Итоги-2017: А теперь — дискотека

21 декабря 2017

Синемафия выбирает лучшие песенные номера в кино в текущем году.

Мы начинаем подводить итоги киногода. На следующей неделе мы вспомним фильмы, сериалы, актеров и героев (не говоря уж о топе самых читаемых материалов Синемафии за год!); а пока — лучшие песенные номера в кино.

В прошлом году у нас уже был аналогичный материал.

Песни в кино бывают разные: есть те, которые были специально написаны для фильма; те, которые были написаны давно — но фильму очень удачно подошли. В этом году у нас хватало и того, и другого: ностальгически узнаваемые мотивы сменялись стильным новьем, ну и обратно. Часть из песен была встроена в сюжет фильма, часть звучала фоном на крутых сценах, еще некоторые мы услышали только на титрах — но всё равно все они были очень важны для этого киногода.

Составляя список, мы никак не могли остановиться — и в итоге он получился довольно длинным. Для того, чтобы получить топ-20, я резала буквально по живому — надеюсь, коллеги смогут найти в себе силы меня простить!


Джон Денвер — «Country Roads» («Чужой: Завет», «Kingsman: Золотое кольцо», «Удача Логана»)

Этот год был однозначно годом «Проселочных дорог» в кино: песня Джона Денвера 1971 года засветилась аж в трех фильмах, причем в каждом из них играла определенную сюжетную роль.

Именно «Country Roads» голосил Мерлин в джунглях, отвлекая на себя внимание.

Именно эту песню исполняет дочка Клайда Логана вместе уже заявленной Рианны, когда видит своего отца в числе зрителей.

И, наконец, именно эта песня — вернее, отдельные слова, которые пела себе под нос Элизабет Шоу, — становятся причиной поворота не туда корабля «Завет» и встречи их с ксеноморфами.

Эмма Стоун и Райан Гослинг — «City of Stars» («Ла-Ла Ленд»)

Второй претендент на звание песни года может похвастаться «Оскаром» и тем, что напеть (или даже насвистеть) начальные ноты сможет каждый, кто видел фильм. Меткое английское слово «earworm» (мелодия, которая залезает тебе в ухо и никак-никак не хочет оттуда уходить) — как раз про «Город звезд».

Эмма Стоун — «Audition (The Fools Who Dream)» («Ла-Ла Ленд»)

А вот вторая попавшая в наш топ песня из «Ла-Ла Ленда» — не самая легко напеваемая, но зато самая драматически выстраданная.

В лонг-листе этой категории у нас было 4 песни из «Ла-Ла Ленда», и остановиться на двух — сложное решение; однако надо же что-то и для саундтрека года оставить.

Sia — «Never Give Up» («Лев»)

Вышедший в начале года австралийский «Лев» был обласкан Академией и почти тут же забыт — по крайней мере о нем, в отличие от «Лунного света», «Ла-Ла Ленда» и даже «Скрытых фигур», особенно никто не говорил. А что тут говорить — драматическая история, актеры хорошие, по сути — сказка для цифрового мира (с Гуглом в роли феи-крестной). А вот звучащая на титрах песня в борьбе с другой песней, которую тоже исполняет Сиа в этом году в титрах, кажется, выходит явным победителем — «To Be Human» из «Чудо-Женщины» получило куда меньше ротаций.

Bob & Earl — «Harlem Shuffle» («Малыш на драйве»)

На самом деле из саундтрека «Малыша» можно было сделать весь список — Эдгар Райт подобрал такой набор песен для саундтрека своего фильма, что ни одну упустить не хочется. Я подкидывала монетку, чтобы решить, будет ли сцена ожидания подельников после ограбления («Bellbottoms») или покупка кофе — выпало кофе. К тому же именно эта сцена была едва ли не самой сложной в съемке — 26 дублей!

Miguel feat. Natalia Lafourcade — «Remember Me» («Тайна Коко»)

Как всегда, что за топ песен в кино года без духоподъемного трека от Disney/Pixar? Вот и в этом году — никуда не деться.

The Sneepers feat. David Hasselhoff — «Guardians Inferno» («Стражи Галактики: Часть 2»)

После блестящего саундтрека к первой части проблема была только в одном — как переплюнуть что-то такое же эффектное, как «уга-чака»? Никак, на самом деле — и пришлось на титры давать специально написанную для фильма песню с участием Дэвида Хассельхоффа — чтобы показать глубочайшее понимание поп-культуры восьмидесятых.

Looking Glass — «Brandy (You're a Fine Girl)» («Стражи Галактики: Часть 2»)

Вторая песня с того же саундтрека важна для фильма сюжетно: именно её Эго поет с мамой Питера, именно при помощи песни объясняет Питеру, почему покинул Землю. Песня, прямым аналогом текста которой можно назвать нашу «Первым делом самолеты», звучит в фильме несколько раз.

«Валентин Стрыкало» — «Наше Лето» («Аритмия»)

В прошлом году в нашем топе не было ни одной песни из отечественного фильма — а в этом году у нас даже не одна! Начнем мы с «Аритмии» — фильма, который с одной стороны вроде как рассказывает об абсолютной искренности, а с другой — использует как основную тему песню явно пародийную.

Oh, Hush! — «Friends Are Family» («Лего Фильм: Бэтман»)

Лего-фильмы продолжают добрую традицию — давать фильмы с абсолютно благим посылом, которые можно воспринимать и как иронические. После «Everything Is Awesome» пришла пора рассказать, почему друзья — это та семья, которая тебя нужна.

ZAYN, Taylor Swift — «I Don’t Wanna Live Forever «("На 50 оттенков темнее»)

А вот тут уже — никакой иронии; любовная лирика, драматические переживания, главная музыкальная звезда планеты (прости, Зейн, это не ты) и клип, который в девяностые был бы просто бомбой (именно тогда жанр эротических мелодрам был особенно востребован). Но при этом песня (да простят меня поклонники) — единственное светлое пятно второй порции «50 оттенков».

Татьяна Буланова — «Не плачь» («Теснота»)

Второе российское включение в топ песен — привет из 90-х: для аутентичности использованная в «Тесноте» Кантемира Балагова песня Тани Булановой (еще с «нескучным садом») — ровно то, за что Татьяна останется в народной памяти. И очень четкий триггер для поколения, выросшего под эту песню.

Дэвид Боуи — «Space Oddity» («Валериан и город тысячи планет»)

Самый, наверное, креативный подход к началу фильма: рассказ о космической станции, которой суждено покинуть земную орбиту и превратиться в тот самый «Город тысячи планет», смонтирован под душераздирающее прощание космонавта с Землей.

Led Zeppelin — «The Immigrant Song» («Тор: Рагнарёк»)

Еще в клипе задействованные узнаваемые ноты начала песни отправились и в фильм — и очень помогли его эстетике 80-х (хотя сама песня — 1970 года выпуска).

Алла Пугачева — «Арлекино» («Салют-7»)

А вот и еще один пример креативно использованного наследия: ловко по времени подобранная песня к происходящему в 1985 году действию еще и сюжетно вписывается отлично.

Элтон Джон — «Saturday Night Is Alright (For Fighting)» («Kingsman; Золотое Кольцо»)

Еще одно доказательство того, что хорошие песни с годами не портятся — композиция Элтона Джона 1973 года в фильма года 2017 звучит отлично и уместно (и не только потому, что Элтон Джон играет самого себя).

Паулина Андреева — «Closer» («Притяжение»)

И, наконец, финальный привет из российского кинематографа этого года — из отличного саундтрека «Притяжения».

Джордж Майкл — «Father Figure» («Взрывная блондинка»)

Полностью ностальгический саундтрек «Взрывной блондинки» — еще один пример того, как мы могли бы из одного альбома сделать весь список песен года: музыка используется в фильме так, будто она — полноправное действующее лицо картины. Выбрали мы песню Джорджа Майкла 1987 года…

Health — «Blue Monday» («Взрывная блондинка»)

… но на ней одной остановиться не смогли.

Oneohtrix Point Never feat. Iggy Pop — «The Pure and The Damned» («Хорошее время»)

Ставшая лейтмотивом не самого традиционного фильма об ограблении песня тоже — не самая традиционная; работа музыканта-электронщика Дэниэла Лопатина (да, сына эмигрантов из России) уже получила признание во время Каннского кинофестиваля, где был представлен фильм братьев Сэфди.

Джон Денвер — «Annie's Song» («Перестрелка»)

Денвером начали, Денвером же и закончим: один из оживленных в этом году трендов «давать самый жесткий экшн под медляки» Бен Уитли использовал в «Перестрелке» по полной.

А какие кинопесни вам запомнились в этом году?