Таисия Вилкова и Юлия Франц: «Это смело, такого еще не было»

2 сентября 2017

31 августа на отечественные экраны вышел фильм «Гоголь. Начало». Синемафии удалось поговорить с исполнительницами главных ролей в фильме — Таисией Вилковой и Юлией Франц.

О литературе, откровенных сценах, социальных сетях, Петербурге, алкоголе, Меньшикове, хорошем кино и о том, за что «Гоголя» будут ругать.

«Гоголь» — длинный проект, четыре фильма будут показаны в кинотеатрах. Сможет ли история удержать зрителя, заставляя его приходить снова и снова?

Таисия: Думаю, что да. Сюжет закручен очень лихо и тайна не будет раскрыта до самого конца. Надеюсь, что мы сможем удержать зрителя, ведь мы вложили в проект много сил. Но, разумеется, пока никакого прогноза мы дать не можем, за исключением нашей огромной симпатии к проекту.

Юлия: История неординарная, даже завораживающая, я полностью согласна с Таей. По ходу сюжета невозможно предугадать развитие событий, поэтому мы надеемся, что зритель останется увидеть, что же в итоге произойдёт.

Настолько вы уверены в истории, сценарии. Это смело. А как вы согласились на эти роли, попали в этот проект?

Юлия: Я очень хотела попасть в проект, но произошло всё довольно банальным образом — мне позвонил агент с предложением. А дальше я прочла сценарий, прошла кастинг и меня утвердили на роль.

Таисия: У меня было примерно то же самое. До этого я уже работала с кинокомпанией «Среда», знала о подготовке к съёмкам проекта «Гоголь». Но речи о моём участии не было. Лишь когда начали искать актрису на роль Лизы, меня пригласили на кастинг, который я успешно прошла.

Вы заранее знали об эротической сцене, которую зрители увидят в фильме? Насколько известно, для вас это первый подобный опыт, да ещё и без помощи дублёрш.

Таисия: Было выпито много спиртного перед этим…

Юлия: Но было ещё и очень холодно. Снимали мы в октябре и чтобы не замёрзнуть — было спиртное. Была построена декорация, но она же не настоящая. Там холодно.

Таисия: Мне просто позвонил Егор (Егор Баранов, режиссёр фильма — прим. Синемафии) и сказал, что будет такая сцена. Вопрос о моём желании мне не задавался. Так как я очень доверяю Егору, у нас с ним это не первый проект, то я сказала: «хорошо, пусть будет так, как ты считаешь нужным».

Юлия: Когда мы вошли в кадр, волнение отступило. Саша Петров (исполнитель роли Гоголя — прим. Синемафии) очень тактичный человек, с ним легко работать и всё прошло очень культурно. Насколько это возможно.

Таисия: Нам было очень холодно, а вокруг стояла группа в пуховиках и шапках.

Съёмки проходили в Петербурге и Псковской области. Удалось ли вам что-то запомнить, увидеть?

Таисия: Буквально вчера вернулась из Петербурга, у меня там съёмки. И на премьеру «Гоголя» в Петербург поеду. В Петербурге всегда приятно сниматься, всегда есть куда сходить. Даже если едешь туда работать, ощущения, что надо работать нет. Это праздник.

Юлия: У нас особенно не было времени, чтобы погулять, но вечерами мы гуляли пешком по городу.

А есть у вас история специально для Петербурга?

Таисия: Была у нас история, мы после ужина пошли гулять с Евгением Стычкиным и Александром Петровым. Я сказала, что знаю как идти. Санкт-Петербург, набережные, ночь, всё красиво, но тут навигатор завёл нас в подворотню. А там закрытый, заброшенный рынок, собаки воют. Шли, шутили, а потом нам всем стало немного страшно, будто мы попали в девяностые. Мы были уверены, что в центре Петербурга такого не бывает, но мы благополучно вышли к нашей гостинице.

А сопровождала ли вас мистика на съёмках? Гоголь всё-таки…

Юлия: Для съёмок в Пушкинских горах нам нужна была коза. Хозяева козы привели её на съёмки, очень за неё волновались. Коза от нас в процессе сбежала и потерялась. А мы находились в лесу, где обитали кабаны и прочие животные. Во время съёмок даже оказалось, что в соседнем лесу туриста загрыз медведь. Поэтому далеко от съёмочной площадки уходить было страшно, а тут коза туда убежала.

Таисия: Мы расстроились, всей группой скинулись хозяевам на новую козу, но спустя неделю в хозяйский дом пришла та самая коза-потеряшка.

Юлия: Маленький козлёнок, а нашёл путь из лесу и свой дом. Остался в живых.

Таисия: Как Леонардо ДиКаприо…

Вряд ли он ночевал в лошади.

Юлия: Уж этого мы не знаем, история умалчивает.

У Гоголя есть смешные и мрачные произведения. Каким он вам представляется, входит ли в число ваших любимых писателей? В состоянии ли сейчас люди читать объёмные произведения?

Таисия: Это отдельная тема. Говорят, что способность восприятия большого количества информации меняется и для молодых людей это трудно. Ведь вокруг социальные сети, где минимум текста. Я очень люблю читать, но мне тоже труднее и труднее — мозг ленится и привыкает к коротким текстам. Мозг надо тренировать.

Гоголя я очень люблю, читала его ещё в школе. Как и все талантливые люди — он разный. Но для меня больше смешной. У нас в сценарии многое взято из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», его я и люблю больше всех. Гоголь волшебник, хулиган. Он абсолютно уникальный, отдельный персонаж.

Юлия: Соглашусь с Таисией по поводу социальных сетей и интернета. Они поглотили детей с раннего возраста. Но прививать правильный вкус к литературе можно и нужно, в первую очередь родителям. Гоголя я люблю, в детстве он казался мне страшным писателем, сейчас воспринимаю его очень «зимним», рождественским писателем. Наверное из-за атмосферы его произведений. В памяти у меня остались «Мёртвые души», как писателя это произведение очень ярко отражает Гоголя.

Потянет ли людей перечитать Гоголя после просмотра вашего фильма? Вы же снимали не по произведениям, может зрители захотят узнать «а что же было на самом деле»?

Юлия: Мы надеемся на это. Посмотрев фильм, может прочитают и те, кто не читал никогда.

Таисия: Я не думаю, что фильм повлияет на читаемость Николая Васильевича. Проект будет иметь успех, как кино, но ожидать, что все побегут читать не стоит. Хотя было бы здорово.

У нас в фильме есть Гоголь и его персонажи, но это абсолютно другой человек. Образ, который сценаристы поместили в придуманные обстоятельства. Есть общие темы, сюжеты.

Сейчас начнётся: все люди, считающие, что они любят и знают русскую литературу будут критиковать, мол «у Гоголя такого не было, что это за голые девки пляшут». Это абсолютное ханжество. Не нужно воспринимать проект, как байопик, экранизацию. Молодец тот зритель, который будет это понимать.

Юлия: Это художественный вымысел, который может не соответствовать литературе и биографии.

Таисия: Это смело, такого ещё не было и я очень надеюсь на адекватную реакцию со стороны зрителя.

А какие трудности сопровождали вас, помимо холода?

Таисия: Погодные условия. Все находились в тонусе, потому что надо было успеть доснять «до заката», «до восхода», «пока снег не пошёл», «пока гром не грянул». Все натурные съёмки были сложными.

Юлия: Были трудности, но в этом есть своеобразное удовольствие. Ведь не всё должно быть просто и легко.

Если верить интернету, в «Гоголе» появятся Пушкин и Лермонтов. Недавно был фильм о Пушкине, которого переместили в наше время. У вас вольная фантазия, которая помещает Гоголя в выдуманную историю. Этот тренд будет продолжаться, как вы считаете?

Таисия: Если вся эта история будет иметь успех, то это может получить широкое развитие. В таком случае мы встретим на экране не только Пушкина, Лермонтова — придёт и Достоевский. Но я думаю, что это может быть очень круто. У каждого писателя есть определённый образ, то как мы себе их представляем. Важно, что в фильме используется лишь их образ, потому что мы не знаем, какими они были на самом деле.

Юлия: Рано прогнозировать, но возможен очень разный исход. Может быть всё.

Образы девушек того времени вам очень идут. Расскажите, а насколько вам самим близок этот стиль, как проходила работа с художниками, костюмерами?

Юлия: Со мной проще, у меня был только один наряд. Простая сорочка, которую предполагает мой образ. Мне было комфортно, у нас замечательные костюмеры. Они разрабатывали костюмы. У Таисии было намного больше выбора, я смотрела и восхищалась её красотой каждый раз.

Таисия: Художники по костюмам и гриму у нас замечательные. Всё было на высшем уровне сделано. Каждый наряд подбирался, Егор утверждал чуть ли не каждую бусинку. Мы не были привязаны ко времени, так что костюмы, которые я ношу это начало двадцатого века, как правило, а вовсе не раннего девятнадцатого. Но нам это было не важно. Важно, чтобы это было так, как нужно Егору, как он это видит.

Что дали вам съёмки с точки зрения жизненного опыта?

Юлия: Мы научились терпеть мороз (смеётся). Я работала с командой абсолютных профессионалов. Я имела честь наблюдать за тем, как работает Олег Меньшиков. Уже наблюдать за этим со стороны огромный опыт и удовольствие. Я не могла оторвать от него глаз. Он работает просто, но в то же время завораживает своей игрой.

Таисия: Присутствие на площадке, пока работает Олег Меньшиков, отдельное событие в жизни. Оно меняет тебя, как человека, артиста, потому что понимаешь, что всё тлен, ты ничего не умеешь. Это момент восхищения и непонимания, как работает этот человек.

Всё гениальное просто. А каково было на площадке Егора Баранова? Таисия, вы же работали с ним не в первый раз.

Таисия: С ним очень здорово, потому что он знает точно, чего он хочет. Это лишает площадку неустойчивости, всё на нём держится и все его слушают беспрекословно. Он умеет подчинить себе всех, но не насильно, напротив. Ему все стараются угодить, все ему доверяют.

Юлия: Это первая моя работа с Егором. Ещё на кастинге он меня приятно удивил — он очень хорошо знает, что ему нужно. У меня ни разу не было с ним конфликта, сложились очень доверительные, профессиональные отношения.

А каков жанр этого фильма? Егор упоминал, что для него это «готика».

Таисия: «Готика» — подходит. А вообще я никогда об этом не думала.

Юлия: Не могу вписать его в определённые рамки. Жанрово «Гоголь» очень разнообразен. Триллер, мистика, местами даже чёрная комедия.

А кому бы вы посоветовали посмотреть «Гоголь. Начало»?

Таисия: Всем! Всем, кто любит хорошее кино. Тут нет определённых рамок и ограничений.

Юлия: «Гоголь» для зрителей разных возрастов и интересов.

Таисия: Мы сами ещё не видели фильм полностью, увидим только на премьере.

Вы не боитесь, что разнообразие жанров — это выстрел «везде и в никуда»?

Таисия: Кино точно найдёт своего зрителя. Кто это — мы пока предположить не можем. Хотя вряд ли это будет интересно моей бабушке.

Юлия: Главное, что мы делали это с любовью, по-настоящему.

Какие фильмы нравятся вам, как зрителям? С какими актёрами вам бы хотелось поработать, даже теоретически?

Таисия: С Олегом Ивановичем Янковским и Марлоном Брандо. Много замечательных актёров.

Я посмотрела недавно фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», мне очень понравился, его обязательно надо смотреть. Я не могу сказать, что мне нравится определённый жанр, мне просто нравится хорошее кино.

Юлия: Кино я люблю, не ограничиваю себя определёнными рамками, но ужастики смотрю редко.

А если бы вы могли поговорить с самим Н. В. Гоголем и показать ему только один фильм, что это была бы за картина?

Таисия: Гоголю? Наш фильм! Ему бы понравилось, он был человек с чувством юмора.

Может захотели бы задать ему вопрос? Или сами бы ему рассказали что-то о нашей жизни, о России.

Таисия: А что бы вы ему сказали? Николай Васильевич, за двести лет ничего не изменилось. Покатали бы его на машине, показали бы метро.