Кино и музыка: Томас Ньюман

19 ноября 2017

Синемафия продолжает цикл про выдающихся кинокомпозиторов, работавших и продолжающих работать в индустрии.

Томас Монтгомери Ньюман родился в Лос-Анжелесе в семье, глава которой, Альфред Ньюман, является девятикратным призёром премии Американской киноакадемии «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек. Дядя Томаса Лайонел Ньюман, брат Дэвид, двоюродные братья Джо и Рэнди являются членами известной в Голливуде династии композиторов. Неудивительно, что семейное влияние сказалось на выборе жизненного пути Томаса. С детства он учился играть на скрипке и фортепиано, потом в течение двух лет в Южно-калифорнийском университете изучал оркестровку и композицию. Затем перевелся в Йель, где закончил бакалавриат, а в 1978 году получил степень магистра музыки.

После Йельского университета молодой Томас познакомился с известным театральным композитором Стивеном Сондхаймом, который стал его первым наставником. Во многом благодаря его влиянию Ньюман сначала больше интересовался музыкальным театром, чем кинофильмами и сериалами. Вместе с Сондхаймом он работал над бродвейскими и другими театральными постановками.

Первое задание написать нетеатральную музыку он получил от своего дяди Лайонела, который работал на студии 20th Century Fox и поручил молодому композитору написать музыку для одной из серий сериала «Бумажная погоня» (The Paper Chase, 1978−1986). А поскольку и дядя, и отец Ньюмана были друзьями Джона Уильямса, неудивительно, что Уильямс предложил ему поучаствовать в создании оркестровки одной из сцен «Возвращение джедая» (Star Wars: Returnof the Jedi, 1983), той, в которой погибает Дарт Вейдер.

Затем последовала достаточно длительная череда работ, среди которых были и сильные ремесленные творения, и достаточно проходные. И, пожалуй, первым фильмом, который принёс Томасу Ньюману широкий успех и известность, стал «Запах женщины» (Scent of a Woman, 1992), который был снят Мартином Брестом. Вместе с ним чуть позже Ньюман снова будет работать над лиричным и романтичным фильмом «Знакомьтесь, Джо Блэк» (Meet Joe Black, 1998).

В 1994 году Ньюман получил сразу 2 номинации Американской киноакадемии. Первую — за музыку к истории семейной жизни, взрослении и любви «Маленькие женщины» (Little Women, 1994), снятой Джиллиан Армстронг. Вторую — за саундтрек к фильму Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption, 1994), ставшему настолько культовым, что он и до сих пор возглавляет многие кинематографические рейтинги. А спустя 4 года он снова имел возможность поработать вместе с Фрэнком над фильмом «Зелёная миля» (The Green Mile, 1999), который тоже был тепло принят зрителями по всему миру, а в Топ-250 Кинопоиска долгие годы занимает почётное второе место — сразу за «Побегом из Шоушенка».

В том же 1999 году Ньюман написал музыку к первому полнометражному фильму Сэма Мендеса «Красота по-американски» (American Beauty). По словам Ньюмана, саундтрек умышленно строился не на традиционных инструментах симфонического оркестра, а на ударных. С одной стороны, чтобы сделать его самобытным и запоминающимся, а с другой — чтобы не нарушить «моральную двусмысленность» сценария.

В начале двухтысячных годов для Ньюмана продолжился рост коммерческого и зрительского успеха, а также признания у критиков. Практически ежегодно выходили сильные и определённо заслуживающие внимания фильмы, для которых он написал музыку. Среди них «Эрин Брокович» Стивена Содерберга (Erin Brockovich, 2000), вторая совместная работа с Сэмом Мендесом — «Проклятый путь» (Road to Perdition, 2002), «Лемони Сникет: 33 несчастья» Брэда Силберлинга (A Series of Unfortunate Events, 2004), «Нокдаун» Рона Ховарда (Cinderella Man, 2005) и ещё одна совместная работа со Стивеном Содербергом — «Хороший немец» (The Good German, 2006). За музыку к последнему, к «Лемони Сникет» и к «Проклятому пути» Томас Ньюман номинировался на «Оскар» и награду World Soundtrack Awards.

Среди картин последних нескольких лет примечательной стала его работа над фильмами Джорджа Нолфи «Меняющие реальность» (The Adjustment Bureau, 2011) и Тейта Тейлора «Прислуга» (The Help, 2011), песня «Living Proof» из которого номинировалась на премию «Золотой глобус».

Засветился Томас Ньюман и в работе над Бондианой, а, точнее, над последними двумя фильмами франшизы, снятыми Сэмом Мендесом: «007: Координаты «Скайфолл» (Skyfall, 2012) и «007: СПЕКТР» (Spectre, 2015). За саундтрек к первому из них Томас Ньюман номинировался на «Оскар» и получил награду Британской киноакадемии BAFTA в 2012 году.

Кроме того, не обошли Ньюмана стороной и такие мастодонты киноиндустрии, как Уолт Дисней и Стивен Спилберг. Но первый из них поучаствовал в карьере композитора всё же не лично, а опосредованно — в образе, созданном Томом Хэнксом, в фильме Джона Ли Хэнкока «Спасти мистера Бэнкса» (Saving Mr. Banks, 2013), за музыку к которому Ньюман был номинирован и на премию «Оскар», и на премию Британской киноакадемии BAFTA. Что же касается Стивена Спилберга, то в сотрудничестве с ним Томас Ньюман создавал саундтрек к фильму «Шпионский мост» (Bridge of Spies, 2015), который также был отмечен номинациями на «Оскар» и BAFTA.

Последней на сегодняшний день широко известной работой композитора, которая вышла на экраны кинотеатров, стал фильм Мортена Тильдума «Пассажиры» (Passengers, 2016) с Дженнифер Лоуренс и Крисом Праттом в главных ролях.

Томас Ньюман пишет музыку не только для кинематографа, но, как было замечено выше, его первой работой стало творчество для сериала, и до сих пор много работает для телевизионных проектов. В том числе он написал заглавную тему для сериала Дэвида Келли «Бостонская школа» (Boston Public, 2000−2004) и мини-сериала Майка Николса «Ангелы в Америке» (Angels in America, 2003). А заглавная тема для сериала «Клиент всегда мёртв» (Six Feet Under, 2001−2005) выиграла две награды Grammy в 2003 году: «Лучшая инструментальная композиция» и «Лучшая инструментальная аранжировка».

Нисколько не хочется умалять заслуг кинематографистов, которые работали и работают над замечательными игровыми кинокартинами, но при этом есть ощущение, что создание успешного и выразительного мультфильма со сложным подтекстом, который будет интересен и детям, и их родителям, а, возможно, к тому же и бездетным зрителям, порой значительно сложнее, чем создание отчасти более традиционного игрового кино.

Это во многом это спорное утверждение, но по этой же причине отдельно хочется остановить внимание на работах Томаса Ньюмана в анимационном кино. И среди них одной из самых крупных можно назвать музыку к мультфильму Эндрю Стэнтона и Ли Анкрича «В поисках Немо» (Finding Nemo, 2003), которая была отмечена номинацией Американской киноакадемии, и получила награду Annie Award как лучшая музыка к анимационному фильму.

Неудивительно, что впоследствии Томас Ньюман был приглашён и для создания музыки к так же ставшему успешным красочному сиквелу — «В поисках Дори» (Finding Dory, 2016), который вышел на широкие экраны в прошлом году.

Сотрудничество Томаса Ньюмана и Эндрю Стэнтона продолжилось спустя несколько лет после «В поисках Немо» при создании, пожалуй, одного из самых трогательных и выдающихся мультфильмов студии Pixar «ВАЛЛ·И» (WALL·E, 2008), за музыку к которому Ньюман получил сразу 3 номинации: «Оскар» (Лучшая музыка, лучшая песня), Золотой глобус (Лучшая песня «Down to Earth»), BAFTA (Лучшая музыка) и 2 награды: Грэмми за лучшую музыку и World Soundtrack Awards за лучшую песню.

Казалось бы, кому может понравиться мультфильм про робота, которого угораздило влюбиться?! Но у сотрудников студииPixar хватило выдающегося таланта, умения и смелости на то, чтобы смешать авангардисткие и постапокаптические мотивы, добавив отсылок к кубриковской «Космической одиссее», Чарли Чаплину и ряду других киношедевров, а в итоге получить фантастический мультфильм о любви, дружбе и человечности роботов с сенсационным кассовым успехом.

Стоит отметить, что брат Томаса, Дэвид Ньюман, тоже снискал определённый успех на почве анимационного кино. Одними из самых лучших его работ являются саундтреки к мультфильмам «Ледниковый период» (Ice Age, 2002) и «Анастасия» (Anastasia, 1997). И в 1998 году музыка «Анастасии» была отмечена номинацией на «Оскар» за лучший саундтрек.

Подводя итог, нетрудно заметить, что герой нашего сегодняшнего рассказа оставил значительный след в кинематографической музыке и получил в общей сложности тринадцать номинаций Американской киноакадемии, однако вплоть до текущего года пока ни разу её не выиграл. Это делает его одним из самым номинируемым композитором из ныне живущих. Уступает он лишь Алексу Норту, который имеет 15 номинаций Американской киноакадемии.

Однако, по большому счёту количество номинаций и наград, хоть и являются важным моментом в карьере любого кинематографиста, отражая уровень признания и заслуг, но не является главным. Для кинозрителя, смотрящего кино, намного важнее оказаться в новом или старом, захватывающем мире, занять место вроде бы совсем не похожего на него человека и в глубине души найти с ним нечто общее, пожить в вымышленной реальности, которая озарит его повседневную жизнь, раскрасит её новыми эмоциями, и, возможно, смыслами. И, исходя из этого, можно глубоко поблагодарить Томаса Ньюмана за то, что при его непосредственном участии создавались и, надеюсь, будут создаваться ещё очень глубокие и жизненные истории, которые зрители будут помнить долгие годы.