Паддингтон и другие отличные киномедведи

24 января 2018

К непростому выходу в кинотеатрах фильма «Приключения Паддингтона 2» мы подготовили киномедведей — добрых и не только.

Медведи в кино — тема обширная и глубокая. Это и силы природы, которым пытаются противостоять герои, и милые антропоморфные существа, которые поумнее иных людей будут.

Паддингтон — герой книжек Майкла Бонда, медвежонок из дремучего Перу, который приехал в Лондон и поселился у семьи Браунов, — возвращается на экран после удачного старта в 2014 году; вторая часть его приключений на днях стала самым положительно рецензируемым фильмом на Rotten Tomatoes — чистые 100% похвалы. Сплошной мармелад и повидло, а не жизнь.

Мы постарались еще вспомнить ярких медведей в кино.

Умка

Максим Поспелков

Огромное число зрителей из многих поколений выросло, смотря работы студии «Союзмультфильм», среди которых были «Умка» и «Умка ищет друга». Эти чудесные и добрые истории о дружбе, воплощенные режиссёрами Владимиром Поповым и Владимиром Пекарем и озвученные голосами Клары Румяновой, Маргариты Корабельниковой и Варвары Поповой до сих пор любимы огромным числом зрителей.

И можно уверенно сказать, что вместе со знаменитой «Колыбельной медведицы» мультфильмы про Умку стали частью нашего культурного кода и жемчужиной отечественной мультипликации, которая спустя почти 50 лет с момента создания продолжает нести тепло и доброту и детям, и взрослым.

Балу

Татьяна Кислякова

Перенесенная полвека назад на экран «Книга джунглей» — история о человеческом детёныше, воспитанном волками, — навсегда вошла в классику Disney и анимации в целом. Этот мультфильм не столь драматичен, как оригинальное произведение Киплинга, или как снятый в 2016 году Джоном Фавро одноименный фильм. В «Книге джунглей» 1967 года история вполне милая и практически безобидная, хоть Маугли и приходится столкнуться с опасностями. Но выходит он их них с шутками и песнями, причем самым оптимистичным персонажем можно назвать медведя Балу.

Немного глуповатый и неуклюжий, он учит Маугли медвежьим повадкам и объясняет, чем так прекрасна медвежья жизнь. Балу стал одним из самых запоминающихся и любимых детьми персонажей мультфильма, ведь другие герои были требовательны и строги с Маугли, в том время как медведь призывал наслаждаться жизнью. При этом и в беде он друга не бросил!

Винни-Пух

Ольга Володина

Медвежонку из книги Милна с экранными воплощениями повезло: по крайней мере два из них — чудо чудесное. Я, конечно же, имею в виду и отечественного, и диснеевского Винни: совершенно разных, но при этом по-своему очаровательных. Шумелки, ворчалки и вопилки нашего Винни и некоторая обаятельная приторможенность персонажа полнометражных и сериальных диснеевских приключений; формально в наш список киномедведей мог попасть только второй герой, но не могли же мы забыть персонажа с голосом Леонова?

Диснеевский Винни появлялся в короткометражных и полнометражных выпущенных в кино лентах начиная с 1966 года; у него 11 direct-to-video картин и 4 мультсериала на телевидении. Мало какой еще медведь из нашего списка может похвастаться таким количеством экранного времени!

Братец медвежонок

Максим Девяткин

Вспоминая о медведях, стоит упомянуть этот мультфильм студии Дисней, довольно тихо прошедший на заре нового века. В стародавние времена, когда люди верили в духов и жили в пещерах, предки наказали парня Кенаи, ибо тот виновен в смерти медведя — своего тотемного животного. А наказание духи придумали мудрое, они попросту превратили охотника в медведя. Теперь тот вынужден взглянуть на мир глазами животного, бегать от собственного разъярённого брата, а тут ещё и назойливый маленький медвежонок, увидевший в Кенаи нового друга.

Классический диснеевский роуд-муви говорит о простом и вечном: семье, дружбе, о том, что надо признавать свои ошибки и стараться взглянуть на мир глазами других, как бы то ни было тяжко. И всё это под баллады Фила Коллинза, не картина — сказка для семейного просмотра. Бонусом идёт неплохой юмор и любовь к назойливому медвежонку Коде.

Человек-гризли

Анатолий Ющенко

Тема инаковости, подчас граничащей с юродством, проходит магистральной линией сквозь всю фильмографию Вернера Херцога. «Человек-гризли» — попытка немецкого режиссера осмыслить наследие американского натуралиста Тимоти Тредуэлла, человека бесконечно отважного и примерно настолько же безумного. Тредуэлл провел отшельником тринадцать лет в национальном парке Катмай на Аляске, где досконально изучал главную страсть своей жизни — медведей-гризли. Он давал им имена, признавался медведям в любви, приближался к зверям практически вплотную. А в октябре 2003 года Тредуэлла постиг финал, который экологу предсказывали все, с кем он пересекался в мире человеческом.

Работники парка обнаружили обглоданные тела натуралиста и его подруги. Херцог отсмотрел более ста часов видеозаписей, снятых Тредуэллом, и посвятил погибшим экологам свой документальный шедевр. «Человек-гризли» — это одновременно и ода безумству храбрых, и клинический диагноз, и пронзительная драма о безотчётном стремлении к смерти. Кажется, если бы Тредуэлла, одержимого при жизни идеей слиться с природой воедино, не существовало, его бы стоило было выдумать специально для Херцога. В 2005 году, кстати, кинокомпания Appian Way Productions (основатель которой, на минуточку, Леонардо ДиКаприо) выкупила права на создание байопика о Тредуэлле. ДиКаприо, однако, в схватке с диким медведем предпочёл все же уйти победителем: сьемки фильма об экологе так и не стартовали.

Кунг-фу Панда

Максим Девяткин

Мультфильмы — благодатная почва для медведей всех мастей. И как мы могли обойтись без прожорливой панды По в нашем списке? Хотя технически это спорно, ведь панда не совсем медведь, хоть и принадлежит к семейству медвежьих. Но оставим биологию в покое и поговорим о творении DreamWorks.

«Кунг-фу панда» это вольная фантазия, сплав мыслей «на тему» китайской культуры и мастерстве кунг-фу, плюс довольно простой сюжет. Панда По мечтает стать воином кунг-фу, как его кумиры их «неистовой пятёрки», но увы — он всего лишь помогает отцу готовить лапшу. Внезапно (очень) выясняется, что По не просто какая-то там панда, а «воин дракона». И вот, поедая пельмешки и не унывая от насмешек коллег по цеху кунг-фу, По тренируется, дабы отразить атаку злодейского злодея и спасти мир.

Мульт был безумно успешен в прокате, а уж популярность среди детей снискал бешеную. Подтверждение тому — не одно продолжение истории о неповоротливом «воине дракона», пожирающего всё, что плохо лежит.

Королева Элинор и сыновья

Максим Поспелков

Королеву Элинор из мультфильма «Храбрая сердцем» не со зла, но от чувства глубокой обиды её дочь принцесса Мерида превратила в медведицу с помощью заколдованного кекса. А из-за того, что кекс по неосторожности той же Мериды был оставлен на кухне, заколдованными оказались и её братишки-дьяволята: Хэмиш, Хьюберт и Харрис.

Удивительно приятно смотреть как создатели мультфильма из студии Pixar проявили свой талант, наделив медведицу человеческими чертами, сохранив в них грацию королевы. Можно, конечно, сказать, что авторы достаточно расчётливо воздействуют на эмоции зрителей, расставляя мелодраматические ловушки достаточно предсказуемым образом, но при всём при том эта красочная, семейная история, разворачивающаяся на живописных отрогах Шотландских гор, заслуженно снискала любовь миллионов зрителей разных возрастов по всему миру.

Лотсо

Николай Балашов

Третья часть известнейшей анимационной франшизы «История игрушек» оказалась безумным смешением жанров. В ней было все: от любовной истории и семейной драмы до шпионского фильма и хоррора. Самое же удивительное (а может и закономерное), что этот коктейль удался на славу и заработал по миру более миллиарда долларов (заодно прихватив по пути «Оскар» за лучшую анимацию).

Как известно, в мультфильмах студии «Пиксар» всегда присутствуют яркие и харизматичные персонажи, в «Большом побеге» же таковых набралось раза в два больше чем обычно, что неудивительно: мир игрушек богат и разнообразен. Одним из центральных героев в этот раз стал розовый плюшевый медведь Лотсо. Будучи игрушкой с непростой судьбой, Лотсо поначалу предстает перед зрителями не совсем тем, кем является на самом деле, но зато по мере развития сюжета ему удается показать себя во всей красе и вызвать довольно смешанные эмоции. В этом и кроется магия гениев из «Пиксар»: мы начинаем любить или ненавидеть нарисованные игрушки больше, чем отдельных живых актеров. Без таких мультфильмов наш мир определенно был бы куда скучнее.

Тед

Татьяна Кислякова

Историями о дружбе маленького мальчика с медвежонком сейчас уже никого не удивишь, так что Сет МакФарлейн в фильме «Третий лишний» решил пофантазировать на тему того, какой стала бы эта дружба спустя лет тридцать. По сюжету Джону в детстве подарили на Рождество большого плюшевого медведя, и Джон загадал, чтобы тот ожил. Мечта сбылась, и Тед стал лучшим другом Джона на всю жизнь. Вот только 35-летниму мужику не пристало пить, курить и в приставку играть — пора задуматься о свадьбе и семье. Но Тед вовсе не готов к такому повороту: озорной медведь всячески пытается не позволить Джону забыть о вечеринках и начать жить взрослой жизнью.

Тед — этот сквернословящий похабный мишка, ведущий крайне нездоровый образ жизни — мгновенно стал одним из самых популярных персонажей в США. Российский зритель мог не оценить всей прелести подобного образа, все-таки фильм МакФарлейна и его герой больше про американскую действительность.

Но нужно отдать должное креативности режиссера, ведь образом Теда он смог проиллюстрировать того внутреннего ребенка (или подростка), который живет внутри многих мужчин, не готовых к ответственности. Так что медведь Тед — не только отвязный весельчак, но и важная социальная метафора!

Безымянный медведь из «Рокового маршрута»

Анатолий Ющенко

Еще одна не слишком радостная история о контактах с медведями (в очередной раз, к сожалению, поставленная по мотивам реальных событий) рассказывается в эффектном канадском триллере «Роковой маршрут». Молодая парочка здесь решает отдохнуть от городской суеты в живописной глуши. Как часто бывает в подобных ситуациях, герои довольно стремительно по мере развития сюжета становятся жертвами собственного идиотизма и излишней самоуверенности. Классический «поворот не туда» приводит бедолаг прямо в берлогу.

После премьеры на кинофестивале в Торонто «Роковой маршрут» снискал ворох восторженных заметок от кинокритиков. Те отмечали тягучий саспенс, блестящую операторскую работу и уверенную игру Мисси Перегрим, которую картина должна была, по идее, катапультировать в высшую лигу. Ценители жанра фильм, увы, не оценили по достоинству. Для хоррора о кровожадном медведе, коим «Роковой маршрут» позиционировали прокатчики, фильм был чрезвычайно диетическим. Психологическим аспектам выживания в экстремальных условиях здесь посвящается гораздо больше времени, чем, собственно, обещанным рекламной кампанией разорванным глоткам. Храбрецам, кого «Ведьма из Блэр» не отвадила от кэмпинга, я бы все же порекомендовал «Роковой маршрут». Этот триллер, возможно, и не самый страшный представитель жанра, но после него прогулки по лесу совершенно точно не останутся для зрителя столь же безмятежными, как раньше.

Безымянная медведица из «Выжившего»

Николай Балашов

Грандиозно снятый и мастерски поставленный фильм о том, как следопыт Хью Гласс пытается выжить, после того как его бросили умирать товарищи по отряду. XIX век, неизведанные американские территории, холодная зима и недружелюбные индейцы — так себе атмосфера для того, чтобы не пасть духом и продолжать двигаться в направлении своего лагеря. Тем не менее, совершив по пути с десяток подвигов и приложив нечеловеческие усилия, Хью смог достичь своей цели.

Фильм известен не только тем, что наконец-то принес Леонардо Ди Каприо долгожданный Оскар, но и той самой знаменитой сценой схватки Гласса с медведицей, после которой, собственно, его, совершенно израненного, и посчитали «не жильцом», бросив умирать в лесу. Несмотря на то, что медведь в фильме был полностью нарисован на компьютере, графика совершенно не заметна — филигранная работа! Зверь выглядит абсолютно как живой и поединок с ним является одним из центральных моментов картины, во время которого ты забываешь как дышать.