Кадр из фильма «Козни»

11 фактов о фильме «Козни. Последний сюжет Пазолини»

3 ноября 2017

2 ноября в прокат вышел итальянский фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини». В своей традиционной рубрике Синемафия рассказывает 11 интересных фактов о фильме.

Лето 1975 года. Пьер Паоло Пазолини заканчивает монтаж своего фильма «Сало, или 120 дней Содома» и работает над книгой, которую до сих пор не понимает, как назвать — то ли это роман, то ли сборник эссе и статей, но в любом случае — взрывной материал, обнажающий секретную подноготную итальянской экономики. И становится очевидным, что есть силы, которым Пазолини мешает — и им проще убрать с дороги строптивца, чем ждать, пока книга его выйдет в свет.

1.

Убийство Пазолини, хотя и было вроде как раскрыто «по горячим следам», на деле остается одним из самых загадочных преступлений 70-х. Пино Пелози, осужденный за убийство Пазолини, тридцать лет спустя заявил, что признательные показания дал под угрозами, а сам, дескать, никакого отношения к смерти режиссера не имеет.

Пьер Паоло Пазолини

2.

Для Дэвида Греко поводом обратиться к истории стал тот факт, что мы так и не знаем правды об убийстве. «Столько версий, гипотетической правды об убийстве Пазолини», — говорит Греко. — «Пазолини убил Пелози, который сначала был информатором при похищении пленок „Сало“, а потом послужил приманкой для засады в Остии. Пазолини убила печально известная Банда делла Мальяна. Позолини убили по приказу Эудженио Чефиса, руководителя компаний Eni и Montedison, тайные делишки которого расследовал режиссер. Пазолини пожертвовал своей жизнью сам спланировал свою мученическую смерть до последней детали. В каждой из теорий есть крупица правды. Одной-единственной правды, погребенной под всеми теориями».

Режиссёр Дэвид Греко

3.

Дэвид Греко, режиссер фильма, работал с Пазолини: в 1968 году он был одним из статистов на съемках «Теоремы». После он занялся журналистикой, а уже потом пришел в кинематограф.

4.

Это всего лишь третий фильм в карьере режиссера Дэвида Греко. Его предыдущая работа, добравшаяся до больших экранов — фильм «Эвиленко», основанный на истории Чикатило, — вышел в 2004 году.

Малькольм МакДауэлл на съемочной площадке фильма «Эвиленко»

5.

К истории Пазолини кинематограф обращается не впервые. В 1995 году фильм «Кто убил Пазолини?» режиссера Марко Туллио Джорданы рассказал о Пино Пелози — признавшемся в убийстве Пазолини подростке. В 2014 году вышел фильм Абеля Феррары «Пазолини», также рассказывающий о последних днях жизни режиссера и его убийстве. Заглавную роль у Феррары сыграл Уиллем Дефо. В 2015 еще одну версию его последних дней и смерти — фильм «ПППазолини» сняла польский режиссер Мальга Кубяк.

Уиллем Дефо в роли Пазолини в фильме Абеля Феррары

6.

Исполнитель роли Пазолини, 69-летний Массимо Раньери, в родной Италии известен не только как актер, но и как исполнитель. Он дважды представлял Италию на конкурсе «Евровидение» (более чем 45 лет тому назад), победил на фестивале в Сан-Ремо и выпустил почти три десятка альбомов.

7.

Пазолини как-то столкнулся вживую с тогда еще юным Раньери на футбольном матче и был поражен сходством. C годами сходство не пропало.

Пьер Паоло Пазолини и Массимо Раньери

8.

Одну из ролей в фильме сыграл Паоло Боначелли, который также играл в фильме Пазолини «Сало, или 120 дней Содома».

Паоло Боначелли в фильме «Сало, или 120 дней Содома»

9.

Изначально было заявлено, что музыку к фильму напишет Анжело Бадаламенти; однако едва ли не главной темой фильма стала композиция Pink Floyd 1970 года «Atom Heart Mother Suite».

10.

Фильм участвовал в конкурсе прошлогоднего ММКФ, но, к сожалению, уехал из Москвы без призов. Впрочем, сам факт выхода в прокат — более чем счастливая судьба для участника конкурса Московского кинофестиваля.

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

11.

За роль Пазолини Массимо Раньери получил приз лучшему исполнителю мужской роли на фестивале итальянского кино в Анси.

Фрагмент постера фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»