Кинорулетка: Казино

12 января 2018

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

В новый год — с чистой совестью и обновлением рубрики! В этом году темой для каждого выпуска рулетки будет самая интересная премьера недели.

Вчера на российские экраны вышла «Большая игра» Аарона Соркина о подпольных азартных играх — и мы немедленно решили, что хотим рассказать о наших любимых фильмах, объединенных темой КАЗИНО.

Да, и еще одна отличная новость: мы решили, что к 91 выпуску рулетки (страшно представить!) можно и пойти по второму кругу с некоторыми осоебнно полюбившимися фильмами. Впрочем — не в этом, кажется, выпуске…

Поехали!


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Крупье» (Croupier, 1998)

Режиссёр: Майк Ходжес

В ролях: Клайв Оуэн, Алекс Кингстон, Джина МакГи, Пол Рейнольдс, Кейт Харди

О чём: писатель-неудачник Джек (Клайв Оуэн) по рекомендации отца получает место крупье в казино, и этот факт исподволь меняет его жизнь. Оказывается, для великого романа — ну или хотя бы бестселлера — лучше знать то, о чем ты пишешь. А для почти безэмоционального Джека (с отцом у него очень отстраненные отношения; девушку, с которой он живет, он скорее терпит, чем любит) работа крупье — лучшая, ведь позволяет ему со стороны наблюдать за охваченными эмоциями людьми, а самому оставаться рациональным.

Казино: место работы Джека и место действия его романа.

Почему: неспешный нуар Ходжеса уже двадцать лет назад выглядел старомодно — сейчас же полное ощущение, что действие нарочно замедлено, настолько тихо оно развивается. Закадровый голос главного героя, роковые женщины, экзотические места, переосмысление творческим человеком своего места в этом мире — весь набор для конструктора фильма из начала сороковых в нашем распоряжении, разве что результат оказался скорее артхаусом, чем детективом.

Но главное — именно благодаря «Крупье» у серьезного британского актера Клайва Оуэна началась американская карьера героя боевиков (хотя тут большая часть экшена в исполнении Клайва — ловкое обращение с картами).

«Казино» (Casino, 1995)

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Роберт де Ниро, Джо Пеши, Шэрон Стоун, Джеймс Вудс

О чём: обо всём том, чем Лас-Вегас кажется со стороны, и о том, что скрывается за фасадом этой блестящей феерии.

Казино: название фильма, основное место действия и отличная метафора для происходящего с героями.

Почему: через несколько лет после успеха «хороших парней» Николас Пиледжи и Мартин Скорсезе вновь объединили усилия для создания эпического фильма про мафию — хотя, конечно, Скорсезе и уверял всех, что «Казино» — не фильм про мафию. Сюжет основан на реальных событиях, а персонажи — на реальных людях (у всех предусмотрительно заменены имена — но все вполне узнаваемы). В интервью о фильме Фрэнк Розенталь, прототип главного героя «Туза» Ротштейна, говорил, что герой на него похож — но не слишком, так, «7 из 10».

Оставив в стороне вопрос соответствия реальности или ее приукрашения, стоит просто окунуться в фильм Скорсезе с головой — и вынырнуть из него три часа спустя.

«Боб — прожигатель жизни» (Bob le Flambeur, 1956)

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль

В ролях: Роже Дюшен, Изабель Кори, Ги Декомбль, Даниэль Коши

О чём: бывший грабитель Боб отсидел свое и теперь живет на Монмартре, зарабатывая на жизнь азартными играми. Его любят и уважают, и даже обязанный ему жизнью полицейский комиссар полностью уверен, что Боб теперь — законопослушный гражданин. Но 800 миллионов франков в сейфе курортного казино — слишком большое искушение для почти разоренного Боба.

Казино: кульминация фильма происходит в казино Довиля, которое Боб с соучастниками планирует ограбить — но всё идет не по плану.

Почему: снятый в спартанских условиях фильм (переывы в съемках по причине отсутствия денег на пленку происходили регулярно) может похвастаться неожиданным кастингом — главная роль досталась Дюшену, который в 1944 году был арестован за сотрудничество с оккупационными властями и с тех пор в кино не снимался.

Технически фильм — предшественник французской «новой волны» (оператор Анри Декаэ три года спустя снимет «400 ударов» Трюффо), сюжетно и композиционно — наследник нуаров сороковых, по сути — просто отличное кино, которое ухитрилось не устареть за больше чем шестьдесят лет, прошедших с премьеры. Четвертый фильм Мельвиля был снят еще до того, как режиссер стал признанным классиком французского кино, и его последующие фильмы — и «Красный круг», и «Второе дыхание» — несут на себе некий «налет» «Боба», хотя личное прочтение жанра Мельвилем начнется позже — со «Стукача». Впрочем, сам Мельвиль не считал «Боба» нуром, а называл фильм комедией нравов — и можно понять, почему; второе его определение своей картины — «признание в любви Парижу».


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992)

Режиссёр: Леонид Гайдай

В ролях: Дмитрий Харатьян, Андрей Мягков, Келли Мак-Грил, Михаил Кокшенов, Юрий Волынцев, Армен Джигарханян

О чём: Бесстрашный агент КГБ Федор Соколов направляется в США чтобы найти и обезвредить опасного русского мафиози по кличке «Артист»…

Казино: Одна из ключевых сцен фильма происходит в казино, по сценарию принадлежащем русской мафии. На самом деле съемки происходили в развлекательном комплексе «Тадж-Махал», и с их организацией помогал Гайдаю сам Дональд Трамп.

Почему: «На Дерибасовской хорошая погода…» — последний фильм нашего прекрасного режиссера Леонида Гайдая и, к слову, единственный, снятый им в уже совершенно другой стране, после распада Советского Союза. Несмотря на то, что он не считается классикой советской комедии как те же «Бриллиантовая рука» или «Иван Васильевич меняет профессию», по сути, он продолжает их дело. Гайдай был мастер по эксцентричным комедиям, которые снимал на протяжении четырех десятилетий, и поэтому каждое его произведение в той или иной степени отражало приметы именно тех лет, в которых было создано. А уж в начале 90-х в стране происходило столько бурных изменений, что мастер просто не мог их проигнорировать.

Сейчас это кино смотрится как сатирическая эпитафия Советскому Союзу, с его нарочито гротескными персонажами и ситуациями. Но, одновременно с тем, эта картина может вызвать и приятные детские воспоминания, ведь фильмы Гайдая всегда собирали у экранов телевизоров всю семью. И, разумеется, коронные фразы, разлетевшиеся на цитаты: «Кац предлагает сдаться», «Полковник Петренко никогда не женился, сколько бы об этом не просили его дети» и прочие — мы до сих пор их помним. Ведь, в каком-то смысле, с этого фильма начался абсолютно новый кинематограф — российский.

«Однажды в Вегасе» (What Happens in Vegas, 2008)

Режиссёр: Том Вон

В ролях: Камерон Диас, Эштон Кутчер, Роб Кордри, Джейсон Судейкис, Куин Латифа, Зак Галифианакис

О чём: Успешный брокер Джой и молодой раздолбай Джек знакомятся в Вегасе и, после бурной вечеринки, женятся. Наутро они понимают свою ошибку и хотят развестись, но это оказывается не столь просто…

Казино: Возможно, герои развелись бы куда быстрее, если бы не случайно сорванный ими в казино джекпот на три миллиона долларов, который, в итоге, замораживается судом на полгода, пока супруги якобы налаживают отношения.

Почему: Комедии, подобные «Однажды в Вегасе», снимаются в Голливуде каждый год и всегда получаются разного качества. Многое зависит от сценаристов, которым важно не только придумать гэги или нелепые ситуации для героев, но и постараться рассказать всю историю целиком максимально интересно, постаравшись избежать набивших оскомину штампов. Если это удается, то с таким фильмом можно и на кинопремии замахнуться (см. «Девичник в Вегасе»), а если нет — то просто заработать пару лишних миллионов долларов, так как на подобное кино люди все равно стабильно ходят.

Наш фильм, может, и не является образцом оригинальности, но во многом выигрывает у прочих картин благодаря харизме исполнителей главных ролей. Диас и Кутчер, как оказалось, составляют весьма неплохую пару на экране. Им для этого хватает как собственного комедийного таланта, так и пресловутой химии между их персонажами. И, судя по сборам, превысившим бюджет в шесть раз, зрители оценили этот яркий дуэт. А если фильм случайно ловишь по телевизору и застываешь с пультом в руке, потому что не можешь просто взять и переключить дальше, значит обаянию этой картины подверглись и вы.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Человек дождя» (Rain Man, 1988)

Режиссёр: Барри Левинсон

В ролях: Том Круз, Дастин Хоффман, Валерия Голино, Джералд Р. Молен

О чем: Чарли Бэббит, руководствуясь весьма эгоистичными соображениями, забирает из психиатрической клиники своего больного аутизмом старшего брата. Рэймонд — совершенно безобидный большой ребенок, который помнит даты всех авиакатастроф на всех рейсах, в силу чего лететь с ним на самолете физически невозможно, и приходится ехать на машине. Это дольше по времени, но так и приключений больше, и брата лучше узнаешь, и сам к лучшему изменишься.

Казино: Когда на середине поездки заканчиваются деньги, выясняется, что феноменальную память на цифры можно использовать в мирных целях. Например, в казино.

Почему: Сложно найти человека, который ни разу не слышал о «Человеке дождя», или не видел его хотя бы мельком. Это не мешает рекомендовать его, как один из тех редких фильмов, от которых становится как-то теплее. Конечно, это не шедевр, и в любой другой год он не получил бы «Оскар», он просто очень хороший и легкий, даже несмотря на некоторые повороты сюжета. И здесь потрясающий Хоффман, которого, конечно, тоже нужно видеть своими глазами, и вот он бы получил за это «Оскара» в любой год.

«Прогулка по Миссисипи» (Missisippi Grind, 2015)

Режиссёр: Райан Флек, Анна Боден

В ролях: Бен Мендельсон, Райан Рейнольдс, Сиенна Миллер, Анали Типтон

О чем: Заядлый картежник Джерри должен всем и каждому, но при этом совершенно убежден, что однажды сможет выиграть крупную сумму. Он уговаривает своего нового знакомого Кертиса отправиться в путешествие по Америке, заглянув в несколько крупных городов.

Казино: В этих городах их ждут скачки, покер, рулетка, и прочие азартные игры, которые только можно найти в крупных казино.

Почему: Флек и Боден не делают никаких прорывов в жанре, создавая качественное сценарно-актерское кино, и при этом большой популярности и наград не имеют, хотя стоило бы. Их второй фильм примечателен и как классическое роуд-муви о путешествии неудачников, и как драма о человеке, которого искренне жаль, даже несмотря на то, что он полный засранец. Бен Мендельсон, играющий здесь свою лучшую роль американского периода, заслуживал куда больше, чем номинация на «Независимый дух», но что есть, то есть. Рейнольдс и Миллер тоже хорошие.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Двадцать одно» (21, 2008)

Режиссёр: Роберт Лукетич

В ролях: Джим Стёрджесс, Кевин Спейси, Кейт Босворт, Лоренс Фишбёрн, Аарон Ю, Лиза Лапира, Джекоб Питтс.

О чём: Не обделённый математическими талантами студент-ботаник MIT досрочно принимается в аспирантуру Гарварда и сталкивается с проблемой — обучение стоит триста тысяч долларов. Волею судеб он попадает к профессору высшей математики, который под одной личиной читает курс по нелинейным уравнениям и теории вероятности, а под другой — алчно выискивает талантливых студентов, чтобы объединить их в команду игроков, по выходным обыгрывающих казино в блэкджек. В эту команду попадает и главный герой, давая себе зарок: он выйдет из дела, как только заработает достаточную сумму для оплаты обучения. Честное слово!

Казино: кто в молодости не мечтал о быстром богатстве? Поддавшись этому соблазну, команда студентов Массачусетского технологического института пытается обыграть игорные заведения мировой столицы казино — Лас-Вегаса.

Почему: Несмотря на не самый оригинальный сюжет и слабо прикрытый морализаторский подтекст, фильм смотрится живо и динамично, снова напоминая зрителю о вечных истинах и о том, что не в деньгах счастье. При отсутствии претензий на высокий штиль и гениальность фильм «21» заслуживает внимания по нескольким причинам, среди которых стоит точно отметить замечательный звёздный ансамбль молодых артистов во главе с Джимом Стёрджессом и голливудских мастодонтов: Кевина Спейси и Лоренса Фишбёрна.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Одиннадцать друзей Оушена» (Ocean's Eleven, 1960)

Режиссёр: Льюис Майлстоун

В ролях: Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Сэмми Дэвис мл., Питер Лоуфорд

О чём: сержант Оушен собрал братьев по оружию спустя пятнадцать лет, предложив им ограбить сразу пять крупных казино в Лас-Вегасе, да ещё и в новый год.

Казино: казино — это лакомый кусок для любого грабителя, а потому существует бесчисленное множество сюжетов об ограблении подобных заведений. Ну, а как вам старые времена Голливуда: фильм, где знаменитые трубадуры прошлого века в костюмах грабят в декорациях киношного Лас-Вегаса?

Почему: новая волна интереса к оригинальной ленте появилась после выхода ремейка Содерберга. Для тех, кто первоисточник ещё не смотрел, надо отметить, что картины очень разные, несмотря на центральную тему ограбления. Оригинальная картина, в силу времени и создателей, получилась скорее стильным самолюбованием, чем интересным кино. То тут, то там пустые сцены или лишние фразы и персонажи, ну и, конечно, в кадре секс-символы эпохи, стильные мужчины в костюмах, среди которых очень легко запутаться в силу их количества на экране. Но подобную звёздную тусовку на экране увидишь не каждый день — харизма и стиль так и прут, а если вам по душе образ Сэмми Дэвиса или Дина Мартина, то фильм порадует и музыкальными номерами. Синатра в фильме, увы, не запел.

«Одиннадцать друзей Оушена» (Ocean's Eleven, 2001)

Режиссёр: Стивен Содерберг

В ролях: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Деймон, Джулия Робертс, Кейси Аффлек

О чём: опытный вор Дэнни Оушен выходит из тюрьмы. Но на свободе раскаянию нет места и Оушен собирает команду, чтобы ограбить казино, принадлежащие крупному дельцу, к которому ушла бывшая жена Дэнни.

Казино: тут банда Оушена орудует в настоящем Лас-Вегасе, а не в декорациях. Красотами города грехов и казино можно налюбоваться вдоволь, даже «поющие фонтаны» в одной из сцен показали.

Почему: есть такие фильмы, которые можно пересматривать по много раз, трилогия Содерберга о шайке Оушена — как раз из таких. Тому причиной великолепный актёрский состав, оригинальный саундтрек Дэвида Холмса и лёгкая ирония, которая сквозит почти в каждой сцене. Подобный рецепт Содерберг ещё раз опробовал на «Удаче Логана» в прошлом году, так ведь опять получилось.

В кадре уживаются первые скрипки Голливуда, вроде Клуни, Робертс и Питта, а на вторых ролях не менее талантливые и знаменитые (кто-то впоследствии, как Кейси Аффлек и лауреат «Оскара» между прочим). Содерберг на рубеже веков сделал не ремейк, а вполне самостоятельное кино. Впрочем, удивило, если б было наоборот.

Грядущий ремейк/продолжение о «восьми подругах Оушен» Гэри Росса продолжит славную историю, правда, пока неизвестно, успешно ли (и есть большие сомнения на этот счёт), но поживём — увидим.