Синемафия посмотрела: «Форма воды»
22 января 2018; автор: Коллективный разум
Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Форма воды».
Новый фильм Гильермо дель Торо покорил наших авторов. Разбираемся, чем же так хороша «Форма воды» и почему её стоит обязательно посмотреть в кино.
После просмотра «Формы воды» сразу понимаешь всё то нереальное количество номинаций, которое выдали (и еще выдадут — «Оскар» впереди!) данному фильму на кинопремиях. В нем прекрасно всё: работа художника, оператора, композитора (о, Деспла!) и далее по списку. А главное — режиссура дель Торо. Не зря ему вручили «Золотой глобус», ох не зря, ибо «Форма воды» — это чистейшее авторское кино. Почерк мастера узнается с первых же кадров с плавающими под водой стульями. Хватает буквально одного этого своеобразного вступления и ты уже покорен. Всё, ты внутри картины, пути назад нет, атмосфера захватывает тебя полностью.
Гильермо снова сотворил удивительный волшебный мир, в котором прекрасно уживаются как фантастические существа, так и вполне себе нормальные люди и реальные социальные проблемы. Кстати, интересно то, что в фильме вроде бы хватает серьезных вопросов, поднимаемых автором в той или иной мере, но они все равно идут вторым планом. Здесь есть моменты и про расизм, и про меньшинства и ярче всего, практически в лоб, это выражает центральная тема об угнетении выловленного в реке водоплавающего существа, несмотря на его разум. Тем не менее, дель Торо старается не заострять на этом основное внимание. Например, по телевизору показывают новости об уличных бунтах, но главная героиня сразу переключает канал и смотрит старое кино. Тем самым режиссер как бы дает понять, что, мол, да, было дело, а теперь давайте смотреть то, что по-настоящему интересно и красиво.
И тут ему нечего возразить: он снял, по сути, классическое голливудское кино, отдающее дань реальным старым фильмам и музыке. Все настолько прекрасно, что практически любой кадр картины можно вешать на стену в рамочку. Правда, уже слышал упреки в том, что история вышла довольно простая, но позвольте — это и есть тот самый классический Голливуд! Довольно четкое разделение на белое и черное, никаких головокружительных твистов (это вам не Нолан и уж точно не Хичкок), обязательная история любви и неспешное развитие повествования от начала до логического завершения, которого, собственно, все и ждут. И, наконец, а когда у дель Торо было иначе? Начиная с «Хребта дьявола» режиссер работает приблизительно в одном и том же ключе, ведя зрителя за руку по ровному сюжету, чтобы достигнуть закономерного вывода в конце: добро обязательно победит зло, в том или ином виде. Поэтому у его картин следует спрашивать не «что?», а «как?». А в том, что талантливый художник и сказочник Гильермо дель Торо может ответить на этот вопрос лучше всех, сомнений нет.
Можно — и нужно! — петь оды тому, как «Форма воды» сделана. С технической стороны — безукоризненная игра с цветом, светом, фактурой и пространством: кажется, что все в кадре ты можешь потрогать, попробовать, ощутить всеми пятью чувствами одновременно — и буквально шагнуть в фильм. Да что там, не кажется — ты два часа с лишним проводишь в вязком мире фантазии о принцессе, которая не могла говорить.
Именно потому, что это фантазия, работают и казалось бы выкрученные на максимум характеристики героев — в сказке так положено. Тут злодей — совсем злодей, он будет не только без всякого на то повода пытать героя, но и окажется расистом, сексистом, хамом и убийцей, никаких оправдывающих его черт. А героиня окажется куда смелее, чем можно было бы ожадть от девушки из начала 60-х — но ей и надо такой быть, она из сказки. Ну и, наконец, чудо-юдо — вполне себе чудо-юдистое; никакого реализма, никакой попытки придумать хоть какой-то похожее на научное объяснение — жанр не требует. Это ни в коем случае не сказка для детей — но дель Торо никогда и не делал сказки _для_ детей (про детей — да, почти всегда; по крайней мере про внутреннего ребенка).
И даже если это не ваша сказка — то насладитесь тем, как ладно она скроена. С киноматографической точки зрения это выдающаяся работа. Хотя все-таки дико интересно, как бы сложилась «призовая» судьба картины, если бы в титрах стояло не имя дель Торо — а какого-то голливудского компетентного коновала, а не аутера.
Изучая окружающий мир собственным взглядом, осматривая его через окна домов, офисов и глядя на него через различные экраны, окна интернет-браузеров с вкладками соцсетей, новостных агентств и так далее, создаётся впечатление, что любовь покидает этот мир — уходит как вода в песок. И мексиканский сказочник Гильермо дель Торо, настойчиво повторяющий из фильма в фильм («Лабиринт Фавна», «Багровый пик»), что люди бывают страшнее всяких чудовищ, представил на суд зрителей «Форму воды». В новой работе он предлагает свой способ борьбы и преодоления бедствий, боли и жестокости, которые копятся вокруг — это любовь. Как бы банально это не звучало. Однако дель Торо не снимает банальных или обычных картин, чем регулярно и заслуживает внимание зрителей.
На первый взгляд сюжет элементарен. И просто является очень красивой сказкой с возрастным ограничением «для взрослых». Может показаться, что это очередная история любви чудовища и безмолвной красавицы-золушки, которая с помощью друга-художника и феи-крёстной в лице лучшей подруги противостоит типичному злодею — этакому принцу-монстру в человеческом обличии.
Как и все волшебные сказки, это противостояние жестокости, которую дель Торо показывает с характерной ему бескомпромиссной беспощадностью, и доброты, пропитанной мелодичной красотой, всепоглощающей любовью, чувственным и несколько извращенным эротизмом, который, возможно, не каждым взрослым считается. Но как бы то ни было, кто-то из зрителей оправданно разглядит здесь сказку, кто-то — китч или ретро-триллер, а кто-то — нравоучительную басню. Некоторые разглядят в картине политическую сатиру и отражение общественных предрассудков об отношениях между мужчинами и женщинами или между людьми в целом. Каждый по-своему будет прав.
Однако есть ощущение, что истинный смысл и замысел режиссёра скрыты за этой кажущейся сказочной простотой под толщей воды на значительно большей глубине. Вода, как известно, проникает куда угодно, преодолевает преграды, точит камни, изменяя лик нашей планеты. И при этом, не имея собственной формы, принимает форму сосуда, который заполняет. Получается, что метафорически вода и есть любовь. Пластичная и всесильная. Для персонажей картины обретение любви — это тот урок, через который они преодолевают страдания, принимают друг друга такими, какие они есть на самом деле, не осуждая за то, кем являются и во что верят.
То есть да, «Форма воды» — это безусловный вымысел, иносказание и сказка. Но сказка очень сильная, создать которую под силу редкому таланту, такому как Гильермо дель Торо. Можно сказать, что он снова сумел воплотить на экране историю таким образом, что наполнил, по сути, жанровое кино интеллектуальным подтекстом и авторской интонацией, сделав фильм о простых вещах, которые имеют огромное значение, ибо они суть истина.
Техническую и визуальную сторону «Формы воды» хочется хвалить бесконечно. Дан Лаустсен, Луис Секейра, Сидни Волински, и, конечно, Александр Депла — все они заслуживают того признания и наград, которые у них уже есть и, несомненно, будут в дальнейшем. Как и режиссуру Гильермо дель Торо. Он снова снял сказку для взрослых, в этот раз куда более мягкую, чем обычно, и очень, очень красивую во всех отношениях. Как мне кажется, в ней куда больше не от «Человека-амфибии», а от «Амели». Замечательная Салли Хокинс в своих лучших сценах пробирает почти до слез, жалко только, что таких сильных сцен у нее в фильме не так много. Это можно сказать и обо всем актерском составе, в котором все находятся на одном высоком уровне, и даже Майкл Шеннон, казалось бы, получивший очередную роль злодейского злодея, реализует ее куда тоньше, чем обычно. А Майкл Стулбарг говорит на очень неплохом русском, что для американских актеров большая редкость.
Конечно, дель Торо остается во многом специфическим автором, в фильмах которого многое нужно принимать как данность. Его последнюю работу можно немного пожурить за непривычную для режиссера мягкость, и то, что в этот раз его сказка в каких-то моментах слишком уж сказка. И то, что иногда за безупречной визуальной составляющей теряются все актеры, даже Хокинс (и теперь понятно, ее не отмечают так часто, как могли бы). Но, в конце концов, здесь не стоит искать серьезной актерской драмы. Это просто очень красивая сказка.
Внешне «Форма воды» — это услада для глаз зрителя. Восхищения достойны свет, цветовые решения, наконец игра актёров и воплощение существа-амфибии.
Устали от того, что сказки «только для детей»? Вы уже выучили наизусть песни из «Холодного сердца», которое смотрите с ребёнком в пятидесятый раз? Тогда перед вами прекрасный образчик сказки для взрослых. Главное — не забыть оставить скепсис за дверьми кинотеатра. Ибо если всерьёз воспринимать фильм, то на экране команда «нетакихкаквсе», под предводительством женщины БЕЗ ГОЛОСА. Если смотреть фильм в этом ключе, то удовольствие вы получите лишь от картинки.
На деле же это сказка с глубокой моралью о принятии, выборе, толерантности и прочих основах идеального западного общества, в чём, как мне кажется, ничего нет плохого. Просто не для всех эта сказка будет родной и близкой.
Наш вердикт: