Итоги-2017: Верни мне музыку
23 декабря 2017
Синемафия выбирает лучшие работы композиторов в кино в текущем году.
Мы постепенно начинаем подводить итоги киногода. Уже говорили о песнях в кино; вспомнили лучших операторов; на следующей неделе вас ждут лучшие фильмы, лучшие сериалы, лучшие актеры и лучшие герои фильмов (не говоря уж о топе самых читаемых материалов Синемафии за год!).
А теперь поговорим о саундтреках в кино; причем не о тех саундтреках, где в основном песенки (про песенки мы уже говорили — и про оригинальные, и про заимствованные), а про те, где мы слышим только работу композитора, и никаких текстов. Так сложилось, что в этом году мы как раз запустили цикл статей о композиторах в кино — удачно совпало!
В наш список вошли 25 саундтреков, расположены они не в порядке нашей любви к ним — но в алфавитном порядке по именам композиторов.
Александр Депла — «Субурбикон»
Подробнее о карьере в кино Александра Депла мы писали осенью.
Беар МакКрири — «Моя девушка — монстр»
Пришедший с телевидения композитор (от «Звездного крейсера «Галактика» до «Ходячих мертвецов», не говоря уж о «Чёрных парусах», «Чужестранке», «Демонах да Винчи» и «Агентах ЩИТ») в кино работает не с самыми крупными проектами — но, как ив случае с «Моей девушкой», каждый раз делает это так, что хочется слушать еще. Удивительное сочетание умения подбавить пафоса, где надо, и при этом не срываться в бравурность — это редкий талант.
Бенджамин Уоллфиш — «Лекарство от здоровья»
Первое (и не последнее) включение британского композитора в наш топ. Атмосферный, нежный и потому пугающий до жути саундтрек — полностью соответствующий картинке и настрою фильму. Вспомните Мию Гот в ванной, полной угрей — вот такое же ощущение от саундтрека.
Брайан МакОмбер — «Оно приходит ночью»
Еще один относительный новичок в нашем топе: барабанщик МакОмбер меньше пяти лет назад решил сконцентрировать свои усилия на написании саундтреков, и начал с работы в документальном кино. Ранее вы могли слушать его работу в пронзительном фильме с Сиршей Ронан «Стокгольм, Пенсильвания» — но, конечно, не слышали; так что фильм ужасов о непонятной эпидемии — его первая относительно известная работа. И сразу — отличная.
Джастин Гурвиц — «Ла-Ла Ленд»
В конце концов, у Гурвица «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек этого года — это вам не таракан начихал.
Джед Курзель — «Кредо убийцы»
У «Кредо убийцы» огромный опыт по части саундтреков — их создают к каждой игре; Курзелю надо было ухитриться одновременно и встроиться в канон — и создать что-то оригинальное. Удалось, по-моему.
Джед Курзель — «Чужой: Завет»
Кстати, про Джеда Курзеля у нас есть отдельная статья.
Чтобы не превращать список в перечисление достижений Джеда Курзеля за год — просто отдельно упомянем его работу в фильме «Уна» — мелодии, которые проникают под кожу и заставляют ежиться, когда, казалось бы, ничего страшного на экране не происходит.
Джеф Дзанелли — «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»
Дорогу молодым! Вместо Ханса Циммера, делавшего музыкальное сопровождение для последних трех фильмов франшизы, на обложке альбома красуется имя Джеффа Дзанелли, который, конечно, не так чтобы новичок — в работе над фильмом «Пираты Карибского моря: на странных берегах» он уже участвовал. И опыт дает о себе знать — саундтрек очень ровный, без каких-то провалов и странных решений.
Джон Уильямс — «Звездные Войны: Последние Джедаи»
Как же можно было обойтись без «Звездных войн» — тем более, что в отличие от прошлогоднего «Изгоя-один», саундтрек опять оказался в руках Джона Уильямса?
Да, про Джона Уильямса мы тоже рассказывали.
Дэниэл Пембертон — «Меч короля Артура»
Тот случай, когда о саундтреке не надо говорить — его надо слушать. Такой же безбашенный, как фильм Гая Ричи — разве что, в отличие от фильма Ричи, нареканий не вызвавший.
Иван Бурляев — «Притяжение»
Саундтрек «Притяжения» больше известен благодаря песенным номерам — но и музыка, написанная Бурляевым, более чем достойна внимания.
Ким Аллен Клюге и Кэтрин Клюге — «Молчание»
Сделать музыку для фильма, в котором главная идея — это Тишина? Звучит как что-то немыслимое. И вышло безумно интересно: это не то чтобы прямо оркестровая аранжировка, это звуки дождя, ветра, голосов, чего угодно, сплетающееся в мелодию. Дико круто.
Клинт Мэнселл — «Ван Гог. С любовью, Винсент»
Для самого красивого фильма года — один из самых красивых саундтреков.
Лоран Перес дель Мар — «Красная черепаха»
У «Красной черепахи» музыка и звуковые эффекты — единственная составляющая «аудио» в аудиовизуальном пространстве фильма, и потому музыка должна была говорить и за мир, и за героев — за всех. 43-летний француз дель Мар до недавнего времени работал только во французском кино — но уже в следующем году нас ждет его саундтрек фильма «Я убиваю великанов».
Лорн Бэлф, Клинт Мэнселл — «Призрак в доспехах»
Можно что угодно говорить о «Призраке в доспехах» (как все, в принципе, и делают), но чего у него не отнять — так это попытки создать новый, отличный от настоящего мир. И музыка, смешивающая японские традиции и электронику, отлично помогает в этом.
Майкл Джаккино — «Война планеты обезьян»
Плодовитый режиссёр Джаккино не первый год участвует в нашем топе лучших саундтреков года — в прошлом году мы любили его «Изгоя-Один», а в этом году в топ попало даже две работы композитора.
Майкл Джаккино — «Тайна Коко»
Кстати, про Джаккино у нас есть целая статья.
Майкл Эбелс — «Прочь»
Эбелс — композитор с огромным опытом, однако в поле внимания киноманов он попал впервые именно с саундтреком к «Прочь» Джордана Пила. И не зря — такую богатую палитру эмоций и оммажей еще поискать.
Ник Кейв и Уоррен Эллис — «Ветреная река»
Работа над дебютным фильмом Тейлора Шеридана для Эллиса и Кейва стала логичным продолжением создания саундтрека фильма «Любой ценой» по сценарию Шеридана. В конце концов, сейчас никто так, как Кейв, не умеет делать музыку для вестернов — пусть нео-вестернов, как в этом случае.
Николас Брителл — «Лунный свет»
Про музыку «Лунного света» у нас даже отдельный материал есть.
Томас Ньюман — «Виктория и Абдул»
Совершенно классический саундтрек для костюмного фильма — немного экзотики, несколько отсылок к классике, очевидные эмоции и привязки к сценам. Переслушать саундтрек — как фильм пересмотреть.
Тэйлор Бэйтс — «Джон Уик 2»
Казалось бы, «Джона Уика» мы запоминаем в основном по песням (как, скажем, случилось с саундтреком к первой части, на котором выстрелила песня «Think»); но без музыки Бейтса такого целостного впечатления от фильма не сложилось бы.
Ханс Циммер и Бенджамин Уоллфиш — «Бегущий по лезвию 2049»
У саундтрека нового «Бегущего» сложный путь: сначала было заявлено, что музыкой к фильму займется Йохан Йоханссон, уже работавший с Вильневом на «Прибытии», потом к нему добавились Циммер с Уоллфишем, потом Йоханссон с проекта пропал. Циммер и Уоллфиш получили одну из самых сложных задач этого года — сделать не менее интересное звуковое сопровождение, чем Вангелис, создавший по-настоящему культовое звуковое оформление оригинала. И, кажется, им удалось по полной.
Ханс Циммер — «Дюнкерк»
Кажется, в этом году было два главных саундтрека года — «бегущий по лезвию 2049» и «Дюнкерк»; надеемся, что самое время для второго «Оскара» Ханса.
Кстати, у нас есть статья про Циммера.
Юхан Сёдерквист — «Голем»
Закончим наш топ малоизвестным саундтреком не самого громкого фильма этого года — но, тем не менее, одним из самых целостных произведений года. Швед Сёдерквист умеет создать саспенс и ощущение неминуемого конца — как-то было в саундтреке к оригинальному «Впусти меня» или же к сериалу «Мост». Вот и тут.