Кинорулетка: Ну что же ты, студент
17 ноября 2017
Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит какой-то праздник и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.
Это только в России праздником студентов считается Татьянин день 25 января; во всем мире международный день студента отмечается 17 ноября. Именно к этому празднику мы придумали повод — слово СТУДЕНТ — и постарались найти фильмы на тему.
Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:
- фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
- должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).
Поехали!
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965)
Режиссёр: Леонид Гайдай
В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Селезнёва, Алексей Смирнов, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Виктор Павлов, Владимир Басов, Рина Зеленая.
О чём: Картина представляет собой 3 новеллы, в каждой из которых фигурирует студент Шурик. Попадая в разные житейский ситуации, он порой то оказывается неуклюжим простаком, то проявляет чудеса находчивости и блестяще справляется с трудностями.
Студент: Даже сегодня, оглядываясь на десятилетия назад, можно сказать, что герой Александра Демьяненко — самый известный студенческий персонаж, на всём кинематографическом просторе бывшего СССР. И эта и следующая картина Леонида Гайдая о приключениях студента Шурика — «Кавказская пленница» — прочно укоренились в нашей памяти огромным количеством афоризмов, искромётных гэгов и яркими впечатлениями.
Почему: Кажется, что очень редкий кинозритель не видел этой картины Леонида Гайдая, но, несмотря на это, её и остальные работы великого режиссёра можно пересматривать неоднократно. Благодаря колкой сатире, искромётному юмору и наивной лирике при каждом следующем просмотре они воспринимаются легко, свежо и непринуждённо.
«Выпускник» (The Graduate, 1967)
Режиссёр: Майк Николс
В ролях: Дастин Хоффман, Кэтрин Росс, Энн Бэнкрофт, Уильям Дэниелс, Мюррэй, Хэмилтон, Элизабет Уилсон
О чём: юный Бен закончил колледж и вернулся домой к родителям, которые крутятся в высоком обществе. Они его регулярно подталкивают к тому, чтобы он задумался о будущем и занялся построением своей дальнейшей карьеры. На одном из светских раутов он знакомится с миссис Робинсон бальзаковского возраста, и спустя некоторое время у них начинается роман, который всё же обречён на провал, поскольку третьей вершиной любовного треугольника станет Элейн — дочь миссис Робинсон.
Студент: очевидный ход вещей — молодой человек, успешно завершивший студенческий период жизни, становится выпускником. Однако, как многие могут убедиться и на собственном опыте, и глядя на главного героя фильма, настоящая учёба на этом не заканчивается.
Почему: после учёбы в колледже персонаж Дастина Хоффмана сталкивается с необходимостью новой вехи обучения — обучения взрослой жизни, одолеваемой интригами и житейской рутиной. Эта история взросления заслужила внимание огромного числа зрителей по многим причинам. С одной стороны в фильме выразительно и с иронией показаны весьма условные, но в целом лицемерные манеры вроде бы консервативных представителей высшего света, страдающих от неудовлетворённости своих законных браков, совершённых часто по расчёту, а с другой — ярко изображены противостоящие всему этому романтика и идеализм юных любящих сердец.
«Испанка» (L'auberge espagnole, 2002)
Режиссёр: Седрик Клапиш
В ролях: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Сесиль Де Франс, Келли Рейли
О чём: студент по имени Ксавье ищет себя. Решив сменить обстановку кардинально, он отправляется учиться в Барселону, где целый год ему предстоит делить импровизированное общежитие с соседями изо всех уголков старушки Европы. В этом мини-Вавилоне Ксавье намерен провести время с пользой и просидеть весь год за учебниками, ведь его ждёт неплохая карьера, но не тут то было. В дело вмешиваются дружба, любовь и мечта.
Студент: один студент хорошо, а много — лучше. Снимать квартиру, а тем более в центре европейского города — дело недешёвое, потому бедные студенты нашли выход и стали жить вместе, разделив плату, ну, а бонусом приятная компания. Такие общежития распространены везде, где есть иногородние студенты. Есть в этом вынужденном сожитии что-то романтическое, недаром многие бывшие студенты вспоминают жизнь на съёмных квартирах с чувством ностальгии (а кто-то нет).
Почему: атмосферный фильм о студенчестве, поиске себя и своего призвания. Очень актуальная картина для людей «до 30», способная немного взбодрить, посмешить и обнадёжить.
В актёрском составе засветились Келли Рейли и Одри Тоту, а ещё у фильма Седрика Клапиша есть целых два продолжения — «Красотки» и «Китайская головоломка». В «Красотках» место действия переносится в Санкт-Петербург, а как так вышло — смотрите кино.
«Простые сложности Нико Фишера» (Oh Boy, 2012)
Режиссёр: Ян Оле Герштер
В ролях: Том Шиллинг, Фридерике Кемптер, Марк Хоземанн, Юстус фон Донаньи
О чём: один день из жизни Нико Фишера — молодого парня, взявшего тайм-аут в университете, чтобы разобраться в себе. Но и за один день зритель познакомится с «простыми сложностями» Нико. Проблемы с деньгами, взаимоотношениями с людьми и самим собой — многим это покажется несерьёзным на первый взгляд, но только на первый.
Студент: «медными трубами» студентов зачастую становятся проклятые вопросы и желание получше разобраться в себе и жизни вообще, однако не всем суждено их пройти.
Почему: малобюджетный фильм о молодом парне «под 30», бросившем учёбу, который был снят в 2012 году в Германии — лишь один из звоночков, наравне с фильмами Линклейтера, например, отражающих проблемы современной молодёжи.
«Отрочество» (Boyhood, 2014)
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Эллар Колтрейн, Итан Хоук, Патриция Аркетт, Лорелей Линклейтер
О чём: «Детство-Отрочество-Юность» по-американски. Зритель становится свидетелем взросления обыкновенного школьника из Техаса, прошедшего через все обязательные пункты становления молодого человека.
Студент: с Мейсоном (к которому за три часа привыкаешь, как к ближайшему родственнику) зрителей разлучают титры, после сцены его появления в колледже.
Почему: есть масса причин посмотреть «Отрочество». Например, какой ещё фильм может похвастаться тем, что взросление героев реалистично донельзя просто потому, что фильм снимали целых 12 лет! Культура, жизнь, взгляды и люди — всё вокруг менялось, а лента Линклейтера впитывала в себя атмосферу каждого периода, передавая с экранов жизнь нулевых так, как её не передаст ни один фильм.
Это история о мальчике и его семье, но на самом деле она переходит от частного к общему, став одновременно культурным феноменом и очень личной историей для тех, чьи душевные струны задел Линклейтер. Помимо всего прочего выяснилось, что если кто и сумел постареть красиво, так это Итан Хоук.
В оскаровской гонке «Отрочество» уступило «Бёрдмену», но Патриция Аркетт получила заслуженную статуэтку, чуть ли не подняв в зале восстание своей пламенной речью (невинная шуточка Джареда Лето, но потом всё серьёзно и смотрится актуально с оглядкой на сегодняшний день):
«Убийства в Оксфорде» (Los crímenes de Oxford, 2008)
Режиссёр: Алекс де ла Иглесия
В ролях: Джон Хёрт, Элайджа Вуд, Бёрн Горман, Джуди Кокс
О чём: американский аспирант Мартин (Элайджа Вуд) приезжает в Оксфорд, но внезапно его квартирную хозяйку — пожилую больную даму с весьма интересным прошлым — находят убитой, а переданная местному светилу, профессору логики Селдому (Джон Хёрт) записка намекает, что это начало серии убийств, причем убийств идеальных: без мотива, сугубо интеллектуальных.
Студент: изначально главный герой, студент Оксфорда, всего-то хотел, чтобы заслуженный профессор стал его научным руководителем. Тяжело быть студентом.
Почему: экранизация детективного романа Гильермо Мартинеса, где чопорное британское общество взрывает испанская экспрессия — недаром у руля фильма известный своей любовью к шокированию зрителя де ла Иглесия. Здесь есть, кажется, самая странная любовная сцена в истории кино (с неловким поеданием макарон прямо с груди объекта страсти), удивительная в своем безумии разгадка (экие затейники эти кабинетные ученые), всепоглощающая паранойя и большая любовь к готике — как к архитектурному стилю, так и к литературному.
Для россиян есть отдельный повод для либо истерического хихиканья, либо фейспалма: аспирант-соотечественник Юрий Иванович Подоров в исполнении Бёрна Гормана.
Однако при всём желании ёрничать при описании фильма все-таки стоит сказать, что это удивительный микс традиционного британского детектива и запутанной развязки (характерной скорее не для испанцев, а для современных скандинавских детективщиков); и, в общем, детектив это отличный.