Кино и музыка: Джон Уильямс

23 июля 2017

Синемафия начинает цикл рассказов о композиторах, пишущих музыку для фильмов. С кого же еще мы могли начать, если не с Джона Уильямса?

Есть такие сцены в кино, которые впечатляют не только визуальной частью, но и музыкальным оформлением, которое потом звучит у всех причастных сквозь многие года. Если от картинки выше у вас в голове заиграла музыка, то вы понимаете, о чём я. Впрочем, пусть её услышат все.

Восемьдесят пять лет назад восьмого февраля родился один из величайших композиторов современности — Джон Тоунер Уильямс. После детства, проведенного в Нью-Йорке, в 1948 году он вместе с семьёй переезжает в Лос-Анжелес, где дополнительно берет частные уроки у композитора Марио Кастельнуово-Тедеско. Далее наш герой в 1952 году был призван в армию и служил в ВВС США. Летать на истребителях ему не довелось, зато Уильямс получил обширную дирижерскую практику в местном оркестре.

После армии Джон возвращается на малую родину. На восточном побережье он работает джазовым пианистом в клубах, совмещая работу с учебой. Еще через два года Уильямс уезжает в Лос-Анджелес и начинает свою карьеру в кино. Сперва он помогает в записи исполнения чужих саундтреков, как с оркестром, так и соло на пианино, но постепенно выходит на первые роли и начинает писать музыку для сериалов и прочей телепродукции. Первой его работой была музыка к Playhouse 90, драматическому сериалу, 133 серии которого показывали по CBS в 1956—1960 годах. Заглавную тему к сериалу написать не дали, а остальной саундтрек достался Уильямсу и компании.

Далее в 1958 году Уильямс пишет свою первую музыку для фильма (би-муви под названием «Daddy-O») и начинает свой усыпанный наградами путь кинокомпозитора. На первых порах он в титрах он указан как Джонни Уильямс (так, к слову, звали его отца) во избежание совпадения с одноименным британским актером. Джон не отказывается ни от комедий, фильмов-катастроф и даже вестернов. Позже его музыкальный стиль назовут неоромантикой. Большой оркестр, музыка в стиле Вагнера и Чайковского.

В определенный историей момент Уильямс знакомится со Стивеном Спилбергом и помогает тому с саундтреком для фильма «Шугарлендский экспресс» (драма с Голди Хоун про побег из тюрьмы ради ребёнка), после чего началось их многолетнее сотрудничество, продолжающееся по сей день. Один дома, Иствикские ведьмы, ET, Парк Юрского периода, как говорится — you name it. Даже, простите, душещипательное кино про боевого коня не обошлось без знакомых оркестровых рулад. В следующем году музыка Уильямса украсит фильм «Первому игроку приготовиться» понятно какого режиссёра.

В ожидании «Первого игрока» можно не только ознакомиться с литературным источником, но и вспомнить, чем нас больше всего радовал обладатель более чем 40 наград различных номиналов. К слову, Джон Уильямс является лидером по номинациям на Оскар, у него их целых пятьдесят. Даже у Уолта Диснея их ненамного, но всё-таки меньше.

Итак, на пятом месте драматические произведения про рядового Райана и список Шиндлера. Обе мелодии настраивают на сентиментальный лад, создавая нужную атмосферу.

Далее — не столько драматическая, сколько тревожная композиция из «Челюстей», принесшая Уильямсу «Оскара» за оригинальную композицию. Вопреки предсказаниям Земекиса у нас пока нет возможности сказать, что акула до сих пор выглядит фальшиво. Садимся в лодку побольше и делаем звук погромче.

Первый участник пьедестала — музыка из фильмов про Гарри Поттера. И в радости и в горе юный волшебник летал, прыгал, махал мечом и волшебной палочкой под прекрасные звуки музыки. Менялись враги, выходили новые модели мётл и волшебных палочек, но музыка оставалась неизменной.

На втором месте любимый если не всеми, то многими, рыцарь шляпы и кнута — доктор Генри Джонс-мл. В те времена, когда компьютерные игры умещались на дискетах, даже в восьмибитном формате эта музыка звала на подвиги и приключения. А в оригинальном исполнении она определённо является самой духоподъёмной мелодией всех времён и народов. В отличие от песни, под которую Сильвестр Сталлоне колотил замороженные мясные туши и взбирался на холмы, сей оркестровый мотив до сих пор не потерял свою яркость и задор.

И пока я не ускакал искать сокровища — лидер нашего небольшого хит-парада. Банально и очевидно, но это они — «Звёздные войны». Пам пам пам, пам папам, пам папам… Говорить тут нечего, надо стоять, смотреть и слушать. В любой последовательности, но лучше начать с оригинальной трилогии. Хотя битва с Дартом Молом была бы и наполовину не так крута без этой музыки.

Кроме сочинения саундтреков Джон Уильямс широко известен своей дирижёрской работой в Бостонском оркестре. Также он не раз выступал с оркестрами различных городов, исполняя свои популярные мелодии из известных фильмов. В апрелее 2017 года Уильямс выступил в Орландо на Star Wars Celebration с мини-концертом, почтив память Кэрри Фишер. Сорок лет прошло, а музыка всё так же берёт за душу.

В этом и состоит вся сила и главное отличие Джона от остальных кинокомпозиторов. Там, где остальные создают мелодию (даже если очень хорошую), Уильямс создаёт символ, способный жить самостоятельной жизнью. Музыка из «Челюстей» — символ страха, один раз услышишь и проснёшься с сединой. Про Индиану уже написано выше — хочется срочно мчаться туда, где отмечено крестиком на карте. И так со всем остальным. Уильямс очень тонко улавливает все эмоции происходящего на экране и оно раскрывается всеми красками и полутонами, производя максимальное впечатление. Незабываемое впечатление.