Кинорулетка: Политик

19 января 2018

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

C нового года мы взяли новый принцип формирования еженедельной рулетке — мы берем тему из одной из четверговых премьер. Этот выпуск едва не пропал из-за Минкульта — мы задумали вспомнить фильмы по ассоциации со словом «медведь» в честь «Приключений Паддингтона 2», но благодаря переносу проката в последний момент едва не остались без рулетки. В последний момент мы решили, что по поводу выхода «Темных времен» словом недели будет ПОЛИТИК.

Только одно правило — фильмы, которые мы рекомендуем, вышли не позднее 2015 года.

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Железная леди» (The Iron Lady, 2011)

Режиссёр: Филлида Ллойд

В ролях: Мэрил Стрип, Джим Бродбент, Сьюзэн Браун, Гарри Ллойд, Оливия Колман, Иэн Глен, Александра Роуч, Эмма Дьюхерст, Фиби Уоллер-Бридж

О чём: о Маргарет Тэтчер — ее юности и зарождении интереса к политике, затем о карьере премьер-министра и о жизни после ухода с поста.

Политик: Маргарет Тэтчер стала первой (а до 2016 года оставалась единственной) женщиной на посту премьер-министра Великобритании, причем ее премьерство было самым продолжительным в истории 20 века.

Почему: потому что Мэрил Стрип. Честно, игра актрисы — главный аргумент в пользу просмотра этого фильма. Стрип филигранно воспроизводит мимику, жесты и тэтчеровскую манеру говорить. При этом Мэрил вовсе не просто копирует оригинал, а уделяет внимание всем нюансам поведения «железной леди» и проживает на экране этот неоднозначный образ. Она завладевает зрительским вниманием, отодвигая тем самым исторические неточности на второй план.

Фильм, по факту, скорее псевдоисторический: этакий вольный взгляд на общеизвестные факты. Так что кино придется по душе не знатокам истории, а ценителям актерского мастерства. Стрип совершенно точно заслужила свой третий «Оскар» за роль Тэтчер, как заслужили награду и гримеры, максимально близко приблизив внешний облик актрисы к колоритной внешности премьер-министра. Грим помог Мэрил добиться важного сходства — не столько даже физического, сколько психологического, то есть помог поставить себя на место Тэтчер и максимально понять мотивы тех или иных ее поступков и решений.

Интересно, что «Темные времена», выходом которого в прокат продиктована нынешняя тематика рулетки, так же в большей степени хвалят сейчас именно за грим и за актерскую работу исполнителя главной роли Гэри Олдмана. «Железная леди» получила два «Оскара» из двух номинаций — ждет ли картину Джо Райта подобная судьба?

«Король говорит!» (The King's Speech, 2010)

Режиссёр: Том Хупер

В ролях: Колин Фёрт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Тимоти Сполл, Энтони Эндрюс, Майкл Гэмбон, Клэр Блум, Дерек Джекоби, Дженнифер Эль

О чём: о дружбе будущего короля с логопедом-самоучкой. О заикании и оригинальных методах борьбы с ним. О страхах и том, как их победить. О силе слова и важности быть услышанным.

Политик: главным героем ленты является принц Альберт, он же будущий король Георг VI, он же просто Берти. Появляются в фильме и другие члены королевской семьи, а также Уинстон Черчилль, роль которого досталась Тимоти Споллу.

Почему: потому что Колин Фёрт. Хотя и кроме него фильм есть за что похвалить: отличная драматургия, красивейший саундтрек, достойная режиссерская работа, детально прописанные персонажи, важный посыл. «Король говорит!» не просто так стал лучшим фильмом на церемонии «Оскар» 2011 года — это достойнейший пример исторического фильма, грамотно сочетающий в себе драму и комедию.

Возвращаясь к Колину Фёрту — как по мне, в тот год у него просто не было конкурентов в борьбе за «Оскар»! Актер проживает на экране не просто отдельные сцены, а буквально каждую фразу, каждое слово и каждое заикание. Георг VI получился у Фёрта не высокомерной монаршей особой (хоть иногда этим грешит), а живым человеком со своими переживаниями и слабостями. Финальное обращение Георга к народу — самая напряженная и трогательная сцена фильма. Но нужно заметить, что без отличной игры Джеффри Раша и деликатной актерской работы Хелены Бонэм Картер картина потеряла бы важную долю своего очарования, свою особую атмосферу.

Элементы разговорной комедии, так тонко вплетенные в историческую драму, помогли избежать излишнего пафоса. Кстати, смотреть рекомендовано исключительно в оригинале: словесные перепалки Фёрта и Раша нужно слышать, и никакой дубляж не передаст всей прелести сцены со сквернословящим Берти!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Нет» (No, 2012)

Режиссёр: Пабло Ларраин

В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Альфредо Кастро, Антония Сехерс, Луис Ньекко, Нестор Кантильяна

О чём: Рене Савейду — талантливый рекламщик, который может протолкнуть хоть газировку, хоть микроволновую печь, хоть новый сериал. Когда Аугусто Пиночет решает провести в Чили референдум для легализации своего правления, Савейду нанимает оппозиция. Он должен убедить чилийцев проголосовать за пункт «нет», и это, конечно, сложнее, чем микроволновка. Его жена участвует в бесконечных акциях протеста, да и отец, кажется, был замешан в чем-то таком. Правительство нанимает его начальника с противоположными целями, но тут уже работа такая.

Политик: Несмотря на то, что на первом плане здесь находятся рекламщики, вещами они занимаются вполне себе политическими. Депутаты, министры и сам Пиночет, заинтересованные в противоположном исходе дела, тоже появляются на экране.

Почему: Самый признанный чилийский фильм, и первый, номинированный на «Оскар» — третья часть Трилогии Пиночета, снятой Пабло Ларраином, самым успешным чилийским режиссером и флагманом нового чилийского кинематографа. Фиксируя реальное историческое событие, режиссер не прибегает к классическим схемам, выводя в главные герои вымышленного персонажа, который, на первый взгляд, имел минимальное отношение к исходу референдума. При этом, выбирая характерную в 1980-е пленку и размер кадра и требуя от актеров реалистичной игры, ему удается полностью погрузить зрителя в происходящее, причем настолько сильно, что несколько раз за просмотр приходится убеждать себя в том, что это всего лишь фильм. И что еще хорошо, он так и не раскрывает настоящие мотивации Савейду, который, с одной стороны, просто делал свою работу, а с другой, имел личные причины желать смены власти. В итоге, фильм, изначально позиционирующий себя как политический (и остающийся таковым, но лишь отчасти), превращается в историю о том, что все продается. Но люди счастливы, и это главное.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«В петле» (In the Loop, 2009)

Режиссёр: Армандо Ианнуччи

В ролях: Питер Капальди, Том Холландер, Джина МакКи, Джеймс Гандольфини, Мими Кеннеди, Дэвид Раш

О чём: директор по коммуникациям премьер-министра Малькольм Такер, разговаривающий матом герой сериала «Гуща событий», на большом экране оказывается впутанным в эпизод британско-американских отношений. Президент США и премьер-министр Великобритании совсем не против объявить войну (ну очень важно, какую и кому), и теперь политики рангом пониже должны все это провести — причем так, чтобы их внутренняя борьба и внутренние дрязги привели к удовлетворяющему каждого результату. А ради достижениях своих целей не грех и подставить кого.

Политик: министр международного развития Саймон Фостер, которого играет Том Холландер, затевает всю кашу, по глупости заявив в радиоинтервью, что войны ждать не стоит — и Такер, метафорически схватившись за голову и вполне реально покрыв министра и его специалиста по связям с общественностью многоэтажным матом, начинает разгребать последствия. Политики высокого ранга с обеих сторон Атлантики в фильме по большей части патентованные идиоты; настолько, что герой Джеймса Гандольфини, узнав, что его оппонент «ведет куда более тонкую политику — он «фальшивый ястреб», с недоумением спрашивает, идиот ли тот или прикидывается. Прикидываются в фильме только умными, конечно.

Почему: злая, едкая, до колик смешная сатира на коридоры власти (а также кабинеты власти, здания власти и даже стены власти), разыгранная отличными актерами; реалистичным все кажется настолько, что понять Такера очень легко — вы бы тоже матерились сходу.

До их пор жалко, что Питер Капальди, став очередным Доктором Кто, не получил возможности придать его Доктору черты Малькольма Такера. Вы представляете, как круто бы это было?

«Мартовские иды» (Ides of March, 2011)

Режиссёр: Джордж Клуни

В ролях: Райан Гослинг, Джордж Клуни, Эван Рэйчел Вуд, Филип Сеймур Хоффман, Джеффри Райт, Пол Джаматти, Мариса Томей

О чём: идеалист Стивен — молодой и без малого гениальный консультант предвыборной кампании перспективного кандидата в президенты от демократов. У Стивена все хорошо — он правда верит в демократию и Конституцию США, у него все получается, он учится у опытного коллеги, а тут еще интрижка со стажеркой наклевывается. Но однажды Стивена пытаются завербовать конкуренты — и тут все постепенно летит в тартарары.

Политик: плакатный, красивый, хоть монеты с его профилем чеканить — вот какого кандидата в президенты играет Джордж Клуни. Конечно, можно к гадалке не ходить, что у такого кандидата хватит скелетов в шкафу, и окажется он далеко не таким моральным и высокопринципиальным, как-то казалось нам всем — и в первую очередь Стивену. И Стивена это сломает — да так, что от старого Стивена разве что навыки останутся.

Почему: экранизация пьесы Бо Виллимона, будущего автора американского ремейка «Карточного домика», следует всем требованиям политического кино 70-х: есть идеалист, который попадает в безжалостную политическую машину, и есть происходящие вокруг него и с его участием события, когда милые улыбки вокруг оборачиваются злобными оскалами за какие-то доли секунды. Демократ Клуни играет демократического же кандидата, показывая, что неважно, этикетка какой партии на тебе висит — гниль-то во всех участниках, чистенькие не выживают. И точно не добиваются многого.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Послезавтра» (The Day After Tomorrow, 2004)

Режиссёр: Роланд Эммерих

В ролях: Деннис Куэйд, Джейк Джилленхол, Эмми Россам, Села Уорд, Иэн Холм, Кеннет Уэлш

О чём: и персонажей фильма, и зрителей многие десятилетия (в том числе — за рамками фильма) учёные-экологи предупреждают о том, что если не изменить отношения к природе, эффект от глобального потепления станет катастрофическим. Разумеется, все их слушают, но не слышат и ничего не делают. В некоторый момент, во многих регионах планеты серьёзно портится погода. Однако то, что сначала воспринималось просто как долгие проливные дожди, быстро перерастает в штормы, тайфуны, торнадо и ураганы, которые затем сменяются глобальным похолоданием, дающим начало новому ледниковому периоду. На фоне этого планетарного катаклизма развивается достаточно непритязательная история семейной драмы учёного-климатолога, который женат на своей научной работе, но бросает всё ради спасения сына из ледяного плена, в который взят Нью-Йорк.

Политик: вряд ли что-то может тягаться с катастрофической зрелищностью неукротимого буйства природы. Поэтому вполне очевидно, что политическим интригам в фильме сложно соперничать с ними. При этом можно обратить внимание, что отвечающие за огромное число жизней политики самого высокого положения, от которых в критической ситуации требуются ответственные и часто нелёгкие решения, преступно часто проявляют малодушие и трусость, боясь потерять свою должность, а когда понимают, что ошиблись, становится поздно что-либо исправлять.

Почему: вне зависимости от своей должности и положения, иногда следует урезонить свою гордость и признать, что бывают более умные люди, которые не просто так названы признанными экспертами. И как бы их рекомендации и указания не ударяли по самолюбию, их стоит послушать, сделав так, как они говорят. Что может произойти, когда человек, принимающий решения, считает себя самым умным и никого не слушает, в форме назидательной и чудовищно зрелищной притчи было показано Роландом Эмерихом.