Бунтарское кино — в кинотеатрах

30 августа 2017

С 1 по 3 сентября компания ИНОЕКИНО устраивает ретроспективу фильмов, объединенных бунтарским духом.

Вместе с осенью приходят и отличные новости. «ИНОЕКИНО» возвращаются с новой программой, имя которой — «Бунтарское кино». Пройдёт она (увы и ах) только в трёх городах России: двух столицах и Новосибирске. Как известно, первое сентября — «день знаний» и начало учебных будней для сотен тысяч школьников. Но раз уж речь о молодой крови, то тут и бунт где-то рядом, правда?

Выбранные картины объединяет время их создания — 50-ые и 60-ые годы ХХ века. Множество протестов и движений за права тех или иных окутывали Америку в то время. И смысл вовсе не в различиях людей, что стояли за красивыми лозунгами или поднимали вверх плакаты «peace». Смысл в единении, духе свободы, которым было пронизан этот период в истории. Фильмы, которые будут показаны 1−3 сентября тоже очень разные, но в каждом из них свобода стоит во главе угла.

1 сентября — «Бунтарь без причины» (Rebel Without a Cause, 1955)

Режиссёр: Николас Рэй

В ролях: Джеймс Дин, Натали Вуд, Сэл Минео

Семья Джима только что переехала, но юный старшеклассник и здесь находит себе проблемы. Он влюбляется в девушку, которая тусуется с местной шпаной, глава которой провоцирует Джима на разного рода поединки. Джим находится в состоянии неопределённости и мечется от одной крайности к другой, не находя понимания ни у родителей, ни у сверстников, ни у кого бы то ни было ещё. Компанию ему составляет парень, на досуге стреляющий щенят из пистолета своего отца. Как унять метания Джима не знает никто, но одно ясно точно — на его пути пропасть из которой нет выхода.

Культовый фильм пятидесятых послужил «калькой» для последующих поколений бунтарей, которые не могут найти себя. У Джима и его друзей нет причин бунтовать — всё в жизни хорошо, как казалось бы. Джим и не похож на привычный образ бунтаря. Интересно, считал кто-нибудь сколько раз он плачет и держится за рукав отца? Вместе с тем Джим старается показать окружающим несправедливость жизни, идя напролом сквозь ложь и заблуждения.

Образ Джеймса Дина покорил зрителей. Молодой актёр показал широкий диапазон мастерства, благодаря которому его герой стал визитной карточкой подросткового бунта середины двадцатого столетия. Названием фильм обязан трудам доктора Р. М. Линдера, написавшего трактат о малолетних преступниках. Популярность картины вызвана ещё и тем, что вскоре после съёмок Джеймс Дин скончался, разбившись в автомобиле на огромной скорости, увековечив себя в фильме Николаса Рэя. Нам остаётся лишь смотреть и предполагать, какую бы карьеру мог сделать этот актёр в перерождённом Голливуде.

Разумеется, на фильм ссылаются постоянно. Одной из самых известных отсылок является выражение «курица» (chicken — англ.), на которое агрессивно реагирует Марти МакФлай из «Назад в будущее».

2 сентября — «Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967)

Режиссёр: Артур Пенн

В ролях: Уоррен Битти, Фэй Данауэй, Майкл Дж. Поллард, Джин Хэкмен

Честь перепутать (или пошутить и перепутать) названия в конверте, при объявлении лауреата премии Оскар в номинации «лучший фильм», была «доверена» Уоррену Битти не просто так. Пожилой актёр сыграл много ролей в кино, но самая знаковая — история отчаянной парочки, которая орудовала в Америке 30-ых. Джон Диллинджер называл их мелкими карманниками, но несмотря на его слова, Бонни и Клайд — самые знаменитые и обласканные людской молвой преступники. Именно о взлёте и падении этого тандема рассказывает картина Артура Пенна.

Образ, созданный Битти и Данауэй стал легендарным и различные эксплуатации-отсылки на их дуэт бесконечны, начиная картиной «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и заканчивая «Прирождёнными убийцами» Стоуна.

Стоящая рядом с кровью и откровенными любовными сценами (для своего времени очень даже бунтарскими), романтика большой дороги проникает в сердце зрителя. Пенн заставляет зрителя ненавидеть тех, кто априори должен быть «хорошим» и возносить до небес «плохих» убийц и грабителей.

И пусть очень многое было нафантазировано или искажено. Кому какая разница? О зверствах Бонни и Клайда уже давно судят лишь по картине Пенна, а значит шалость удалась.

3 сентября — «Беспечный ездок» (Easy Rider, 1969)

Режиссёр: Деннис Хоппер

В ролях: Питер Фонда, Деннис Хоппер, Джек Николсон, Антонио Мендоза

Это не просто фильм. Это гимн своего времени. О чём он? Два байкера, заработавших на контрабанде наркотиков, решили «уехать в закат» через всю Америку. На пути им встречается самый разный люд и не все способны понять дух свободы, которым живут герои.

Своеобразный дух свободы и бунта был не только в кадре, но и вне его. Деннис Хоппер и компания сняли фильм за копеечный бюджет, решив обойтись без помощи студий. Многие (а Хоппер больше всех) регулярно употребляли наркотики и напивались до беспамятства (а вы посмотрите какой был год!). Но картина вышла! Вышла, сорвала кассу и стала образчиком фильма о свободе, о нелёгком пути свободного человека. Стала гимном своего поколения, благодаря которому мы и сейчас можем иметь исчерпывающее представление о том, чем были 60-ые для людей, стремившихся к свободе любой ценой.

Не последнюю роль сыграла и музыка, звучащая в фильме. Пока герои преодолевают дорогу на двухколёсных «харлеях», звучат хиты 60-ых, среди которых каноничная песня Steppenwolf «Born to be wild». А есть ещё «Ballad of Easy Rider», написанная специально для фильма… Послушаешь и хочется в путь-дорогу.

«Беспечный ездок» получил признание по всему миру, для каждой страны символизируя что-то своё. Что-то в нём находят и новые поколения.

За свою работу Хоппер получил награду Каннского фестиваля. А за свою роль адвоката, бросившего карьеру к чертям и надевшего бейсбольную каску вместо мотошлема, Джек Николсон получил первую номинацию на премию «Оскар».


Фильмы будут показаны в сопровождении оригинальной звуковой дорожки и русскими субтитрами. Билеты на сайте ИНОЕКИНО, а также в кассах кинотеатров:

  • Санкт-Петербург — Кинотеатр «Аврора» (Невский пр., 60)
  • Москва —  Кинотеатр «Формула Кино Горизонт» (Комсомольский пр., 21/10)
  • Новосибирск — Кинотеатр «Победа» (ул. Ленина, 7)