Кинорулетка: Сваха

29 сентября 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

На этой неделе — именно сегодня, к тому же, — проходит очередная годовщина с открытия первого брачного агентства. Это произошло в Лондоне, в 1650 году: некий Генри Робинсон, известный написанием религиозных памфлетов, открыл агентство («Контору Адресов и Встреч»), которое за 6 пенни предлагало различные консультации — в том числе и помощь в заключении выгодного брака. Помимо этого, агентство занималось поиском прислуги, предлагало юридические консультации — в общем, занималось всем подряд. Свахи, конечно, были и раньше — и именно им мы посвятим сегодняшнюю рулетку. Слово недели — СВАХА.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«История Элли» (Darbareye Elly, 2009)

Режиссёр: Асгар Фархади

В ролях: Голшифте Фарахани, Таране Алидости, Шахаб Хоссейни, Пейман Моаади, Мерила Зареи

О чем: Молодые тегеранцы выезжают за город на выходные. Среди них — скромная Элли, присматривающая за детьми. На второй день она пропадает, и оказывается, что на самом деле о ней никто ничего не знал.

Сваха: Элли взяли в компанию не просто так, а для того, чтобы с ней смог познакомиться Ахмад, и познакомиться исключительно с серьезными намерениями. Саму Элли об этом, естественно, никто не предупредил. Мнение женщины в Иране редко спрашивают.

Почему: Театральный режиссер и теперь уже дважды оскаровский лауреат Асгар Фархади в своих лучших фильмах очень удачно сочетает сильную актерскую драму с аккуратным политическим комментарием. В данном случае он поднимает проблему существования женщины в патриархальном обществе, жизнь которой уже давно просчитана за нее, и сбежать зачастую невозможно. Здесь нет открытых обвинений (за которыми лучше обращаться к Джафару Панахи и его видеорегистратору), просто спокойная и грустная констатация факта. И щемящая сцена с воздушным змеем. И потрясающий, один из лучших в современном кино, актерский ансамбль, куда входят постоянная муза режиссера Таране Алидосте, будущий актер американских сериалов Пейман Моаади, будущий обладатель актерских призов Берлина и Канн Шахаб Хоссейни и будущая бывшая жена Луи Гарреля Голшифте Фарахани. Последней, к слову, удалось выбраться, и сейчас она успешно снимается в европейском и американском кино.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«101 далматинец» (One Hundred and One Dalmatians, 1961)

Режиссёры: Клайд Джероними, Хэмильтон Ласки, Вольфганг Райтерман

Роли озвучивали (в оригинале): Бетти Лу Герсон, Мэри Уикс, Род Тейлор, Кейт Бауэр, Бен Райт, Билл Ли, Хелен Стэнли, Лиза Дэвис

О чём: о том, что нельзя шить шубы из щеночков.

Сваха: здесь роль свахи достается далматинцу Понго, который для своего хозяина Роджера присматривает подходящую партию. И действует.

Почему: кассово успешный фильм студии Disney (не в последнюю очередь — за счет дешевизны в производстве) выходил в американский прокат аж пять раз, с 1961 по 1991 год, а в 1996 году удостоился ремейка с живыми актерами. Но та самая, первая анимированная экранизация одноименного романа писательницы Доди Смит — то, без чего не было бы всех продолжений и даже проекта нового фильма про Круэллу — Стервеллу в российском переводе, — с Эммой Стоун в главной роли.

Ну и, конечно, песни, которые как потом не петь: помимо и так всем известной «Cruella de Vil» есть еще и совершеннейшая прелесть про плантацию для далматинцев, «Dalmatian plantation».

«Эмма» (Emma, 1996)

Режиссёр: Дуглас МакГрат

В ролях: Гвинет Пэлтроу, Джереми Нортэм, Юэн МакГрегор, Алан Камминг, Тони Коллетт, Полли Уокер

О чём: о провинциальной очаровательной барышне, которая очень любит устраивать чужое счастье. То, что она не очень понимает, в чем вообще может заключаться чужое счастье, ей не мешает — она лучше знает.

Сваха: собственно, именно как сваха Эмма Вудхаус себя и ведет. Сначала она намеревается свести взятую ей под опеку Гарриет с местным викарием — но викарий, увы, влюбляется в саму Эмму…

Почему: из всей череды экранизаций романа Джейн Остен «Эмма» МакГрата выделяется каким-то совершенно бесцеремонным обаянием — и при этом точно следует духу романа. «Я напишу героиню, которая никому, кроме меня, особо не понравится», — с этими словами Остен приступила к роману, и ровно это ощущение успешно создает Пэлтроу; она не нравится, она раздражает, и тем самым идеально вписывается в характер. Цветовая гамма под стать героине — и вот, кажется, одна из самых удачных, а вовсе не сахарных, экранизаций Остен.

«Много шума из ничего» (Much Ado About Nothing, 1993)

Режиссёр: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Эмма Томпсон, Дензел Вашингтон, Кейт Бекинсейл, Роберт Шон Леонард, Киану Ривз, Майкл Китон

О чём: о том, как приехавшие на постой войска переполошили спокойную жизнь в городке.

Сваха: собственно, целый заговор желающих устроить личную жизнь своего боевого товарища — и желающих устроить судьбу своей подруги. В результате коварных интриг Бенедикт уверяется, что Беатриче в него влюблена, а Беатриче — что Бенедикт жить без нее не может.

Почему: последний совместный фильм Томпсон и Браны перед разводом наполнен таким количеством тосканского солнца и света, что даже драматичные эпизоды в нем кажутся скорее мороком от жары, чем настоящей драмой. Из всех экранизаций комедии Шекспира именно Бране удалось передать радость и веселье — а не только печаль и потерю.

Помогло этому ощущению радости и то, что Брана собрал настоящий цветник из актеров — от Дензела Вашингтона и очень неожиданного Ривза (получившего за роль — несправедливо — номинацию на «Золотую Малину»), до свежей дебютантки Бекинсейл, которой через десять лет предстоит крушить оборотней в мясо в «Другом мире».