
Итоги-2017: А теперь — дискотека
21 декабря 2017
Синемафия выбирает лучшие песенные номера в кино в текущем году.
Мы начинаем подводить итоги киногода. На следующей неделе мы вспомним фильмы, сериалы, актеров и героев (не говоря уж о топе самых читаемых материалов Синемафии за год!); а пока — лучшие песенные номера в кино.
В прошлом году у нас уже был аналогичный материал.
Песни в кино бывают разные: есть те, которые были специально написаны для фильма; те, которые были написаны давно — но фильму очень удачно подошли. В этом году у нас хватало и того, и другого: ностальгически узнаваемые мотивы сменялись стильным новьем, ну и обратно. Часть из песен была встроена в сюжет фильма, часть звучала фоном на крутых сценах, еще некоторые мы услышали только на титрах — но всё равно все они были очень важны для этого киногода.
Составляя список, мы никак не могли остановиться — и в итоге он получился довольно длинным. Для того, чтобы получить топ-20, я резала буквально по живому — надеюсь, коллеги смогут найти в себе силы меня простить!
Джон Денвер — «Country Roads» («Чужой: Завет», «Kingsman: Золотое кольцо», «Удача Логана»)
Этот год был однозначно годом «Проселочных дорог» в кино: песня Джона Денвера 1971 года засветилась аж в трех фильмах, причем в каждом из них играла определенную сюжетную роль.
Именно «Country Roads» голосил Мерлин в джунглях, отвлекая на себя внимание.
Именно эту песню исполняет дочка Клайда Логана вместе уже заявленной Рианны, когда видит своего отца в числе зрителей.
И, наконец, именно эта песня — вернее, отдельные слова, которые пела себе под нос Элизабет Шоу, — становятся причиной поворота не туда корабля «Завет» и встречи их с ксеноморфами.
Эмма Стоун и Райан Гослинг — «City of Stars» («Ла-Ла Ленд»)
Второй претендент на звание песни года может похвастаться «Оскаром» и тем, что напеть (или даже насвистеть) начальные ноты сможет каждый, кто видел фильм. Меткое английское слово «earworm» (мелодия, которая залезает тебе в ухо и никак-никак не хочет оттуда уходить) — как раз про «Город звезд».
Эмма Стоун — «Audition (The Fools Who Dream)» («Ла-Ла Ленд»)
А вот вторая попавшая в наш топ песня из «Ла-Ла Ленда» — не самая легко напеваемая, но зато самая драматически выстраданная.
В лонг-листе этой категории у нас было 4 песни из «Ла-Ла Ленда», и остановиться на двух — сложное решение; однако надо же что-то и для саундтрека года оставить.
Sia — «Never Give Up» («Лев»)
Вышедший в начале года австралийский «Лев» был обласкан Академией и почти тут же забыт — по крайней мере о нем, в отличие от «Лунного света», «Ла-Ла Ленда» и даже «Скрытых фигур», особенно никто не говорил. А что тут говорить — драматическая история, актеры хорошие, по сути — сказка для цифрового мира (с Гуглом в роли феи-крестной). А вот звучащая на титрах песня в борьбе с другой песней, которую тоже исполняет Сиа в этом году в титрах, кажется, выходит явным победителем — «To Be Human» из «Чудо-Женщины» получило куда меньше ротаций.
Bob & Earl — «Harlem Shuffle» («Малыш на драйве»)
На самом деле из саундтрека «Малыша» можно было сделать весь список — Эдгар Райт подобрал такой набор песен для саундтрека своего фильма, что ни одну упустить не хочется. Я подкидывала монетку, чтобы решить, будет ли сцена ожидания подельников после ограбления («Bellbottoms») или покупка кофе — выпало кофе. К тому же именно эта сцена была едва ли не самой сложной в съемке — 26 дублей!
Miguel feat. Natalia Lafourcade — «Remember Me» («Тайна Коко»)
Как всегда, что за топ песен в кино года без духоподъемного трека от Disney/Pixar? Вот и в этом году — никуда не деться.
The Sneepers feat. David Hasselhoff — «Guardians Inferno» («Стражи Галактики: Часть 2»)
После блестящего саундтрека к первой части проблема была только в одном — как переплюнуть что-то такое же эффектное, как «уга-чака»? Никак, на самом деле — и пришлось на титры давать специально написанную для фильма песню с участием Дэвида Хассельхоффа — чтобы показать глубочайшее понимание поп-культуры восьмидесятых.
Looking Glass — «Brandy (You're a Fine Girl)» («Стражи Галактики: Часть 2»)
Вторая песня с того же саундтрека важна для фильма сюжетно: именно её Эго поет с мамой Питера, именно при помощи песни объясняет Питеру, почему покинул Землю. Песня, прямым аналогом текста которой можно назвать нашу «Первым делом самолеты», звучит в фильме несколько раз.
«Валентин Стрыкало» — «Наше Лето» («Аритмия»)
В прошлом году в нашем топе не было ни одной песни из отечественного фильма — а в этом году у нас даже не одна! Начнем мы с «Аритмии» — фильма, который с одной стороны вроде как рассказывает об абсолютной искренности, а с другой — использует как основную тему песню явно пародийную.
Oh, Hush! — «Friends Are Family» («Лего Фильм: Бэтман»)
Лего-фильмы продолжают добрую традицию — давать фильмы с абсолютно благим посылом, которые можно воспринимать и как иронические. После «Everything Is Awesome» пришла пора рассказать, почему друзья — это та семья, которая тебя нужна.
ZAYN, Taylor Swift — «I Don’t Wanna Live Forever «("На 50 оттенков темнее»)
А вот тут уже — никакой иронии; любовная лирика, драматические переживания, главная музыкальная звезда планеты (прости, Зейн, это не ты) и клип, который в девяностые был бы просто бомбой (именно тогда жанр эротических мелодрам был особенно востребован). Но при этом песня (да простят меня поклонники) — единственное светлое пятно второй порции «50 оттенков».
Татьяна Буланова — «Не плачь» («Теснота»)
Второе российское включение в топ песен — привет из 90-х: для аутентичности использованная в «Тесноте» Кантемира Балагова песня Тани Булановой (еще с «нескучным садом») — ровно то, за что Татьяна останется в народной памяти. И очень четкий триггер для поколения, выросшего под эту песню.
Дэвид Боуи — «Space Oddity» («Валериан и город тысячи планет»)
Самый, наверное, креативный подход к началу фильма: рассказ о космической станции, которой суждено покинуть земную орбиту и превратиться в тот самый «Город тысячи планет», смонтирован под душераздирающее прощание космонавта с Землей.
Led Zeppelin — «The Immigrant Song» («Тор: Рагнарёк»)
Еще в клипе задействованные узнаваемые ноты начала песни отправились и в фильм — и очень помогли его эстетике 80-х (хотя сама песня — 1970 года выпуска).
Алла Пугачева — «Арлекино» («Салют-7»)
А вот и еще один пример креативно использованного наследия: ловко по времени подобранная песня к происходящему в 1985 году действию еще и сюжетно вписывается отлично.
Элтон Джон — «Saturday Night Is Alright (For Fighting)» («Kingsman; Золотое Кольцо»)
Еще одно доказательство того, что хорошие песни с годами не портятся — композиция Элтона Джона 1973 года в фильма года 2017 звучит отлично и уместно (и не только потому, что Элтон Джон играет самого себя).
Паулина Андреева — «Closer» («Притяжение»)
И, наконец, финальный привет из российского кинематографа этого года — из отличного саундтрека «Притяжения».
Джордж Майкл — «Father Figure» («Взрывная блондинка»)
Полностью ностальгический саундтрек «Взрывной блондинки» — еще один пример того, как мы могли бы из одного альбома сделать весь список песен года: музыка используется в фильме так, будто она — полноправное действующее лицо картины. Выбрали мы песню Джорджа Майкла 1987 года…
Health — «Blue Monday» («Взрывная блондинка»)
… но на ней одной остановиться не смогли.
Oneohtrix Point Never feat. Iggy Pop — «The Pure and The Damned» («Хорошее время»)
Ставшая лейтмотивом не самого традиционного фильма об ограблении песня тоже — не самая традиционная; работа музыканта-электронщика Дэниэла Лопатина (да, сына эмигрантов из России) уже получила признание во время Каннского кинофестиваля, где был представлен фильм братьев Сэфди.
Джон Денвер — «Annie's Song» («Перестрелка»)
Денвером начали, Денвером же и закончим: один из оживленных в этом году трендов «давать самый жесткий экшн под медляки» Бен Уитли использовал в «Перестрелке» по полной.
А какие кинопесни вам запомнились в этом году?