Кинорулетка: Жил-был художник один

8 декабря 2017

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит какой-то праздник и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

Слово ХУДОЖНИК стало темой нашей новой (страшно представить, какой по счету) рулетки неспроста: именно сегодня отмечается международный день художника.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Отголоски прошлого» / «Мелкие останки» (Little Ashes, 2008)

Режиссёр: Пол Моррисон

В ролях: Хавьер Бельтран, Роберт Паттинсон, Мэттью МакНалти, Марина Гэтелл, Арли Жовер

О чём: В 1920-е годы Мадрид был своего рода меккой для талантливой творческой молодежи. Именно там познакомились юные художник и поэт — Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, чьи дружба и восхищение талантом друг друга со временем переросли в нечто большее.

Художник: свое оригинальное название «Little Ashes» фильм получил благодаря одноименной картине Сальвадора Дали, написанной в конце 1920-х. Собственно, именно этот период жизни гениального художника нашел отражение в фильме, хотя Дали здесь и чуть менее знаковый персонаж, чем Федерико Гарсиа Лорка.

Почему: впечатляющее авторское кино, представляющее свою версию отношений двух признанных гениев — Дали и Лорки. Фильм затрагивает деликатную тему возможной любовной связи между ними, но показывает ее аккуратно, без пошлости и фальши. Зритель видит процесс становления героев, изменение их взглядов и жизненных целей. Хавьер Бельтран играет андалузского поэта с невероятной искренностью и самоотдачей. Его Лорка — это не просто красивый харизматичный юнец, а настоящий герой своего времени, преданный родной стране и восхищающийся ею. Роберт Паттинсон, на тот момент еще только начинающий актер, также успешно воплощает на экране хорошо всем знакомую историческую фигуру. Взгляд, мимика, жесты, манера речи, поведение — все то сюрреалистичное, чем так знаменит Сальвадор Дали, актер передает искусно. Так что актерский дуэт заставляет затаив дыхание следить за историей своих персонажей, давая зрителю поводы для размышлений.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Караваджо» (Caravaggio, 1986)

Режиссёр: Дерек Джармен

В ролях: Найджел Терри, Шон Бин, Тильда Суинтон, Гарри Купер

О чем: Умирающий Микеланджело ди Караваджо вспоминает свою жизнь в тот период, когда он еще работал в Риме, получал хорошие заказы и мог делать все, что хотел. Этой возможности его лишили в очень скором времени, а потом и вовсе обвинили в убийстве.

Художник: Микеланджело Меризи ди Караваджо — гений, революционер и новатор, оказавший огромное влияние на последующее развитие итальянского и мирового искусства. Его творчество по большей части характеризуется выбором неканонических типажей и необычным косым освещением из одного источника, бросавшим на фигуры непривычные блики. Например, Успение Марии в его трактовке выглядит вот так:

Почему: Самый зрительский фильм Дерека Джармена (здесь даже есть четкий сюжет, что для него огромная редкость) в первую очередь удивляет той скрупулезностью, с которой он придерживается стилистики Караваджо, сохраняя фирменное освещение и выстраивая живые картины. Причем одна из них, «Положение во гроб», где Христа представляет актер, играющий главную роль — это отсылка к еще одному знаменитому Микеланджело, Буанаротти, который, как известно, изобразил себя на снятой коже святого Варфоломея.

Джармену, художнику, клипмейкеру и открытому гею, вынужденному эмигрировать из Англии, судьба Караваджо была невероятно близка, и это очень сильно ощущается. А еще здесь есть молодые Шон Бин и Тильда Суинтон, на тот момент бывшая музой режиссера.

«Уильям Тернер» (Mr. Turner, 2014)

Режиссёр: Майк Ли

В ролях: Тимоти Сполл, Пол Джессон, Дороти Эткинсон, Марион Бэйли,

О чем: Уильям Тернер — бабник, скряга, любитель выпить и не самый приятный в общении человек. Все это не мешает ему быть чутким сыном, неплохим любовником и неплохим художником. И даже стихи писать.

Художник: Джозеф Мэллорд Уильям Тернер — выдающийся пейзажист и маринист, повлиявший на целое поколение художников, и один из лучших в жанре английского романтизма. «Солнце — это Бог» — не только его последние слова, но и творческое кредо, которое впоследствии подхватили импрессионисты.

Почему: Разменяв очередной десяток лет, и прекрасно понимая, что он уже не мальчик, Майк Ли снял своего «Барри Линдона». Диалог с фильмом Кубрика начинается уже с названия, и «Мистер Тернер» тоже снят при естественном освещении, тоже невероятно красив, и в нем тоже чувствуется невероятная ностальгия режиссера по ушедшей эпохе, которую уже никогда не вернуть. Разница только в том, что главный герой, понимая, что его творчество устаревает, сознательно ходит к фотографам и на выставки прерафаэлитов, чтобы посмотреть на то, что его заменит. Это живое любопытство отличает и режиссера, и фильм он снимает скорее об этом — о смене эпох и людях, которым приходится уходить вместе со своим временем. К ним он, несомненно, причисляет и себя, и совершенно спокойно к этому относится.

«Серафина из Санлиса» (Seraphine, 2008)

Режиссёр: Мортен Прово

В ролях: Иоланда Моро, Ульрих Тукур, Энн Беннент, Женевьев Мниш

О чем: Серафина — простая, чистая и очень набожная женщина. Она работает служанкой везде, где позовут, а в свободное от этого время говорит с деревьями, слушает ветер и рисует яблоки, которые больше похожи на персики или на сливы.

Художник: Серафина Луи входила в то же поколение непрофессиональных художников, что Нико Пиросмани и Анри «Таможенник» Руссо. Так же, как они, она была полунищей и не имела специального образования. Она рисовала в основном пейзажи и натюрморты, но чаще всего — деревья.

Почему: Этот классический байопик, прежде всего, бенефис замечательной Иоланды Моро, но смотреть его стоит не только ради ее игры. Здесь хороши и пейзажи французской глубинки, и актеры, и аккуратная режиссура, которая немножко дает сбой только в финале. Наконец, здесь поднимается очень редкая тема вдохновения как одержимости, и если даже Серафина рисовала так, как ей говорил ее ангел-хранитель, счастья ей это не принесло. Четкого ответа на то, была ли она очень талантливой простушкой или сумасшедшей, не дается, и Моро до конца играет что-то между. Но как же она играет.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Призраки Гойи» (Goya's Ghosts, 2006)

Режиссёр: Милош Форман

В ролях: Натали Портман, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем

О чём: дочь богатого торговца Инес (Натали Портман) позирует известному художнику Гойе (Стеллан Скарсгард), и ему же позирует инквизитор отец Лоренцо (Хавьер Бардем) — священник, защищающий Гойю перед своими коллегами, однако ратующий за усиление работы святой инквизиции. Конечно, Инес оказывается замешанной в профессиональной работе отца Лоренцо, что ломает ей жизнь навсегда. А впереди — захват Испании наполеоновскими войсками…

Художник: Франсиско Гойя, придворный художник Карла IV, не первый раз оказался объектом внимания кинематографистов — вспомнить хоть Донатаса Баниониса в фильме 1971 года. Но, несмотря на постоянное присутствие в сюжете и ключевую роль его картин, не говоря уж об упоминании имени в названии, «Призраки Гойи» — картина прежде всего о несчастной Инес и коварном Лоренцо, а уже потом — о свидетеле и невольном участнике происходящего Франсиско Гойе.

Почему: Милош Форман снял в 2006 году фильм, какими их привыкли видеть в пятидесятых и шестидесятых: съемки на натуре, богатые декорации и костюмы, трагическая история жизни хороших людей в страшные времена. Неудивительно, что критики взъелись на картину, да и зрители толпой на неё не повалили, несмотря на узнаваемые имена на афише. С другой стороны, десять лет спустя картина смотрится пусть и ужасно старомодно, зато — идеальной для снежного дня, когда за окном метель, на экране — жаркая Испания, пытки и страдания. Опять же, если вам нужна в первую очередь мелодрама — вам сюда; это, кажется, два самых отчаянно-мелодраматических персонажа в фильмографии Натали Портман.

«Девушка с жемчужной сережкой» (Girl with a Pearl Earring, 2003)

Режиссёр: Питер Веббер

В ролях: Скарлетт Йоханссон, Колин Фёрт, Киллиан Мёрфи, Том Уилкинсон, Эсси Дэвис

О чём: экранизация романа Трейси Шевалье о (в общем) тяжелой женской доле в Голландии XVII века и (в частности) создании одноименной картины Вермеера.

Художник: Ян Вермеер (Колин Фёрт), в чьем доме служанкой работает Грит (Скарлетт Йоханссон), примечает симпатичную служанку и рисует с неё картину; конечно, никому вокруг, особенно жене художника, это не нравится.

Почему: как и полагается в фильме о картине, главенствующая роль отдана даже не сюжету или актерской игре, а созданию максимальной иллюзии присутствия на полотне Вермеера — и это оператор Эдуардо Серра делает блестяще; его номинация на «Оскар» за «Девушку…» совершенно оправдана. Если же обратиться к сюжету — то тут опять же главное — не сама картина, но переживания Грит и её попытки устроить свое будущее (или хотя бы не потерять настоящее); опять красивая мелодрама с хорошими актерами.