Кино и музыка: Дарио Марианелли
24 декабря 2017
Синемафия завершает цикл рассказов о выдающихся композиторах современности, работающих в киноиндустрии. Герой сегодняшнего рассказа — оскароносный Дарио Марианелли.
На сегодняшний день Дарио Марианелли является одним из немногих итальянских композиторов, чьё имя известно далеко за пределами родной страны. Пресса и критики часто ставят его в один ряд с Эннио Морриконе, Нино Рота, Марио Нашимбене, которые также с гордостью представляли (и продолжают представлять) итальянское музыкальное наследие на международной арене. И хотя с 1990 года Марианелли проживает в Лондоне, итальянские традиции во многом остаются определяющими в его работе над созданием мелодий.
Марианелли родился в итальянской Пизе 21 июня 1963 года. Родители будущего композитора всегда любили музыку, поэтому она звучала в доме постоянно. С шести лет Дарио стал посещать уроки игры на фортепиано, а также начал петь в хоре мальчиков. Уже подростком Марианелли заинтересовался полифонией и приступил к изучению музыкально-теоретической дисциплины, посвященной контрапунктическим композициям. В возрасте двадцати семи лет Дарио уехал в Лондон, где закончил аспирантуру по музыкальной композиции, а также Национальную школу кино и телевидения. Обучение Марианелли совмещал с работой: преподавал уроки игры на фортепиано, обучал композиторскому мастерству, занимался технической поддержкой музыкального программного обеспечения, ассистировал другим композиторам на телевидении и в кино. Всё это помогло Дарио найти свой собственный путь в качестве композитора.
В конце 1990-х Марианелли писал квинтеты для духовых инструментов, струнные квартеты, пьесы для камерного оркестра, музыку для театра современного танца, даже сочинил пьесу для Симфонического оркестра BBC, за которую получил награду имени Бенджамина Бриттена как лучший композитор. Благодаря плодотворному сотрудничеству с театральными режиссерами, хореографами, музыкантами и кинематографистами, а также при прослушивании сочинений других композиторов, Дарио понял, какую именно музыку мечтает представлять на суд слушателя.
Свою карьеру кинокомпозитора Дарио начал с британских и ирландских малобюджетных проектов. Марианелли написал саундтрек к трем картинам Пэдди Бретнэка, после чего стал сочинять и для фильмов других постановщиков. Среди ранних работ композитора можно отметить музыку для приключенческой драмы Азифа Кападиа «Воин» (The Warrior, 2001),
мелодрамы Тима Файвелла «Я захватываю замок» (I Capture the Castle, 2002)
и драмы Майкла Уинтерботтома «В этом мире» (In This World, 2002).
Причем благодаря участию в последнем проекте Дарио смог познакомиться с режиссером Терри Гиллиамом: сценарий к картине Уинтерботтома написал Тони Гризони, который искренне проникся созданным Марианелли саундтреком, поэтому и предложил своему другу Гиллиаму его кандидатуру в качестве композитора «Братьев Гримм» (The Brothers Grimm, 2005).
Удивительный саундтрек Марианелли передал необходимую для сказочного триллера загадочную атмосферу, а фэнтезийная картина в итоге стала тем самым проектом, после которого композитор привлек внимание международной аудитории.
И это не единственный случай в карьере Марианелли, когда его ранние проекты поспособствовали успешному знакомству с выдающимися режиссерами. Продюсер фильма «Воин» Пол Уэбстер вспомнил о проделанной над саундтреком работе Дарио, когда готовился выпускать свой очередной продюсерский проект «Гордость и предубеждение» (Pride & Prejudice, 2005). Уэбстер познакомил композитора с режиссером фильма Джо Райтом, и уже после первого разговора о концепции мелодий грядущей экранизации Марианелли получил работу.
Написание саундтрека к «Гордости и предубеждению» Дарио по праву считает одним из важнейших событий в своей карьере: именно этот фильм принес ему первую номинацию на «Оскар», именно тогда зародились доверительные товарищеские отношения с Джо Райтом, которые подарили миру крепкий творческий тандем режиссера и композитора.
Уже через два года после столь успешного дебюта на международной арене Марианелли снова оказывается в числе претендентов на главную награду киноакадемии, и снова за работу над саундтреком к фильму Райта. На сей раз Дарио стал лауреатом премии и получил «Оскар» за лучший саундтрек к драме «Искупление» (Atonement, 2007).
Третья совместная с Джо Райтом картина поставила перед Марианелли сложную задачу, ведь сочинять музыку для фильма о музыканте — особая ответственность. «Солист» (The Soloist, 2009) основан на реальной истории выдающегося виолончелиста Натаниеля Айерса, который из-за болезни лишился всего и был вынужден играть лишь на улицах. Только благодаря случайному знакомству с журналистом Стивом Лопесом у талантливого музыканта снова появилась возможность вернуться к нормальной жизни.
Музыка в этой истории становится не просто фоном, а важным элементом в раскрытии внутренних переживаний героев, неотъемлемой частью их дружбы. Мелодии Дарио Марианелли одновременно тревожные и успокаивающие, оглушительные и тихие, эффектные и лиричные.
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 2012) стала четвертым сотрудничеством режиссера и композитора. На сей раз Дарио опирался в своей работе над саундтреком на традиции русской национальной музыкальной школы. Глинка, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков — каждый их композиторов в определенной степени повлиял на созданные Марианелли мелодии. За саундтрек к экранизация романа Толстого Дарио получил свою третью номинацию на «Оскар».
Уже в январе в российский прокат выходит пятый фильм творческого тандема Райт/Марианелли «Темные времена» (Darkest Hour), саундтрек к которому имеет все шансы стать столь же успешным в карьере композитора, как и предыдущие совместные работы с британским постановщиком.
Разумеется, одним только сотрудничеством с Джо Райтом Дарио Марианелли не ограничивается. Знаковым проектом в послужном списке композитора считается «V значит Вендетта» (V for Vendetta, 2006), где важная для первоисточника «Увертюра 1812 года» Петра Ильича Чайковского искусно вплетается композитором в мелодии собственного сочинения.
Трогательные композиции удалось сочинить Марианелли для американской семейной драмы «Всё путём» (Everybody's Fine, 2009), где главные роли исполнили Роберт Де Ниро, Кейт Бекинсейл, Сэм Рокуэлл и Дрю Бэрримор.
Дарио выпала честь стать композитором режиссерского проекта Дастина Хоффмана «Квартет» (Quartet, 2012). Сюжет фильма строится вокруг дома ветеранов британской оперной сцены, где ежегодно в честь дня рождения Джузеппе Верди дают гала-концерт. В итоге весь саундтрек вдохновлен именно мелодиями Верди, в частности «Риголетто».
Один из сильнейших по эмоциям саундтреков Марианелли написал для картины «Эверест» (Everest, 2015), основанной на самой масштабной катастрофе, произошедшей при восхождении на гору в 1996 году. Потрясающая музыка на фоне завораживающих пейзажей позволяет зрителю полностью погрузиться в атмосферу фильма, пережить вместе с героями радость и горе.
Есть в карьере Марианелли и пара мультфильмов, причем оба принадлежат студии Laika Entertainment и оба номинировались на «Оскар» в категории лучший анимационный фильм. Но если в «Семейке монстров» (The Boxtrolls, 2014) больше жизнерадостных и веселых мелодий,
то «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings, 2016) наполнен более глубокими лиричными композициями.
Дарио Марианелли в своей работе старается с уважением относиться к уже существующим идеям и веяниям, при этом всегда привнося что-то новое. Он считает, что только так мелодии становятся оригинальными и обретают некую элегантность. Именно благодаря столь трепетному отношению к своей профессии композитор итальянского происхождения получил всемирную известность и стал обладателем престижных наград, а его произведения не только придают фильмам особое очарование, но и находят отклик в людских сердцах.