Синемафия посмотрела: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

5 февраля 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

В российский прокат продолжают выходить фавориты предстоящего «Оскара», а авторы Синемафии разбираются, почему именно эти картины претендуют на заветные статуэтки. Сегодня на очереди — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны.

Юлия Данилина

После затяжного творческого кризиса, вылившегося в не совсем удачные (уж извините) «Семь психопатов», Мартин МакДона резко подобрел. Кроме того, он резко поверил в людей, высшую справедливость и (внезапно) более-менее в полицию, что и вылилось по итогу в данное произведение. Нельзя сказать, что это лучший или худший его фильм, он просто другой, более грустный и драматический, и без откровенного наглого стеба. Если изначально принять как данность то, что это типичный МакДона, но при этом внезапно переставший быть социопатом, то к развитию сюжета никаких вопросов не будет. Если не принять, или заранее к этом не подготовиться, то тут да, тут получится легкая несостыковка.

В остальном тут есть все то, за что МакДону привыкли любить. Хорошие актеры, отличный сценарий, где каждому есть что поиграть, классная режиссура, музыка и операторская работа. МакДорманд, Рокуэлл, да и Харрельсон выступают в своих привычных амплуа, но они классные, почему нет. Здесь это можно сказать практически обо всех, даже о Кларке Питерсе, зашедшем на пять минут в своей коронной роли из «Прослушки», но он в ней хорош настолько, что критиковать за это никого не хочется. Хотелось бы, чтобы через месяц именно этот фильм Киноакадемия признала лучшим. Он безусловно попал в тренд этого сезона, но, как мне кажется, МакДона смотрит на всю эту женскую борьбу за справедливость не без иронии. А добьется ли Милдред своего в итоге, и, что самое главное, нужно ли это — тот еще вопрос.

Максим Поспелков

Есть стойкое убеждение, что многие, кто уже посмотрел «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» согласятся с заслуженным количеством наград, среди которых к моменту выхода на экраны кинотеатров России уже имеются приз Венецианского кинофестиваля, несколько премий «Золотой глобус» и Гильдии актёров.

Но даже если оставить за бортом фестивальную шумиху и восторженные мнения кинокритиков, можно сказать, что такой редкий и уникальный фильм как «Три билборда…» впечатлит большое число и менее искушённых зрителей.

С первых минут зрителю покажется, что ему предлагается понятная чувствительная мелодрама о противостоянии жаждущей справедливости матери и бездействующей полиции, но режиссёр Мартин МакДона очень быстро обманет ожидания сидящих в зале. И в течение почти двух часов, искусно выдерживая чувство меры, сделает это неоднократно, показав на экране и беспощадную мелодраму с мощной социальной подоплёкой, и криминальную драму, и убийственно-ироничную, жёсткую, малость слезливую, комедию. В процессе такой беспощадной смены жанров зрители вместе с персонажами на экране испытают широчайший диапазон глубоких переживаний: от обжигающей горем любви, ненависти, пропитанной жаждой справедливости, до принятия и прощения.

Какое-то время над городком Эббинг будет реять надежда на то, что всё как-то само собой или благодаря кому-то обустроится, и всё завершится счастливым финалом, но МакДона, как истинный реалист, сделает сюрприз, избавив от таких иллюзий зрителей и своих очень многогранных, непростых персонажей. В этом мире нет борьбы добра и зла или противостояния правды и лжи — у каждого своя правда. И, как выясняется, каждый по-своему искренне прав, а истина и справедливость рождаются уже не в бунте против насилия или жестокости, а против равнодушия и бездействия, хуже которых нет ничего.

Николай Балашов

«Билборды» получились очень необычным фильмом. Это не просто смешение жанров (хотя и очень достойное), а еще и кино способное удивлять. Порою повествование выкидывает такие финты, которых ты совершенно не ожидаешь. Есть определенное удовольствие в том, чтобы быть обманутым — когда ты вроде уже понял, куда идет сюжет, а он вдруг раз — и бьёт тебя по лбу. Иногда крутым поворотом, а иногда — просто взглядом одного из героев, который может сказать больше, чем полноценный монолог.

При этом, сложно сказать, сможет ли кино «взять за душу» массового зрителя. Здесь великолепный сценарий, шикарные персонажи и… Всё. Не хватает чего-то неуловимого, чтобы полноценно начать растворяться в атмосфере картины. Все идет несколько отстраненно, возможно благодаря некой искусственности мира, придуманного режиссером МакДоной. Впрочем, не в первый раз. Понятное дело, что он и не собирался создавать чистый реализм на экране, но получается, что для безбашенно закрученного триллера он чересчур серьёзен, а для большой драмы, поднимающей важные вопросы, слегка нелеп.

Зато здесь есть очень интересный персонаж в исполнении Сэма Рокуэлла. Если вам всегда было интересно — насколько многогранно можно показать одного и того же героя, продемонстрировав целый спектр отношений к нему — то вам сюда. У Сэма отлично прописанная роль, и исполнил он ее с блеском (надеюсь, «Оскар» не уплывет).

А самое удивительное пришло откуда не ждали — от персонажа Вуди Харрельсона. Здесь сложно удержаться от спойлеров, но поверьте: это самое сильное, неожиданное и, при этом, трогательное во всей картине.

Судя по всем прогнозам, именно «Билбордам» светит главный приз Киноакадемии в этом году. Но если к номинациям за сценарий и актерские работы вопросов не возникает, то в главной номинации года можно и поудивляться. Ибо чем этот фильм лучше куда более искреннего и нервного «Дюнкерка» или филигранной волшебной «Формы воды» — решительно непонятно.

Ольга Володина

Мартин МакДона — блестящий драматург, и его фильмы тоже так и просятся на сцену. Для кого-то это повод назвать его фильмы недостаточно кинематографичными — мол, кино куда сложнее, не стоит его сводить к актерам и сюжету, как театр (хотя, конечно, театр тоже не сводится к пьесе и актерской игре); но это, конечно, абсолютно не так. МакДона в своих фильмах создает близкое к реальному пространство, в которое добавлен небольшой градус абсурда — ровно настолько, чтобы получить наиболее искренние реакции человека, которые только в критических ситуациях и возможны. И раскрашивает этот мир такими же режиссерскими приемами — тут речь и о контрасте происходящего на экране со звуковым рядом (особенно в наушниках Джейсона Диксона), и работе с камерой Бена Дэвиса, создающего особую цветовую гамму фильма.

Мои коллеги достаточно похвалили исполнителей главных ролей — хотя, конечно, для МакДорманд и Рокуэлла всех восторженных слов мало, настолько они отчаянно хороши. И если про МакДорманд мы уже много лет знаем, что она великая, то очень приятно наконец-то видеть признание Сэма Рокуэлла. Дай бог (и Киноакадемия) им «Оскар» обоим.

Но второй и третий план фильма рисует действительно объемную картину, когда живыми оказываются даже персонажи, появляющиеся на пару сцен. Чудный Лукас Ходжес, которому, кажется, второй год подряд удается сыграть в лучшем фильме года о потере (после прошлогоднего «Манчестера у моря»). Дивный Калеб Лэндри Джонс, персонаж которого оказывается между молотом и наковальней — и остается при этом человеком. Эбби Корниш в роли жены начальника полиции. Джон Хоукс, которого мы видим всего в паре сцен — и все про него при этом понятно.
И, наконец, Пенелопа, «девица из зоопарка» с широко распахнутыми глазами — которая проговаривает главную идею фильма, сама ее не понимая.

А главные герои наоборот — ничего не проговаривают, но все понимают. Как и зрители — которые себя представить на месте героев могут вполне, настолько трагичные и одновременно с тем обыденные вещи там представлены.

Максим Девяткин

Выяснилось, что «Три билборда» начинают играть со зрителем аж с трейлера, прикидываясь этакой детективной историей с фирменным беспределом МакДоны и элементами чёрной комедии. Но фильм обманет зрителя не раз.

Начиная с довольно мрачной завязки, отсылающей к «Настоящему детективу» (сюжет, Вуди Харрельсон в полицейской форме, в роли того же Марти Харта, но дослужившегося до шерифа), фильм чередой драматургических трансформаций превращается в притчу о… прощении. И тут можно выпасть в осадок — Мартин МакДона, автор «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов» снял чуть ли не самое толерантное, гуманистическое, можно даже сказать библейское кино года?

Рокуэлл и МакДорманд — это восторг, может, «Оскара» за лучший фильм «Три билборда» не вытянет, но вот за воплощение героев на экране актёрские награды не должны пройти стороной. Вуди, учитывая, что роль в его стиле, вытащил на себе чуть ли не роль сюжетного Иисуса Христа, так как именно его герой переворачивает всё с ног на голову в нужный момент, превращая «Три билборда» в притчу от МакДоны.

Персонажи явно больше интересовали Мартина, чем сюжет, и это видно — есть ружья, которые так и не выстреливают. Но каждый герой прорисован с усердием, каждому в уста вложены правильные слова, и вообще диалоги провинциальных людей в воображении МакДоны — это сказка, а матершину в исполнении его героев можно слушать хоть целый день.

Наш вердикт: