Кинорулетка: Звуковое кино

6 октября 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

6 октября 1927 года в американский прокат вышел фильм «Певец джаза» (The Jazz Singer), ставший предвестником эры звукового кино. Это был не первый фильм, в котором были звуки (скажем, оркестровый саундтрек), но первый, в котором пение и движение губ актера были синхронизированы; такую диковину раньше в кинотеатрах не показывали.

Звук в кино изменил если не все, то очень много: поначалу сильно ограничил свободу выбора, а затем открыл новые, невиданные горизонты. Сейчас представить кино вообще без звука кажется невозможным.

Мы постарались вспомнить фильмы, которые первыми приходят в голову при словах ЗВУКОВОЕ КИНО.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Поющие под дождём» (Singin' in the Rain, 1952)

Режиссёры: Стэнли Донен, Джин Келли

В ролях: Джин Келли, Дебби Рейнольдс, Дональд О’Коннор, Джин Хэйген

О чём: Дон Локвуд, успешный актёр немого кино, вынужден приспосабливаться к переменам в профессии — в кино приходит звук. Локвуд оптимистично настроен, однако новый формат требует совершенно иных талантов.

Звуковое кино: Поскольку отмечаем мы годовщину выхода фильма «Певец джаза», то стоит упомянуть, что именно он побудил босса студии ввести звук в проект с Локвудом (Джин Келли).

Почему: «Поющие под дождём» это мюзикл, рассказывающий о замене немого кино звуковым, наполненный культовыми песнями и хореографическими номерами. Трудно придумать более подходящий фильм к сегодняшней рулетке.

«Артист» (The Artist, 2011)

Режиссёр: Мишель Хазанавичус

В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман

О чём: 20-е годы прошлого столетия, немое кино уходит в прошлое, уступая место звуку. Актёр Джордж Валентайн, обласканный славой и деньгами, занимает консервативную позицию, игнорируя нововведение. Время покажет, что зря. Теперь лишь поклонница его творчества сможет помочь вышедшему в тираж актёру.

Звуковое кино: Знакомый сюжет? Чем-то напоминает «Поющих под дождём». Разница лишь в том, что герой Джина Келли с энтузиазмом воспринял звук, а герой Дюжардена решил, что всё останется по-прежнему, не разглядев революции в индустрии. Многие актёры, увы, так и канули в небытие.

Почему: Очень многие считают фильм переоценённым, вторичным ностальгическим жестом в сторону золотых деньков Голливуда. Так оно и есть. Возможно фильм воспринимался бы в другом ключе, не получи он пять статуэток «Оскар», в том числе за лучший фильм. А это уже вызывает некоторые вопросы. Хазанавичус, который до этого особенно ничего и не снял, признан лучшим режиссёром, обойдя Скорсезе, Малика и Вуди Аллена. Более того, в главной женской роли — жена режиссёра, что за моветон. Французский актёр Дюжарден обошёл в наградном сезоне Брэда Питта и Гэри Олдмана. И всё это за ностальгический оммаж временам Чаплина, вы серьёзно?

Если же представить, что нет всей этой истории с наградами, вторичностью и необязательностью, то кино вполне смотрибельное. Где ещё можно увидеть Гудмана в немом кино? Да и есть люди, которые принципиально не смотрят старые фильмы, тех же «Поющих» или картины Чаплина и пр. Так что пусть лучше посмотрят «Артиста», чем совсем ничего.

«Metallica: сквозь невозможное» (Metallica Through the Never, 2013)

Режиссёр: Нимрод Антал

В ролях: Дэйн ДеХаан, Джеймс Хетфилд, Кирк Хэммет, Ларс Ульрих, Роберт Трухильо

О чём: Юный роуди группы Metallica сопровождает коллектив на концерте в Канаде. Прямо во время шоу он получает задание найти в городе грузовик с ценными вещами членов группы. Выехав в город, паренёк видит массовые беспорядки и безумие, участником которых он невольно становится. А на арене в это время идёт концерт…

Звуковое кино: «Сквозь невозможное» это даже не фильм. Это отличный концертник знаменитой группы, совмещённый с полуторачасовым экшен-квестом Дэйна ДеХаана. Звук здесь очень важен всё время — без него это был бы просто набор непонятных сцен, да и песни Металлики настолько атмосферно и грамотно используются, что создаётся впечатление, будто творчество группы создано, чтобы стать саундтреком к любой анархии.

Почему: Поклонники тяжёлой музыки оценят атмосферность картины. Когда смотришь N-ую запись концерта любимой группы, всегда хочется чего-то в том же духе, но нового, необычного. Именно такой диковинкой стала картина с Дэйном ДеХааном, инфернальная внешность которого будто создана для промоушена Metallica, составляя идеальный тандем с дьявольским голосом Джеймса Хэтфилда.

Металлика давно перестала быть просто группой, став символом. Увы, но символом насилия и агрессии, в том числе. Фильм в полной мере показал ещё и то, насколько стремительно могут произойти изменения, пусть и символические, ввергающие людей в состояние хаоса и устанавливающие предпосылки для создания реальности «Безумного Макса». Нашей стране это известно не понаслышке — вспомните знаменитый фестиваль в Тушино 1991 года, на котором выступала Металлика перед бескрайним морем людей.

Фильм стал для группы особенным, в финале звучит песня Orion, которую группа исполняет очень редко, так как композиция прочно ассоциируется с их погибшим участником Клиффом Бёртоном. Многие считают, что таинственный груз, «необходимый группе на концерте» — олицетворение Бёртона, дань памяти великому басисту.

Ну и бонусом — здесь потрясающая сцена самосожжения под песню Battery (!!!):


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Юмореска» (Humoresque, 1946)

Режиссёр: Жан Негулеско

В ролях: Джон Гарфилд, Джоан Кроуфорд, Оскар Левант

О чем: Талантливый скрипач слишком горд, чтобы играть в оркестре на радио. Он знакомится с женщиной, которая становится его менеджером и помогает получить известность, но вот незадача — она любит его, а он любит музыку.

Звуковое кино: Музыка, как классическая в современной обработке, так и оригинальная, звучит на протяжении всего фильма, и поднимает эту несложную мелодраму о трагической любви до уровня высказывания об одиночестве творца.

Почему: Номинированная на «Оскар» музыка — несомненно, главное достоинство этого фильма, но не единственное. Еще один его безусловный плюс — голливудская дива Джоан Кроуфорд, в своей первой роли в статусе «academy awardwinner». Здесь она на пике своей карьеры, невероятно красива и пронзительна даже в самых простых сценах, но особенно в финале. Том самом, который не любила Бетт Дэвис и который упоминался в сериале «Вражда».

«Звезды и солдаты/Красное и белое» (Csillagosok, Katonak, 1967)

Режиссёр: Миклош Янчо

В ролях: Андраш Козак, Тибор Мольнар, Сергей Никоненко, Никита Михалков, Михаил Козаков

О чем: Часть венгерских солдат присоединяется к Красной армии. Их расстреливает отряд белогвардейцев, но нескольким удается спрятаться в госпитале. Туда тоже приходят белые. А потом красные.

Звуковое кино: Радикализм Миклоша Янчо заключается не только в том, что он применял длинные планы с красиво ходящими по красивым пейзажам красивыми людьми раньше, чем до этого додумался Терренс Малик, но и в том, что он практически не использовал музыкальное сопровождение. Звук шагов, свист ветра и шелест травы становятся куда важнее.

Почему: Янчо посвятил осмыслению классовой борьбы в Венгрии сразу три фильма, и «Звезды и солдаты», снятый совместно с советскими кинематографистами — лучший из них. Понимая, что работает с актерами, не имеющими опыта в подобных съемках, режиссер немного смягчает свой привычный стиль, но это совершенно не отражается на итоговом результате. Несмотря на то, что Янчо, как убежденный коммунист, незначительное предпочтение все же отдает красноармейцам, ему удается показать, что, по сути, они от белогвардейцев мало отличались — обычные люди, боровшиеся за свои убеждения, зачастую схожими способами. Война же. Людей только жалко. Наш кинематограф, к сожалению, такого честного высказывания тогда не позволял, и тем удивительнее, что венгерский режиссер не испытал никаких затруднений в том, чтобы снять радикальный фильм с не самым удобным высказыванием на тему Гражданской войны, и задействовать в нем советских артистов, причем далеко не самых неизвестных.