Зарисовки 74 Венецианского кинофестиваля, часть 1

3 сентября 2017

Фестиваль начался, показы вовсю идут, и Синемафия начинает рассказывать о посмотренных фильмах.

Часть конкурсной программы позади — пришла пора делиться впечатлениями.

«Короче» о глобальном

«Короче» — крайне необычная в карьере Александра Пэйна работа. Многие считают этот фильм самым оптимистичным среди проектов режиссёра, но некоторые моменты сюжета все-таки очень печальны.

Кино затрагивает актуальные темы глобальных изменений в мире и их последствий для человечества. Оригинальное решение всех проблем — люди должны уменьшить себя до крошечных размеров, тогда и вред планете станет намного меньше. Не каждый готов пойти на такой шаг, вот и героям Мэтта Дэймона и Кристен Уиг подобное решение даётся нелегко. Сам процесс подготовки к процедуре уменьшения отснят увлекательно и выглядит очень забавно! Веселых сцен в фильме вообще много, особенно удались эпизоды с Кристофом Вальцем — его персонаж получился очень харизматичным и запоминающимся.

Одновременно забавной и трогательной оказалась история героини Хонг Чау. Актриса на пресс-конференции призналась, что подходила к этой роли осторожно и старалась передать все задуманные режиссёром черты характера персонажа. На вопрос же, согласится ли Чау на процедуру уменьшения, если такая когда-либо станет возможна, актриса ответила, что из-за низкого роста и без того постоянно чувствует себя прошедшей уменьшение.

Александр Пэйн на пресс-конференции отметил, что актёрский состав не без причины такой интернациональный: режиссёр рассчитывал, что благодаря этому идею фильма смогут понять во всем мире. Хочется верить, что так оно и будет.

Реформаторский фильм Пола Шредера

На пресс-конференции фильма «Первая реформаторская церковь» Итан Хоук рассказал, что его прабабка всем и каждому говорила — Итану суждено стать священником. В итоге Хоук пошёл в творческую профессию, но благодаря ей все-таки смог примерить на себя роль церковнослужителя.

«Первая реформаторская церковь» — история священника, пытающегося помочь молодой супружеской паре, где муж категорически против рождения их будущего ребёнка. Роль жены в положении исполнила Аманда Сайфред, которая, как признался на пресс-конференции режиссёр Пол Шредер, действительно была беременна во время съёмок. Насколько это помогло достовернее вжиться в роль, сказать не берёмся, но Сайфред выдаёт на экране именно тот типаж, который от неё ожидаешь — добрая очаровательная девушка, очень религиозная и всем сердцем переживающая за супруга.

Аманда на пресс-конференции поделилась своими впечатлениями от первого прочтения сценария: её история напугала, но в то же время заворожила. «Я почувствовала себя счастливой уже только от того, что мне просто удалось ознакомиться с подобной историей», — сказала актриса. Пожалуй, с таким утверждением можно согласиться, ведь фильм получился пугающе актуальным для наших дней. Он ставит важные для современного общества вопросы: влияние глобального потепления на жизнь, вмешательство промышленности в естественный ход вещей, непоправимые изменения природы и возможные последствия всего вышеперечисленного.

Именно из-за размышлений о нерадужном будущем персонаж Филипа Эттинджера не готов принести в этот мир новую жизнь. Eго пугает мысль, что в один прекрасный день ребёнок спросит: почему, зная обо всех ужасах мира, ему позволили родиться. Эти депрессивные идеи постепенно прорастают и в голове героя Итана Хоука, который и без того страдает из-за потери сына, погибшего на войне в Ираке. Атмосфера фильма очень тяжёлая, почти все сцены происходят в гнетущей тишине или на фоне крайне подавляющей громкой мелодии, в которой нет места светлым мотивам.

Пол Шредер снял картину об одиноком мужчине, остающимся наедине со своими демонами, что позволило журналистам сравнить новую работу режиссёра с «Таксистом», к которому Шредер написал сценарий. От такой параллели режиссёр открещиваться не стал, и все же отметил, что истории разные и посыл у них разный.

Пока сложно судить, удостоится ли «Первая реформаторская церковь» каких-либо призов на фестивале, но ужасающая и одновременно прекрасная концовка вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Сказочная реальность Гильермо дель Торо

«Форма воды» — пока что самый прекрасный фильм конкурсной программы. Хочется хвалить все, начиная от цветовой гаммы и заканчивая блестящими актерскими работами! Пусть это субъективное мнение, но дель Торо давно не выдавал проектов подобного уровня.

На пресс-конференции режиссёр рассказал, что действие в фильме происходит в 1960-е, и все же это история дней сегодняшних. Угнетение слабых и непохожих на всех до сих пор не искоренили в мире, и в лице Существа (имени у персонажа нет, просто «creature») представлены все притеснённые классы нашего времени. Также режиссёр говорил о важности картинки в фильме, ведь порой визуальный ряд способен сказать больше, чем слова. Например, комната главной героини изначально подана в морских тонах: зелёный, синий и их оттенки. А вот интерьер в квартире по соседству уже в золотистых тонах, которые больше подходят проживающему там персонажу Ричарда Дженкинса.

Приятной неожиданностью стала роль Майкла Стулбарга — трейлер не предвещал, что его герой станет так важен для сюжета. А вот другой Майкл вполне ожидаемо взялся за самый жестокий и бесчеловечный персонаж в картине, и как же Шеннон хорош! Негодяй, мучитель, карьерист, но наблюдать за ним на экране — сплошное удовольствие.

В фильме много персонажей, и все они раскрыты максимально — режиссёр сказал, что у каждого была своя предыстория, своя биография, которая помогала артистам вжиться в роль. И все же больше всего впечатляет игра Салли Хокинс! Чем-то её героиня отдаленно напоминала Амели из одноимённого фильма, да и французские мотивы в саундтреке этому отчасти поспособствовали. Но Эльза не просто романтик и мечтатель — она сильная женщина, рисковая, отчаянная и очень заботливая. Салли сыграла немую уборщицу так, что хочется быть на её месте и прожить такую жизнь.

Ричард Дженкинс на пресс-конференции сказал, что был бы счастлив, будь Салли его родной дочерью — вот насколько прекрасные отношения у каста! Октавия Спенсер же отметила, что в фильме дель Торо согласилась бы сыграть и стол, а уж взяться за роль болтливой, но справедливой женщины, пусть и уборщицы, стало для неё настоящим наслаждением.

Дель Торо снял очередную сказку, но сказку актуальную. Как режиссёр сам заметил на пресс-конференции: лучший способ рассказать о важных проблемах — поместить их в абстрактную фантастическую историю.