Кинорулетка: Поезд

4 августа 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

6 августа в России будут отмечать день железнодорожника, так что мы немного забежим вперед — побежим впереди паровоза, так сказать, — и расскажем о фильмах, ассоциирующихся у нас со словом ПОЕЗД.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Поезд на Юму» (3:10 to Yuma, 2007)

Режиссёр: Джеймс Мэнголд

В ролях: Рассел Кроу, Кристиан Бейл, Логан Лерман, Бен Фостер

О чём: прожженный бандит Бен Уэйд грабит поезда и дилижансы. Однажды свидетелем его преступления становится неудачник-фермер, бывший военный Дэн Эванс. И когда Уэйда ловят, именно Эванс соглашается доставить преступника на поезд, следующий в Юму, где его казнят. Конечно, банда Уэйда и особенно его главный сподвижник Чёрный Принц этого так просто не допустят — в попытке освободить главаря умрёт немало людей. Но Уэйд и Эванс в итоге становятся если не друзьями, то хорошими приятелями. Закончится, правда, не очень хорошо, но не будем раскрывать все карты.

Поезд: поезд на Юму становится некой конечной точкой, к которой надо идти, но ближе к завершению истории мы понимаем, что это лишь начало.

Почему: имя Джеймса Мэнголда вам непременно знакомо: он снял один из лучших фильмов этого года — «Логан». Почему я упоминаю именно его в связи с «Поездом на Юму»? Как мне кажется, уже там режиссёр начал пробовать вырисовывать проблему отношениё отца и ребёнка и мотивации обеих сторон. По сути, вся история началась из-за желания Дэна Эванса доказать своему сыну, что он — не неудачник. (В противопоставление ему Логан не будет этого отрицать). Это история о дружбе и преданности, когда враг становится ближе соратника, а друг наоборот оказывается предателем. Это история не о поверженных идеалах, а о поиске честного пути, ради которого не страшно и умереть. А ещё в фильме прекраснейший и (как мне лично кажется) недооценённый Бен Фостер.

«Убийство в «’Восточном Экспрессе’’» (Murder on the Orient Express, 1974)

Режиссёр: Сидни Люмет

В ролях: Альберт Финни, Шон Коннери, Лорен Бэколл, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет, Ванесса Редгрейв, Энтони Перкинс.

О чём: странно пересказывать сюжет одного из известнейших произведений Агаты Кристи, но вдруг. Известный детектив Эркюль Пуаро случайно оказывается на поезде, следующем из Стамбула в Париж, в компании незнакомцев. Спустя несколько дней путешествия один из них, мистер Рэтчетт оказывается убит. И тот, кто сделал это, находится в поезде.

Поезд: знаменитый поезд приобрёл поистине культовый статус после романа Агаты Кристи. Он стал идеальным местом действия для герметичного детектива.

Почему: давайте признаемся, экранизации «Убийства в «’Восточном Экспрессе’’» существуют во многом для того, чтобы собрать в одном фильме как можно больше хороших актёров и актрис. Поэтому мы и смотрим раз за разом новые фильмы, даже зная сюжет. Вот и вариант 1974 года отметился звёздами с обеих сторон Атлантики. А непревзойдённая Ингрид Бергман получила свой третий «Оскар» за роль няни-шведки Греты Олсон.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

Режиссёр: Никита Михалков

В ролях: Юрий Богатырёв, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Константин Райкин

О чём: 20-е годы прошлого века, где-то на юге России к отправке в Москву готовится партия золотых изделий стоимостью более полумиллиона рублей. За саквояжем с этим добром начинается настоящая охота…

Поезд: одна из самых запоминающихся сцен этого фильма — ограбление поезда, который, к слову, в одиночку останавливает главарь бандитов, спокойно шагающий по шпалам прямо навстречу составу.

Почему: Хотя этот фильм и не стал суперхитом в год выхода, в истории нашего кинематографа он все равно остался как ярчайший представитель хорошего и, при этом, неглупого приключенческого кино. Не секрет, что авторы вдохновлялись творчеством Серджио Леоне, поэтому ярлык «советский вестерн» (или даже «истерн») надолго приклеился к картине. Но ценность дебюта Никиты Михалкова, конечно же, не в этом, а в отлично прописанных и запоминающихся персонажах, которых здесь пруд пруди. Главный герой — честный чекист Шилов (прекрасный Юрий Богатырев), рядом с ним — пронырливая и одновременно с тем трагичная фигура ротмистра Лемке (бесподобный Кайдановский). На втором плане забавный татарин Каюм в исполнении Константина Райкина и, конечно же, харизматичный главарь бандитов — есаул Брылев (самую вкусную роль режиссер оставил себе).

И это лишь только часть звездного актерского состава. Отдельной «вишенкой на торте», делающей этот фильм шедевром, является заключительная сцена со знаменитой пронзительной музыкой Эдуарда Артемьева. Даже спустя десятки лет смотреть ее без слез решительно невозможно.

«В осаде 2: Тёмная территория» (Under Siege 2: Dark Territory, 1995)

Режиссёр: Джеф Мёрфи

В ролях: Стивен Сигал, Кэтрин Хейгл, Моррис Честнат, Эрик Богосян, Эверетт Макгилл

О чём: Банда вооруженных наемников во главе с сумасшедшим изобретателем Тревисом Дейном захватывает пассажирский поезд в котором путешествуют двое сотрудников ЦРУ. Цель головорезов — выяснить у агентов секретные коды для управления новым оружием — секретным военным спутником. На их беду в том же поезде едет бывший спецназовец Кейси Райбек…

Поезд: Практически все действие фильма происходит в захваченном поезде и, надо сказать, это впечатляет.

Почему: Два слова — Стивен Сигал. И сразу все становится ясно про данное творение. К счастью, фильм был снят в 95-м году, поэтому тогда это имя еще не вызывало столько усмешек как годы спустя. Как ни крути, а в молодости Сигал был практически идеальным героем боевика — холодным, расчётливым, опасным. Может ему и недоставало самоиронии, как, например, у Брюса Уиллиса, но в своей нише с ним мог соперничать разве что Ван Дамм. Вторая часть внезапно выстрелившей «В осаде» развивает ту же тему, что и в оригинале (отважный Кейси Райбек в одиночку очищает локацию от бандитов), только теперь место действия переместилось с корабля на поезд. И, прямо скажем, это только прибавило картине определенного драйва. Правда, теперь у Райбека нет красотки-подруги, а есть красотка-племянница (одна из первых ролей совсем юной Кэтрин Хейгл). Также стоит отметить прекрасно получившегося психопата в исполнении Эрика Богосяна. Возможно, в нынешнее время, когда кинозалы и интернет-порталы ломятся от многочисленных боевиков, а спецэффекты становятся все лучше и лучше, этот фильм попросту затерялся бы.

Но двадцать лет назад «Тёмная территория» была хитом на российском телевидении, даже несмотря на наличие массы штампов. Ведь трава, как известно, была зеленее, Стивен Сигал круче, а репутация подобных боевиков несоизмеримо выше.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Загадочный пассажир / Поезд» (Pociag, 1959)

Режиссёр: Ежи Кавалерович

В ролях: Леон Немчик, Люцина Винницка, Збигнев Цибульский, Тереза Шмигелувна

О чем: Одинокий мужчина и одинокая женщина попадают в одно купе. В этом же вагоне оказываются едущие в свадебное путешествие молодожены, зрелая семейная пара, священник, писатель, адвокат и бывший узник Освенцима. Сюда запрыгивает поклонник женщины, который решительно не хочет верить в то, что она с ним порвала. Здесь же скрывается человек, совершивший убийство.

Поезд: Действие фильма полностью разворачивается в поезде, который едет вдоль побережья Балтийского моря.

Почему: Может быть, Ежи Кавалерович и не делает ничего нового, представляя поезд моделью современного ему общества, но ему все равно удается представить эту форму свежей и интересной, к тому же, включить в фильм сразу несколько жанров. Здесь есть и тонкая мелодрама, напоминающая «Короткую встречу» Дэвида Лина, и детектив, в котором есть что-то от Агаты Кристи, и очень сильная зарисовка на тему психологии толпы, а после нее, в финале — снова мелодрама. И обязательно стоит отметить актерский состав, в котором запоминается каждый, даже тот, на ком камера задерживается на несколько секунд.

«Мертвец» (Dead Man, 1995)

Режиссёр: Джим Джармуш

В ролях: Джонни Депп, Гэри Фармер, Гэбриел Бирн, Криспин Гловер, Роберт Митчем

О чём: Уильям Блэйк приезжает на Запад, чтобы найти работу. Да, это тот самый Уильям Блэйк. Вы читали его стихи?

Поезд: В начале фильма Блэйк едет в поезде, где сталкивается с перемазанным копотью машинистом. Поезд — это что-то вроде чистилища.

Почему: Прошедший путь от очередной жертвы Харви Вайнштейна до классики авторского кино, этот гениальный анти-вестерн не нуждается в лишних представлениях. Лишний раз говорить о конфликте культур, жизни, смерти, метафизике, творчестве Блэйка, Джармуше, Ниле Янге, Джонни Деппе, Гэри Фармере, Робби Мюллере, Игги Попе, конечно, можно. Но не стоит. Просто посмотрите этот фильм. И послушайте эту музыку. Они уже очень давно говорят сами за себя.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1938)

Режиссёр: Альфред Хичкок

В ролях: Маргарет Локвуд, Майкл Редгрейв, Мэй Уитти

О чём: наивная британка Айрис возвращается в Лондон из пасторального сердца Европы, и в вынужденной остановке в пути знакомится со всеми своими будущими попутчиками. К сожалению, после продолжения пути на борту комфортабельного поезда милая леди — мисс Фрой , — с которой Айрис пила чай, исчезает. А все вокруг уверяют девушку, что никакой мисс Фрой они не знают и не видели — но айрис-то точно знает!

Поезд: значительная часть действия связана с поездом — сначала герои ждут, пока расчистят пути после лавины, а затем уже поднимаются на борт.

Почему: Хичкок вообще любил разные средства передвижения, а поездам повезло дважды — именно там происходит действие еще одного фильма, «Незнакомцы в поезде». «Леди исчезает» была снята за 13 лет до «незнакомцев» и была предпоследним британским фильмом Хичкока перед переездом в Голливуд; достаточно пересмотреть его сейчас, чтоы понять, почему уже в тридцатых Хичкок был мастером. А еще лучше — пересмотреть в сравнении с несколькими ремейками — в фильме 1979 года хороша только Анджела Лэнсбери (а где она не хороша), телевизионный британский фильм 2013 года лучше забыть как страшный сон.

«Одинокий рейнджер» (The Lone Ranger, 2013)

Режиссёр: Гор Вербински

В ролях: Арми Хаммер, Джонни Депп, Рут Уилсон, Уильям Фихтнер, Том Уилкинсон, Хелена Бонэм-Картер, Джеймс Бэдж Дейл

О чём: возвращающийся домой на Дикий Запад выпускник юридического факультета сначала получает звезду помощника шерифа, потом — вторую жизнь, крутое прозвище и белого коня, а также очень разговорчивого индейца в напарники. Теперь его цель — отомстить за смерть брата, помешать коварным планам местного железнодорожного магната и сделать это так, чтобы не пострадали близкие; а значит — понадобится скрыть лицо, то есть без маски не обойтись…

Поезд: мало того, что главные герои с помощью нитроглицерина взрывают железнодорожный мост; потом они устраивают еще и погоню на поезде. За другим поездом.

Почему: через четыре года после феноменального провала картины Вербински в прокате можно попытаться отделить зерна от плевел и подумать, что было не так с фильмом. Да, он был слишком затянут, а индейцу Тонто досталось едва ли не больше экранного времени, чем заглавному герою — потому как Джонни Депп звезда явно побольше Арми Хаммера.

Да, пролог и эпилог с мальчиком, которому рассказывают историю, был явно лишним. Но в остальном — это вполне себе честное летнее развлечение, кемосабе.