актёр не впал в какую-то одну крайность, а показал именно многогранный образ подростка, который ещё пока плохо понимает, что ему делать со свалившимся на него вдруг сверхспособностями.

В фильме вообще во всём чувствуется баланс: тут в меру супергеройского пафоса (спасибо Кэпу и Тони), в меру реалий из жизни среднестатистического американского школьника, в меру экшена, в меру юмора. За историей наблюдаешь с интересом, происходящее на экране действительно завладевает вниманием и отбивает желание отвлекаться. Тот случай, когда все на своих местах, и именитые актёры наряду со старожилами киновселенной совсем не затмевают главного героя, а служат ему достойным фоном.

Хотя, называть «фоном» прекрасного Майкла Китона и очаровательную Марису Томей как-то неправильно, ведь они в работе над своими образами показали именно то, на что я рассчитывала при походе в кино. И даже больше — злодей Китона получился таким самобытным, что ему в какой-то момент сопереживаешь не меньше, чем Питеру. Кстати, есть в сюжете связанный с Тумсом ход, который меня порядочно удивил, что стало ещё одним плюсом к однозначно положительной оценке фильма.

Отдельно хочется отметить сцену «пресс-конференции», которая получилась некой одновременно трогательной и забавной отсылкой к зарождению киновселенной Marvel— фильму «Железный человек» 2008 года! И да, финальному твисту «Возвращения домой» вполне может позавидовать любой отличный сериал — затравочка на продолжение вышла потрясающая!

Юлия Данилина

Наконец произошло то, на что лично я уже давно перестала надеяться — Человек-паук превратился из несколько занудного студента-переростка в чрезмерно любопытного юного натуралиста, постоянно появляющегося там, куда его никто не звал. И такой Человек-паук мне куда интереснее. К тому же, Marvel удалось сделать то, чего искренне хотел Джош Транк, но не потянул — рассказать не о супергерое, а о самом обычном школьнике с самыми обычными проблемами, которому не повезло еще и сверхспособности заполучить. А всего-то нужно было провести удачный кастинг.

Не могу не заметить, что этот фильм вселенной Marvel получился самым восьмидесятническим, и если отнять фирменный экшн и супергеройские костюмы, вполне мог бы сойти за типичную молодежную комедию тех лет. На заднем плане звучат The Ramones, Том Холланд дает молодого Мэттью Бродерика (это не так просто, как кажется на первый взгляд), а сцены из «Выходного дня Ферриса Бьюллера» цитируются на регулярной основе, и все это очень приятно. Действительно удачен антагонист (не скажу, что Китон многогранен, скорее органичен, как всегда), и здесь, как мне кажется, очень хорошо выкрутились с феминизмом. Да, экшн мог бы быть чуть получше. Да, фильм снова длится чуть дольше, чем необходимо. Да, Марисы Томей могло бы быть больше (но здесь можно надеяться на развитие персонажа в дальнейшем). Но когда Том Холланд дает молодого Мэттью Бродерика, а на заднем плане звучат The Ramones, это не так важно.

Ольга Белик

Что тут можно добавить? Да, это получилось прекрасно. Да, Джон Уоттс с его опытом школьно-клоунских хорроров привнёс в паучий мир, собственно, энергию молодости и бытового ужаса: страшно не тогда, когда ты Зелёный Гоблин, а когда ты хороший человек, которого обидели, и ты стал тварью. Страшно, когда ты молод и амбициозен, и тебя не воспринимают всерьёз. Тут не то, что паром можно расхерачить от гормонального отчаяния — тут планете мог бы настать капец, не прилети Тони Старк вовремя.

Давайте отметим Зендею: все молчат про неё, а я скажу, что она тут едва ли не Белла Свон — молчаливая, одинокая, хорошо пахнет и сечет главгероя. Понятно, что у другой чернокожей красотки нет шансов.

И уровень самоиронии вперемешку с уважением к прошлому тут хорош: на титрах — музыка из мультсериала 60-х. А могли бы ведь и просто классическую Marvel-заставку забацать. Но возвращаться домой, так возвращаться.

Петр Зайцев

Ох, у меня такое ощущение, что мы с некоторыми уважаемыми коллегами смотрим какие-то совсем разные фильмы кинематографической вселенной Marvel. По крайней мере, я искренне недоумеваю, почему выше столько писали про поднадоевший марвеловский пафос. Камон, ребята, вы точно не перепутали с DC и Уорнерами? Вот уж где от пафоса подчас глаза вытекают и мозг в трубочку сворачивается. Marvel тем и хорош, что юмор и самоирония идут рука об руку с эпичностью и серьёзностью поднимаемых вопросов. Даже фильмы про Кэпа, где без пафоса никак не обойтись, и то в сравнении с «Бэтменом против Супермена» и «Чудо-женщиной» — ну чисто хулиганские комедии. Так что новый «Человек-паук» — без сомнения продолжатель заданного Кевином Файги направления, никак не вступающий в противоречие со всем, что мы видели ранее в рамках киновселенной Marvel.

Не соглашусь и с тем, что в «Возвращении домой» не затрагиваются серьезные темы. Наоборот, это, пожалуй, наравне со «Стражами Галактики», один из самых авторских фильмов Marvel, в котором почти из каждой сцены торчат уши инди-прошлого Джона Уоттса. Тот самый случай, когда независимый режиссёр и студийное кино нашли друг друга и слились в идеальной пропорции. В итоге мы получили лучший фильм про Человека-паука за всю историю кинематографа и один из лучших летних блокбастеров последнего времени.

Все уже успели похвалить и Холланда, и Китона, и Томей, но я вот хочу отметить обаятельнейшего Джона Фавро, который никак не может расстаться с кинематографической вселенной, которая, между прочим, получила путевку в жизнь не в последнюю очередь благодаря именно ему. И пусть Фавро после первых двух «Железных человеков» не возвращается в режиссерское кресло, каждое его появление в роли Хэппи — киноманский праздник, а в «Возвращении домой» у него пусть и не самая большая роль, зато невероятно трогательная и важная для сюжета. Отдельный привет фанатам «Кремниевой долины», потому что Гилфойл (Мартин Старр) в роли школьного препода — это очень смешно. Ну и про появление еще одного героя из предыдущих марвеловских фильмов я умолчу, ибо это спойлер, но черт возьми, как же я был рад и какая же крутая сцена с участием этого персонажа. Даже если бы «Возвращение домой» было так себе, ради этой сцены стоило бы его пересмотреть. Но оно настолько прекрасно, что пересматривать хочется не раз и не два.

Максим Девяткин

После стольких лестных слов коллег и добавить нечего — хорош «Человек-паук». Вселенная Marvel с завидной регулярностью, не теряя при этом в качестве, поставляет молодёжи современный аналог легенд и мифов о различных героях. Безумно важно, что создатели прислушиваются к своим зрителям, а потому каждый новый фильм почти не за что ругать — учтено практически всё.

Сколько стрел критических летит в сторону супергеройского кино, мол не учит ничему молодёжь, прививаются ложные ценности, а поколение всё равно пропащее и героев реальных в нём нет и не будет — всё это ложь. У Уоттса и Ко получился отличный герой, пример для каждого старшеклассника, и если после просмотра ваш ребёнок, который пошёл с вами в кино из-за рейтинга 16+, сказал «Человек-паук — мой герой», то ориентир у него правильный.

Про основные плюсы уже сказали, но повторюсь: Китон величайший злодей этой киновселенной. Лишь потому, что одним взглядом в зеркало заднего вида этот человек может вызвать у зрителя обморок.

Единственное, что немного огорчает в фильме, так это финальная битва. Иногда создавалось впечатление, что всё происходит на гигантской ёлке в Новый год — перемудрили с подсветкой. Можно было сделать и получше, но видимо всё это делалось исключительно ради дальнейшего развития персонажей.

«Возвращение домой» это и фильм о школе, и сказка, и супергероика, но при этом фильм выглядит очень целостно, не разваливаясь в поджанровую мешанину. После выхода из кинотеатра остаётся приятная вера в сказку, вера в то, что добро таки победит.
Не останется в голове ни одной шутки (солидарен с Ксенией), кроме, пожалуй, последней сцены после титров. Это был очень неплохой трюк. Наглый, но оригинальный.

Владислав Пастернак

Из всего марвеловского пантеона Человек-паук всегда был мне наименее интересен — отчасти из-за мультсериала, от которого из всех, кого знал, фанатели разве что не особо интеллектуальные младшеклассники, отчасти из-за простенькой конструкции сюжетов в игровых картинах. Впрочем, фильмы Сэма Рэйми обладали шармом, и второй из них до сих пор казался мне лучшим из пяти (имею в виду три с Магуайром и два с Гарфилдом). Но закончилась трилогия Рэйми, прошло всего ничего, и ребут той же самой истории, не успевшей всерьез устареть, нагрянул в гости без малейшего приглашения. И если посмотреть на первую серию оного ребута было не особо интересно, но, как минимум, любопытно, то вторая с ее чудовищным архаичным антагонистом, по-моему, не годится даже на замену тому самому мультсериалу.

Как бы там ни было! Вышел фильм «Полицейская тачка», и его режиссёра позвали практически с Санденса в Атланту (простите, это все упрощение, на самом деле было чуть сложнее) и поставили во главе огромного многомиллионного проекта, озарённого сиянием доспехов Железного человека. Homecoming удалось. У нас при переводе остался только тот смысл, что ребёнок марвеловской вселенной теперь делается под руководством Кевина Файги, тогда как предыдущие киновоплощения создавались Sony по лицензии. На самом же деле, Homecoming — это школьный бал (причём, не выпускной). И что же вышло? Получилась НОРМАЛЬНАЯ школьная картина, с непременными атрибутами вроде шкафчиков, оставления после уроков, соревнований, экскурсий, ну и, само собой, школьной любви. Конечно, это не «Дрянные девчонки», не «Отличница легкого поведения» и не «Американский пирог» — но мне, черт возьми, страшно понравилось.

А писать, что Майкл Китон прекрасен, я не буду: он никогда и нигде не был плох; ну и забавно, как он от Бэтмена через Бёрдмэна перешёл к роли «отрицательного» Стервятника. Был хороший кадр с его Стервятником на фоне луны, отсылающий к Бэтмену. Более всего в новой картине меня впечатлило наличие мысли, что сращивание большого бизнеса с государством уничтожает малый и честный — и, вытесняя способных людей на обочину жизни, само провоцирует появление преступности. В битве Железного человека со Стервятником я, простите, на стороне Стервятника. Всё плейбойство, миллиардерство и филантропия — ничто по сравнению с тем, на что герой Китона готов ради своей семьи.

Наш вердикт: