Синемафия посмотрела: «Валериан и город тысячи планет»

14 августа 2017; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Валериан и город тысячи планет».

Мнения наших авторов по поводу нового фильма Люка Бессона сильно разделились — картина получила как резко отрицательные оценки, так и сугубо положительные. Разбираемся, как же так получилось.

Николай Балашов

В «Валериана» влюбляешься с первых же кадров, причем даже не тех, где зрителя ознакомляют с историей Города тысячи планет (хотя это «интро» тоже замечательное), а с тех, когда впервые видишь просыпающуюся жительницу планеты Мю и то, как она, поглаживая умилительную зверюшку, выходит из своего дома. И мы вместе с ней попадаем в рай! Серьезно: последний фильм, где нас потчевали такой красотой, назывался «Аватар». И это было восемь лет назад. Я не говорю, что с тех пор не сняли ничего более красивого, но глядя на пейзажи планеты Мю и ее обитателей волей-неволей вспоминаешь Пандору.

А также в процессе просмотра можно вспомнить и «Звездные войны», и «Стражей Галактики», и, разумеется, «Пятый элемент», знаменитое детище Бессона, старая добрая атмосфера которого безошибочно проглядывается в «Валериане». И, видимо, именно эта похожесть на все сразу и не дала взлететь картине, судя по сборам и средним отзывам критиков. Самое обидное в этом то, что оригинальный комикс про Валериана и Лорелин как раз старше всего вышеперечисленного, он появился на свет в 1967-м году. А вот киноадаптация вышла лишь через 50 лет, пропустив вперед себя всех последователей…

Тем не менее, если перестать качать головой от создавшейся ситуации, фильм получился близким к идеальному. Это тот самый случай, когда основная сценарная линия может и простовата, но всевозможные ответвления от нее (персонажи, локации, гэги и т. п.) вытягивают предсказуемый (особенно в конце) сюжет на высший уровень! Не хватит пальцев на руках и ногах, чтобы перечислить все удачные находки авторов. Это и величайший во вселенной рынок, по которому ходишь одновременно в двух параллельных измерениях, и троица забавных существ с феноменальной памятью, и короткое, но впечатляющее путешествие под водой с крутым капитаном Бобом, и потрясающий Итан Хоук в роли хозяина ночного клуба, и шикарный танец инопланетянки Баббл в исполнении Рианны… Словом, каждый раз когда ты думаешь, что уже все видел, фильм удивляет тебя какой-нибудь новой фишкой. И это здорово!

Так что, дорогие мои, берите мультипаспорт и вперед в кинотеатры.

И да: Кара Делевинь — богиня!

Евгений ИзрайлитК моему величайшему сожалению «Валериан» является триумфом эго над кинематографом. Самый дорогой фильм в истории Франции представляет собой неудачную попытку «догнать и перегнать Америку», попытку, в данном случае, абсолютно лишенную здравого смысла.

С первого взгляда может показаться, что проблема заключается именно в этой невольной конкуренции с мирами DC Comics, Marvel и «Звездных войн», но, на самом деле, все гораздо проще — «Валериан» Бессона катастрофически лишен интересных персонажей, как главных, так и вспомогательных. Более того, сам сюжет фильма оставляет желать лучшего.

Сюжет «Валериана» так же прост, как и неинтересен. Два оперативника Города тысячи планет должны сначала найти, а потом и вернуть что-то, что принадлежит государству. Ради этого создан полностью виртуальный рынок, бегая по которому Валериан охотно исполняет свой долг. Только имеется нестыковка — за кем он бегает и почему нельзя проще (почему он, защитник закона, вынужден действовать втихую), совершенно непонятно. Также непонятно, почему рынок именно виртуальный, а вещи купленные на нем вполне реальные, да и вообще смысл всей этой затеи, кроме того как показать возможность новых компьютерных технологий.

Люк Бессон не раз признавал, что почти весь фильм снят на хромакее — то есть все действие происходит на фоне нарисованного впоследствии заднего плана — и это, увы, наглядно видно в актерских работах. Вместо того, чтобы перевоплотиться в персонажей, актеры просто произносят текст. Что еще хуже, сам текст довольно прямолинейно раскрывает предполагаемый смысл фильма. Точнее, даже не раскрывает, а постоянными повторениями просто впихивает этот смысл зрителям.

Результат налицо — почти два с половиной часа совершенно предсказуемого действия актеров, которые, как бы они ни старались, не могут преодолеть искусственность постановки и сценария. Что касается самой графики, ее просто бесконечно много. Но, увы, видимо ради нее все и делалось.

Ольга Володина

Зарубежная критика фильм скорее хоронит, чем хвалит — что, по-моему, немножко, самую чуточку, несправедливо. Да, он совсем не логичный (и, как во всякой фантастике с гуманистическим посылом, слишком хорошего мнения о туземцах), но, слушайте, какой он красивый. Нет, даже так — КРАСИВЫЙ.

Вступление под титры и Боуи — это, кажется, лучшее, что можно сделать с точки зрения показа космического будущего и всеобщего единения; но это только один из миров! Мир Перлов-Жемчужинок, переливающийся и пастельный; многоуровневый Базар; отдельные уголки станции Альфа — оторваться же нельзя. Эпизод с Рианной и Итаном Хоуком — без слов. Кара красавица, Клайв суров и молчалив, космос бездонен, любовь всё еще пятый — главный — элемент.

А то, что ДеХаан на вид похож на прогульщика из 9 «А», а не на майора разведки — так это как раз отличный ход. В комиксе главный герой был маскулинен; здесь же, в нашем мире победившего феминизма, ему остается выглядеть подростком (которому многое прощается из того, за что условный Крис Пратт получил бы в челюсть), да и никакой он не герой — а так, девица в беде. Это Лорелин — героиня, это она принимает решения, спасает и только вздыхает иногда. Как Шарлиз Терон в незабвенном клипе Брэндона Флауэрса.

С другой стороны — честно скажем, что красоту кадра как всё содержание можно простить музыкальному клипу, и из фильма Бессона два таких клипа как раз вырезать и можно; а вот фильму хотелось бы хоть немножко сюжета. С сюжетом у Бессона все не просто плохо — все настолько ужасно, что пытаешься за него хоть что-то додумать. Но, увы, мы же не наши способности додумывать тут анализируем. И не то, какая крутая Кара.

Если бы только Кару и красоту кадра — то фильм был бы в лидерах по всем рейтингам критиков, но увы.

Максим Поспелков

Входя в зрительный зал, я был настроен весьма скептически по отношению к новому творению Люка Бессона, а когда вышел, меня распирало от бури впечатлений. Присоединюсь ко всем, кто говорит, что фильм получился просто головокружительно ярким и космически красивым. А ещё он лёгкий, дико весёлый, иногда дразнящий, иногда наглый. Для меня стало глотком свежего воздуха то, что формально ничего не нарушая и имея весь арсенал, характерный для крутого голливудского блокбастера, Бессон сумасбродно нарушил каноны мейнстримовых кинокомиксов и вялотекущих франшиз, позволив себе нереальную долю иронии, политизированные, и гуманистические высказывания в подтексте фильма.

Сюжетно «Валериан» такой же простой, как предсказуемый детектив, в котором убийца садовник. Хотя сюжет «Пятого элемента» тоже не rocket science, а сколько миллионов обожающих зрителей у него сегодня? И Люк Бессон в очередной раз подтвердил, что является профессионалом своего дела. Мне кажется, что те настроения и фантазии, которые были придуманы в сумасбродном и очаровательно ироничном «Пятом элементе» 20 лет назад, получили маниакально масштабное развитие в «Валериане».

Не просто так Бессон цитирует самого себя и не только. Да, одарённая артистичная героиня Рианны — это, очевидно, новая Плава Лагуна. Да, вполне понятно, почему у зрителей и критиков за Атлантикой пригорает — ведь в «Валериане» чувствуется явное влияние и «Аватара», и «Стражей Галактики», и «Звездных войн», но всё это пропущено через бессоновскую призму европейского взгляда на прекрасное и комичное. Мне самому первые 20−30 минут казалось, что я действительно где-то видел похожих персонажей и космические корабли, но после попадания с главными героями в головокружительный красочный водоворот приключений, это показалось незначительными мелочами.

Если про появление в фильме Рианны было известно заранее, то Рутгер Хауэр и Херби Хэнкок стали приятной неожиданностью. Ошеломительное впечатление оставил и космический многомерный аналог Черкизона или питерской Апрашки, кому что ближе. А весь зоопарк придуманных существ — просто что-то невероятное.

Что же касается главной актёрской парочки, то судя по всему, мнения о ней разделились на диаметрально противоположные. Да, возможно, актёрская игра кому-то не зашла, да, возможно они не подходят друг другу, и их курьезная романтика выглядит инфантильной. Меня же экранная пара Дэйна ДеХаана и Кары Делевинь — несочетаемая и восхитительная — моментально взяла в оборот. И пусть актёрская работа у кого-то вызывает нарекания, мне кажется, что актёрам хорошо от участия в таком вселенском приключении, а потому хорошо и мне как зрителю. Они без назиданий и явных нравоучений показали, какими бурными и живыми могут быть партнёрские отношения.

«Валериан и город тысячи планет» для меня стал удивительным аттракционом — поэтому какая логика, какая серьёзная актёрская игра, зачем?! Я в восторге от того, что Люк Бессон с командой создателей, кажется, умышленно отнеслись очень… положительно к серьёзному актёрскому пафосу, к соблюдению строгой сюжетной логики, законов физики и т. д. — положили они на всё это что-то большое и тяжёлое. В результате получилось увлекательное и захватывающее путешествие по созданной Вселенной. Кстати, по настроению это путешествие порой такое же весёлое, отвязное, нелогичное и упоротое, как горячо любимый «Автостопом по галактике».
И пусть станция Альфа — этот Город тысячи планет — выглядит урбанистическим монстром, подобным киберпанковому метрополису, здесь так много интересных созданий, забавных жителей и дикого многообразия, что после титров я бы в нём остался.

Ольга Белик

Итак, все понятно: красота невероятная, миры фантастические, есть оммажи самому себе («Пятый элемент», конечно же — и сами мангалоры, и пафосный текст про любовь, которая всё), планета Мюл и ее Перлы — привет, Джеймс Кэмерон, Дэвид Боуи на титрах, вот это все. Это все великолепно, серьезно. Захватывает дух. Бессон — настоящий маэстро-сказочник, черт его побери.

Правда, есть два «но». Первое — всей этой красотищи слишком много. Она напрыгивает на тебя и душит в обьятиях. Бессон так увлекся желанием показать нам все эти миры, что напихал воз и маленькую тележку, не давая передохнуть. Тут тебе и Альфа, и Омега, то есть Мюл, и виртуальный рынок, и подводное царство, и инопланетный бордель, и черта в ступе. Галопом по галактикам. Не успеваешь переварить всю эту кашу.

Второе — чудовищный мискаст главных героев. Ноль химии. Ноль харизмы. Каждый из актеров в отдельности — хорош и любим: в Дэйне ДеХаане сомневаться невозможно, Кара Делевинь сама по себе — строгая девушка и красотка. Вместе же это — какой-то отталкивающий альянс. У ДеХаана химии больше с Итаном Хоуком и блеснувшей Рианной, чем с партнершей. Вот Оля выше пишет, что девушка в беде — это Валериан, и Лорелин его спасает, словно Шарлиз Терон Брэндона Флауэрса. Но Кара — не Шарлиз. Если бы Дэйну дали Шарлиз — оооооо! Вот тут-то мы бы и подпрыгнули в креслицах, и позабыли бы все свои придирочки. И бэкграунд героев бы додумали, и простили бы майору его свадебный напор. А так — смотришь на экран, и не понимаешь, из-за чего сыр-бор, и почему вот это вот — самые крутые агенты во вселенной. Бессону пора завязывать с манией брать моделей на главные роли — современные модели не героини ни разу, увы им.

Максим Девяткин

Дорогой Люк Бессон! Российский зритель до гроба будет благодарен Вам за «Пятый элемент». Вы романтик, мечтатель и вот — появилась возможность снять сказку, о которой Вы всегда мечтали. Красивую сказку со счастливым концом, претензию на фантастический проект всей жизни.

Люк, посмотрев 20 минут «Валериана», я был готов простить сюжетную составляющую, ибо всё это было прекрасно. Но человек (вот ведь шельма!) привыкает ко всему, и красота, увы, не исключение. Я занял свой разум подсчётом различных оммажей и цитат, коими наполнен Ваш фильм. «Люди Икс», «Интерстеллар», «Терминатор», «Звёздные войны», «Аватар», даже «Пятый элемент» (всё же Вы осознаёте всю величину своего творения двадцатилетней давности, да?), затем сбился, и сознание вернулось к сюжету, но помилуйте.

Как могли Вы так бездарно запороть «позвоночник» любой картины — сюжет, историю? Вам был дан огромный придуманный мир, Вселенная возможностей и галактическое пространство для воображения и полёта мысли, но Вы предпочли всё это проигнорировать.

Можно простить, что правительственные агенты спустя 400 лет передвигаются на летающем автобусе, который возит детей в школу ещё с 70-ых (годов ХХ века), можно простить всю эту неразбериху с новыми технологиями, законами физики и прочим, ведь как по героине Энн Хэтэуэй у Нолана? — главное это не профессорская степень, а любовь, ведь это пятое измерение. Вот и у Вас также, Люк. Знаете, бывают сногсшибательные барышни, но стоит с ними заговорить, и понимаешь, что твоё «долго и счастливо» где-то ещё.

И прошу, не думайте, что зрители НЕ подобны императору тупоголовых инопланетных троллей, которого вы изобразили в фильме — горькую конфету в красивой обёртке зритель не купит, ему подавай деликатес, то бишь по аналогии с Вашим фильмом — мозг Кары Делевинь… или Ваш мозг… или наш… В общем, успехов в дальнейшем творческом пути!

Владислав Пастернак

Странное у меня осталось ощущение от «Валериана». Во-первых, какой же он «Валериан», если и оригинальный комикс называется «Валериан и Лорелин», и в фильме совершенно очевидно Кара Делевинь играет ничуть не менее важного и ни в чём не уступающего персонажа, чем герой Дехаана. Если бы назвали фильм «Лорелин», и то было бы ближе к правде. Валериан флиртует с Лорелин, та шлёт его куда подальше, потому что он бабник. Но все его бесчисленные связи остались где-то за кадром — мы так и не увидели ни одной женщины, кроме самой Лорелин. Фильм красочный, насыщенный удивительными и оригинальными находками, но почти совсем не смешной, хотя есть ощущение, что насмешить пытались.

Странная композиция. Не меньше получаса длилось вступление — герои спасали котика конвертора (почему, к слову, конвертор, если он не конвертирует, а мультиплицирует?) — и, кстати, спасали отменно, я бы сказал, это лучшее спасение котика, что я видел в течение долгого времени. Но едва спасли зверя, следует другое задание, на первый взгляд, никак не связанное с предыдущим — создается впечатление, что первая сорокаминутная серия сериала закончилась, и началась другая. Только в самом конце все ниточки свяжутся воедино, но ощущение отсутствия связи между частями так и будет преследовать до самого конца.

То есть, что хочется сказать: то ли сценарий, то ли монтаж — что-то не совсем удалось.

Зато удалось почти всё остальное. Богатый и очень уютный мир будущего, замечательные костюмы, великолепная графика (местами, впрочем, создается ощущение, что смотришь мультфильм — но не там, где на экране Перлы, а там, где Валериан летает, летает, летает…).

Но при всей фееричности фильму всё время чего-то не хватает. Не хватает глубины и искрометности «Стражей Галактики» сценарию. Не хватает стиля музыке Александра Депла. Не хватает широкоугольного объектива оператору Тьерри Арбогасту. Не хватает отвратительности антагонисту, а также не хватает интриги сценарию: кто в чём виноват, становится ясно довольно быстро. Не хватает героизма Валериану, и не хватает, самое главное, саспенса. Странен выбор актеров на роли второго плана — где-то звёзды уровня Клайва Оуэна и Рианны, где-то новые лица, причём расстановка звёзд и не-звёзд выглядит произвольной. Герои выглядят неуязвимыми как физически, так и эмоционально, и лишь обаяние и привлекательность главных актёров спасает малоинтересных персонажей.

Мне не было скучно. Рассматривать мир, который авторы оригинального комикса придумали ещё до «Пятого элемента», «Аватара», планеты Корусант и прочих фантастических миров и космических опер, было интересно. Смотреть на Кару Делевинь и Дейна Дехаана — это просто неземное удовольствие. И даже гуманистический месседж силён. Но всё же сюжет, лежащий в основе этого невероятно дорогостоящего аттракциона, выглядит на фоне таких декораций и графики совсем копеечно. Люк Бессон сегодняшний — заложник себя вчерашнего: смелого и наглого. Мы всё еще надеемся на возрождение.

Наш вердикт: