Итоги-2017: Сериалы, которые нас впечатлили в этом году

31 декабря 2017; автор: Коллективный разум

Редакция Синемафии выбрала лучшие из приблизительно миллиона новых и старых сериалов, вышедших на экраны в этом году.

Мы заканчиваем подведение итогов года — и успели рассказать вам про:

Сегодня пришла пора сериалов!

Редакция проголосовала и с трудом, в спорах и борьбе, выбрала 7 лучших новых сериалов и 4 лучших возвращения, итого — наше тотемное число 11.


7 лучших новых сериалов

«Большая маленькая ложь»

Алексей КуртышевТак много хорошего выпало на этот сериал. Реабилитация карьеры Шейлин Вудли, невероятная роль Уизерспун, прекрасная Николь Кидман (как и всегда) и их химия с Александром Скарсгардом, волшебные пейзажи, завораживающая музыка и Жан-Марк Валле, который смешал все в идеальных пропорциях, создав один из лучших проектов в своей фильмографии (а там ведь «Далласский клуб покупателей», «Дикая» и «Разрушение»). Творится настоящая магия, даже дети (!) играют по-настоящему, весь город выглядит живым, и каждый второстепенный персонаж ощущается глубоким и проработанным. История на фоне природы, которая, как и чувства героев, невероятно красивая и невероятно пугающая.

Анатолий Ющенко

В живописном американском городке при невыясненных обстоятельствах происходит убийство. О нем мы узнаем дозированно, крохотными порциями, буквально по ложечке за серию. Информацию мы получаем через обрывки разговоров, через какие-то анекдотические сплетни, достойные мыльной оперы. На первый взгляд, может показаться, что «Большая маленькая ложь» — это действительно совсем уж бесстыдный чик-флик, очередные «Богатые тоже плачут», карикатурный групповой портрет, на котором в довольно издевательской манере изображен калифорнийский upper middle class с его истеричными карьеристками, отчаянными домохозяйками и мужьями-невротиками. Уже к серии третьей, впрочем, глаз перестает цепляться за роскошные особняки, зеленые лужайки и вылизанные фасады. Главным героем шоу оказывается не человек, а явление. На протяжении 12 серий нам рассказывают, что такое физический и моральный абьюз. Его зловещая тень тут маячит везде: в посттравматических реакциях героини Вудли, в стадии отрицания насилия, через которую проходит персонаж Кидман (она играет это снайперски точно), в примитивной детской реакции на буллинг, в пассивной агрессии всех остальных. Честно говоря, сложно припомнить в 2017 году шоу, которому довелось бы стать настолько актуальным. Премьера пилота «Большой маленькой лжи» пришлась на самый разгар российского флешмоба «янебоюсьсказать». О том, что сериал продлен на второй сезон, мы узнали, когда в Америке начал набирать обороты хэштэг #metoo.

«Каратель»

Максим Девяткин

Посмотрев первую серию — оторваться было невозможно. Я не то чтобы фанат сериального формата, очень долго смотрю и выбираю, прежде чем посмотреть, но Каратель это нечто! Привлекла моё внимание песня Металлики в трейлере и не зря. Тут и военная драма и детектив, и дружба, и скупая мужская слеза. Даже тем (особенно тем), кого отпугнул Marvel в титрах очень рекомендую.

«Каратель» вытащил из пепла Бена Барнса, который, как казалось, не способен ни на что более принца Каспиана, а в итоге мы получили нового МакКонахи! Вангую — через два-три года Бена номинируют на Оскар. Ну, о бесподобии Бернтала и его Фрэнка Касла я уже писал в «героях года». Восторг!

Юлия Данилина

То, что подарил Netflix поклонникам Фрэнка Касла, сложно назвать как сериалом, так и экранизацией комикса. От последнего там всего ничего, поэтому в чем-то можно понять негодование фанатов. Это мощная и бескомпромиссная драма о поствоенном синдроме, где каждый персонаж работает на раскрытие общей концепции. При этом она захватывает настолько, что принцип канала демонстрировать сразу все серии, а не по одной в неделю, оказывается уместен как никогда. Таких очень мало что на телевидении, что на большом экране. Наконец-то мы получили то, чего не было в «Сорвиголове» — сильного интересного антагониста без совершенно не нужного ему романтического ореола. В будущем он будет весьма достойным противником для Касла, и это очевидно уже сейчас. И как же хорошо, что продлили.

«Охотник за разумом»

Валентина Ивашова

«Охотник за разумом» рассказывает о том, как в ФБР учились ловить серийных убийц, как создавался отдел по изучению психологии маньяков, с каким трудом шла эта работа, как тяжело пробивались и внедрялись новые методы. Борьба с бюрократией, системой, закостенелым мышлением, будни рядовых сотрудников ФБР. За основу сериала взята книга Mind Hunter: Inside FBI’s Elite Serial Crime Unit, один из авторов которой, Джон Дуглас, был агентами ФБР и одним из первых криминальных профайлеров.

Главные герои — Холден Форд и Билл Тенч — работают в отделе поведенческих наук академии ФБР. Они колесят по всей стране, обучая новичков ФБР, полевых агентов и сотрудников полиции прикладной криминалистике и переговорам по заложникам. Эти разъезды позволяют Форду и Тенчу интервьюировать серийных убийц в тюрьмах различных штатов. Руководство не в восторге от этого, но Холдену и Биллу с трудом, но все же удается донести идею о том, что изучение поведения маньяков позволит в дальнейшем предугадывать образ мышления других преступников. К их работе присоединяется доктор психологии Венди Карр.

Все эти интервью с кровавыми убийцами, работа вслепую (потому что методы исследования только складываются), личная жизнь главных героев (или отсутствие оной), то, как меняются герои — сериал превращается в завораживающее действие, и каждую серию ждешь с нетерпением. С одной стороны, ужасают откровения маньяков, с другой — понятно, что нужно пройти через это, потому что благодаря этим интервью появится стройная система, которая поможет поймать сотни преступников и, вероятно, сохранить тысячи жизней. Кстати, в сериале нет кровавых преступлений, даже фото с мест событий показывают так, чтобы не травмировать зрителя. Самое тяжелое — это сражения разумов: преступника и его исследователя. И это невероятно интересно.

Анатолий Ющенко

Телевизионный дебют Дэвида Финчера поначалу вызывает стойкие ассоциации с «Молчанием ягнят». Конец 70-х, молодой неопытный фэбээровец, возглавляющий департамент бихевиоризма, интервьюирует с коллегой находящихся за решеткой монстров (термина «серийные убийцы», как выясняется позднее, на тот момент еще не придумали). От этой производственной драмы каждую секунду ожидаешь чего-то по-настоящему жуткого, кровавой вакханалии, которой нас несколько сезонов потчевали в схожем сюжетно «Ганнибале», но ничего — абсолютно ничего — в кадре не происходит. Выслушав очередную дикую историю про какую-нибудь отрезанную голову, фэбээровцы лишь хладнокровно делают пометки в блокнотике, после чего, не проронив ни слова, бредут в бар — переваривать. Скучать при этом, как ни странно, не приходится. Сложно сказать, каким образом Финчеру удается держать тебя в напряжении от первой и до последней серии, но делает он это мастерски. Саспенс тут сочится из каждой монтажной склейки. До самого финала нам не совсем понятно, кто тут на самом деле «охотник за разумом»: Джонатан Грофф, похожий на олененка Бэмби, или те, с кем ему приходится по долгу службы общаться. Чтобы найти ответы, нам вместе с героем приходится на протяжении сезона всматриваться в бездну. Опыт, конечно, не самый приятный, но по-своему незабываемый.

«Табу»

Максим Девяткин

Проект отца и сына предсказуемо получился очень-очень большим самолюбованием. Здесь Джеймс Дилейни олицетворяет всё, за что мы так любим Тома Харди: брутальность, дикость, жестокость, абсолютно инфернальное спокойствие и тихий клокочущий гнев на самом дне глаз.

«Табу» — это как если вы любите «Карточный домик», но вам захотелось перенести действие в первую половину XIX века, а стареющего гроссмейстера заменить живым и диким шаманом в образе идеально сложённого мужика.

Как итог, понятно, что у сериала есть минусы, но как же хочется увидеть, что Джеймс предпримет, вырвавшись из Англии, провозгласив себя американцем! Какие ещё инцесты и приключения нас ждут?

Ольга Володина

Один из первый сериалов года подарил нам героя, который по сути не очень человек: скорее это овеществленная сила природы, не скованная ни приличиями, ни какими-то правила поведения в обществе. Джеймс Дилейни, возникающий в Лондоне как черт из табакерки, переворачивает вверх дном устоявшийся порядок — и наблюдать за этим одно удовольствие.

Отличная работа по созданию грязного, неприятного, мало чем отличающегося от ада мира приводит к тому, что зритель с самого начала оказывается на стороне Дилейни — в конце концов, он всего лишь алчет справедливости, как не быть на его стороне? И как не надеяться на еще более взрывной второй сезон?

«Вражда»

Татьяна Кислякова

История о закулисном соперничестве Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис, как оказалось, не столько про вражду двух актрис, сколько глубокая психологическая драма о забвении и одиночестве. Райан Мерфи уже успел зарекомендовать себя как отличный постановщик сериалов-антологий, так что от «Вражды» были высокие ожидания. И они оправдались буквально во всем: идеально воссозданная атмосфера Голливуда начала 60-х, потрясающая работа над костюмами, продуманный до мелочей сюжет, четкая структура каждой из восьми серий и просто блистательная актерская игра. Джессика Лэнг и Сьюзен Сарандон — две легендарные актрисы наших дней, которым доверили воплотить на экране двух легендарных актрис ушедшей эпохи. И сделали они это с таким мастерством и самоотдачей, что невольно задумываешься — сколько из личного опыта Лэнг и Сарандон мы увидели на экране? Очень хочется верить, что лишь минимум, потому что созданные ими образы несут в себе слишком много боли и разочарования. Страшно было наблюдать за закатом карьеры (и жизни) двух величайших актрис, но благодаря таким историям перед зрителями приоткрывается завеса личной жизни именитых персон, которая вовсе не так безоблачна, как принято считать.

Первый сезон «Вражды» нашел эмоциональный отклик у зрителя и получил хороший прием среди критиков, так что второму — быть! Вот только на сей раз враждовать будут не голливудские звезды, а члены королевской семьи: создатели обещают показать новый взгляд на конфликт принцессы Дианы и принца Чарльза.

Юлия Данилина

Новому творению Райана Мерфи не очень повезло — в этом году HBO смогли выдать ему крайне достойного и непроходимого конкурента — но хуже он от этого, конечно, не стал. Его крайне интересно смотреть, даже если изначально много знаешь о противостоянии Кроуфорд и Дэвис и видел все упоминающиеся фильмы. Неподготовленному зрителю даже лучше, потому что после просмотра сериала хочется немедленно увидеть все то, о чем шла речь (и «Что случилось с Бэби Джейн?» в первую очередь). Голливудская кухня, ретро-стиль, отличные актеры, разговоры об «Оскарах» и прочих кинонаградах — здесь очень много того, что работает беспроигрышно. Конечно, Мерфи очевидно занимает сторону Джоан Кроуфорд, отдавая Джессике Лэнг наибольшее количество экранного времени и самые драматичные сцены, и из-за этого немного теряется великолепная Сьюзен Сарандон, но это единственное, за что «Вражду» можно немного пожурить. И я, конечно, очень люблю «Большую маленькую ложь», но, прости меня, Николь, в этом году одним только «I’m a character actress» Сарандон убирает всех. Или практически всех.

«Рассказ служанки»

Юлия Данилина

Я уже писала о романе Этвуд перед выходом сериала, и тогда надеялась, что в этот раз его экранизация получится более удачной. В общем и целом все удалось. Первые три эпизода, поставленные Рид Морано, идеальны и как адаптация книги, и как самостоятельное произведение. Потом начинаются незначительные проблемы, во многом связанные с тем, что материал пытаются подвести под современные реалии, но обращать на это внимание абсолютно не хочется. Элизабет Мосс действительно идеальная Оффред. Следует обратить внимание и на других актрис, не только на Энн Дауд и Алексис Бледел, но и на незаслуженно забытую телевизионными премиями Ивонн Страховски. Редкий случай, когда книжный образ изменен, но именно в таком варианте производит более сильное впечатление. Сложно сказать, во что выльется второй сезон — книга по большей части закончилась, а все лучшее связано именно с ней — но Этвуд оставила достаточно вариантов для развития сюжета, которые можно достойно раскрутить. Особенно учитывая то, с каким пиететом создатели сериала отнеслись к литературному источнику. Так что испортиться, конечно, могут, но посмотреть будет интересно.

Анатолий Ющенко

Еще одно шоу, ставшее одним из самых ярких феминистских манифестов этого года, — экранизация важного романа Маргарет Эдвуд, самый красивый и одновременно с этим самый страшный сериал 2017 года, «Рассказ служанки». События тут разворачиваются в вымышленной Республике Галаад, в псевдо-религиозной теократии, которая решает проблему экстремально низкой рождаемости посредством заключения фертильных женщин в специальные лагеря, где «избранным» предстоит стать чем-то вроде живого инкубатора для привилегированных господ. Немногочисленные критики сериала от подобной премизы, конечно же, поморщились. Какое еще рабство, какие инкубаторы? Фэйк-ньюс! Левацкая пропаганда! Тем, кого антиутопический сюжет «Рассказа служанки» по какой-либо причине привел в бешенство, хочется ответить строчкой из хорошего эссе Оскара Уайльда. Тот однажды написал, что «жизнь имитирует искусство куда чаще, чем искусство имитирует жизнь», и это, конечно, тысячу раз подтвердилось в 2017 рутинной новостной хроникой. Женское обрезание в дагестанских селах, забивание женщин плетью на площадях в Саудовской Аравии, попытка исключения контрацептивов из медицинской страховки в США, в конце концов, декриминализация семейных побоев в России. Фантастические ужасы гораздо ближе, чем нам всем кажется. «Рассказ служанки» не пытается нас напугать, он всего-навсего призывает нас открыть глаза пошире.

«Легион»

Ольга Володина

Дэвид Хеллер, пациент психушки, живет в сюрреалистичном мире то ли собственного воображения, то ли параллельной нашему миру реальности — и он сам до конца не уверен, какая из версий правильная. Глобальный правительственный заговор и Люди-Икс — отличный микс и сам по себе, а уж когда туда добавляется некая неуверенность в реальности происходящего — выходит не результат, а огонь.

В эпоху, когда супергеройскими сериалами может похвастаться каждый мало-мальски известный канал, «Легион» сделал невозможное — выделился на общем фоне не бюджетом и не громкостью премьеры, а собственно содержанием: это единственный сериал, в котором внутренняя жизнь героя интересует создателей (и зрителей) ничуть не меньше, чем внешние события.

И, конечно, видеть, как играют Стивенс и Плаза — отдельное удовольствие.


4 лучших возвращения

«Игра престолов»

Татьяна Кислякова

Из года в год главный сериал HBO не перестает удивлять, поднимая планку качественного телепроекта все выше и выше. Седьмой сезон получил меньше серий, зато с каждой из них накал страстей все возрастал. Даже в диалогах чувствовалось сильнейшее напряжение, а уж когда дело доходило до сцен сражений — просто дух захватывало. Зима пришла, Дейенерис наконец ступила на земли Вестероса, Старки вернулись в Винтерфелл, Мизинец потерял манипуляторскую хватку, все главные претенденты на трон встретились в Королевской гавани, драконы побывали за Стеной, а угроза белых ходоков стала еще реальнее. Чего ждать от грядущего сезона — даже страшно представить! А ждать придется долго — раньше 2019 года финал нам не покажут.

Петр Зайцев

Фантазия шоураннеров «Игры престолов» перестала быть скована необходимостью следовать книгам Мартина, потому как писатель остаётся верен себе и пишет продолжение до безобразия медленно, если вообще пишет. Кто-то считает, что Бениоффу и Уайссу не хватает таланта поддерживать повествование не должном уровне, но на самом деле эта свобода лишь пошла сериалу на пользу, поскольку теперь всё строится исключительно на законах драматургии телевизионного проекта. Серий стало меньше, но событий за седьмой сезон произошло больше, чем за несколько предыдущих сезонов вместе взятых. Динамика значительно возросла, но вот эффект неожиданности несколько затерялся — многие теории и предположения фанатов получили подтверждение, что, впрочем, лишь усилило катарсис от некоторых долгожданных эпизодов. Часть ружей, развешенных по стенам в первых сезонах, по пути растерялась, но в таком масштабном проекте это и не удивительно. Зато остальные ружья начали стрелять так, что весь Вестерос трясётся. Ожидания от финального сезона невероятно велики, и нет никаких оснований полагать, что он нас разочарует. Единственная печаль — ждать ещё очень долго. Зато есть отличный повод пересмотреть все 67 эпизодов совершенно новым взглядом людей, знающих судьбу полюбившихся персонажей. Всё равно более великого сериала, чем «Игра престолов» в ближайшие лет десять мы, скорее всего, не увидим.

«Очень странные дела»

Николай Балашов

Второй сезон Stranger Things так же прекрасен как и первый, за минусом, правда, ощущения новизны. В первый то раз фанаты просто своему счастью поверить не могли, что подобное вообще снимают в наши дни. К слову, признаем очевидное — оглушительный успех недавнего фильма «Оно», действие которого также было перенесено в 80-е, определенно не состоялся бы без «подогретой» аудитории «Дел».

Возвращаясь к сериалу: во втором сезоне все хорошо, но, что интересно, он берет далеко не только своей «стивенкинговщиной», атмосферой тех лет, захватывающим сюжетом или классными персонажами (хотя и этим всем тоже, конечно). Он даёт какое-то волшебное ощущение детства. Того самого периода, когда твои фантазии о больших приключениях ещё бурлят, но параллельно твою душу начинают захватывать и вещи поинтереснее — типа первой влюбленности. И дело даже не в том, что Милли Бобби Браун как-то особенно хороша, а просто потому что она идеально вошла в эдакий образ «teenage dream»: чистый, невинный и такой знакомый, стучащийся в твой разум откуда-то изнутри, из-под гнета прожитых лет. Да, насчет невинности Одиннадцатой можно поспорить (она же убивала), но именно это несоответствие ее внутреннего мира и необходимости совершать жуткие вещи лишь добавляет надлома и многогранности ее персонажу.

И вот лишь за одно это возвращение в свои собственные тринадцать лет, за проживание тех милых полузабытых ощущений — уже низкий поклон создателям. Не каждое кино так может. И отдельное спасибо за музыку, конечно. If you're lost you can look — and you will find me… Time after time (c)

Петр Зайцев

Второй сезон «Очень странных дел» оказался лучше и интереснее первого (хотя казалось бы, куда уж лучше и интереснее?) по двум причинам. Во-первых, братья Даффер не пошли по простому пути повторения и развили историю в новом, местами довольно неожиданном направлении. Во-вторых, во главе угла оказались не фантастические события, а развитие характеров персонажей. Буквально все, даже самые эпизодические действующие лица, выглядят абсолютно живыми людьми со своей глубокой историей, вызывают сопереживание и искреннюю симпатию. Что до главных героев, то они уже стали по-настоящему родными, и расставаться с ними не хочется совершенно. Отдельное спасибо сценаристам за то, что не следуют заветам Джей Джей Абрамса, любителя придумывать что-то непонятное и не давать никаких ответов, а наоборот отвечают на многие вопросы, возникшие после первого сезона, не забывая при этом выдавать новые, не менее любопытные загадки. «Очень странные дела» — это настоящее киноманское счастье, и спасибо великому Netflix за то, что даёт возможность вернуться в детство. Во времена эфирного ТВ представить подобное было невозможно.

«Твин Пикс»

Ольга Белик

Возвращение Дэвида Линча обошли номинациями все крупные премии — но мы не такие! Безусловно, третий сезон показан далеко не всем (а некоторым так и противопоказан). Каждой серией Линч делает то же самое, что и 25 лет назад — взрывает нам мозг и ломает стереотипы. В этот раз он снял Самый Странный Эпизод за всю историю телесериалов, когда почти полчаса зритель смотрит на белый шум, изредка прерываемый бомжами. Да, это нелегко. Но позвольте: а когда с Линчем было легко-то? И потом, помимо Самого Странного Эпизода здесь есть и Самый Смешной Эпизод, когда почти полчаса Кайл МакЛоклан ходит по казино и выигрывает в автоматы со странным боевым кличем Hello-o-o! Кстати, о Кайле: сыграть три в одном — не каждому актеру выпал такой подарок в году. Ну, и про музыку не забудем: что ни финал серии — то мини-праздник. Ок, мы понимаем: давать такому эксперименту приз — поощрять безумство всех остальных храбрецов (хотя в свое время именно «Твин Пикс» и дал пинка под зад всему телевидению). Но в нашем рейтинге Дэвиду Линчу отведено-таки местечко.

«Шерлок»

Ольга Белик

Самый Странный Сезон о великом сыщике. Фанаты, как всегда, делятся надвое и неистовствуют. Первый эпизод — фу, как примитивно. Второй эпизод — фу, как предсказуемо. Третий — да что же это за фан-сервис такой! Между тем другая половина рада тому, как лихо они там убрали Мэри и что третий Холмс оказался девочкой. Ну, и что есть, есть среди Холмсов люди и похуже Шерлока. Стивен Моффат интригует насчет пятого сезона несмотря на падение рейтингов — есть ощущение, что времена Шерлока прошли и хорошо бы закончить на такой высокой ноте, как жутковатое воссоединение семьи. Потому что финал сезона был одним из самых противоречивых и душераздирающих (не считая падения Шерлока со здания больницы, конечно) — и есть опасения, что дальше мы не выдержим. Умерла так умерла.