Оскар: Прогноз-2018, часть 1
12 декабря 2017
23 января будут объявлены номинанты на призы Американской Киноакадемии — они же «Оскары». Попробуем угадать, кто окажется в этом списке.
Голливуд в уходящем году накрыло скандалами, один другого краше. Очевидно, что на предстоящей церемонии Киноакадемии, кроме дежурных сатирических выходов против Трампа, мы услышим массу всего интересного: и душещипательные девичьи всхлипы, и какие-нибудь традиционно пламенные откровения от Мэрил Стрип, ну и, конечно же, гневные отповеди в адрес Харви Вайнштейна, который, кажется, уже окончательно превратился в некое подобие Бабадука, коим впору пугать детей и выпускников киношкол. Предугадать потенциальных номинантов Оскара — немного сложнее. Гильдии еще не подвели свои итоги, да и вообще — сложно припомнить год, в котором кино было бы настолько задвинуто на второй план. Но мы, разумеется, попытаемся…
Лучший фильм
Заведомо безусловным фаворитом оскаровской гонки, скорее всего, станет военная драма «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Картина на днях огребла внушительное число номинаций на «Золотом глобусе» — и есть ощущение, что на этот раз членам Киноакадемии будет крайне сложно отвертеться от автора, который вместо неформатного сай-фая предоставил на суд зрителя исключительно «оскаровский материал». Из числа прочих народных любимцев оскаровский комитет вряд ли обойдет вниманием Гильермо дель Торо с обласканной в Венеции «Формой воды» и завсегдатая церемонии Стивена Спилберга.
Новый фильм Спилберга — по обыкновению, нашпигованная звездными именами драма «Секретное досье» — уже снискала отличную прессу, да и тематика фильма (женщина-журналист выходит на тропу войны против государственной машины) как никогда точно отражает нынешние настроения американского истеблишмента. В качестве «темных лошадок» на предстоящей церемонии, вероятно, будут фигурировать нашумевшие в прокате инди-проекты: актуальный хоррор «Прочь», остроумно высказывающийся на тему расизма; влюбившая в себя кинокритиков Грета Гервиг с трогательным драмеди «Леди Берд»; обязательная в списке гей-драма «Зови меня своим именем» и черная комедия Мартина Макдоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Десятка номинантов в самой важной категории мне видится следующей:
- «Дюнкерк» / Dunkirk — реж. Кристофер Нолан (дата выхода в России — 13 июля 2017 года)
- «Форма воды» / The Shape of Water — реж. Гильермо дель Торо (дата выхода в России — 18 января 2018 года)
- «Секретное досье» / The Post — реж. Стивен Спилберг (дата выхода в России — 1 февраля 2018 года)
- «Прочь» / Get Out — реж. Джордан Пил (дата выхода в России — 11 мая 2017 года)
- «Леди Бёрд» / Lady Bird — реж. Грета Гервиг (дата выхода в России — 26 апреля мая 2018 года)
- «Зови меня своим именем» / Call Me By Your Name — реж. Лука Гуаданьино (дата выхода в России — 20 октября 2017 года)
- «Темные времена» / Darkest Hour — реж. Джо Райт (дата выхода в России — 18 января 2018 года)
- «Призрачаная нить» / Phantom Thread— реж. Пол Томас Андерсон (дата выхода в России — 23 февраля 2018 года)
- «Три билборда на границе Эббинга, Миссури « / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri — реж. Мартин МакДона (дата выхода в России — 1 февраля 2017 года)
Лучший фильм на иностранном языке
Категория «лучший иностранный фильм», как правило, самое непредсказуемая. Из года в год мне кажется, что члены киноакадемии вообще не смотрят фильмы с субтитрами, а лауреаты выбираются во время таинственного голливудского обряда, когда кто-нибудь в красивом фраке и с повязкой на глазах наобум бросает дротики в шорт-лист. Мой личный фаворит — это, конечно же, лесбийский хоррор «Тельма», такая норвежская версия «Кэрри», история про телекинез и репрессированную сексуальность. Её-то, впрочем, на «Оскаре», скорее всего, ждать не стоит, поэтому из гражданской солидарности придется болеть за не самого любимого мною режиссера Звягинцева и его «Нелюбовь».
Многие аналитики ставят на возможный успех очень красивой актрисы (и ужасного, по-моему, режиссера) Анджелины Джоли. Она поставила биографическую драму «Сначала они убили моего отца». Весь фильм снят в Камбодже на кхмерском языке. Это, конечно, своего рода — подвиг, а подвиги на «Оскаре» чтят. Вероятно, в списке номинантов также стоит ожидать фильмы, уже отметившиеся престижными фестивальными наградами: французскую социальную драму «120 ударов в минуту», повествующую о парижских ЛГБТ активистах в эпоху разгара СПИДа; лауреата Каннского кинофестиваля, шведскую абсурдистскую комедию «Квадрат»; также до «Оскара», возможно, докатится последний фильм Михаэля Ханеке «Хэппи Энд», в котором, вопреки названию, наверняка, как это принято у злого австрийца, все умрут в страшных муках.
- «Сначала они убили моего отца» (Камбоджа)
- «Квадрат» (Швеция)
- «140 ударов в минуту» (Франция)
- «Хэппи-энд» (Австрия)
- «Нелюбовь» (Россия)
Лучший оператор
В категории «Роджер Дикинс, даже не надейся» номинированному тринадцать раз на «Оскар» Роджеру Дикинсу предсказуемо опять ничего не дадут. Хотя, возможно, номинируют вновь — в четырнадцатый раз — за вибрирующего неоном «Бегущего по лезвию». В числе соперников Дикинса очень бы хотелось увидеть Филиппа Ле Сурда.
Его деликатной камерой снят самый красивый фильм этого года — похожее на выцветшую старую фотографию «Роковое искушение» Софии Кополы. Безусловно, в номинантах стоит ожидать Хойте Ван Хойтему — человека, ответственного за грандиозную операторскую работу в «Дюнкерке». Не останутся без упоминаний Януш Камински («Секретное досье»), Брюно Дельбоннель («Темные времена»), Дан Лаустсен («Форма воды»).
- Хойте Ван Хойтема («Дюнкерк»)
- Роджер Дикинс («Бегущий по лезвию»)
- Януш Камински («Секретное досье»)
- Брюно Дельбоннель («Темные времена»)
- Дан Лаустсен («Форма воды»)
Лучший режиссер
Не хочется сильно забегать вперед, но Грета Гервиг, поднимающаяся на сцену за «Оскаром» за режиссуру — это, по-моему, уже свершившийся факт. Это решение устроит примерно всех: критики порадуются, феминистки похлопают, зритель поумиляется. Красивый символический жест же: год был так себе (интриги-скандалы-расследования), но победа, как ни крути, остается за женщиной. К тому же «Леди Бёрд» — действительно во всех отношениях хорошее кино. Уж всяко лучше того, что Патти Дженкинс сняла. Иной расклад представить сложно. В номинациях Гервиг наверняка будет соседствовать со Спилбергом, которому статуэтки уже ставить некуда, и оскаровскими аутсайдерами (Дель Торо, Ноланом, Андерсоном). Возможно, также каким-то чудом в режиссерскую категорию могут затесаться Джордан Пил с «Прочь» и Лука Гуаданьино с «Зови меня своим именем». Однако, к несчастью для обоих, прошлогодний «Лунный свет» уже закрыл оскаровскую брешь как с расовыми, так и с сексуальными предрассудками.
Итак, наиболее вероятная пятерка:
- Гильермо дель Торо («Форма воды»)
- Кристофер Нолан (Дюнкерк)
- Стивен Спилберг («Секретное досье»)
- Пол Томас Андерсон («Призрачаная нить»)
- Грета Гервиг («Леди Бёрд»)