Кинорулетка: Антиутопия
26 января 2018
Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.
C нового года мы взяли новый принцип формирования еженедельной рулетки — мы берем тему из одной из четверговых премьер. Этот выпуск связан с наконец-то добравшейся до проката третьей частью «Бегущего в лабиринте» и посвящен такому важному для кино жанру, как АНТИУТОПИЯ.
Только одно правило — фильмы, которые мы рекомендуем, вышли не позднее 2015 года.
Поехали!
«Время» (In Time, 2011)
Режиссёр: Эндрю Никкол
В ролях: Джастин Тимберлейк, Аманда Сайфред, Киллиан Мёрфи, Оливия Уайлд, МэттБомер, Алекс Петтифер, Джонни Галэки, Винсент Картайзер
О чём: в мире, где люди перестают стареть в 25 лет, время является единственной валютой. Кто-то обладает тысячами лет и живет в свое удовольствие, а у кого-то в запасе всего день, и время приходится зарабатывать. Уилл Салас принадлежит к последним, но череда событий позволяет ему получить огромный запас времени и оказаться среди сильных мира сего. Там Уилл понимает, что с системой можно бороться, а помочь ему в этом благородном решается Сильвия Уайс — дочь владельца Банка Времени.
Антиутопия: деление мира на временные зоны, которые не положено пересекать, за чем строго следят Стражи Времени, наличие Банка Времени и подкожных часов на левой руке, показывающих оставшееся до остановки сердца время — такими отличительными чертами антиутопия Эндрю Никкола выделяется на фоне других представителей жанра. Режиссер уже не в первый раз фантазирует на тему возможного будущего и генетических модификаций, но теперь акцент делается на ценности времени, которым буквально приходится расплачиваться за все, в том числе за право жить.
Почему: фильм в первую очередь привлекает главной идеей: цените время, друзья, цените! Поскольку в реальности у нас нет подкожных часов, отсчитывающих минуты до последнего вдоха, мы привыкли тратить время впустую и думать, что все еще успеется. Но каждый день может стать последним, так что есть смысл более бережно относиться к дарованной нам жизни.
Помимо смысловой составляющей «Время» может похвастаться отличной операторской работой Роджера Дикинса, который впервые прибег к съемке цифровой камерой именно в этом проекте. Оператор мастерски сочетает мир компьютерных технологий и реальные пейзажи, отчего картинка выглядит завораживающе. Нужно отдать должное и композитору картины Крэйгу Армстронгу, чьи мелодии дополняют атмосферу мира будущего и позволяют больше проникнуться происходящим на экране.
С точки зрения актерской работы тоже все как надо: главные герои прекрасно вживаются в образы бунтарей и этаких Робин Гудов своих дней, и даже второстепенные персонажи (например, герои Оливии Уайлд и Мэтта Бомера) введены в сюжет с определенной целью, которую им удается донести за небольшое экранное время.
«Голодные игры» (The Hunger Games, 2012)
Режиссёр: Гэри Росс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Стэнли Туччи, Элизабет Бэнкс, Вуди Харрельсон, Дональд Сазерленд
О чём: Мир разделен на двенадцать зон (дистриктов) и столицу — Капитолий. Каждый год в Капитолий от каждого дистрикта приезжает два молодых участника будущих Голодных игр — жестокого соревнования, транслируемого по телевидению как телешоу. В этот раз участвовать будет простая девчонка из двенадцатого дистрикта Китнисс Эвердин. Никто еще не знает, что именно ей уготовано изменить существующий порядок вещей…
Антиутопия: «Голодные игры» — одна их самых известных антиутопий за последние годы.
Почему: Среди множества фэнтези-романов о подростках (и для подростков), выпущенных после грандиозного успеха «Сумерек», «Игры» выделились тем, что во-первых, были не столь прямолинейными, поднимая куда больше интересных и важных тем, а во-вторых, что сами, в свою очередь, породили культ. Уже потом пошли «Дивергент», «Бегущий в лабиринте» и так далее. Интересно, кстати, то, что каждое последующее произведение было мрачнее предшественников (почитайте «Поступь хаоса», например). Тем не менее, и сами «Голодные игры» сложно назвать «легким чтивом», а уж на фоне стерильных «Сумерек» они вообще смотрятся чуть ли не жестким триллером.
Как часто бывает, первая часть трилогии оказывается наиболее интересной (хотя скорее это связано с оригинальностью и свежестью подхода, что безусловно теряется в продолжениях). Так вышло и с киноадаптацией — первый фильм Гэри Росса вызвал бурю эмоций и вполне заслуженно вознес хорошую актрису Дженнифер Лоуренс на самый верх, в пантеон голливудских небожителей. Не то чтобы последующие три картины были хуже, но, как ни крути, первое впечатление уже никуда не денешь. Главное, что удалось Россу — создать весьма сбалансированное кино, которое при своем мягком зрительском рейтинге PG-13 все же смогло передать всю мрачность показываемого мира и трагедии отдельных персонажей. А уж про параллели с современным телевидением не говорил только ленивый.
Сложно сказать, станет ли с годами серия фильмов про Сойку-пересмешницу классикой, или же затеряется на фоне прочих дорогих франшиз, которых в наше время пруд пруди, но то, что у нее есть свое особое очарование и узнаваемое лицо, неоспоримый факт!
«12 обезьян» (Twelve Monkeys, 1995)
Режиссёр: Терри Гиллиам
В ролях: Брюс Уиллис, Мэделин Стоу, Брэд Питт, Кристофер Пламмер, Дэвид Морс, Джозеф Мелито, Джон Седа
О чём: в относительно недалёком будущем, в 2035 году, остатки населения нашей планеты, пострадавшего от эпидемии неизлечимого смертоносного вируса, вынуждены жить под землёй. Команда учёных отправляет на поверхность уголовника Джеймса Коула (Брюс Уиллис), осуждённого на 25 лет за неподчинение властям, для сбора образцов. А после возвращения, обещая ему амнистию, предлагает отправить его в прошлое — в 1996-ой год, для выяснения причин эпидемии. Но из-за ошибки учёных он попадает не в 1996 год, а в 1990-ый, где его принимают за сумасшедшего, и он попадает в психиатрическую лечебницу под наблюдение молодого врача-психиатра Кэтрин Рэйли (Мэделин Стоу). Там же он знакомится с психом Джеффри (Брэд Питт), борцом за права животных и сыном известного учёного-вирусолога (Кристофер Пламмер), и безуспешно пытается предупредить людей о грозящей опасности.
Антиутопия: атмосфера и мир, созданные Терри Гиллиамом, в «12 обезьянах», вполне типичны для антиутопичных фильмов — они пропитаны темнотой, сыростью, мраком, разрухой.
Почему: несмотря на мрачную атмосферу и запутанный сценарий, сложность которого во многом связана с перемещениями во времени, «12 обезьян» — не совсем типичная антиутопия. Но фильм точно заслуживает внимания по нескольким причинам. Среди них, в частности выдающая игра Брэда Питта, сыгравшего крайне буйного пациента психиатрической лечебницы. Так же привлекает сложность и нелинейность истории, в которой перемещения главного героя во времени примечательны не столько своей эффектностью, сколько метафоричностью. Ведь по сути фильм говорит со зрителем не столько об экологическом катаклизме, сколько об особенностях человеческого восприятия и сознания, о том, как мы понимаем и принимаем норму и патологию, относительность четких границ реальности или того, что нам кажется реальностью.
«Бразилия» (Brazil, 1985)
Режиссёр: Терри Гиллиам
В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Иэн Холм, Боб Хоскинс, Майкл Пэйлин
О чём: Где-то в 20-ом веке в антиутопической стране, общество которой пропитано тотальной бюрократией и волокитой, живёт и работает мелкий клерк Сэм Лаури (Джонатан Прайс). Ему приходится бессмысленно противостоять куче глупых запретов и чиновничьих препон. Рядовой обыватель таким образом вынужден привыкать к осторожному и тихому существованию, безропотному подчинению. Однако, встретив девушку, Джил Лейтон (Кэтрин Хелмонд), которая до этого являлась ему во снах, Лаури обретает смысл жизни и вступает в борьбу с системой. В этом противостоянии ему помогает инженер по отоплению Гарри Таттл (Роберт де Ниро), который помогает людям в своё удовольствие, ненавидя бюрократию и ненужную работу с бумажками.
Антиутопия: главный герой, являясь маленьким, незначительным и слабым винтиком в огромной машине бюрократии, очень напоминает Йозефа К., который сходным образом терялся в романе Франца Кафки «Процесс», пробираясь сквозь бесконечные лабиринты законов, актов и положений.
Почему: характерный для Терри Гиллиама пессимизм, касающийся бессмысленности борьбы одиноких героев с гигантским технократическим миром, грозно возвышающимся над марионетками-обывателями, а так же грандиозные декорации и авторская художественно-образная форма, наполненная глубоким символизмом — всё это подтверждает, что фильм «Бразилия» был более чем заслуженно снискал любовь не одного поколения зрителей и был включён в множество авторитетных рейтингов, среди которых, например, список журнала Wired из 20 лучших научно-фантастических фильмов, где «Бразилия» заняла 5-ое место.
«Гаттака» (Gattaca, 1997)
Режиссёр: Эндрю Никкол
В ролях: Итан Хоук, Ума Турман, Джуд Лоу
О чём: в мире будущего генетические технологии доведены до совершенства. По капельке крови можно узнать будущее младенца, его судьбу и причины смерти. Многие родители стали прибегать к «чистке» генов у ещё нерождённых детей, чтобы их отпрыски стали идеальными представителями рода человеческого. Младенцы, рождённые традиционным способом, оставленные на генетический авось, со временем стали людьми второго сорта. Таким стал и Винсент, бредящий космосом молодой человек, которому врачи дали не более 30 лет жизни. Купив поддельную личность, Винсент устраивается в компанию «Гаттака», чтобы осуществить мечту.
Антиутопия: «Гаттака» — это страшный сон о будущем, в котором победила евгеника. Наглядно и то, как вмешиваясь в процессы природы (даже из лучших побуждений), человек с трудом может предугадать последствия. В данном случае дискриминацию по «генетическому» признаку, разделившей общество на две категории: низшую и высшую, естественно.
Почему: но как бы ни был страшен сон — всё же мы смотрим кино. Это история о целеустремлённости и мечте со всеми вытекающими.
Не только человеческое общество в «Гаттаке» стремится к идеалу, но и сам фильм. Подчёркнутый минимализм и безэмоциональность во всём, команде фильма удалось создать мир будущего, в который очень легко поверить, что и делает картину Никкола особенной.
Особенной её делает и актёрское мастерство Хоука, Лоу и Турман. Любовная линия Хоука и Турман продолжилась и после съёмок, но, увы, недолго. Их дочь пошла по стопам родителей и тоже вот-вот будет сниматься в кино. Видимо гены дают знать о себе.
«Эквилибриум» (Equilibrium, 2002)
Режиссёр: Курт Уиммер
В ролях: Кристиан Бэйл, Шон Бин, Тэй Диггз
О чём: герой Кристиана Бэйла — сотрудник тайной полиции тоталитарного государства, обладающий навыками боевых искусств, главной целью которого являются инакомыслящие люди, испытывающие чувства в любом их проявлении. Однажды его верность режиму пошатнётся.
Антиутопия: как же так случилось, что эмоции и чувства вне закона? Дело в том, что любые чувства отныне запрещены, любое проявление их карается казнью, хранение предметов искусства, книг и пр. — тоже. Для подавления воли граждан, правители используют специальный наркотик, помогающий людям подавить в себе эмоции, ведущие, как утверждает тоталитарный режим, к невзгодам и войнам. Очередной кошмар, в котором кинематограф усмотрел свет в тоннеле.
Почему: «Эквилибриум» это Оруэлл, выкрученный на максимум. Это повествование от лица О’Брайена, если угодно, но только в виде стильного, динамичного фильма, в котором Кристиан Бэйл исполнил одну из лучших своих ролей. Молодой Кристиан здесь во всей красе: и с лицом-кирпичом, и со слезами на глазах, и с улыбкой.
«Безумный Макс» (Mad Max, 1979)
Режиссёр: Джордж Миллер
В ролях: Мэл Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью Кияс-Бёрн, Стив Бисли, Том Барнс
О чём: дело происходит в близком будущем, в Австралии, где полиция никак не может справиться с местной бандой. Полицейский Макс Рокатански участвует в аресте по крайней мере двух членов банды — и в обоих случаях ни к чему хорошему это не приводит. После гибели напарника он отправляется в отпуск с семьей — и это тоже ни к чему хорошему не приводит.
Антиутопия: в отличие от продолжений, первый фильм о Максе рассказывает еще не о мире победившего апокалипсиса — а о мире, в котором апокалипсис как раз потихоньку начал происходить. Полиция вроде бы есть — но ей не по силам справиться с преступностью силами закона; рецессия; проблемы с топливом — но пока все еще не так страшно, как станет позже. Предчувствие апокалипсиса и пре-антиутопия — редчайший случай на экране.
Почему: долгое время державшая рекорд по самому прибыльному фильму в прокате лента Миллера была снята за какие-то копейки, а собрала по миру больше ста миллионов, не говоря уж о полученном культовом статусе. Фильм сделал звездой Мэла Гибсона, получил три продолжения (четвертый фильм добрался до «Оскаров» и выиграл шесть статуэток — правда, в технических номинациях) и, наконец, дал суровый образчик для отвратительно мрачного будущего.
Но первый фильм хорош и сам по себе — если вы забудете о его место в киноистории и посмотрите на него просто как на картину; из него вышло то самое «немое кино со звуком», которого хотел добиться Миллер, снимая и монтируя фильм буквально на коленке. Это очень жесткий и жестокий фильм (парадоксальным образом — куда жестче, чем продолжения), за счет именно максимальной приближенности к реальности и почти полному отсутствию фантастических элементов.
И, конечно, какого же Мэла Гибсона мы со временем потеряли. Как он был в молодости хорош — в смысле именно актерской игры; с годами не то чтобы растерялось — но то ли ушло, то ли размазалось. А в первом «Максе» Мэл — фантастика. Превращение его вполне живого и веселого героя в то, что мы видим в конце — это одно из самых сильных впечатлений в жанре.
«Бегство Логана» (Logan's Run, 1976)
Режиссёр: Майкл Андерсон
В ролях: Майкл Йорк, Ричард Джордан, Дженни Агуттер, Питер Устинов, Фарра Фосетт
О чём: XXIII век. После глобальной катастрофы остатки человечества живут в неге и холе под куполом, где жизнь их легка и проста, а за любым удовольствием стоит только руку протянуть. Одна-единственная загвоздка: живут они ровно до 30, а в 30 каждый попадает на Карусель, откуда вполне может переродиться. И Логана-5, работающего «сэндменом», местным блюстителем порядка, до поры до времени все устраивает — пока он не встречает очаровательную Джессику-6 с анкхом на шее, которая отказывается с ним переспать (немыслимое совершенно поведение!), да и к тому же связана с некоей подпольной сектой, верящей в Убежище за пределами купола. По заданию управляющего жизнью под куполом суперкомпьютера Логан-6 отправляется выяснять, что же это за Убежище. А чтобы поиски были эффективнее, жить Логану остались считанные дни, если не часы — по крайней мере именно это показывает мерцающий кристалл в его руке.
Антиутопия: одна из классических фишек жанра — сначала показать рай на земле, а потом уточнить, как на самом деле этот рай функционирует. И именно так утопия превращается в антиутопию — когда выясняется, что доживших до 30 просто убивают, никакого перерождения нет (впрочем, внимательный зритель сразу заподозрит подвох).
Почему: «Бегство Логана» основано на книге 50-х годов, которую до того пару раз планировали экранизировать — но никак не срасталось. Наконец, в 70-х проект состоялся, и оригинальную книжку достаточно сильно порезали: скажем, возраст главных героев подняли (в книге они должны были доживать до 21 года), а Убежище вместо далекой колонии на Марсе оказалось вполне себе земным. «Сэндмены» в книжке были аллюзией на процедуру «Усыпления», которую в фильме заменила визуально более интересная Карусель — а термин остался.
На фильм к тому же сильно повлияли вышедшие до того фантастические картины: скажем, сложно не усмотреть отсылок к «Планете обезьян» в опутанной растениями статуе Линкольна, которую обсуждают герои, а в один из моментов так и ждешь открытия в духе soylent green is people!
И все-таки, несмотря на некоторую наивность и четкое понимание того, откуда у того или другого хода ноги растут, «Бегство Логана» обладает тем самым наивным шармом, который помогает кино переживать десятилетия даже в том случае, когда спецэффекты уже не кажутся такими уж эффектными (пусть и получили «Оскар» в свое время). Именно благодаря этому шарму шли разговоры о ремейке фильма — да еще и с Райаном Гослингом в главной роли; даже если это никогда не состоится — согласитесь, было бы красиво.