Кинорулетка: Журналист

15 декабря 2017

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит какой-то праздник и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

Невеселый день вдохновил новую тему нашей рулетки: 15 декабря в России — день памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. Именно слово ЖУРНАЛИСТ и объединяет подборку фильмов, каждый из которых мы советуем посмотреть.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Сенсация» (Scoop, 2006)

Режиссёр: Вуди Аллен

В ролях: Хью Джекман, Скарлетт Йоханссон, Вуди Аллен, Иэн МакШейн

О чём: студентка Сондра оказывается в Лондоне, где принимает участие в магическом шоу. Ей является призрак погибшего журналиста, который сообщает ей сенсационную новость о серийном убийце. Амбициозная девушка принимается за дело с энтузиазмом, а поможет ей в этом маг и волшебник спиритического шоу — герой, сыгранный самим Вуди Алленом.

Журналист: повод для рулетки нерадостный — день памяти журналистов, погибших при исполнении. Именно так погиб Джо, журналист, призрак которого увидела героиня Скарлетт Йоханссон.

Почему: даже детективную историю о маньяке-убийце Вуди Аллен сумел превратить в одну из фирменных комедий, да ещё и самолично сыграл одну из главных ролей. Лёгкий, ни на что не претендующий фильм, ставший второй совместной работой Скарлетт и Вуди после картины «Матч-пойнт».

«Стрингер» (Nightcrawler, 2014)

Режиссёр: Дэн Гилрой

В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Риз Ахмед

О чём: Луи ищет работу, но несмотря на все старания не может её найти. Однажды он становится свидетелем крупной аварии, на место которой тут же прибыли журналисты-наёмники, стрингеры. Луи решает попробовать себя в новом ремесле, покупает видеокамеру и даже продаёт свои сюжеты в новостную передачу. Как далеко подобное «трудоустройство» заставит зайти героя — смотрите фильм.

Журналист: вряд ли многие захотят назвать героя Джилленхола коллегой, но в некотором смысле его работа похожа на труд спец корреспондентов. Быть ближе всех там, где что-то происходит, там, где сенсация и вообще любой инфоповод, заставляющий зрителя смотреть в экраны мониторов. Другое дело, что методы… методы достижения своих целей у Луи не отличаются человечностью. Но что поделать — таков герой.

Почему: и уже только из-за главного героя стоит посмотреть этот бенефис Джейка Джилленхола. Чудовищное недоразумение, что его даже не номинировали на премию киноакадемии пару лет назад. Фильм выволок наружу тёмную сторону журналистики и актуальных новостей, а у Джейка получилось показать на экране эволюцию одержимости своего героя, а уж этот оттенок безумия на лице (на Джилленхола просто страшно взглянуть порой — съест).


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Джентльменское соглашение» (Gentleman’s Agreement, 1947)

Режиссёр: Элиа Казан

В ролях: Грегори Пек, Дороти МакГуайр, Селест Холм, Джон Гарфилд

О чем: Отец-одиночка Филип Грин переезжает в Нью-Йорк. Он довольно быстро находит работу, но первое же задание заставляет его столкнуться с не самой приятной стороной окружающего его общества. Он о ней не то, чтобы не знал, но раньше как-то не задумывался.

Журналист: Грину поручают написать статью об антисемитизме. Для большей достоверности материала он выдает себя за еврея, и довольно быстро узнает, что американцы, конечно, равны в правах, но те, которые евреи, равны чуть менее.

Почему: Социальную важность этого фильма, поднявшего тему антисемитизма одним их первых, легко принять за единственное его достоинство, но это, конечно, не так. Здесь есть и замечательный Грегори Пек, один из редких актеров, которому удавалось сделать интересным гиперположительного персонажа, и сильный сценарий, и режиссура. Сам Элиа Казан был не так принципиален, и, как известно, частенько доносил на маккартистов, но менее талантливым человеком он от этого не стал.

«Поля смерти» (The Killing Fields, 1984)

Режиссёр: Роланд Жоффе

В ролях: Сэм Уотерстон, Хэйнг С. Нгор, Джон Малкович, Джулиан Сэндс

О чем: Когда в Камбодже в результате переворота к власти приходят Красные Кхмеры, иностранные журналисты постепенно уезжают из страны. Сидни Шенбергу удается выбраться беспрепятственно, а вот его переводчику Диту Прану приходится остаться. Как и большинство его соотечественников, его ждет концентрационный лагерь.

Журналист: Этот фильм основан на реальных событиях и является экранизацией книги корреспондента «New YorkTimes» Сидни Шенберга. Он действительно покинул Камбоджу после переворота и получал письма от оставшегося в стране Дита Прана, которому чудом удалось выжить.

Почему: Политические фильмы 1970-х-1980-х — отдельный невероятно увлекательный жанр, и дебютному фильму Жоффе удалось стать одним из лучших. Во многом наложило отпечаток то, что, несмотря на то, то к 1984 году режим «Красных кхмеров» уже был свергнут, лагеря беженцев, один из которых появляется в финале, все еще были заполнены людьми. Доктор Хэйнг С. Нгор (именно так он указан в титрах) несколько лет прожил в концентрационном лагере, где он был вынужден скрывать свою основную профессию, из-за чего похоронил жену и ребенка. Так и оставшись единственным оскаровским лауреатом без какого-либо актерского образования вообще, он до конца жизни продолжал бороться против диктатуры. Главной задачей создатели фильма ставили перед собой обратить внимание на трагедию маленькой страны, о существовании которой мало кто знал, и удалось им это в полной мере. За это можно даже простить откровенную плакатность, уместную в рамках жанра.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Это случилось однажды ночью» (It Happened One Night, 1934)

Режиссёр: Фрэнк Капра

В ролях: Кларк Гейбл, Клодетт Кольбер, Уолтер Коннолли, Роско Карнс, Джеймисон Томас

О чём: Элли, своенравная дочка, вышедшая назло богатому папаше за авиатора-ловеласа, сбегает к своему возлюбленному с яхты отца, на которой он удерживал её с целью расстроить брак. Используя всё своё влияние, отец Элли бросает на поиски дочери армию частных детективов и ищеек. Чтобы скрыться от преследования, Элли собирается добраться из Майами до Нью-Йорка на автобусе. По дороге она встречает не слишком удачливого журналиста Питера, который помогает ей в пути до Нью-Йорка.

Журналист: в течение фильма персонаж Кларка Гейбла будет показан с разных сторон. Зритель сможет увидеть, что журналисту в исполнении великого актёра свойствены деловая хватка, хитрость, лукавство, самоуверенность, граничащая с хамством, но в то же время — проницательность, чувство юмора, честность и великодушие. А его спутница гармонично дополняет его.

Почему: даже если не брать во внимание, что эта картина в своё время получила 5 «Оскаров» в самых престижных номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер» «Лучший адаптированный сценарий», её стоит посмотреть ради чудесных персонажей, созданных прекрасными актёрами, ради харизматичного обаяния Кларка Гейбла и чарующей уверенности Клодетт Кольбер. Кроме того, очень интересно увидеть в этом фильме, ставшим классикой мирового кино, прототипы сюжетных зарисовок, к которым ещё много раз обратятся кинематографисты последующих десятилетий.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Доброй ночи и удачи» (Good Night, and Good Luck, 2005)

Режиссёр: Джордж Клуни

В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Джордж Клуни, Роберт Дауни мл., Джефф Дэниэлс, Фрэнк Ланджелла, Патриша Кларксон

О чём: США, 1950-е. Известный тележурналист Эдвард Мэроу затевает опасную игру, открывая цикл передач, в которых обвиняет сенатора Джозефа Маккарти в нарушении гражданских прав жителей страны…

Журналист: Элегантное черно-белое кино о культовом американском журналисте.

Почему: Каждый хоть раз да слышал термины «маккартизм» или «охота на ведьм», описывающие ситуацию в середине прошлого века в США, когда паранойя в отношении антиамериканских настроений достигла пика. В симпатии к коммунистам могли подозревать кого угодно, из-за чего порою «летели головы» совершенно неповинных людей, а контроль над частными данными граждан правительство совершенно искренне считала заботой об их безопасности. Джордж Клуни снял отличное кино о тех временах, когда известный тележурналист на экране мог практически повелевать умами людей, если они доверяли тому, что он говорит. А реальный персонаж Эдвард Мэроу в этом плане был безупречен, поэтому его война против мощного сенатора вошла в историю как важная веха в развитии как тележурналистики, так и самосознания гражданского общества.

Самое интересное, что несмотря на события почти семидесятилетней давности, фильм дико актуален и сейчас, когда с экранов телевизоров разных стран мы можем наблюдать разностороннюю пропаганду, выгодную тому или иному правительству, а паранойя о «русском следе» во всех недавних значимых событиях (включая избрание Дональда Трампа президентом США) снова захватывает умы людей. Все возвращается на круги своя, в том или ином виде, увы.

«Брюс Всемогущий» (Bruce Almighty, 2003)

Режиссёр: Том Шедьяк

В ролях: Джим Керри, Морган Фримен, Дженнифер Энистон, Филип Бейкер Холл, Стив Карелл, Кэтрин Белл

О чём: Брюс Нолан — хороший журналист, но уж больно часто жалующийся на судьбу. В один особенно неудачный день он снова начинает проклинать Бога за то, что тот посылает ему лишь трудности, после чего Бог лично встречается с ним и предлагает временно поработать за него…

Журналист: профессия главного героя говорит нам обо всем.

Почему: «Брюс всемогущий» — фильм, который все видели по много раз и еще столько же посмотрят, если вдруг случайно наткнутся на него по ТВ. Данная картина, безусловно, давно вошла в неофициальный золотой фонд комедий, которые можно пересматривать бесконечно. Тем обиднее, что именно она стала одним из последних кассовых успехов Керри. Человек, смешивший нас все девяностые годы, в нулевых постепенно стал терять свою популярность. Другое дело, что это была не столько его вина, сколько изменившиеся правила игры на комедийном поле, где разговорные фильмы условного Апатоу стали вытеснять более гротескные произведения тех же братьев Фаррелли. В новом формате места для резинового лица Керри находилось все меньше и меньше.

Но все же такие фильмы как «Брюс» остаются на плаву независимо от того, что сегодня популярно и собирает кассу в кинотеатрах. Отличный сюжет, прекрасные актеры (не забудем про Бога Фримана!), смешные ситуации — как бы не был замылен этот набор, он все еще работает в умелых режиссерских руках. А уж у Тома Шедьяка, автора «Чокнутого профессора» и «Лжец, лжец», руки точно золотые.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Сортировка» (Triage, 2009)

Режиссёр: Данис Танович

В ролях: Колин Фаррелл, Паз Вега, Келли Райлли, Бранко Джурич, Кристофер Ли, Джулиет Стивенсон

О чём: Два военных фотографа — британцы Марк и Дэвид — отправляются в Курдистан. Там они снимают местный резистанс и полевые госпитали. Некоторое время спустя по непонятным причинам Марк оказывается пациентом этого самого госпиталя, а Дэвид пропадает. Домой в итоге возвращается один Марк, и его жена, а также беременная жена Дэвида начинают подозревать, что что-то нечисто…

Журналист: главный герой — работающий в горячих точках фотокорреспондент. Забавно, что в самом известном фильме Тановича — получившей «Оскар» «Ничейной земле» — тоже был освещающий войну журналист, хоть и на втором плане.

Почему: экранизация одноименного романа военного корреспондента Скотта Андерсона посвящена не столько работе военного корреспондента, сколько тяжести последствий этой работы; каково это — быть безмолвным свидетелем происходящего и подвергать риску свою жизнь, видеть смерть друзей и после этого продолжать работать. Танович не первый раз снимает фильм, который физически смотреть тяжело, потому что любимый прием режиссера — снять с героев кожу (в метафорическом, слава богу, смысле) и заставить зрителя вместе с ними чувствовать всё оголенными нервами. С другой стороны, сейчас, после ролей Фаррелла у Лантимоса, можно смотреть «Сортировку» и удоволетворенно говорить, что он еще когда показал нереальную крутость — а широкая публика только недавно заметила, что он не просто красавец.