Синемафия посмотрела: «Планета обезьян: Война»

17 июля 2017; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Планета обезьян: Война».

По поводу третьей части «Планеты обезьян» наши авторы единодушны — высшая оценка. Разбираемся, чем же картина Мэтта Ривза заслужила такую похвалу.

Ольга Белик

Франшиза про обезьян как-то всегда по-тихому выходит в прокат — ни тебе скандалов на площадке, ни драк за гонорары, ни замены актеров (попробовали бы, ха!). Отсюда у кого-то может возникнуть ложное ощущение, что это не слишком сильные и интересные картины — и это будет огромной ошибкой. Потому что вся трилогия — очень мрачный драматический эпос о человечестве с актуальными ныне акцентами на терроризме, выживании, экологии и людских качествах вообще. «Планета обезьян: Война» и вовсе шекспировская трагедия о страхе, мести и любви. Экшен в ней перемежается размеренным роуд-муви, в которую врываются расовые предрассудки и военные преступления. К третьему фильму люди все больше превращаются в биомассу, лидеры которой безумны, ибо безумие оказалось сильнее всех остальных чувств. Обезьяны, наоборот, обогащаются и эмоциями, и палитрой этих чувств, и языком — тот же Цезарь говорит уже не отрывисто, а вполне складными сложными предложениями. И виноват во всем этом не только вирус обезьяньего гриппа, но и мы сами, так охотно поддавшиеся низменным инстинктам.

Смотреть на это все очень грустно и больно, и хочется крикнуть голосом кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Мэтт Ривз в открытую проводит параллели с «Апокалипсисом сегодня», цитируя фильм Копполы едва ли не кусками и показывая, как наш разум готов нас обманывать и добровольно превращать в скотов. Этот раскол в головах подчеркивает и музыка Майкла Джаккино, мечущаяся от Апокалипсис-стиля к вестерну и обратно — ощущения от этого очень странные, но так и должно быть.

Энди Серкис здесь уже велик так, как и представить невозможно. Студия Weta превзошла себя в компьютерной графике — все обезьяны живые, а в глаза им невозможно смотреть, настолько они настоящие и человеческие. Это всё уже не просто motion capture, к которому несколько лет назад индустрия относилась настороженно и немного свысока — не актерская же работа, типа. Посмотрите ролики с площадки: Серкис и Ко по-настоящему играют этих обезьян, в полную силу, со всей мощью таланта. Не могу не вспомнить, что в 2013 году мы, российские зрители, вручили Энди свою награду за его работу — а «Оскар» до сих пор молчит и делает вид, что это и не роль вовсе. Фу таким быть!

Владислав Пастернак

«Планета обезьян: Война» удивляет не на шутку. Удивляет отказом от стремления удивить. Здесь визуальный эффект в каждом кадре — но фильм старательно избегает навязчивой демонстрации визуального эффекта. Реальность всего, что перед камерой, не вызывает сомнений — между тем, в иных кадрах нет вообще ничего настоящего. Игра Энди Серкиса и остального актёрского состава выше всяких похвал. Скажете, где же здесь игра? Это ж все компьютерная графика, анимация! Ан нет, здесь графика уже не графика, а замена грима. Не аниматоры же сделали походку, мимику и речь… впрочем, они тоже. Слаженность актёрской игры с постпродакшном — беспредецедентная.

Медленный, тяжеловесный темп, нехарактерный для летнего блокбастера — ещё одна причина удивиться. Товарищи кинематографисты заставили весь мир смотреть кино, снятое в стилистике, от которой студии и попкорновые зрители обычно шарахаются, как от чумы. Камеры не летают, ничего не летит в глаза, никаких тебе буллет-таймов и прочих фишек, не всегда уместно воруемых из «Матрицы» в спецэффектные проекты.

В общем, фильм действительно впечатлил. Теперь с обезьянами хорошо бы остановиться лет на 15, дождаться следующего технологического витка в кино.

Максим Девяткин

Завершающая часть новой трилогии, военная драма (да-да) о поумневших обезьянах, очень скромно затесалась между «Человеком-пауком» и нолановским «Дюнкерком», а жаль. Быть может именно такого взгляда человечеству сейчас не хватает. Сравнивать людям себя не с кем, других столь разумных существ мы не знаем, а в фильме, пожалуйста — поумневшие приматы и мы, недалеко ушедшие от их собратьев в реальном мире. Как тут не быть войне? Конфронтация людей и обезьян к третьему фильму подошла к своему пику. Цезарь пытается отыскать безопасное место, где обезьян не тронут люди, а люди истребляют обезьян, да ещё и между собой поладить не могут. Казалось бы война — за выживание, но она при этом настоящая. Тут есть все обязательные атрибуты: сумасшедшие командиры, предатели, военные тюрьмы и лагеря, вечные вопросы власти, выживания и пр. Обезьяна с гранатой тут отнюдь не метафора, и наблюдать за этим страшно. Отчасти потому, что Энди Серкис и весь актёрский коллектив буквально вдохнули жизнь в своих персонажей, отчего они стали пугающе реалистичными, отчасти от хладнокровных действий выживших после обезьяньего гриппа людей. Тот момент, когда обезьяны больше люди, чем мы сами.

Немного затянутая, но выполненная по всем правилам, «взрослая» военная драма, в которой войны не так много. Отношения обезьян, людей, их эмоции и мировоззрения здесь гораздо интереснее экшена.

Очень достойная трилогия. Режиссёром последних двух частей выступил Мэтт Ривз, может с «Бэтменом» не так всё плохо будет?

Увы, но работа Энди Серкиса и всего актёрского состава, о которой уже написали Ольга и Владислав, останется без наград киноакадемии (хотя там за одного Голлума надо было…). На консервативность «Оскара» можно делать беспроигрышные ставки. Разве что почётный?

Наш вердикт: