Главные фильмы Мартина Скорсезе

17 ноября 2017

Сегодня 75 лет исполняется одному из главных режиссеров конца XX века — Мартину Скорсезе. Синемафия вспоминает его главные картины.

За более чем 50-летнюю карьеру в кино Мартин Скорсезе успел покэпериментировать с разными жанрами, получить «Оскар», пройти путь от паренька с улиц Маленькой Италии до не потерявшего своих корней мэтра.

Мы попытались составить список главных картин Скорсезе — и при этом, конечно, не смогли назвать все; вот такой он — наш список. А какие фильмы добавили бы вы?


«Кто стучится в дверь ко мне?/Кто стучится в мою дверь?» (I Call First/Who’s that Knocking at my Door?, 1967)

В ролях: Харви Кейтель, Зина Бетьюн, Энн Колетт, Майкл Скала

Юлия Данилина

Приступая к съемкам дебютного фильма начинающий кинематографист, слишком малахольный, чтобы тусоваться с бандами, и значительную часть жизни проводивший в кинотеатре, не стал искать сложных путей. Он зафиксировал несколько дней жизни италоамериканца с криминальными разборками, пьянками, картами, красивыми девушками и совсем немного кризисом веры. Учитывая, что фамилия дебютанта была Скорсезе, ограничиться простой фиксацией он никак не мог.

В этом фильме в первую очередь удивляет то, что его режиссер на тот момент находился под мощнейшим влиянием французской Новой Волны, которое в его последующих работах практически не заметно. Оно проявляется в черно-белой пленке (только на первый взгляд выбранной за дешевизну), большом количестве диалогов, крупных планов, монтаже, выборе саундтрека. И прямая отсылка к фильму Жан-Люка Годара «Жить своей жизнью», мила настолько, насколько это только возможно: тот же портрет любимой женщины, но если для Годара это Анна Карина, то для Скорсезе — его мать Кэтрин.

«Злые Улицы» (Mean Streets, 1973)

В ролях: Роберт де Ниро, Харви Кейтель, Эми Робинсон

Евгений Израйлит

Несмотря на то, что к 1973 году Мартин Скорсезе уже снял две полнометражных картины, именно «Злые Улицы» оказались тем самым долгожданным прорывом, познакомившим зрителя с этим уникальным и выдающимся режиссером. В каком-то смысле эта история молодых незадачливых бандитов, которые без дела слоняются по Нью-Йорку, включает в себя весь внутренний мир молодого режиссера — тут впервые поднимается вопрос веры и религии (в детстве Скорсезе думал стать священником), вопросы дружбы, любви, итальянской идентичности. «Злые Улицы» — это фильм о не бессердечных парнях, которые вынуждены казаться жесткими, чтобы выжить; по-своему это также идеальная аллегория кинобизнеса.

В «Злых Улицах» мы также знакомимся с визуальным миром Скорсезе — камера постоянно в движении, замедленное действие, взгляд с точки зрения главного героя и, естественно, классический рок. Мы это потом еще не раз увидим в других фильмах, но в 1973 году это было действительно чем-то новым. «Злые Улицы» был фильмом-открытием и неудивительно, что он раскрыл талант одного из лучших актеров своего поколения — в этом фильме Скорсезе подарил нам незабываемого Роберта де Ниро. Чуть позже Скорсезе снимет такие шедевры как «Таксист», «Бешеный Бык», «Последнее искушение Христа», «Отступники», «Казино» и многое другое, получит Пальмовую Ветвь в Каннах, «Золотой Глобус», «Оскар», но если у дороги в творческую жизнь есть дверь, то именно «Злые Улицы» позволили ему ее открыть.

«Алиса здесь больше не живет» (Alice Doesn’t Live Here Anymore, 1974)

В ролях: Эллен Берстин, Дайан Лэдд, Харви Кейтель, Крис Кристофферсон

Юлия Данилина

Заработав себе имя в криминальном жанре, Скорсезе неожиданно развернулся в совершенно ином направлении и снял классическую мелодраму с элементами трагикомедии о непростой судьбе домохозяйки. Как оказалось, это тоже может быть снято и сыгранно на очень высоком уровне, начиная с открывающей сцены.

Роль Элис изначально предполагалась для Ширли МакЛейн, но Эллен Берстин смогла так в нее вжиться, что этого совершенно не чувствуется. В этой роли она хороша настолько, что совершенно не хочется критиковать Киноакадемию, наградившую ее в обход великой Джины Роулендс. Несмотря на то, что фильм фактически превращается в сольный выход Берстин, в контексте фильмографии Скорсезе он очень важен как пример того, что режиссер способен уходить в тень и снимать сугубо актерское кино.

«Таксист» (Taxi Driver, 1976)

В ролях: Роберт Де Ниро, Харви Кейтель, Джоди Фостер

Антон Назаров

Ветеран вьетнамской войны Трэвис Бикл вернулся домой в Нью Йорк и страдает в одиночестве от депрессии и бессонницы. Вследствие последнего симптома он идёт по ночам работать таксистом, а в свободное время смотрит порно в кинотеатрах и ведёт дневник с самодельными афоризмами.

Благодаря съёмке прямо с заднего сиденья автомобиля, пользуясь естественным освещением и звуком, фильм получился весьма реалистичным и получил охапку наград, а персонаж Де Ниро стал культовым со своей цитатой:

Но из-за насилия и кровищи, в том числе созданных этим самым персонажем, фильм мог не выйти в прокат, и Скорcезе пришлось поработать с цветовой гаммой, чтобы получить хотя бы рейтинг «R». Впрочем, получившимся результатом он был доволен не меньше, чем оригиналом.

Фильм был второй совместной работой Мартина и Роберта, и их сотрудничество продолжилось на не менее ярких кинокартинах.

«После работы» (After Hours, 1986)

В ролях: Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Джон Херд, Чич Марин

Юлия Данилина

Вторая половина 1970-х и начало 1980-х были для Скорсезе не самыми простыми — успех «Таксиста», роман с Лайзой Минелли, борьба с наркотической зависимостью. После триумфального возвращения с «Бешеным быком» последовала — снова внезапно — комедия. Да еще и отобранная у Тима Бертона.

И не просто комедия, а новый жанр, названный «яппи в опасности», и по сей день продолжающий активно развиваться. В нем очень удачно сочетаются элементы нуара, характерная атмосфера ночного Нью-Йорка, интеллигентный юмор, и, как всегда у Скорсезе (даже в не самых сильных его фильмах) эффектная и оригинальная постановка, и сильная актерская игра. И это действительно очень смешно, даже тогда, когда на первый взгляд, ничего смешного нет. Есть здесь и камео режиссера, в этот раз в роли осветителя в ночном клубе.

«Цвет денег» (The Color of Money, 1986)

В ролях: Пол Ньюман, Том Круз, Мэри Элизабет Мастрантонио, Джон Туртурро, Форест Уитакер

Ольга Володина

Возвращение на экран главного героя фильма «Хастлер» 1961 года, «Быстрого» Эдди Фелсона, произошло благодаря Полу Ньюману, исполнителю роли: Ньюман решил, что именно Скорсезе будет идеальным вариантом режиссера для экранизации продолжения романа, ведь оно должно было напоминать по тональности «Бешеного быка». Скорсезе согласился — и сценарий по роману Уильяма Тэвиса пришлось переписать полностью, оставив от него рожки да ножки. После этого Ньюмену и Скорсезе пришлось сражаться за проект: студия настояла, чтобы малейшее нарушение графика (50 съемочных дней) и бюджета (14 с половиной миллионов) покрывалось из карманов Скорсезе и Ньюмана.

Фильм собрал в прокате свой бюджет четырежды, принес Ньюману долгожданный «оскар» (это единственный случай в истории, когда между первым появлением актера в роли и призом прошло более 25 лет), и — совершенно неожиданный факт — дал название компьютерной игре Doom. Ну и еще — это лучший фильм о бильярде в истории.

«Славные парни» (Goodfellas, 1990)

В ролях: Рэй Лиотта, Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Лоррейн Бракко

Максим Девяткин

Генри Хилл с детства мечтал стать гангстером и преуспел в этом. Вместе с соратниками он участвует в контрабанде, убийствах, кражах и махинациях. Вместе с Хиллом зрителю предстоит окунуться в колорит криминальной романтики и красивой жизни «славных парней». Любая незаконная деятельность была смыслом их жизни на протяжении долгих лет, но ведь и золотой эре мафии когда-то приходит конец.

Знать не знал Николас Пиледжи, журналист и писатель, что его книга о клане мафиози заинтересует Мартина Скорсезе. А вот — заинтересовала, да так, что мэтр пять лет был одержим идеей снять «Славных парней» и даже доверил Пиледжи написание сценария.

К проекту присоединился Роберт де Ниро, с которым Мартин Скорсезе уже образовал прочный творческий тандем ещё со времён «Таксиста». Кстати, именно де Ниро посоветовал взять Рэя Лиотту на роль Генри Хилла.

Блестящим ходом стало решение добавить к этим двоим Джо Пеши, создав таким образом трио героев-гангстеров, затмивших собой третью часть «Крёстного отца» в начале 90-ых. Фильм стал вехой в творчестве Скорсезе, фильмом «на все времена» про мафию и принёс Джо Пеши «Оскар».

«Эпоха невинности» (The Age of Innocence, 1993)

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Мишель Пфайффер, Вайнона Райдер

Ольга Володина

Роман Эдит Уортон «Эпоха невинности» получил Пулитцеровскую премию в 1921 году — это был первый случай вручения этой премии женщине. История о невозможной любви и обязательствах, а также о том, можно ли жить после того, как полюбил и потерял любовь, происходящая в 1870-х годах в высшем свете Нью-Йорка, звучит как что-то очень нетрадиционное для Мартина Скорсезе — однако именно он взялся за экранизацию.

Очередное признание в любви Пауэллу и Прессбургеру с их «Черным нарциссом» (именно оттуда были сверхкрупные планы Тома Круза в «Цвете денег» — и оттуда же затопление экрана цветом при переходе к новой сцене в «Эпохе невинности») не только визуальное пиршество: это и удивительно тонкое погружение в мелодраму, выводящее ее на уровень куда более высокий. Это фантастические актерские работы — мы всегда знали, что Дэй-Льюис и Пфайффер хороши, а вот из Вайноны Райдер Скорсезе вытащил её лучшую роль на все времена; и, наконец, это удивительное щемящее чувство, которое остается навсегда что с читателем романа, что со зрителем фильма. Сохранить дух романа — редкий талант; Скорсезе удалось.

«Казино» (Casino, 1995)

В ролях: Роберт де Ниро, Шэрон Стоун, Джо Пеши

Ольга Володина

После нетрадиционного проекта — очередное возвращение к близкому по духу миру и тотемным актерам. Де Ниро и Пеши опять играют гангстеров, Николас Пиледжи опять пишет сценарий, и только место действия сменилось — с Нью-Йорка на Неваду. Сэм Ротштейн «присматривает» за мафиозным казино в Лас-Вегасе, Никки Санторо присматривает за безопасностью Сэма и казино, а вот красотка Джинджер не присматривает ни за кем, даже за собой. Идея «успеха без границ», который не так безграничен, как кажется — частая тема в творчестве Скорсезе, однако нигде не было такого яркого контраста, как в «Казино».

Шэрон Стоун получила номинацию на «Оскар» за роль Джинджер — увы, проиграла Сьюзан Сарандон; но роль осталась лучшей в карьере Шэрон (да простят меня фанаты «Основного инстинкта»).

«Банды Нью-Йорка» (Gangs of New York, 2002)

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Дэниел Дэй-Льюис, Камерон Диас, Генри Томас, Джим Бродбент, Лиам Нисон

Николай Балашов

В середине XIX века Нью-Йорк представлял из себя далеко не такой прекрасный город, каким мы его часто видим в кино сейчас. На улицах царили грязь, беспредел и настоящие банды головорезов, которые готовы были воевать до последней капли крови за свои идеалы. В основном сражения происходили между группировками так называемых «коренных» американцев и иммигрантов, приехавших не столь давно. В одной из этих схваток погибает отец главного героя Амстердама (Ди Каприо) — священник Валлон, за которого, спустя 16 лет, Амстердам решает отомстить. Проблема лишь в том, что убийца — главарь «коренных» Билл «Мясник» Каттинг (Дэй-Льюис) — за прошедшие годы из обычного бандита превратился в уважаемого человека и подобраться к нему стало куда сложнее…

Скорсезе долго вынашивал идею создания этого фильма, такое мощное кинополотно требовало не только времени, но и громадных денег. Лишь спустя годы, когда Мартин стал живой легендой, он смог начать съемки. Результат получился, прямо скажем, на любителя. Длинное затянутое кино, которое не каждый смог прочувствовать и понять замысел автора. К тому же, как ни крути, прошлое великой страны представало в «Бандах» не в самом приглядном свете — возможно это была одна из скрытых причин, по которой этот тяжеловесный эпик с грохотом провалился на вручении Оскара (10 номинаций — ноль призов). В качестве другой причины, правда, называлась как раз излишняя героизация тех времен Америки, но тут уж какая теория кому ближе.

Тем не менее, отбрасывая всю эту шелуху, можно с уверенностью утверждать, что далеко не каждый режиссер может сваять такую махину, мастерски управляя масштабными сценами и демонстрируя зрителю как всю жесткость происходившего сто пятьдесят лет назад, так и определенную торжественность тех времен, когда на улицах действовали совершенно иные законы. Про приглашение прекрасных актеров я вообще молчу — тот же Дэй-Льюис пойдет сниматься далеко не к каждому режиссеру (чтобы, в итоге, сыграть у него одну из своих лучших ролей).

Да, это не лучший фильм Скорсезе. Но и относить его к провалам великого режиссера преступно глупо. Свое собственное очарование и узнаваемый стиль мастера он безусловно имеет.

«Авиатор» (The Aviator, 2004)

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшетт, Джон Си Райли, Кейт Бекинсейл, Алек Болдуин, Иэн Холм

Татьяна Кислякова

Получившая 11 номинаций на «Оскар» и забравшая 5 статуэток картина «Авиатор» многими признается шедевром и лишний раз подтверждает тот факт, что Скорсезе — действительно выдающийся мастер и живой классик американского кино. Это не просто биографическая драма о жизненном пути неординарного человека, но и исторический фильм о становлении кинематографа и развитии авиации, а также уникальная с технической точки зрения лента.

Фильм повествует о жизни Говарда Хьюза — преуспевающего миллиардера, который был страстно влюблён в кино, самолеты и роскошных женщин. Мы видим его историю глазами Мартина Скорсезе, который позволил себе упустить некоторые факты биографии Хьюза, но при этом все же создал целостный образ. Хьюз предстает амбициозным и бесстрашным человеком, при этом сомневающимся и переживающим, имеющим свои тайны и слабости. Заслуга в этом не только Скорсезе, но и, конечно, Леонардо ДиКаприо, блестяще воплотившего на экране образ Говарда.

Каждая сцена «Авиатора» была отснята на современную цветную пленку и позднее подвергнута обработке «цифровыми фильтрами», чтобы передать стилистику 20-х, 30-х и 40-х годов. Более двух миллионов долларов ушло на создание аутентичных костюмов и интерьеров. Для съемок воссоздали экспериментальные летательные аппараты, спроектированные Хьюзом, в том числе гигантский «Геркулес». В общем, Скорсезе подошел к работе над проектом с размахом не меньшим, чем в свое время был у самого Хьюза. И это тоже во многом поспособствовало успеху картины.

«Отступники» (The Departed, 2006)

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Мэтт Деймон, Джек Николсон, Марк Уолберг, Мартин Шин, Вера Фармига, Алек Болдуин

Николай Балашов

Криминальный авторитет из Бостона Фрэнк Костелло засылает на учебу в Полицейскую Академию молодого парня Салливана, которому в свое время помог в детстве, а теперь надеется таким образом получить своего человека в рядах полиции. Спустя годы Салливан действительно становится информатором бандитов, да только вот ни он, ни его босс не знают, что параллельно в банду Костелло внедряется некий Костиган — такой же выпускник Академии, только работающий уже на полицию…

На данный момент «Отступники» — единственный фильм Скорсезе, за который его наконец-то наградили Оскаром. Тем удивительнее смотрится тот факт, что «Отступники» являются не оригинальной картиной, а римейком гонконгского фильма «Двойная рокировка». Часто ли дают такие награды римейкам? Злые языки поговаривали, что и режиссера и ленту наградили исключительно за совокупность прошлых заслуг режиссера. Но эта теория разбивается об один простой довод: фильм получился действительно шикарным! Крутой детектив с отличными актерами, сюжет в котором настолько закручен, что до самого конца не ясно — что же будет дальше?

Возможно, воспринимать «Отступников» так, как я написал выше, мешает оригинальный фильм, но тут есть два момента: во-первых — гонконгскую ленту видело всяко меньше народу, чем работу Мартина (и многие, кстати, посмотрели ее уже после бешеного успеха «Отступников»), а во-вторых — какая, по-большому счету, разница — оригинальна ли была идея картины? По известным литературным произведениям фильмы снимали сотни раз и каждая новая экранизация привносила что-то новое в избитый сюжет. Здесь же даже избитости нет — история небанальная и весьма интересная. А великолепная режиссура Скорсезе и филигранные работы Ди Каприо, Дэймона и Николсона с Уолбергом сделали этот римейк достойным того, чтобы поставить его даже выше оригинала.

«Остров проклятых» (Shutter Island, 2009)

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов, Мишель Уильямс, Эмили Мортимер, Патришия Кларксон

Татьяна Кислякова

«Остров проклятых» стал в 2010 году фильмом открытия юбилейного шестидесятого Берлинского международного кинофестиваля. Картина, снятая по одноименному бестселлеру Денниса Лихейна, завоевала симпатии простых зрителей и профессиональных критиков, она до сих пор входит в многочисленные списки лучших фильмов (особенно среди лент с неожиданным финалом).

История о федеральном маршале и его напарнике, прибывших на закрытый остров, где расположена специализированная психбольница, для расследования таинственного исчезновения пациентки, завораживает с первых кадров. Скорсезе удается с уважением отнестись к традициям нуар-фильмов, что-то позаимствовать из психологических триллеров 50-х годов, а местами обратится и к готическим фильмам ужасов. Но из всех этих элементов режиссер выстраивает целостную картину, умудряющуюся держать зрителя в напряжении до самого последнего кадра. Это блестящий психологический триллер о природе сознания и человеческого разума, настоящее кино с большой буквы. А уж финальная сцена и последняя реплика персонажа ДиКаприо лично меня при каждом просмотре выбивают из колеи и вызывают слезы на глазах.

«Хранитель времени» (Hugo, 2011)

В ролях: Эйса Баттерфилд, Бен Кингсли, Саша Барон Коэн, Хлоя Грейс Морец, Эмили Мортимер, Кристофер Ли, Хелен МакКрори, Майкл Стулбарг, Фрэнсис де ла Тур, Ричард Гриффитс, Джуд Лоу

Татьяна Кислякова

Это первый фильм Мартина Скорсезе для семейного просмотра, первый фильм Мартина Скорсезе, снятый в 3D, и первый фильм Мартина Скорсезе, практически целиком посвященный любви к кинематографу. Режиссер трепетно рассказывает о магии кино и делает это так красиво и трогательно, что лично я влюбилась в фильм с первого просмотра. Тот факт, что это кино о кинематографе, стал для меня самым главным достоинством картины. Узнать о самых первых шагах волшебного искусства кино, о первых фильмах и первых режиссерах, увидеть на большом экране «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» и «Путешествие на Луну» — для меня все это стало очень волнительным и эмоциональным опытом. Кроме того, благодаря ленте Скорсезе становится очевидным огромный вклад Жоржа Мельеса в развитие кинематографа, о котором я в свое время и не подозревала.

Нечеловеческой красоты кадры, увлекательные приключения главных героев, невероятные секреты, разгадка которых приведет к удивительным откровениям, сказочные мелодии авторства Говарда Шора, потрясающая операторская работа Роберта Ричардсона, 11 номинаций на «Оскар», пять из которых увенчались победой — и это еще не все аргументы в пользу шедевральности данной картины.

«Молчание» (Silence, 2016)

В ролях: Эндрю Гарфилд, Лиам Нисон, Адам Драйвер,

Ольга Володина

История о двух священниках-иезуитах, отправившихся в Японию на поиски своего пропашего учителя, стала своеобразным завершением «религиозной» трилогии Скорсезе, начатой фильмом «Последнее искушение Христа» и кродолженной картиной «Кундун». Экранизация романа Сюсаку Эндо добиралась до собственно экранов много лет: Скорсезе задумал её еще в конце 80-х, когда закончил работу над «Последним искушением Христа». В тридцать лет, прошедшие от замысла до фильма, уложились несколько версий сценария, история с покупкой прав и судебный процесс вокруг обязательств режиссёра перед итальянской студией. Мы чуть было не получили «Молчание» в 2009 году, когда главные роли должны были играть Дэниэл-Дэй Льюис, Гаэль Гарсия Берналь, Бенисио дель Торо и Кен Ватанабе; не сложилось.

Полученный результат публику скорее удивил, чем потряс; невероятно тяжелый фильм о религиозных преследованиях в средневековой Японии не стал тем событием, которое все ждали. Критики восторгались работой оператора Родриго Прието (он получил единственную у фильма номинацию на «Оскар») и звуковыми эффектами (саундтрек как таковой представляет из себя набор шумов, а не музыку — неудивительно для фильма о тишине); своей доли похвалы удостоились актеры. Но это — составные части; фильм целиком, увы, не получил должного признания.

Хотелось бы верить — пока; и в дальнешем его оценят по достоинству.