Вадим Худобец на Golden Trailer Awards

Трейлермейкер Вадим Худобец: «Все тренды в индустрии трейлеров — временные»

20 ноября 2017

Синемафия побеседовала с одним из ведущих специалистов по созданию трейлеров на территории СНГ.

Вместе с Вадимом, в багаже которого десятки трейлеров к известным российским фильмам и семь номинаций Golden Trailer Awards в Голливуде, пролистаем страницы истории зарождения и развития индустрии трейлеров в мировом кинематографе.

Вадим Худобец

— Вадим, расскажи про зарождение индустрии трейлеров в мировом кинематографе и охарактеризуй её нынешнее положение.

— За последние пятнадцать лет трейлеры стали одним из самых популярных типов контента в интернете, но первые трейлеры появились ещё в начале двадцатого века. Они крутились после окончания фильма — отсюда и название «trailer», что переводится как «прицеп». Возможно, поэтому в США до сих пор есть такой тип культуры просмотра фильмов в кинотеатрах, когда зритель не уходит из зала, пока не закончатся титры. Спустя некоторое время рекламные ролики всё же начали показывать перед фильмом, т.к. такой вариант оказался гораздо эффективней. Десятилетиями трейлеры состояли из нескольких сцен фильма, текста и закадрового голоса, который пересказывал сюжет фильма. Также в них не было четкого хронометража.

Постепенно, рекламные ролики к фильмам начали приобретать современный вид, количество монтажных склеек увеличилось в несколько раз, а эпичный голос Дона Лафонтена с его фразами «In a world…» и «At a time…» стал неотъемлемой частью трейлеров. Лафонтен озвучил более пяти тысяч трейлеров и получил прозвище «Голос Бога». Вряд ли мы ещё когда-то вернёмся к дикторской форме повествования, т.к. в наши дни зритель хорошо чувствует, когда ему пытаются в открытую что-то впарить, и это вызывает лишь негатив. Однако дикторы по-прежнему частично присутствуют в трейлерах, но уже не в такой агрессивной форме.

И только спустя почти целый век трейлеры приобрели некий стандарт — трехактную структуру и четкий хронометраж. Появились целые компании по производству трейлеров, тизеров и ТВ-спотов, так называемые «трейлерхаусы». Индустрия осознала важность музыки в рекламных роликах и перешла от использования мелодий из самого фильма, к написанию специальной трейлерной музыки в самых разных жанрах и направлениях. Если десять лет назад было всего несколько лейблов по трейлерной музыке, то теперь их и не сосчитать. Музыка стала «душой» трейлеров, а её популярность и правильный выбор стали напрямую соответствовать успеху рекламного ролика. Исследования показывают, что при тестовых показах трейлера с разной музыкой, аудитория выбирала именно те трейлеры, в которых звучали уже знакомые треки, даже если они были видоизменены.

Трейлеры стали настолько популярны, что появились и такие виды роликов как «тизер трейлера», «реакция на трейлер», «что показали в трейлере», «обзор трейлера», а также множество фан-трейлеров, «mash-up» и «trailer cut» нарезок. А так как интернет перенасыщен контентом, и внимание зрителя стало гораздо сложнее удержать, компании перед самим трейлером стали приклеивать трех- или пятисекундный тизер этого же трейлера для социальных сетей, чтобы в первые же секунды заинтересовать потенциального зрителя.

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3:

— Получается, музыкальная составляющая трейлера не просто существенна — она является залогом успеха рекламного ролика. Как развивалась музыкальная составляющая трейлеров последние десятилетия?

— Можно смело назвать моду на ту или иную музыку в трейлерах волнообразной. Несколько лет мы слышим один и тот же жанр в кино-трейлерах, затем это становится клише, а через пару лет снова в тренде. Но основной, «не убиваемой», темой является оркестр и хор.

Пример трейлера 2001 года:

Пример трейлера 2014 года:

В какой-то момент в мире стал популярен дабстеп и, конечно же, его стали использовать в рекламных компаниях, но данный жанр, наверное, продержался меньше всех.

Более популярным оказался гибридно-электронный вид музыки, который отлично закрепился в sci-fiжанре.

Трендом за последние годы стали каверы на известные хиты и их «трейлеризация», то есть обработка песен в нужном жанре для усиления эмоции и стилизации ролика. Это может быть как интригующая жуткая версия для хорроров и фильмов-катастроф, так и любая другая обработка во всех остальных жанрах. Данный тренд уже превратился в клише.

Пример 1:

Пример 2:

Но помимо каверов часто используются и оригинальные песни — как старые, так и новые. Олдскульные песни стали частью нового тренда. Например, треки Led Zeppelin были использованы в трейлерах к фильмам «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Афера по-американски», «Меч короля Артура» и многих других.

Правильно подобранный трек может сыграть важнейшую ключевую роль в трейлере. Можно особняком выделить отличное использование песни группы Queen — Bohemian Rhapsody в трейлере к «Отряду самоубийц».

Пример 1:

Пример 2:

Частое использование рэпа в трейлерах в наши дни подтверждает прямую корреляцию между популярностью определённой музыки в мире и использованием её в рекламной кампании фильмов.

Пример 1:

Пример 2:

Музыка из фильмов, так называемый score, и сейчас периодически встречается в трейлерах к мировым блокбастерам, особенно если это заглавная тема, которая напрямую ассоциируется у зрителей с данным фильмом, либо это музыка Ханса Циммера, Стива Яблонского, Джона Уильямса и других известных композиторов.

Пример 1:

Пример 2:

— Расскажи поподробнее о структуре современного трейлера.

— Если говорить о структурах трейлера, то сегодня все придерживаются трехактной структуры повествования трейлеров, потому что она работает, и продюсеры не хотят рисковать, экспериментируя с ней. Однако у малобюджетных фильмов нет огромных рисков, и монтажёры могут себе позволить разного рода эксперименты, например, вот такие:

Пример 1:

Пример 2:

А вот некоторые трейлеры к фильмам Зака Снайдера и Дэвида Финчера выглядят как клипы и также отлично выполняют функции рекламы.

Пример 1:

Пример 2:

Задача трейлера — заинтриговать зрителя и привлечь его к походу в кинотеатр. Зритель должен легко и верно считывать жанр фильма. Но бывает так, что фильм одного жанра продают в совершенно другом в надежде на большую прибыль, однако разочарованный зритель после похода в кино не советует фильм друзьям, и после первого уик-энда сарафанное радио работает против создателей фильма. Ярким примером является трейлер к фильму «Драйв», который продаёт кино в жанре экшн, коим он не является. На создателей даже подали в суд, и теперь все стараются быть честными при создании трейлеров в отношении жанра фильма.

Второй проблемой трейлеров являются спойлеры, когда зрителю раскрывают слишком много сюжета. Но сколько бы люди не жаловались, исследования показывают, что чем больше сюжета раскрывается в трейлерах, тем больше они заинтересованы в просмотре фильма. Порой, даже сами режиссеры расстраиваются из-за того, что в трейлерах к их картинам раскрыли ключевые сюжетные повороты. Яркими примерами трейлеров со спойлерами являются трейлеры к фильмам «Мир Юрского периода», «Терминатор: Генезис», «Человек-паук 2», «Левша».

Пример 1:

Пример 2:

Исследования также доказывают, что зрители наиболее остро реагирует на то, что показывается в самом начале и конце трейлера, поэтому всё чаще в начале можно встретить короткий убойный экшн, а в конце так называемый «button» — финальная фраза, сцена, или убойная шутка (в случае с комедиями) между титром с названием фильма и датой. Также немалую роль играют титры с известными именами, перечислением наград и отзывами критиков.

Пример: появление Человека-паука в конце ролика.

Пожалуй, самым важным элементом трейлеров является ритм. Тут в игру вступает саунд дизайн — именно его появление является главным отличием трейлеров XXI века от XX. Саунд дизайн стал не только подчёркивать и усиливать звуковое сопровождение рекламных роликов к фильмам, но и стал отдельным мощным инструментом, на основе которого можно делать крутые трейлеры, а лучшее применение ему нашли в ТВ-спотах и хоррорах. Самыми популярными звуками в создании ритма являются дыхание, биение сердца, тиканье часов, и повторяющаяся нота пианино. Трендом в этой области сейчас является создание ритма именно из звуков фильма, с использованием дополнительного саунд дизайна. Вот парочка отличных примеров:

Пример 1:

Пример 2:

Нельзя не упомянуть и про известнейший звук BRAAAM из трейлера к фильму «Начало».

Этот звук задал моду в своё время, его копировали и видоизменяли десятки, если не сотни, раз. В музыкальных библиотеках даже появилась отдельная категория подобных звуков. Сегодня такой же популярностью пользуется звуковой эффект Power Down.

Пример: внимание на отметку 1:06.

Какой бы музыка не была в трейлерах, она должна выполнять свою главную задачу — передавать настроение фильма и вызывать эмоции. Но также не стоит забывать и про условную «силу тишины».

Пример 1:

Пример 2:

Мощным и интересным инструментом также является контраст между музыкой и картинкой в трейлерах. Например, когда вместо музыки и взрывов используют условную тишину, или же в фильмах ужасов используют детские или позитивные песенки.

Пример 1 (смтрим начиная с отметки 1:41):

Пример 2:

Конечно, можно продолжать описывать те или иные приёмы использования музыки или структуры монтажа, но совершенно точно можно сделать вывод, что все эти тренды — временные, и периодически индустрия возвращается к истокам и минимализму. Сегодня трейлер может быть перенасыщен экшном, сюжетом и ни на секунду не смолкать по музыке, а завтра — быть минимальным во всём и при этом также эффективно интриговать зрителя.

Напоследок хочется показать ещё один креативный бодрый трейлер: