Российские фильмы осени

2 сентября 2017

Редакция Синемафии нашла отечественные фильмы, которые ей бы хотелось увидеть этой осенью, и рассказывает вам о них.

Вчера мы рассказали о зарубежных фильмах, которые мы ждем этой осенью, а сегодня пришло время российского кино. Вот проекты, которых ждем с нетерпением.


«Про любовь. Только для взрослых»

Режиссёры: Нигина Сайфуллаева, Павел Руминов, Наталья Меркулова, Резо Гигинеишвили, Евгений Шелякин, Алексей Чупов, Анна Меликян

В ролях: Равшана Куркова, Александр Паль, Максим Матвеев, Джон Малкович, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Анна Михалкова, Ингеборга Дапкунайте, Тинатин Далакишвили

Ольга Белик

Сняв в 2015 году альманах «Про Любовь», пару лет спустя Анна Меликян решила ограничиться новеллой в сиквеле и привлечь несколько самых разножанровых коллег. Плюс обозначить тему — секс и его отсутствие. Сразу же дается хлесткая жуткая история: у героини Равшаны Курковой секса не было шесть месяцев, и это многое про нее говорит. Есть надежда, что поскольку в авторах этой истории — известный эпатажник Павел Руминов, то это все-таки злая ирония. Далее перед нами чередой проходят самые разные люди и их проблемы: кто-то хочет зачать ребенка от красавчика, кто-то пытается лишиться девственности, кто-то — уйти от жены. На этом фоне, казалось бы, наиболее безумной должна быть история героини Анны Михалковой, чей муж захотел остроты отношений и отправился с нею к свингерам. На деле именно эта новелла — пожалуй, лучшее, что есть в картине. Беснующаяся на столе Михалкова, да еще аристократичная спина Ингеборги Дапкунайте — вот что вы запомните из фильма (и диалоги Александра Паля). Джон Малкович вместо Ренаты Литвиновой из первого фильма — это, конечно, мощный удар по киноманам, но холостой.

…И все равно, несмотря на все странности историй, получилось очень милое душевное кино. Пусть и со странностями.

Владислав Пастернак«Про любовь-2» собрала на августовских пресс-показах волну негатива. Сексизм, мизогиния — полный набор мишеней, которые приличному человеку следует яростно атаковать. А всего-то кино про женщин, которые тоже хотят жить половой жизнью, и у которых вечно что-то не в порядке. На мой взгляд, получились, скорее, «Интимные места-2», чем «Про любовь-2». Да, не все шутки смешны, не везде всё удалось со вкусом. Но на закрытии «Кинотавра» фильм смотрелся свежо, мило и трогательно, словно улетающий в небо Олимпийский Мишка. Как над хотящими мужиками смеяться — это мы всегда пожалуйста. А как настало равноправие и женщины тоже стали несчастные, глупые и смешные — так нет?

«Заложники»

Режиссёр: Резо Гигинеишвили

В ролях: Тинатин Далакишвили, Иракли Квирикадзе, Мераб Нинидзе, Гига Датиашвили

Дата выхода: 21 сентября

Ольга Белик

Первый серьезный фильм Резо Гигинеишвили, как пишет едва ли не каждый журналист. Режиссер, снискавший себе славу как маэстро легкого жанра, внезапно обратился к непростой реальной истории: событиям 1983 года, когда в Грузии шестеро парней и одна девушка попытались угнать пассажирский самолет и сбежать за границу. Все закончилось трагически: погибли люди, семьи захватчиков были покрыты позором, некоторых из них расстреляли и захоронили в неизвестном месте. Гигинеишвили решил исследовать, что могло двигать хорошими образованными молодыми ребятами. Как и почему они смогли убивать людей. Ответа на вопрос «а стоило ли» и вообще никаких ответов Резо не дает намеренно. Просто смотрите, как бывает. На «Кинотавре» ему достался приз за режиссуру, а Владиславу Опельянцу — за операторскую работу, и вполне заслуженно: «Заложники» сняты в темно-синей гамме и практически лишены солнца, ломая стереотипы о солнечной Грузии. Потому что здесь, как и у Кантемира Балагова — царство тесноты, из которой героям так и не удалось вырваться.

Ксения Рудич

Лучший фильм Резо на данный момент. И не только по признанию отечественных критиков — фильм уже посмотрели в Берлине, где отметили его высокий уровень и актёрскую игру. Тина — одна из самых удивительных актрис современного российского кино. Её умение перевоплощаться, играя то нежную девушку, то персонажа сказки, то смелую и сильную героиню, заслуживает отдельного упоминания. Рядом с ней — восходящая звезда Иракли Квирикадзе. История основана на реальных событиях, когда в 1983 году шестеро девушек и молодых людей попытались угнать самолёт, чтобы сбежать из Советского Союза. И заложники — это не только пассажиры того лайнера, но все герои картины. При этом Советский Союз не показан этакой тюрьмой. Скорее для каждого героя — она своя. И не факт, что сейчас мы — не такие же заложники, как молодые люди 35 лет назад. Резо снял очень вдумчивый фильм, наполненный саспенсом и драмой, при этом режиссёру удалось остаться в стороне и не навязать зрителю своего мнения. Это дорогого стоит.

«Жизнь впереди»

Режиссёр: Карен Оганесян

В ролях: Светлана Ходченкова, Александр Паль, Денис Шведов, Артур Смольянинов, Максим Виторган, Юлия Александрова, Павел Прилучный, Егор Корешков

Дата выхода: 5 октября

Максим Девяткин

Комедия (или нет?) Карена Оганесяна рассказывает историю одноклассников, встретившихся по довольно печальному поводу — поминки товарища. Но вышло так, что смерть лишь повод для встречи и зрителя ждёт увлекательный экскурс в жизненные перипетии главных героев. К слову, актёрский состав у проекта весьма завидный: Ходченкова, Паль, Смольянинов, Виторган, Бурунов и другие. Трейлер интригующий, а ещё там есть Александр Паль, внушающий доверие, так что посмотреть очень даже можно.

Петр Зайцев

Трагикомедия Карена Оганесяна о встрече одноклассников — это несколько переплетенных друг с другом историй о поколении тридцатилетних. Каждый раз сложно угадать, чего стоит ждать от Оганесяна, но трейлер внушает надежду на лучшее. В конце концов, здесь шикарнейший актерский состав — Ходченкова, Паль, Прилучный, Смольянинов, Шведов, Корешков, Медынич, Виторган, Александрова… Это вам не очередные кавээнщики, а настоящие талантливые актеры, на которых всегда приятно смотреть.

«Аритмия»

Режиссёр: Борис Хлебников

В ролях: Ирина Горбачёва, Александр Яценко, Максим Лагашкин, Николай Шрайбер

Выход в прокат: 5 октября

Ксения Рудич

«Аритмия» — удивительное кино. Вроде бы на экране не происходит ничего особенного: врач скорой помощи никак не может принять, что жена уходит от него. Мы видим лишь их рабочие будни и несколько моментов из личной жизни. При этом ты не можешь оторвать взгляд, тебя то и дело пробирают мурашки, а после титров ты готов рыдать навзрыд, забраться в одеяло и напиться. Потому что слишком жизненно, слишком правдиво. И тут слово «слишком» — это не та гипербола, что есть в фильмах Звягинцева («Нелюбовь» и «Аритмию» нельзя не сравнивать в этом году), а просто ощущение, что это не просто происходит рядом, а с тобой. К «Аритмии» точно нельзя отнестись равнодушно — уж слишком она живая. Пульс с плаката так и бьёт: в ритме кадра, в музыке, в вашем собственном теле. Та самая магия кино. Пропустить «Аритмию» нельзя никак. Не знаю, кому из двух вышеперечисленных картин отдала бы голос при выдвижении картины от России на Оскар — в каждой есть что-то необходимое нам, и каждая — самостоятельная и совершенная творческая единица. «Аритмию» как и «Нелюбовь» делают актёры. В данном случае — Ирина Горбачёва и Александр Яценко. Наконец-то первой дали драматическую роль, наконец-то второму дали просто жить на экране. Смотреть, пересматривать, обсуждать.

Владислав Пастернак«Аритмия» для меня в этом году — однозначно в тройке лучших фильмов. С огромным удовольствием посмотрел её уже дважды: сначала на премьере в Сочи, затем на внеконкурсном показе в Выборге. На второй раз картина показалась даже динамичнее. История врача скорой помощи, настоящего героя на работе и полнейшего инфантила в личной жизни, неизменно поражает зрителей в зале своей честностью, тонкостью и эмоциональностью. «Аритмия», невозможная в советское время в принципе по миллиону причин, напоминает мне лучшие работы Рязанова и Данелии. Нет, это не комедия, хотя иронии хоть отбавляй. Даже не знаю, что именно в ней общего с работами великих мастеров. Вроде ничего — а вроде что-то и есть. Может быть, качество? Полагаю, если бы русское кино было таким, проблем с конкуренцией у него бы не было.

«Салют-7»

Режиссёр: Клим Шипенко

В ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Мария Миронова, Оксана Фандера

Дата выхода: 12 октября

Петр Зайцев

Мы уже рассказывали о непростой судьбе «Салюта-7», проигравшего в кабинетах чиновников борьбу со «Временем первых» и потерявшего, по словам продюсеров, много миллионов рублей из-за переноса премьеры на полгода. Особенно вся эта история печальна потому, что «Салют-7» выглядит гораздо более интересным и жизнеспособным проектом, чем нафталиновое и неимоверно скучное «Время первых». Уверен, что нужно дать шанс фильму Клима Шипенко и посмотреть его в кинотеатре — один его трейлер уделывает всё «Время первых» вместе взятое.

Владислав ПастернакО скандале вокруг даты проката «Салюта» и «Времени первых» не написал только ленивый. «Салют-7» перенесли на осень, нанесли огромные убытки продюсерам и кинотеатрам. Зато осенью у нас будет много хороших фильмов! «Салют-7» — явно из таких. Не по-российски качественный трейлер обещает стопроцентно российское кино: русские характеры в космосе. Пиар-служба обещает какой-то удивительный прорыв. Для съемок использовался гигантский павильон, и в нём снимали сцены какой-то невероятной для наших зрелищности. Хочу посмотреть! Смущает только стрижка Любови Аксёновой — но что поделать, тогда примерно так ходили; хорошо, что это время уже в прошлом.

«Последний богатырь»

Режиссёр: Дмитрий Дьяченко

В ролях: Виктор Хориняк, Константин Лавроненко, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева

Дата выхода: 19 октября

Ольга Белик

После провала первого фильма российского Disney «Книга мастеров» студия клянется, что учла все ошибки и готова выдать нам не то, чтобы самый настоящий диснеевский фильм — а хорошую современную сказку в духе культовых фильмов Михаила Ромма. Для этого в партнеры были привлечены продюсер Эдуард Илоян и студия Yellow, Black & White, ответственная за комедийный сериалоблокбастер «Кухня». Она, в свою очередь, привела «кухонный» костяк: сценарную группу из Виталия Шляппо, Дмитрия Яна, Василия Куценко, Павла Данилова и Игоря Тудвасева, режиссера Дмитрия Дьяченко и актера Виктора Хориняка — то есть можно надеяться, что некая обкатанная формула успеха сработает и здесь. От Disney проекту достались немножечко «Стражей галактики» (танцы в трейлере — камон, ребята, думаете, мы не опознаем?), бюджеты и пиар-мощности. От нашего богатого наследия — Баба-Яга, Кощей и все-все-все. Молимся, чтобы это все, наконец-то, удачно скрестилось. Ну, хочется же уже потому что волшебства по-русски.

Ксения Рудич

Если первые ролики оставляли вопросы, то теперь нет никаких сомнений — фильм надо ждать. Совместное творчество Disney Russia и Yellow, Black&White просто не может быть плохим. Заранее соглашаться с таким утверждением сложно, и я уверена, что у фильма найдётся множество противников, но это смелый и беспрецедентный проект. И зритель на такие проекты идёт. Особенно, когда истории о богатырях от «Мельницы» уже немного надоели. Да и кто из нас не мечтал попасть в сказку — встретить Бабу-Ягу, Василису Премудрую или Кащея Бессмертного. А вот у обычного парня (Виктор Хориняк) это получилось. Так что мы все ему немножко завидуем. Кроме всего прочего, в фильме явно очень красивый сеттинг и костюмы — это мы умеем.

«Жги!»

Режиссёр: Кирилл Плетнёв

В ролях: Инга Оболдина, Виктория Исакова, Владимир Ильин, Анна Уколова, Алексей Шевченков, Данил Стеклов, Татьяна Догилева, Александра Бортич, Никита Кологривый

Дата выхода: 16 ноября

Петр Зайцев

«Жги!» — это музыкальная драма о надзирательнице женской колонии, решившей принять участие в главном вокальном конкурсе страны. Полнометражный режиссерский дебют актера Кирилла Плетнева очень тепло приняли зрители на Кинотавре, в отличие от критиков, высказывавшихся о картине весьма прохладно. Что-то мне подсказывает, что лучше довериться мнению зрителей. Прошлогодняя короткометражка Плетнева «Мама» показала, что у Кирилла очень большой режиссерский потенциал, и он умеет рассказывать простые человеческие истории так, чтобы за ними не скучно было наблюдать.

Владислав ПастернакКритики обиделись на Кирилла Плетнёва, известного артиста, переквалифицировавшегося в режиссёры — он не знал главу кинокритической гильдии и нахамил ему на пресс-конференции. Теперь они ругают фильм за всё, на что только ни посмотрят. Пусть так. Пусть в конце фильма наличествуют два очень странных события. Пусть это вообще просто зрительский фильм, не претендующий на высокое художественное открытие. Это не отменяет того, что картина в любом случае вышла трогательная и симпатичная. Фильм «Жги» на премьере взял всех зрителей за живое. А ведь таким должен быть базовый уровень российского кино. «Жги!» — блестящее сочетание жанровой композиции и вполне социальной темы. Кому-то показалось неэтичным ставить в центр сюжета, простите, вертухая. Но ведь это всего лишь кино! Почему вдруг сотрудница ФСИН не может быть главной героиней?

«Легенда о Коловрате»

Режиссёр: Иван Шурховецкий

В ролях: Илья Малаков, Полина Чернышова, Алексей Серебряков, Юлия Хлынина, Тимофей Трибунцев

Дата выхода: 30 ноября

Петр Зайцев

У очередного отечественного киноэпоса сложная судьба — менялись сценаристы и режиссеры, появлялись и исчезали конкуренты, решившие снимать свои фильмы о том же герое… После всех трансформаций уже довольно сложно понять, что же из себя будет представлять «Легенда о Коловрате». В отличие от «Викинга», создатели не пытаются настаивать на исторической достоверности — это хороший знак. В числе продюсеров Джаник Файзиев, снявший «Турецкий гамбит» и «Август. Восьмого», а также Александр Бондарев, продюсировавший «На игре» Павла Санаева — это тоже хороший знак. Оператором-постановщиком выступает Максим Осадчий, который раньше снимал «Обитаемый остров» и «Сталинград», но в этом году зачем-то вляпался в «Защитников», а чуть раньше отличился весьма сомнительными художественными решениями в «Дуэлянте» — это вот уже не очень понятно, насколько хороший знак. Ну и режиссер Иван Шурховецкий ранее был замечен только как постановщик сериалов и мини-сериалов, а полнометражное кино не снимал и с таким сложным жанром как фэнтези не работал — тут звенит тревожный звоночек. Несомненно, «Коловрата» нужно смотреть в кино. Но ждать чуда не стоит — лучше приятно удивиться, чем разочароваться, если возложенные ожидания не оправдаются.

Ольга Белик

После «Викинга» продюсеру Джанику Файзиеву будет сложно загнать народ в кинотеатры на русское фэнтези — и очень жаль, потому что материалы «Легенды о Коловрате» еще на декабрьском Кинорынке внезапно приятно удивили, особенно на контрасте с амбициозным проектом Дирекции кино. Отрывки даже без особого CGI смотрелись внезапно любопытно, а малоизвестный Илья Малаков отлично рубил врагов в кадре. Поэтому хочется верить, что фильм минует соблазны ура-патриотизма и станет нормальным экшен-фэнтези с русскими богатырями. В конце концов, реальную историю Евпатия Коловрата никто все равно не знает — средневековые наши писцы тоже знали свое мифологическое дело. Так почему бы на основе исторического материала и не сделать нашего Первого Мстителя?