
11 фактов о фильме «Козни. Последний сюжет Пазолини»
3 ноября 2017
2 ноября в прокат вышел итальянский фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини». В своей традиционной рубрике Синемафия рассказывает 11 интересных фактов о фильме.
Лето 1975 года. Пьер Паоло Пазолини заканчивает монтаж своего фильма «Сало, или 120 дней Содома» и работает над книгой, которую до сих пор не понимает, как назвать — то ли это роман, то ли сборник эссе и статей, но в любом случае — взрывной материал, обнажающий секретную подноготную итальянской экономики. И становится очевидным, что есть силы, которым Пазолини мешает — и им проще убрать с дороги строптивца, чем ждать, пока книга его выйдет в свет.
1.
Убийство Пазолини, хотя и было вроде как раскрыто «по горячим следам», на деле остается одним из самых загадочных преступлений 70-х. Пино Пелози, осужденный за убийство Пазолини, тридцать лет спустя заявил, что признательные показания дал под угрозами, а сам, дескать, никакого отношения к смерти режиссера не имеет.

2.
Для Дэвида Греко поводом обратиться к истории стал тот факт, что мы так и не знаем правды об убийстве. «Столько версий, гипотетической правды об убийстве Пазолини», — говорит Греко. — «Пазолини убил Пелози, который сначала был информатором при похищении пленок „Сало“, а потом послужил приманкой для засады в Остии. Пазолини убила печально известная Банда делла Мальяна. Позолини убили по приказу Эудженио Чефиса, руководителя компаний Eni и Montedison, тайные делишки которого расследовал режиссер. Пазолини пожертвовал своей жизнью сам спланировал свою мученическую смерть до последней детали. В каждой из теорий есть крупица правды. Одной-единственной правды, погребенной под всеми теориями».

3.
Дэвид Греко, режиссер фильма, работал с Пазолини: в 1968 году он был одним из статистов на съемках «Теоремы». После он занялся журналистикой, а уже потом пришел в кинематограф.
4.
Это всего лишь третий фильм в карьере режиссера Дэвида Греко. Его предыдущая работа, добравшаяся до больших экранов — фильм «Эвиленко», основанный на истории Чикатило, — вышел в 2004 году.

5.
К истории Пазолини кинематограф обращается не впервые. В 1995 году фильм «Кто убил Пазолини?» режиссера Марко Туллио Джорданы рассказал о Пино Пелози — признавшемся в убийстве Пазолини подростке. В 2014 году вышел фильм Абеля Феррары «Пазолини», также рассказывающий о последних днях жизни режиссера и его убийстве. Заглавную роль у Феррары сыграл Уиллем Дефо. В 2015 еще одну версию его последних дней и смерти — фильм «ПППазолини» сняла польский режиссер Мальга Кубяк.

6.
Исполнитель роли Пазолини, 69-летний Массимо Раньери, в родной Италии известен не только как актер, но и как исполнитель. Он дважды представлял Италию на конкурсе «Евровидение» (более чем 45 лет тому назад), победил на фестивале в Сан-Ремо и выпустил почти три десятка альбомов.
7.
Пазолини как-то столкнулся вживую с тогда еще юным Раньери на футбольном матче и был поражен сходством. C годами сходство не пропало.

8.
Одну из ролей в фильме сыграл Паоло Боначелли, который также играл в фильме Пазолини «Сало, или 120 дней Содома».

9.
Изначально было заявлено, что музыку к фильму напишет Анжело Бадаламенти; однако едва ли не главной темой фильма стала композиция Pink Floyd 1970 года «Atom Heart Mother Suite».
10.
Фильм участвовал в конкурсе прошлогоднего ММКФ, но, к сожалению, уехал из Москвы без призов. Впрочем, сам факт выхода в прокат — более чем счастливая судьба для участника конкурса Московского кинофестиваля.

11.
За роль Пазолини Массимо Раньери получил приз лучшему исполнителю мужской роли на фестивале итальянского кино в Анси.
