Кинорулетка: Спорт

2 февраля 2018

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

C нового года мы взяли новый принцип формирования еженедельной рулетки — мы берем тему из одной из четверговых премьер. Сегодняшний выпуск связан с релизом номинированной на «Оскар» в трех категориях ленты «Тоня против всех» о фигуристке Тоне Хардинг; выбранное нами по этому поводу слово — СПОРТ.

Только одно правило — фильмы, которые мы рекомендуем, вышли не позднее 2015 года.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Гол» (Goal, 2005)

Режиссёр: Дэнни Кэннон

В ролях: Куно Беккер, Стивен Диллэйн, Алессандро Нивола, Анна Фрил

О чём: будучи отпрыском мексиканских мигрантов, парнишка Сантьяго не ловит звёзд с неба, берётся за любую работу, которая подвернётся в США. Но у него также есть и талант футболиста — Сантьяго звезда местной команды. Однажды одарённого футболиста замечает скаут «Ньюкасл Юнайтед» и уговаривает юношу пересечь океан ради футбольной мечты.

Спорт: наблюдая за взлётами и падениями Сантьяго Муньеса, зритель в полной мере ощутит что такое английский футбол, каково быть далеко от дома, преследуя призрачный шанс и не сдаваться несмотря на грязь, дождь и английское хамство.

Почему: история о мексиканском парнишке, который преуспел на футбольном поприще в Англии не претендует на всеобщее признание или место в вашем топе кинокартин. «Гол» это отличное развлекательное кино про футбол и большего от него не требуйте. Тут есть и лав стори и история соперничества, и модель учитель-ученик, словом все самые предсказуемые линии и ходы фильма о спорте, но смотреть это не скучно и (на удивление) сами сцены футбольных матчей, тренировок и внутренней кухни команд английской премьер-лиги сделаны очень правдоподобно, будто передача по телевизору.

«Гол» получил отличное продолжение, став для своего времени главным фильмом про ногомяч. Есть ещё шедевры вроде «Убойного футбола», но это уже на века.

«Боец» (The Fighter, 2010)

Режиссёр: Дэвид О. Рассел

В ролях: Марк Уолберг, Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Мелисса Лео

О чём: боксёр-неудачник Микки Уорд пытается набрать форму и завоевать титул чемпиона мира. Как помехой, так и мотивацией может стать запутанная жизнь Уорда вне ринга: брат, бывший боксёр, пристрастившийся к кокаину, многочисленная семья, отношения с дочерью от первого брака и обретённая любовь — официантка местного кафе Шарлин.

Спорт: реальная история чемпионства андердога, от которого никто ничего не ждал.

Кинематографисты обожают бокс, пожалуй ни об одном виде спорта не сняли столько фильмов: «Али», «Ураган», «Бешеный бык», наконец, пресловутый «Рокки» (все по реальным событиям, между прочим).

Почему: Спортивная составляющая здесь прямолинейная, да и внимания непосредственно боксу уделяется мало. Гораздо больше Рассела интересовали конфликты между героями истории, развернувшейся вокруг Микки Уорда и его брата. Прошли те времена, когда очень сильный посыл «встань с дивана» под названием «Рокки» получил Оскар за лучший фильм. С тех пор с этим жанром кто только не играл, пытаясь повторить успех, а трансформировалось это всё в «Бойца» и последовавшего за ним «Левшу».

«Бойцу» очень повезло с наличием в кадре Бэйла, Лео и Адамс. Наркоман Дики так вообще должен стать основным примером в методичках «как играть наркоманов в кино». Бэйл измучил себя настолько, что только диву даешься, как же это у него выходит. К слову, после «Бойца» он вернулся к образу «летучей мыши» у Нолана, где он уже не сухой наркоман, а Брюс Уэйн, защитник Готэма. Хотя ему не привыкать:


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (The Loneliness of the Long Distance Runner, 1962)

Режиссёр: Тони Ричардсон

В ролях: Том Кортни, Майкл Редгрейв, Элис Баннейдж, Алек МакКоуэн

О чём: Колину Смиту постоянно навязывают какие-то правила: воровать плохо, телевизор нужно смотреть только с включенным звуком, а в соревновании нужно обязательно быть первым, раз уж ты хорошо бегаешь. Чем больше ему их навязывают, тем тяжелее их соблюдать. Да и зачем их вообще соблюдать?

Спорт: Команда исправительной школы, в которой учится Колин, принимает участие в соревнованиях по бегу на длинные дистанции. Он легко может победить, но, опять же, правила.

Почему: Молодые британские режиссеры, называвшие себя «рассерженными», очень точно поймали настроение своего поколения — так, как сейчас, жить невозможно, как жить иначе, не совсем понятно, и остается только протестовать. Просто так. Через эту стадию проходили многие, но именно в Англии начала 1960-х она ощущалась наиболее остро. Конечно, дело не только в этом, но и в дебюте Тома Кортни (не верится, но это действительно его первая роль в кино), который очень быстро стал одним из главных актеров того времени. А еще здесь Джеймс Фокс в крошечном эпизоде, и та самая сцена с противогазами.

«Приступы/Припадки» (The Fits,)

Режиссёр: Анна Роуз Холмер

В ролях: Роялти Хайтауэр, Алексис Неблетт, Лорен Гибсон

О чём: Пацанка Тони переходит в новую спортивную секцию. Она находит новых подруг, наконец-то прокалывает уши, красит ногти и становится куда больше похожей на девочку. В это же время у девочек из ее команды начинаются приступы необъяснимой болезни.

Спорт: Из секции бокса Тони переходит в команду чирлидерш. Ей очень непросто стать своей, но она старается.

Почему: В первом (и, к сожалению, пока единственном) фильме Анны Роуз Холмер легко увидеть женский вариант «Одержимости» Шазелла и очередную историю о том, на что можно пойти ради любимого дела. При этом красиво снятую и очень изобретательно поставленную. Но Холмер все же говорит несколько о другом: на первый план выходит процесс социализации подростка, и вещи, на которые он идет ради того, чтобы адаптироваться в новом обществе. Да и нужно ли это, если в любом случае придется ломать себя. Хотелось бы видеть новые работы и у Холмер, и у замечательной Роялти Хайтауэр, но пока у нас есть только это. И жаль, сейчас очень мало девочек так хорошо снимают про девочек.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Монтевидео: божественное видение» (Montevideo, Bog te video, 2010)

Режиссёр: Драган Бьелогрлич

В ролях: Милош Бикович, Петар Стругар, Нина Янкович, Данина Йефтич, Войин Четкович, Виктор Савич, Никола Джурицко, Небойша Илич, Милутин Караджич

О чём: талантливого парня Александара «Тирке» Тирнанича примечают на улице — и чудом приглашают в белградский футбольный клуб «БСК» на просмотр. На дворе 1930 год, футбол уже любимое развлечение — но всё еще не большой бизнес; югославская федерация футбола думает, как бы раздобыть денег на поездку на первый чемпионат мира в Уругвай, футболисты же — мальчишки, у которых наконец началась настоящая жизнь.

Спорт: футбол! Популярный настолько, что в бедняцком районе, откуда родом главный герой, во время игр с его участием замирает жизнь — либо потому, что все ушли на стадион, либо потому, что все слушают первые радиотрансляции. Настолько, что одна из самых сильных сцен фильма (конечно, не лишенная политической окраски) — то, как весь стадион поет сербский гимн, благодаря футболистов за игру.

Почему: история футбола оказалась весьма популярной темой — да и фильм этому способствовал; в результате вышел еще трехсезонный сериал и продолжение в кино (о том, как команда — спойлер! — все-таки добралась до Уругвая). Оба фильма были выставлены от Сербии как кандидаты на включение в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на церемонию вручения «Оскаров»; увы, до шортлиста оба не добрались. Зато на ММКФ фильм получил приз зрительских симпатий — и совершенно заслуженно.

«Крутые виражи» (Cool Runnings, 1993)

Режиссёр: Джон Тёртлтауб

В ролях: Леон, Даг Э. Даг, Роул Д. Льюис, Малик Йоба, Джон Кэнди

О чём: об участии в Олимпиаде в Калгари в 1988 году команды по бобслею с Ямайки. Звучит, как анекдот — но фильм, как мы прекрасно знаем, основан на реальных событиях — о том, как бывший олимпийский чемпион из США взялся тренировать бобслейную сборную из парней, которые и снега-то никогда не видели.

Спорт: один из самых опасных зимних видов спорта — дикая скорость, резкие повороты, если не дай бог травма, как поясняет тренер на первой встрече с кандидатами в команду — «размажет в кашу». И четверо отчаянных парней с Ямайки, которые как в омут с головой ныряют в эту авантюру, в фильме проходят весь традиционный путь спортсменов в очень ускоренном режиме: от решения ехать на Олимпиаду до собственно Олимпиады проходит меньше трех месяцев.

Почему: традиционный сюжет, когда гораздо интереснее болеть за новичка или за команду, от которой никто вообще ничего не ожидает, не мог не пройти мимо кинематографистов. А тут еще забавные герои, которых и видеть-то в бобе смешно, не говоря уж о том, чтобы от них чего-то ожидать — и выступающие достойно в итоге (не так чтобы это спойлер — бобслейная двойка с Ямайки выступала и на Олимпиаде в Сочи, скажем).

Можно, конечно, посмотреть на это опять как на историю о принятии иных, на которую так богат этот оскаровский сезон — но не стоит забывать и о том, что это история о подлинно олимпийском духе, когда все — вместе, и неважно, кто ты и откуда.

Это одна из последних ролей Джона Кэнди — и тут он очень хорош. Впрочем, где он не хорош?

«Режущее лезвие» (The Сutting Edge, 1992)

Режиссёр: Пол М. Глейзер

В ролях: Мойра Келли, Д. Б. Суини, Терри О'Куинн

О чём: Она — фигуристка с непростым характером, с которой ни один партнер сработаться не может; он — бывший капитан олимпийской сборной США, получивший травму головы и более не пригодных для хоккея (и потому потерявший возможность продолжить карьеру в НХЛ). Она — богатая и избалованная, он — из простой семьи, но за словом в карман не лезет; когда появляется безумная идея подготовить из них пару для Олимпиады-1992, всем эта идея кажется безумной — и прежде всего им самим.

Спорт: фигуристка и хоккеист, невозможная пара на льду… кажется, мы догадываемся, откуда частично позаимствован сюжет будущего отечественного блокбастера «Лёд».

Почему: милейшее кино родом из начала 90-х, со всеми плюсами и минусами своего времени, к тому же снятое с очень небольшим бюджетом, так что сразу понятно, где на экране актеры, а где их подменяют профессиональные фигуристы. Но главные герои милы до невозможности, и, даже совершенно точно зная, чем фильм закончится — смотришь его в н-ный раз с огромным удовольствием.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Последний бойскаут» (The Last Boy Scout, 1991)

Режиссёр: Тони Скотт

В ролях: Брюс Уиллис, Дэймон Уайанс, Челси Филд, Ноубл Уиллингэм, Тейлор Негрон, Даниэль Харрис, Холли Берри

О чём: После того, как Джо Хэлленбека (Брюс Уиллис) выгнали из Секретной службы США, он занялся частным сыском, но постоянным занятием, приносящим достаточным доход, его сделать так и не получилось. Неудачи его преследуют не только в работе, но и в семейной жизни. Лучший друг, которого он застукал со своей женой, передаёт Джо заказ на услуги телохранителя для стриптизёрши Кори (Холли Берри). Джо соглашается, но не успевает помочь ей, и она гибнет из-за нападения наёмных убийц. Вместе с её бойфрендом Джимми Диксом (Дэймон Уайанс) Джо погружается в расследование убийства девушки и нападает на след могущественной преступной группировки, зарабатывающей на спортивных ставках, с которой вступает в противоборство.

Спорт: Вещи не всегда такие, какими кажутся. Порой то, что кажется зрителям на трибунах спортивным состязанием любимых команд и спортсменов — лишь ширма для махинаций мошенников и преступников, орудующих большими деньгами в большом спорте.

Почему: Очевидно, что «Последний бойскаут» — не является классическим фильмом о спорте — оба главных героя, чувствуя в партнёре родственную душу циничного романтика, хоть и пытаются вернуться в большую игру, кто-то из них в большей степени, кто-то в меньшей, вместо спортивной драмы развивают драму психологическую. И пусть Брюс Уиллис в фильме привычно играет Брюса Уиллиса, его обаяние, искромётное остроумие и харизма, дополненные органичным участием Дэймона Уайанса, давно и надолго закрепили «Последнего бойскаута» в сердцах и памяти преданных любителей жанра классического ироничного боевика.

«Человек, который изменил всё» (Moneyball, 2011)

Режиссёр: Беннетт Миллер

В ролях: Брэд Питт, Джона Хилл, Филип Сеймур Хоффман, Крис Пратт, Стефен Бишоп, Кэррис Дорси, Робин Райт

О чём: Фильм рассказывает о том, как менеджер бейсбольной команды Oakland Athletics, Билли Бин (Брэд Питт), после проигрыша в сезоне 2001 года вынужден искать замену игрокам, покинувшим его команду, среди менее удачливых и талантливых бейсболистов. Он знакомится с Питером Брендом (Джона Хилл) — юным выпускником-экономистом Йельского университета, который предлагает принципиально новую схему набора игроков в команду. Его система строится на математических расчётах полезности игроков исходя из показателей их личной статистики. Бин пробует воплотить теорию Бренда несмотря на ожесточённое сопротивление всего его окружения: менеджеров команды, владельцев и даже тренера. Однако в итоге набранная таким образом команда одерживает двадцать блистательных побед одну за другой, устанавливая рекорд серии и подтверждая, что система Бренда работает.

Спорт: история про талантливую и необычную работу с людьми и командой, без которой не только в спорте, а практически нигде успехов не добиться.

Почему: согласно легенде, когда к автору первоисточника Майклу Льюису пришли продюсеры, чтобы приобрести права на экранизацию, Льюис подумал, что они ненормальные. Настолько неожиданной казалась экранизация книги про статистические методы подбора игроков. При всём при этом на такой скудной тематической почве благодаря усилиям талантливой команды создателей, среди которых и режиссёр Беннетт Миллер, и сценарист Аарон Соркин, родился воодушевляющий фильм, который ярко и образно настраивает зрителя на, казалось бы, очевидную идею — чтобы добиться успеха, порой следует применять выходящие из ряда вон нетрадиционные и непопулярные у большинства методы.