«Сандэнс»: фильмы, которые интересно ждать

29 января 2018

Рассказываем, какие фильмы, показанные на фестивале «Сандэнс», стоит ждать — и почему.

Фестиваль американского независимого кино «Сандэнс», всегда находившийся в тени Берлина, Канн, и Венеции, за последние несколько лет успел разбаловать своих поклонников. На нем стабильно появлялась пара-тройка фильмов, которые впоследствии удачно выступали в оскаровском сезоне, и, если не выигрывали, то получали несколько номинаций. В этом году сильных восторгов пока не слышно, но это не значит, что фестиваль, прошедший под актуальными феминистическими лозунгами (что повлияло и на формирование программы, в которой доминировали истории о женщинах), в этом году слаб. Хорошее крепкое инди для поклонников жанра тоже нужно. Кто знает, может, к концу года и на сезон смогут раскрутить. Еще один не самый приятный момент — в этом году на удивление мало закупленных фильмов. То ли компании-прокатчики боятся тратить свои деньги на неокупаемый проект, то ли в этом году они просто не добрались до Юты, но наиболее обсуждаемые фильмы фестиваля они не закупили. Хотя, казалось бы.

«История» (The Tale, реж. Дженнифер Фокс, основной конкурс)

Прокатчик: HBO Films (что означает релиз в сети и на кабельном канале, но не в кинотеатрах)

Когда Дженнифер Фокс было пятнадцать лет, она была изнасилована. Пытаясь осмыслить этот травматичный опыт, она сняла автобиографический фильм, который критики называют не только актуальным, но и новационным. Его сюжет разворачивается вокруг женщины, занимающейся режиссурой документальных фильмов, которую играет Лора Дерн. Как и Фокс, ее героиня была изнасилована в подростковом возрасте, и на протяжении всего фильма она вспоминает о том, что произошло, и как это повлияло на нее в дальнейшем. Несмотря на восторженный прием критиков, многие зрители находят фильм спорным, особенно в демонстрации сцен сексуального характера, но в любом случае и сюжет, и актерский состав, здесь очень интригуют. Велика вероятность, что у Фокс получилось что-то не только актуальное и точным образом попавшее в нарратив сезона, но и действительно хорошее. Но то, что ни один крупный кинопрокатчик не решился купить этот фильм, конечно, огорчает.

«Дикая жизнь» (Wildlife, реж. Пол Дано, основной конкурс)

Прокатчик: неизвестен

Пол Дано не стал изобретать велосипед и для своего дебюта выбрал актерскую семейную драму с крепким литературным источником. Судя по всему, он не прогадал: критики и зрители оценивают фильм с исключительно положительной стороны. Особых похвал удостаиваются Кэри Маллиган и четырнадцатилетний Эд Оксенбульд, играющий главного героя, подростка, семья которого распадается на его глазах. В этом жанре сложно что-то испортить, и, если все-таки появится достойный прокатчик, есть вероятность того, что Маллиган сможет побороться за номинацию на лучшую женскую роль.

«Плохое воспитание Камерон Пост» (Miseducation of Cameron Post, реж. Дезире Акхаван, основной конкурс)

Прокатчик: неизвестен

Обладатель гран-при фестиваля этого года — история девочки, которую родители отправили в католический центр для избавления от лесбийских наклонностей. В этом году крайне ожидаем еще один фильм на эту же тему — «Исчезнувший мальчик» по мемуарам попавшего в такой же центр Гаррарда Конли — но и этот, судя по всему, тоже нельзя пропускать. Судя по отзывам критиков, получилась хорошая мягкая драма. Очень интересно, как покажут себя Саша Лэйн из «Американской милашки» и Хлоя Грэйс Морец в серьезной драматической роли. Ей они раньше не особо удавались, но, может, эта удалась?

«Восьмой класс» (Eighth Grade, реж. Бо Бернэм, основной конкурс)

Прокатчик: A24

Каждый год на Санденсе появляется история взросления девочки (или мальчика, нужное подчеркнуть), которая всем нравится, и в этом году это «Восьмой класс». На этот раз девочку зовут Кайла, она ведет свой канал на YouTube, не вылезает из инстаграма и твиттера, пытается казаться лучше, чем кажется, и очень одинока. То есть, все как обычно, но такие фильмы могут быть как однообразными и утомительными, так и невероятно милыми, и вполне возможно, что тут именно этот случай. А24 в выборе фильмов редко ошибается.

«Лиззи» (Lizzie, реж. Крэйг Уильям Макнейлл, основной конкурс)

Прокатчик: Saban Films, Roadside Attractions

Фильм Крейга Уильяма МакНила — проект страсти играющей главную роль Хлои Севиньи, которая несколько лет мечтала сыграть Лиззи Борден, убившую своих родителей и ставшую героиней американских легенд. По ее собственному признанию, итоговый результат оказался не таким, как она изначально предполагала, и критика приняла фильм скорее смешанно. В любом случае, Севиньи уже давно не радовала своих поклонников большими драматическими ролями (а здесь она еще и в дуэте с Кристен Стюарт), так что ждать «Лиззи», несмотря на неоднозначную критику, определенно нужно.

«Не оставляй следов» (Leave no Trace, реж. Дебра Граник, секция премьер)

Прокатчик: Bleecker Street

Новый фильм Дебры Граник (даже удивительно, что ей понадобилось восемь лет для того, чтобы вернуться после дебюта) — еще одна история о девочке, живущей в тяжелых, практически диких условиях. Пока тех же восторгов, которые были вокруг «Зимней кости», не слышно, но все критики отмечают работу Томасин МакКензи и Бена Фостера, так что фильм еще может напомнить о себе если не в будущем оскаровском сезоне (Bleecker Street планирует летний релиз), то на независимых кинонаградах уж точно.

«Девица» (Damsel, реж. Дэвид и Нэйтан Зелленеры, секция премьер)

Прокатчик: неизвестен

Братья Зеллнеры, несколько лет назад выстрелившие с милейшим фильмом «Кумико, охотница за сокровищами» (а Дэвид Зеллнер еще и приезжал с ним в Москву на Амфест), вернулись. С вестерном. Суди по всему, не менее милым и ироничным, и, по мнению многих, феминистическим, что не может не радовать. А также с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской. А также с карликовым лохматым пони по имени Баттерскотч. Вы же понимаете, что самое главное здесь — карликовый лохматый пони по имени Баттерскотч? Даже удивительно, что при таком теплом приеме до сих пор никто не приобрел права на кинотеатральный прокат, но фильм включен в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, так что для него все только начинается.

«Колетт» (Colette, реж. Уош Уэстмоленд, секция премьер)

Прокатчик: 30West, Bleecker Street

Еще одна тепло принятая критиками история о сильной женщине — «Колетт», байопик о французской писательнице середины позапрошлого века, известной не только своими произведениями, но и свободным нравом. Почти как Жорж Санд. Кире Найтли за ее раскрепощенную игру прочат номинацию на «Оскар», даты релиза прокатчик пока не объявил, так что все может быть.

«Такой, как Джейк» (A Kid like Jake, реж. Сайлэс Ховард, секция премьер)

Прокатчик: неизвестен

Эта семейная драма с Клэр Дэйнс и Джимом Парсонсом смотрится немного особняком, но тоже всем понравилась, и получила хорошие отзывы критиков. В ней поднимается довольно редкая тема — родители осознают, что их четырехлетний сын, скорее всего, будущий трансгендер. Судя по всему, режиссеру удалось избежать пафоса и сентиментальности, и снять приятную нью-йоркскую драму поднимающую важные и необходимые в современном обществе вопросы. Такое вполне можно посмотреть, пока Айра Сакс готовит что-то новое.

«Мы, животные» (We the Animals, реж. Джеремайя Сагар, секция NEXT)

Прокатчик: неизвестен

Секция NEXT годами воспринималась как небольшой загон для маргинальной жести, но последнее время тоже начала поставлять интересные фильмы. Данный фильм является образчиком магического реализма, его уже сравнивают с «Древом жизни» и «Зверями дикого Юга», и, лично для меня, сравнения эти вполне воодушевляющие. Главное, чтобы режиссер смог на этой базе сказать что-то свое, критики пишут, что ему это удалось, но это надо проверить самостоятельно. Главное, чтобы был прокатчик.

«Мадлен Мадлен» (Madeline’s Madeline, реж. Жозефин Декер, секция NEXT)

Прокатчик: неизвестен

Дебютный фильм Жозефин Декер, на первый взгляд, затрагивающий привычную тему взаимоотношений матери и дочери, начинается с фразы «Твои эмоции на самом деле принадлежат не тебе, а кому-то еще. Ты не кошка, ты внутри кошки». В дальнейшем, как пишут критики, он отходит от традиционного нарратива настолько далеко, насколько это возможно. Прокатчика до сих пор нет, и, судя по всему, фильм слишком уж радикален. Но если его так и не купят здесь, то остаются надежды на Берлин, и очень хочется, чтобы релиз состоялся в этом году. Конечно, радикальное кино — это не всегда комплимент, и не всем режиссерам удается сделать что-то действительно новаторское и при этом интересное, но на Декер я пока очень надеюсь. Да и Миранду Джулай давно не было видно.


Из других фильмов, получивших признание зрителей и критиков, следует обратить внимание на «Мэнди» (фильм ужасов с Николасом Кейджем, который, неожиданно, называют лучшим в карьере актера за последние несколько лет), новый хоррор от A24 «Наследственность», «Головоломку» с Келли МакДональд, «Извините за беспокойство» с Лейкитом Стенфилдом, «Офелию» с Дэйзи Ридли (смешанно принятое, но крайне феминистическое переложение «Гамлета») «Частную жизнь» Тамары Дженкинс, «Талли» Джейсона Райтмана по сценарию Дьябло Коуди, «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» Гаса Ван Сента (критики приняли неплохо, но летний релиз не позволяет рассчитывать на что-то особенное). Также интересны и отмеченные призами работы — «Воспитательница детского сада» с Мэгги Джилленхолл (обладатель приза за режиссуру), «НЭНСИ» с Андреа Райзборо (обладатель премии Валдо Солта за лучший сценарий), «Я думаю, теперь мы одни» Рид Морано (приз за кинематографичность), «Бремя» с Гарретом Хедлундом (приз зрительских симпатий), «Блейз» Итана Хоука (премия за лучшую актерскую работу). Список можно продолжать и дальше, и, несмотря на то, что бесспорных шедевров не подвезли, интересных образчиков жанра много. А может, где-то и шедевры есть, просто нужно подождать релизов.