Кадр из фильма «Помни»

11 главных ролей Гая Пирса

5 октября 2017; автор: Коллективный разум

Сегодня австралийскому актеру Гаю Пирсу исполняется 50. Синемафия никак не могла пройти мимо такого события — и мы вспомнили 11 его самых важных ролей.

Австралиец Гай Пирс из тех актеров, чья карьера в основном строится в независимом кино, а выходы в блокбастерах можно посчитать по пальцам. Но мы-то с вами знаем, что Пирс на самом деле — один из самых крутых актеров, работающих в кино сейчас. Помните, как в «Тутси» герой Дастина Хоффмана говорит, что если надо, то он и помидор сыграет? Вот Гай — как раз из таких; у него в фильмографии есть и серьезные роли, и комедийные, и роли крутых парней — и все их он играет одинаково убедительно.

И в день его юбилея мы никак не могли не вспомнить его лучшие роли — причем, как нам кажется, их можно было бы назвать и не 11, а больше. Мы постарались найти фильмы разных жанров, чтобы показать все грани таланта Пирса.


Адам Уайтли, он же Фелиция Джолигудфэллоу — «Приключения Присциллы, королевы пустыни» (The Adventures of Priscilla, Queen of the Desert, 1994)

Режиссёр: Стефан Эллиот

В ролях: Теренс Стэмп, Хьюго Уивинг, Гай Пирс, Ребел Расселл

Юлия Данилина

Персонаж, совершенно ничего общего с играющим его актером не имеющий, то есть открытый гей, да еще и трансвестит, Пирсу достался в самом начале карьеры, когда за спиной у него были исключительно конкурсы бодибилдеров, эпизоды в триллерах категории «B» и один сериал. И вот странное дело -Адама, артистичного и крайне вертлявого парня, можно назвать кем угодно, но точно не гетеросексуалом. Мало того, он это всячески подчеркивает, с огромным удовольствием выступает в женских платьях, и усиленно излучает оптимизм в самых сложных ситуациях, несмотря на то, что его собственная жизнь далеко не безоблачна, да и геем он стал не так чтобы по своему выбору. Для актера, которому уже давно никому не нужно доказывать свою мужественность, такой резкий выход из зоны комфорта оказался практически единственным, и об этом можно только пожалеть.

Эд Эксли — Секреты Лос-Анджелеса (L.A. Confidential, 1997)

Режиссёр: Кёртис Хэнсон

В ролях: Расселл Кроу, Гай Пирс, Кевин Спейси, Ким Бейсингер, Джеймс Кромвель

Ольга Володина

В экранизации романа Джеймса Эллроя главные роли достались двум сравнительно неизвестным в США актерам-антиподам, и вопрос «а не страшно ли брать двух неизвестных австралийцев на главные роли» преследовали команду фильма; Гай Пирс довольно едко комментировал, что если уж придираться к техническим деталям, то он родился в Великобритании, а Кроу вообще-то новозеландец. Но по сути Пирс на тот момент действительно был почти неизвестен в США, и выбор его на роль карьериста Эксли, одного из протагонистов фильма, был достаточно неожиданным.

Неизвестность у широкой публики не помешала Пирсу справиться с ролью блестяще. Его Эксли, прицельно строящий карьеру и, кажется, совершенно бесчувственный (в книге его герою досталось больше личных деталей — а тут поначалу вся информация о персонаже сводилась к ледяному взгляду и аккуратному внешнему виду), оказался тем самым героем, которого при всей внешней положительности легко возненавидеть — и одновременно с тем восхищаться его целеустремленностью и принципиальностью.

То, что «Секреты Лос-Анджелеса» в том году проиграли «Титанику» почти во всех номинациях (только Ким Бейсингер увела «оскар» у старушки Глории Стюарт) — ужасная несправедливость; при всем уважении к «Титанику».

Леонард Шелби — «Помни» (Memento, 2000)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно, Марк Бун Джуниор

Максим Девяткин

Низкобюджетный фильм Кристофера Нолана, снятый по рассказу его брата Джонатана, по сей день восхищает поклонников режиссёра. Здесь есть и запутанный сюжет и ставший дико популярным после фильма приём игры с временем внутри картины, в который Нолан вдохнул новую жизнь и не раз потом использовал в своём творчестве.

Всем хорош фильм «Помни», но сегодня нас интересует главный герой — Леонард, мужчина, разыскивающий убийцу своей жены. Всё бы ничего, но герой Гая Пирса страдает синдромом потери краткосрочной памяти, то есть не может вспомнить ничего, что было 15−20 минут назад. Каждый раз Гай с интересом рассматривает собственные «пасхалки», оставленные им же на своём собственном теле в виде татуировок. Каждый раз он словно рождается заново и представляет интересы сразу двух людей — того, что оставлял послание на теле и того, кто их читает. Одна из лучших ролей именинника, если не лучшая (фильм даже может вам не нравиться, как мне, например).

Чарльз Бернс — «Предложение» (The Proposition, 2005)

Режиссёр: Джон Хиллкоут

В ролях: Гай Пирс, Рэй Уинстон, Эмили Уотсон, Дэнни Хьюстон

Юлия Данилина

Лучший фильм Джона Хиллкоута переполнен библейскими аллегориями — здесь есть чистилище, Иисус, Понтий Пилат, Каин с Авелем, Четыре всадника, и среди них Бледный, имя которому Смерть. И они же — самые обычные люди, которым необходимо принять тяжелые решения. И никто не цитирует Библию. Как говорится, учись, Даррен.

Пирсу в этом фильме досталась главная роль. Его персонаж спокоен и абсолютно безжалостен (как и полагается Бледному Всаднику). Понять, что он чувствует, практически невозможно. Но при этом, он же — человек, поставленный перед тяжелой моральной дилеммой. Сложность его выбора, как и опустошение после того, как он его совершает, актер показывает почти не двигаясь, одними глазами. Впоследствии Пирс сыграл еще в двух фильмах Хиллкоута, но более удачной роли так и не получил.

Кендалл — «Сказки на ночь» (Bedtime Stories, 2008)

Режиссёр: Адам Шенкман

В ролях: Адам Сэндлер, Кери Рассел, Гай Пирс

Максим Девяткин

Пожалуй, что фильмы с Адамом Сэндлером уже давно стали отдельным жанром и не воспринимаются никем всерьёз. Но «Сказки на ночь» явно не худший представитель этого такого кино, здесь есть сюжет и неплохой юмор, а кроме того здесь получил шанс подурачиться Гай, сыгравший очередного плохого дядьку. На этот раз его герой соревнуется с Адамом Сэндлером за право управлять отелем.

Понятно, что на стороне Сэндлера волшебство и сказки, претворяющиеся в жизнь, но Гай тут порадовал перевоплощениями внутри «сказок». Запоминающаяся роль, хотя и плохо понятно, как он оказался в подобном фильме.

Монти Берагон — «Милдред Пирс» (Mildred Pierce, 2011)

Режиссёр: Тодд Хейнс

В ролях: Кейт Уинслет, Эван Рейчел Вуд, Гай Пирс, Мелисса Лео

Юлия Данилина

Находясь в той же ситуации, что и Уинслет, Пирс не то чтобы сделал своего персонажа кардинально другим, скорее психологически более интересным. Монти далеко не дурак, и прекрасно понимает, кем является, и какое влияние при этом имеет на женщин. Львиная доля его магнетизма именно в том, что он не пытается быть кем-то еще. То, что эта роль оказалась самой признанной в Америке — за нее также имеются «Эмми» и «Золотой Глобус» — можно объяснить не только тем, что актера постоянно награждали следом за экранной партнершей, но и той редкой химией между ними, которая приковывала к экрану даже во время простых диалогов. Возможно, люди, родившиеся в один день, действительно как-то по особому друг друга чувствуют.

Сноу — «Напролом» (Lockout, 2012)

Режиссёры: Джеймс Мэтер и Стивен Сент-Леджер

В ролях: Гай Пирс, Мэгги Грейс, Джо Гилган, Питер Стормаре

Ольга Володина

В фильмографии Пирса есть фильмы разных жанров, но вот такая разлюли-малина от кинофабрики Люка Бессона и на их фоне выделяется. Во-первых, просто по причине дикого совпадения сюжетов с «Побегом из Нью-Йорка» Карпентера — президентская дочка, особая тюрьма, шантаж как способ заставить крутого героя отправиться спасать девицу в беде. Во-вторых, при всем сходстве сюжетном это вышел отчаянно веселый аттракцион, в котором исполнители главных ролей явно получают удовольствие от происходящего.

И Гай Пирс посреди всего этого безобразия, с сигаретой и ухмылкой, одной левой показывает, почему из него вышел бы отличный герой боевиков — и остается только грустить, что независимое кино привлекает его больше.

Чарльз Рэйкс — «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, 2012)

Режиссёр: Джон Хиллкоут

В ролях: Том Харди, Джейсон Кларк, Шайа ЛаБаф, Миа Васиковска, Джессика Честейн, Гэри Олдман, Дэйн ДеХаан

Максим Девяткин

Мы уже упоминали Lawless, когда вспоминали лучшие роли Тома Харди, но что поделать, если фильм столь богат на отличных актёров и не менее отличных персонажей.

Гай Пирс здесь сыграл потрясающе гадкого и мерзкого специального агента, присланного из Чикаго — Чарли Рэйкса. Чарли на стороне государства и коррумпированных чиновников, желающих подмять под себя незаконный бизнес братьев-бутлеггеров.

Пирс здесь великолепен — любой зритель ненавидит его героя чуть более, чем весь хронометраж. Городской денди с дурацкой ухмылочкой и зализанными волосами настолько тошнотворен, что вызывает искреннее омерзение. Этот герой должен входить в какой-нибудь топ злодеев, потому что воплощён он Пирсом выше всяких похвал.

И он же там не единственный антагонист. Там Гэри Олдман, коррумпированные элементы власти и полиции (конкуренция достойная), но запоминается-то Пирс! Спустя несколько лет, натыкаясь в интернете на фрагмент из фильма, вспоминается он!

Элдрич Киллиан — «Железный Человек 3» (Iron Man 3, 2013)

Режиссёр: Шейн Блэк

В ролях: Роберт Дауни-младший, Гвинет Пэлтроу, Дон Чидл, Гай Пирс, Ребекка Холл, Джон Фавро

Ольга Володина

Третья честь приключений и злоключений Тони Старка, снятая уже не Фавро, а Шейном Блэком, получила свою порцию критики, но чем она запомнилась — так это, кажется, самым человечным из всех злодеев, с которыми столкнулся Железный Человек на экране. Киллиан, который во флэшбеке предстает калекой, изобретает вирус «Экстремис» как путь спасения прежде всего самого себя, а потом уже и захвата мира. Смена личности Мандарина, который в кино оказался вовсе не тем, кем был в комиксах, стала претензией не к Пирсу — а к сценаристам; Пирс сделал с ролью все, что мог — и немножко больше.

Забавно, что поначалу Пирс от роли чуть было не отказался — потому как ему предложили роль и не дали сценарий (мы даже догадываемся, почему — Marvel очень бережет свои неожиданные твисты). Каким-то образом Пирс смог настоять на том, чтобы сценарий прочитать, и уже тогда согласился.

Эрик — «Ровер» (The Rover, 2014)

Режиссёр: Дэвид Мишо

В ролях: Гай Пирс, Роберт Паттинсон, Скут МакНэйри, Нэш Эдгертон

Ольга Володина

«Ровер» — не первый совместный фильм Пирса и Дэвида Мишо; ранее Гай сыграл полицейского в его дебюте «По волчьим законам». В этот раз никаких полицейских (хотя бандиты в наличии имеются): перед нами мир после экономического коллапса и суровый бородатый главный герой, которому до закона дела нет, у него своя жизнь. Грабители по глупости угоняют его машину; понятно, что ничем хорошим для них это не кончится.

Герой, который помнит лучший мир и видел его крушение, а потому теперь ему терять нечего, у Пирса вышел на загляденье, хотя это, конечно, совершенно не то слово, которое хочется употреблять по отношению к неовестерну Мишо, страшному до дрожи. Там страх происходит не столько от отдельных обстоятельств — тут нет, скажем, зомби или иных аналогичных пост-апокалиптических тварей, — сколько от общего ощущения конца всего.

Проповедник — «Преисподняя» (Brimstone, 2016)

Режиссёр: Мартин Кулховен

В ролях: Дакота Фаннинг, Гай Пирс, Кэрис ван Хаутен, Кит Харингтон

Ольга Володина

Еще один вестерн — хотя теперь безо всякой приставки «нео». Дикий Запад и героиня, бегущая от преследующего её поистине демонического проповедника: мы постепенно узнаем, кто он и чего хочет от несчастной девушки. Пирс и раньше играл злодеев (от Фернана Мондего в «Графе Монте-Кристо» до крайне неприятного Питера Вейланда в «Прометее» и его продолжении), но такой, от которого мурашки по коже и в которого немедленно хочется запустить чем угодно, лишь бы он не приближался — впервые.

Самая интересная деталь фильма — в происходившем за кадром: когда вы смотрите, как на экране Гай Пирс истязает Кэрис ван Хаутен и доводит ее до самоубийства, в реальной жизни меньше чем через год после окончания съемок у пары родился сын.


А какая роль Гая Пирса самая любимая у вас?