Джейн Фонда и 11 её самых ярких ролей

21 декабря 2017

Сегодня свой восьмидесятый день рождения отмечает Джейн Фонда — актриса, без которой представить американское кино уже много десятилетий невозможно. Мы выбрали самые яркие роли в её карьере.

Джейн Фонда очень долгое время воспринималась как бунтующая дочка известного папы. Генри Фонда был обладателем самых голубых глаз на экране и репутации одного из самых серьзеных актеров в голливудской индустрии и вне неё; с дочерью у них были не самые лучшие отношения — которые наладились только с годами. А после двух «Оскаров» (за «Клют» и «Возвращение домой») — у папы, кстати, «Оскар» был только один, за совместную работу с Джейн, — и огромного количества других призов, пришлось даже самым большим скептикам признать — Джейн не просто папина дочка, она еще безумно талантливая папина дочка.

За более чем полувековую карьеру Джейн успела посниматься в европейском и американском кино, сыграть на Бродвее и телевидении, записать несколько видеокассет с уроками аэробики, активно высказывать свою политическую позицию (от войны во Вьетнаме до прав женщин) и никогда, никогда не показывать, что ей хоть что-то не по зубам.

К 80-му дню рождения Джейн мы подобрали 11 наиболее ярких её ролей.


Кори Браттер — «Босиком по парку» (Barefoot in the Park, 1967)

Режиссёр: Джин Сэкс

В ролях: Роберт Редфорд, Джейн Фонда, Шарль Буайе, Милдред Нэтвик

Юлия Данилина

Забавная и очень милая комедийная мелодрама о молодоженах, поселившихся в недостроенной квартире, могла бы стать одной из многих, если бы не замечательный сценарий и актеры. В первую очередь это касается одного из самых гармоничных актерских дуэтов Голливуда — Роберта Редфорда и Джейн Фонды.

Эту легкую комедийную роль сложно назвать актерским вызовом, но Фонда играет ее так искренне, и с таким обаянием, что в обширной фильмографии актрисы она становится одной из самых запоминающихся. Ее Кори — не просто красивая куколка, а живой человек, за которого ближе к концу даже начинаешь немного переживать, и искренне радуешься, когда у нее все налаживается. Вдохнуть жизнь в такого персонажа, не прячась при этом за красивую внешность, не так просто, но Фонде удалось.

Барбарелла — «Барбарелла» (Barbarella, 1968)

Режиссёр: Роже Вадим

В ролях: Джейн Фонда, Анита Палленберг, Джон Филип Лоу, Майло О'Ши, Марсель Марсо, Уго Тоньяцци

Ольга Володина

В замиренной вселенной уже давно нет не то что войн — даже армии. Когда президенту Земли требуется вернуть домой изобретшего позитронный луч ученого (вдруг это изобретение будет использовано для того, чтобы построить оружие?), он обращается к Барбарелле и ее силе любви — потому что все заняты, не президентский же оркестр посылать.

Да, что касается любви — это реализуется ровно так, как вы подумали.

Фантастика Роже Вадима основана на французском комиксе 60-х — и гораздо больше из этого фильма можно узнать о шестидесятых, чем о фантастике. Наряды, начесы, безумные сюжетные линии и креативные съемки — сегодня смотреть фильм всерьез невозможно, но вот насладиться тем, откуда выросло очень много чего в современной поп-культуре — отличная идея.

Открывающая сцена со снимающей скафандр Барбареллой (под тему фильма — с текстом о том, что когда герой смотрит на Барбареллу — звезды замирают) сделала больше даже не для кино, а для поп-музыки — спасибо ей должны сказать и «Electric Barbarella» группы Duran Duran, и клип «Put Yourself In My Place» Кайли Миноуг, имя им — легион. Кстати, и название группы Duran Duran — тоже из фильма Вадима.

Ну и было бы у нас золотое бикини принцессы Леи, если бы не Барбарелла?!

Джейн Фонда, бывшая на момент съемок женой Вадима, была не первой кандидаткой на роль Барбареллы. Однако, когда варианты продюсера Дино Де Лаурентиса — Вирна Лизи, Брижит Бардо, Софи Лорен, — по разным причинам отпали, осталась уже замешанная в паре скандалов с обнаженной натурой Фонда, ставшая секс-символом в США. Здесь она тоже не стесняется обнажаться — но не с целью быть соблазнительной, а просто потому, что ее героиня, Барбарелла, вот такое дитя природы, для которой это всё естественно.

Глория Битти — «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли» (They Shoot Horses Don't They, 1969)

Режиссёр: Сидни Поллак

В ролях: Джейн Фонда, Майкл Саразин, Сюзанна Йорк, Гиг Янг, Ред Баттонс, Бонни Беделиа, Майкл Конрад, Брюс Дерн

Ольга Володина

«Мы танцуем круглые сутки, день за днем. Каждые два часа — перерыв на 10 минут». В 1932 году, в самый разгар Большой Депрессии, участие в танцевальном марафоне длиной в недели может принести фантастический выигрыш — полторы тысячи долларов. Ради такого стоит рискнуть — но когда счет дней без сна уже идет на десятки, теряется всякая перспектива. «Голодные игры» на фоне «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» — это очень комфортные условия, знаете ли.

Джейн играет Глорию, циничную и холодную, уехавшую из своего богом забытого угла в Лос-Анджелес за славой — и пока её никак не поймавшую. Волей обстоятельств ей придется танцевать с только что встреченным партнером, в комнате, полной незнакомцев, где каждый хочет приз. Пара актеров, которые высматривают в толпе зрителей агентов и режиссёров; немолодой морячок с тоже отнюдь не юной спутницей; бродяги, муж и жена, причем она — глубоко беременна; каждый из них хочет победить. Кстати, последнюю пару играют молодой Брюс Дерн и совсем юная Бонни Беделиа — будущая миссис Джон МакКлейн из «Крепкого орешка».

Первая номинация Джейн на «Оскар» и уже четвертая — на «Золотой Глобус». Её Глория берет тем, что от жизни она готова получить любой удар, и ничему уже не удивляется… казалось бы. Постоянно вздернутая бровь, сигарета и смешок, показывающий, что всё она про всех знает — а на деле совершенно железная воля к победе. Упасть на танцполе и выбыть из-за своей слабости? Немыслимо.

Бри Дэниелс — «Клют» (Klute, 1971)

Режиссёр: Алан Дж. Пакула

В ролях: Дональд Сазерленд, Джейн Фонда, Чарльз Чоффи, Рой Шайдер

Юлия Данилина

Всего лишь второй фильм Алана Дж. Пакулы — практически эталонный триллер, задавший новые стандарты для нео-нуара. Если бы не он, никто бы не знал имени Гордона Уиллиса, у Дональда Сазерленда было бы на одну отлично сыгранную роль меньше, а у Джейн Фонды не было бы «Оскара». Или нет, конечно, был бы, но позже.

Ее героиня — классическая femme fatale, но при этом зависимая от мужчины, что идет вразрез с общепринятыми канонами. Также она проститутка, которая в конце фильма раскаивается в своей профессии, что придает образу своеобразную религиозную символику. Фонде удается создать драматический образ, при этом сохранив и свой природный магнетизм, благодаря которому, несмотря на все остальные несомненные достоинства этого фильма, его главным элементом становится именно она. Ее движения, ее голос, и ее платье.

Ночь — «Синяя птица» (The Blue Bird, 1976)

Режиссёр: Джордж Кьюкор

В ролях: Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Георгий Вицин, Маргарита Терехова

Максим Девяткин

Джейн Фонда трижды была замужем, и начало второго брака с политическим деятелем Томом Хайденом пришлось на период увлечения Джейн политикой — в то время она открыто выступала против войны во Вьетнаме. Фонда принимала участие в пацифистских демонстрациях, и апогеем такой деятельности стала весьма скандальная поездка во Вьетнам.

Вернувшись на родину с прозвищем «ханойская Джейн», актриса пошла ещё дальше и снялась в фильме «Синяя птица». Фильм снимался совместно с СССР, да ещё и на нашей территории в разгар холодной войны, а потому шаг сам по себе был смелый.

В картине Джорджа Кьюкора, по пьесе Мориса Метерлинка, Джейн Фонда исполнила образ Ночи. К ней Тильтиль и Митиль приходят в разгар поисков Синей птицы.

Кимберли Уэллс — «Китайский синдром» (The China Syndrome, 1979)

Режиссёр: Джеймс Бриджес

В ролях: Джейн Фонда, Джек Леммон, Майкл Дуглас

Максим Девяткин

Тележурналисты посещают атомную электростанцию с экскурсией. Всё идёт неплохо до тех пор, пока гости не становятся свидетелями инцидента на АЭС, который чуть было не заканчивается катастрофой. Происходящее тайком заснял оператор (Майкл Дуглас), но телеканал отказывается выпускать видео в эфир. Слишком многим выгодно замалчивание того, что произошло на электростанции в тот день.

Для нашей героини роль ведущей развлекательной передачи оказалась одной из лучших в карьере. На пике карьеры Фонда удостоилась пятой номинации премии киноакадемии за лучшую женскую роль, а сам «Китайский синдром» заслужил ещё три номинации, но так и не получил ни одной статуэтки. Но Джейн унесла домой «Золотой глобус», да и лишний раз доказала, что драматические роли это очень даже её амплуа. А уж партнёры ей достались — дай бог каждому актёру. Легенда Голливуда Джек Леммон, буквально укравший фильм у Джейн, и молодой (эх, всё впереди было ещё у него) Майкл Дуглас в роли оператора (играет типичного молодого Майкла Дугласа).

Название же происходит от термина, описывающего последствия при аварии на объекте с ядерным реактором — сквозь почву и земную кору достать может до Китая, теоретически.

Джуди Бернли — «C 9 до 5» (9 to 5, 1980)

Режиссёр: Колин Хиггинс

В ролях: Джейн Фонда, Лили Томлин, Долли Партон

Ольга Володина

После семи лет брака героиня вынуждена искать работу: муж растратил все сбережения и уехал с секретаршей. Именно секретарскую работу и находит Джули; ну, а то, что босс — сексист, расист и вообще свинья, компенсируется тем, что теперь у нее есть подруги на работе. А уж три обиженные женщины вместе — это страшная сила; боссу не позавидуешь.

Уже всем всё доказавшая Фонда никогда не забывала, что комедия ей удается не менее блестяще, чем драматические роли. И именно ей принадлежит идея фильма, который поначалу должен был быть драматическим, но проповедовать идеи оказалось куда скучнее, чем подать их в под юмористическим соусом.

Очень хочется, чтобы всем тем, кто кричит о «наконец-то снимают фильмы с женщинами в главных ролях» вспомнили про эту картину — кассовый хит почти сорокалетней давности, где в главных ролях снялись три фантастические актрисы. Дебют кантри-певицы Долли Партон в кино принес ей актерскую номинацию на «Золотой Глобус». По фильму сняли сериал в 80-х, а в 2000-х сделали мюзикл.

Челси — «На золотом пруду» (On Golden Pond, 1981)

Режиссёр: Марк Райделл

В ролях: Джейн Фонда, Генри Фонда, Кэтрин Хэпберн

Максим Девяткин

Пожилые супруги каждый год находят пристанище в доме у озера. Вот и это, почти пятидесятое лето совместной жизни — не исключение. К ним приезжает дочь Челси с новым кавалером и пасынком-подростком Билли.

Мелодрама об отношениях отцов и детей, о семье и жизни вообще, ставшая классикой Голливуда, а заодно и первой совместной работой дочери и отца на экране. Для Генри Фонда роль старого ворчуна-профессора стала последней. Экранную пару Генри составила Кэтрин Хэпберн, другая актриса старого-старого Голливуда, о котором теперь осталось лишь вспоминать. Картина получила три «Оскара», в том числе два актёрских, ибо не отметить Генри и Кэтрин было нельзя. А Джейн получила лишь номинацию, да и не её это фильм по большому счёту, но согласитесь, что появиться в последнем фильме своего отца, хоть и ненадолго — что-то в этом есть.

Виола Филдс — «Если свекровь — монстр…» (Monster-in-Law, 2005)

Режиссёр: Роберт Лукетич

В ролях: Дженнифер Лопез, Джейн Фонда, Майкл Вартан, Ванда Сайкс, Адам Скотт, Уилл Арнетт, Стивен Данэм

Татьяна Кислякова

Когда Чарли уже почти отчаялась встретить мужчину своей мечты, судьба неожиданно свела её с Кевином. Очаровательная умная девушка и симпатичный преуспевающий мужчина нашли друг друга, и после нескольких проведенных вместе счастливых месяцев пара обручилась. Все бы хорошо, вот только мама Кевина намерена ни в коем случае не допустить, чтобы кто-то отобрал у нее любимого сына! Война невесты и будущей свекрови начинается — вполне можно предположить, какими будут последствия…

Этот фильм стал возвращением Джейн Фонды на большие экраны после 15 лет перерыва в карьере. Не сказать, что возвращение получилось триумфальным, но точно эффектным и ярким. Образ Виолы — успешной и целеустремленной телеведущей, известной по всему миру — актриса воплотила с шиком, азартом и долей самоиронии. К тому же Джейн, которой на момент съемок было далеко за шестьдесят, продемонстрировала всем свою способность выглядеть блестяще вне зависимости от обстоятельств.

Этот фильм потерял бы больше половины своего обаяния, достанься роль Виолы кому-то другому. А так вышла вполне добротная комедия, не претендующая на звание шедевра, но способная порадовать энергией и позитивом исполнительниц главных ролей.

Брэнда Морель — «Молодость» (Youth, 2015)

Режиссёр: Паоло Соррентино

В ролях: Майкл Кейн, Харви Кейтел, Рэйчел Вайс, Пол Дано, Джейн Фонда, Мадалина Диана Генея

Татьяна Кислякова

Фрэд — знаменитый композитор и дирижер, чьи произведения мечтает услышать на своем приеме сама королева Великобритании. Мик — оскароносный режиссер, сейчас работающий над сценарием «фильма-завещания». Обоим давно за восемьдесят, у них за плечами грандиозный успех и более полувековая дружба. Лето друзья решают провести на альпийском курорте, но там их ждут не столько отдых и лечение, сколько рефлексия и драмы прошлого, которые перевернут жизни Фрэда и Мика.

У Паоло Соррентино получился визуально прекрасный и глубокий фильм, где даже второстепенные персонажи имеют полноценно прописанные характеры. Джейн Фонда появляется в картине примерно на семь минут экранного времени, но какие это семь минут! Актриса не только успевает показать яркую и эмоциональную героиню, но и раскрывает внутренний конфликт старшего поколения представителей творческих профессий. Ее Брэнда — этакий собирательный образ всех актрис в годах, которым приходится приспосабливаться к нынешнему положению дел в кинематографе. Либо ты снимаешься в никому не нужных фильмах вышедшего в тираж режиссера, либо соглашается на простенькую роль в глуповатом сериале, которая принесет знатный гонорар.

Брэнда свой путь выбрала, а вот сама Джейн Фонда, на мой взгляд, все-таки продолжает сниматься в тех проектах, где ей позволяют раскрыть мастерство и талант. И номинация на «Золотой глобус» за роль второго плана в «Молодости» тому доказательство.

Эдди Мур — «Наши души по ночам» (Our Souls at Night, 2017)

Режиссёр: Ритеш Батра

В ролях: Джейн Фонда, Роберт Редфорд, Джуди Грир, Маттиас Шонартс, Иэн Армитедж, Брюс Дерн

Татьяна Кислякова

Эдди и Луис долгие годы живут по соседству и многое знают друг о друге, но по-настоящему им предстоит познакомиться, лишь когда однажды Эдди внесет неожиданное предложение. Проводя вместе вечера и ночи (платонически), герои начинают понимать о себе нечто важное и становятся родными душами. Вот только позволит ли груз прожитых лет и ответственность перед близкими обрести Луису и Эдди долгожданное счастье?

При всем уважении к мастерству режиссера и таланту авторов сценария, без исполнителей главных ролей этот фильм наверняка стал бы лишь проходным проектом. Сейчас уже трудно представить на месте Роберта Редфорда и Джейн Фонды кого-то еще, настолько хорошо актеры подошли для воплощения прописанных на бумаге типажей. Эдди и Луис ожили на экранах, смогли вызвать искреннюю симпатию, их историям веришь, героям сопереживаешь.

Джейн Фонда с достоинством воплощает образ решительной пожилой дамы с любящим сердцем и бойким нравом. Героиню пугает не столько сам факт старости, а сколько отсутствие возможности поговорить с кем-то по душам. Если задуматься, это и в правду очень страшно. Сама актриса отмечала, что с радостью согласилась принять участие в съемках, потому что хотела показать преимущества возраста. Ну и возможность вновь сыграть в одном фильме с Редфордом Фонда упустить не хотела — актёры снимались вместе в нескольких проектах еще в 60-е, но и сейчас их экранный дуэт выглядит на редкость эффектно.