Кинорулетка: Наша служба и опасна, и трудна

10 ноября 2017

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит какой-то праздник и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

Раньше 10 ноября было днем милиции, теперь это день сотрудника органов внутренних дел, но повод-то один и тот же, и поэтому сегодня наша рулетка выходит под мелодию из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», а ключевое слово на этой неделе оборачивается целым выражением — НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Прослушка» (The Wire, 2002−2008)

Режиссёры: Кларк Джонсон, Эрнест Р. Дикерсон, Тимоти Ван Паттерн, Энтони Хэмингуэй, Агнешка Холланд

В ролях: Доминик Уэст, Уэнделл Пирс, Кларк Питерс, Идрис Эльба, Майкл К. Уильямс, Эми Райан

О чем: Сотрудникам отдела по расследованию убийств полиции Бостона каждый день приходится иметь дело с чем-то эдаким: то черное гетто, то контрабандисты, то еще что похуже. А еще есть политики, которым выгодно замять дело, и журналисты, которые ради жареной статьи присочинить могут. Можно, конечно, попросить, чтобы тебя перевели в патруль, но ведь это будешь уже не ты.

Наша служба и опасна и трудна: Сложно представить что-то опаснее и труднее, чем работа в отделе по расследованию убийств. Что не район, то криминал. Да еще и преступники становятся все более и более изобретательными. Ну что здесь сказать можно.

Почему: Тот момент, когда HBO выпустили пилот сериала, разработанного журналистом Дэвидом Саймоном в соавторстве с Эдом Бернсом, много лет проработавшим в полиции, стал судьбоносным очень во многом. Оказалось, что криминальный жанр может быть предельно реалистичным, и никаких запретных тем там быть не должно. Кабельный канал, никем не принимаемый всерьез, стал превращаться в один из самых влиятельных на телевидении. Неизвестные актеры, набранные для аутентичности, проснулись знаменитыми. Если отбросить все это в сторону, то останется реалистичный, честный, прекрасно сыгранный и невероятно захватывающий сериал, который и сериалом-то назвать сложно. В чем еще несомненное достоинство данного шедевра — его можно смотреть с любого сезона, потому что в каждом из них расследуется одно дело, практически не связанное с предыдущими и последующими.

«Дело Румянцева» (1955)

Режиссёр: Иосиф Хейфиц

В ролях: Алексей Баталов, Нинель Подгорная, Сергей Лукьянов, Евгений Леонов, Николай Крючков

О чем: Саша Румянцев — шофер, которого беспокоит только то, что из-за его рассеянности пострадала красивая девушка. Его доверчивостью пользуется нечистое на руку начальство, и довольно быстро на него заводят уголовное дело. Как любой благородный человек, Саша решает разобраться во всем сам, но это не так просто и далеко не безопасно.

Наша служба и опасна и трудна: Здесь присутствуют два представителя правоохранительных органов: не особо заинтересованный в деле капитан и серьезный вдумчивый полковник, без которого для Румянцева все бы закончилось совсем плохо.

Почему: «Дело Румянцева» можно сколько угодно упрекать в плакатности, наивности, и одномерных персонажах, зачастую напоминающих героев журнала «Крокодил», но здесь все искупают честность, искренность и отсутствие какого-либо пафоса. Положительные персонажи исключительно положительны (даже ребенка из детдома могут взять), а отрицательные отрицательны до совершенной невыносимости, но никто из актеров даже не думает фальшивить. В этом определенно есть что-то трогательное. А еще здесь замечательный Баталов. Как и везде, впрочем.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Отступники» (The Departed, 2006)

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг, Алек Болдуин, Вера Фармига

О чём: Противостояние полиции и ирландской мафии в Бостоне складывается с переменным успехом. Полицейским удаётся внедрить агента под прикрытием в банду Фрэнка Костелло, головореза и торговца наркотиками, выходящего сухим из воды всякий раз, как только правосудие подберётся к нему. Но и глава мафии не дремлет — у него в рукаве козырь, ведь в рядах полиции есть стукач.

Наша служба и опасна, и трудна: История превращается в жанр «свой среди чужих, чужой среди своих». Под прикрытием нет правил и выходных. Всегда надо быть на чеку, ведь риск такой непростой работы очень высок — ценой ошибки здесь может стать жизнь. Разница лишь в выбранной стороне.

Почему: Есть что-то притягательное в этом фильме, заставляющее пересматривать его раз за разом, помимо великолепного актёрского состава, Джека Николсона, исполнившего здесь одну из своих топ-5 ролей, Лео, Уолберга и Дэймона — это на века.

Адаптация (!!!) корейского фильма «Двойная рокировка» (кстати, тоже отличного, посмотрите) очаровала киноакадемиков, недаром фильм получил четыре статуэтки, хотя, конечно, во многом это была дань невоспетому гению Скорсезе. Тут и об ирландской мафии, и о полицейских трудностях, о выборе жизненного пути и стиле существования, силе духа, стойкости и верности — подчеркните/найдите своё. Ну и композиция, которую фильм сделал бессмертной:

«Ликвидация» (2007)

Режиссёр: Сергей Урсуляк

В ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий, Константин Лавроненко

О чём: Главный герой мини-сериала — Давид Гоцман, начальник УГРО, расследующий многочисленные эпизоды преступлений группы диверсантов, орудующих в послевоенной Одессе.

Наша служба и опасна, и трудна: Уголовный розыск сталкивается с разгулом преступности и всеми силами сдерживает послевоенный криминальный хаос. В это время в Одессу «сослан» маршал Жуков, попавший в немилость руководителя страны. Какие времена — такие и меры. С преступностью должно быть покончено в самое короткое время, однако в городе силы «добра» и «зла» переплетены и уже непонятно кто кому друг, а кто враг. Даже в такой ситуации блюстители порядка не сдают своих постов.

Почему: Пожалуй, «Ликвидация» — один из самых душевных сериалов, выходивших за последние десятилетия в России. Харизматичный Гоцман Машкова даже спустя десять лет всплывает в памяти с одесским говором. Детективная история, декорацией для которой стал послевоенный СССР, люди, жизнь и переживания их мы видим через небольшие сцены, порой даже комедийные.

Как бы не ругали наше кино, а уж тем более сериалы — «Ликвидация» приятное исключение.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Рассказы» (2012)

Режиссёр: Михаил Сегал

В ролях: Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Тамара Миронова, Константин Юшкевич, Дарья Носик, Любовь Аксенова, Владислав Лешкевич

О чём: «Рассказы» — это 4 новеллы, которые объединены стержневым сюжетом о рукописи в книжном издательстве. По разным причинам рукопись попадает к разным людям в этом издательстве. И каждый, кто начинает читать рассказ из рукописи, становится его героем.

Наша служба и опасна, и трудна: Героями третьей новеллы фильма «Энергетический кризис» являются сотрудники полиции, которые 10 ноября отмечают свой профессиональный праздник. «Энергетический кризис» является мистическим триллером с лёгким налётом абсурда. Полицейские ищут по лесам и болотам пропавшую девочку, и, видимо — от безысходности, прибегают к помощи сотрудницы городской библиотеки, которая, несмотря на жестокую грозу, выводит полицию на верный след. Но для самой библиотекарши участие в поисках пропавшей девочки закончится не слишком благополучно.

Почему: По разным причинам субъективно сложилось ощущение, что сегодня очень немного российских кинокартин являются актуальными и отражающими нашу современную действительность. И на момент выхода на экраны «Рассказы» показались как раз набором тех новелл, который достаточно ярко проявил ряд социальных, этических и культурных аспектов современности. По этой же причине тот портрет стражей правопорядка, который был показан в новелле «Энергетический кризис», показался актуальным и близким к реальности.

«16 кварталов» (16 Blocks, 2006)

Режиссёр: Ричард Доннер

В ролях: Брюс Уиллис, Мос Деф, Дэвид Морс, Дженна Штерн, Кейси Сэндер

О чём: Сюжет фильма не нов. Персонаж Брюса Уиллиса — полицейский, Джек Мозли, жизнь которого сложно назвать радостной. Он получает задание за 2 часа доставить в суд свидетеля. А сведения, которые свидетель собирается предоставить суду, сильно осложнят жизнь коррумпированных коллег Джека. Очевидно, что они попытаются Джеку помешать преодолеть 16 кварталов — именно такое расстояние отделяет полицейский участок от здания суда.

Наша служба и опасна, и трудна: На первый взгляд может показаться, что 16 кварталов — пустяковое расстояние. Джек Мозли тоже сначала так посчитает. И, что ожидаемо, окажется не прав. Незначительный по протяжённости путь окажется и опасным и трудным — ровно таким, как поётся в неофициальном гимне советской милиции.

Почему: Несмотря на не слишком оригинальный сюжет, и на то, что Брюс Уиллис снова играет Брюса Уиллиса, Ричард Доннер, подаривший миру горячо любимую тетралогию «Смертельное оружие», снял ещё одно интересное кино о непростой жизни разных полицейских. Построенный на многоуровневых конфликтах, некоторые из которых быстро различимы, а осознание других приходит не сразу, фильм крепко держит зрителя. Во многом благодаря тому, что помимо пролога и эпилога, достаточно надуманных и сентиментальных, остальное действие происходит практически в реальном времени. Если сверить свои часы с часами Джека Мозли, то у зрителя, как и у него, все начнется в 8.25, а закончится в 9.40.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Сыщик» (1979)

Режиссёр: Владимир Фокин

В ролях: Андрей Ташков, Борис Химичев, Игорь Кваша, Николай Скоробогатов, Леонид Ярмольник, Ирина Аугшкап

О чём: После того как Женя Кулик заваливает вступительные экзамены на юридический факультет, он отправляется работать в милицию. Поначалу ему не везет: игнорирует начальство, поручают ерундовые дела, да и вообще держат за местного простофилю. Но все меняется, когда на горизонте возникает серьезный противник в лице главаря опасной банды…

Наша служба и опасна, и трудна: Крепкое кино конца 70-х о буднях советской милиции.

Почему: «Сыщик» — отличный пример того, как в Советском Союзе вполне могли обходиться без казалось бы обязательных в подобном жанре крутых парней, которых в Голливуде 80-х стало пруд пруди. Главный герой Женя — молоденький, щупленький, слегка чудаковатый. Но когда вдруг становится «надо» — он может заткнуть за пояс куда более матерых персонажей. Ничего не напоминает? Типичная схема про юных супергероев, разве что сверхспособностей не хватает. Но они Жене и не нужны. Он не Рэмбо и уж тем более не Шерлок, но его юношеский максимализм и, как оказывается, железная хватка компенсируют отсутствующие стальные мускулы и блестящий ум. Он, как говорится, просто делает свою работу — и вот про таких «простых героев» в СССР действительно умели снимать кино!

В картине есть две особенно запоминающихся сцены. Первая — комическая: когда мотоцикл персонажа Леонида Ярмольника слишком громко тарахтит, на что пассажир стоящего рядом автомобиля говорит ему: «Не рычи!» (возможно, даже если вы не помните весь фильм, эта сцена наверняка отложилась где-то на подкорке). Вторая же очень мощная: долгая изматывающая погоня главного героя за главарем банды. Они сначала бегут, а потом уже из последних сил идут через лес, песчаный берег и, наконец, устраивают жесткую драку на железнодорожных путях. Таким образом, фильм, начинавшийся чуть ли не как комедия, к своему апогею подходит самой настоящей психологической драмой, в которой понятия «воля» и «долг» оказываются сильнее всего на свете.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Петровка, 38» (1980)

Режиссёр: Борис Григорьев

В ролях: Георгий Юматов, Василий Лановой, Евгений Герасимов, Николай Крюков, Михаил Жиганов, Людмила Нильская

О чём: сотрудники московского уголовного розыска — расположенного, конечно, по адресу «Петровка, 38» — расследуют нападения бандитов черных очках. Начинается все с убийства участкового и похищения ттабельного оружия…

Наша служба и опасна, и трудна: экранизация романа Юлиана Семёнова по сценарию самого автора — один из лидеров проката СССР 1980 года. У фильма было продолжение — «Огарева, 6» — тоже с Юматовым и Лановым в главных ролях. Персонаж майора Костенко потом появится в сериале «Противостояние» (уже в исполнении Олега Басилашвили).

Почему: Герои, как всегда, положительны во всем: умны, талантливы, горят на работе и готовы жизнь положить на защиту населения от бандитов (конечно же, хитрых, изворотливых, мерзких и полных ненависти).Несмотря на такую контрастность и при всем том, что история наивная и простая, как и книга Семенова, фильм проглатывается на одном дыхании. Семенов всегда умел сочетать пафос с живыми персонажами — что в его «17 мгновениях весны», что в трилогии о московском уголовном розыске в кино.