Кинорулетка: Вестерн

16 февраля 2018

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

C нового года мы взяли новый принцип формирования еженедельной рулетки — мы берем тему из одной из четверговых премьер. Сегодняшний выпуск связан с релизом ленты «Недруги» — вестерна Скотта Купера; так что слово недели — ВЕСТЕРН.

Мы постарались найти самые интересные фильмы из жанра, которые хотели бы порекомендовать вам — это не всегда абсолютная классика, но всегда — что-то, что очень нравится авторам.

Только одно правило — фильмы, которые мы рекомендуем, вышли не позднее 2015 года.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«За пригоршню долларов» (A Fistful of Dollars, 1964)

Режиссёр: Серджио Леоне

В ролях: Клинт Иствуд, Джан Мария Волонте, Марианна Кох

О чём: небольшой городок раздирают на части две банды, пока онажды не появляется Человек без имени, стрелок, который стреляет без промаха.

Вестерн: мы говорим вестерн, подразумеваем — Клинт Иствуд, мы говорим Клинт Иствуд, подразумеваем — вестерн. Сложно найти более яркий символ этого жанра, «долларовая трилогия» Серджио Леоне стала настоящим каноном, а Человек без имени Клинта Иствуда и по сей день персонаж вестернов № 1.

Почему: «За пригоршню долларов» — это первый фильм символической трилогии (сюжет и персонажи картин никак не связаны между собой), созданной Леоне.

Шестидесятые не лучшее время для вестернов, а тут ещё и режиссёр-итальянец, съёмки в Италии, никому не известный актёр, а вдобавок и не беспочвенные обвинения в плагиате на «Телохранителя» Куросавы. Как бы там ни было, итогом довольны все: Иствуд стал суперзвездой, Леоне снял нетленку, зрители смотрят фильм до сих пор, а Куросава отсудил свой процент от сборов.

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969)

Режиссёр: Джордж Рой Хилл

В ролях: Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Кэтрин Росс

О чём: Бутч и Сандэнс не разлей вода — грабят и кутят, кутят и грабят, уходя от правосудия. Но всё меняется, когда после очередного налёта на их след вышла спец. группа, призванная покончить с этой парочкой и их бандой. Анализируя происходящее, Бутч предлагает компаньону уехать в Боливию, прихватив с собой их подругу.

Вестерн: Дикий Запад полон историй и легенд. Многие перебирались туда в поисках лучшей жизни, надеясь на лучшее. Многие становились бандитами и наёмниками, благодаря которым жанр вестерн отчасти и существует. Буч и Сандэнс олицетворяют тот неунывающий дух авантюризма, из-за которого люди и смотрят подобное кино.

Почему: во-первых кинофестиваль «Сандэнс» назван в честь понятно кого. Роберт Редфорд после фильма стал весьма успешным актёром, но самое лучшее, что сделал этот талантливый человек — создал один из самых крутых фестивалей, за что спасибо ему и его герою.

Во-вторых, лепётывающие от закона Редфорд и Ньюман — безумно обаятельная парочка, уже поэтому фильм можно не раз пересмотреть. Их герои даже женщину одну на двоих делят, настолько всё серьёзно в их дружеских отношениях. К слову, в фильме же недвусмысленные намёки на «шведскую семью», столь современные сейчас и смелые в 1969.


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Ранго» (Rango, 2011)

Режиссёр: Гор Вербински

Роли озвучивали (в оригинале): Джонни Депп, Айла Фишер, Эбигейл Бреслин, Альфред Молина, Билл Найи, Гарри Дин Стэнтон, Тимоти Олифант, Рэй Уинстон, Джил Бирмингем

О чём: ручной хамелеон, которому совершенно неведома жизнь за пределами своего аквариума, по случайному стечению обстоятельств оказывается посреди пустыни Мохаве. Череда встреч с обитателями пустыни приводит его в городок Грязь, где у хамелеона появляется возможность с новой стороны показать свои актерские способности, годами оттачиваемые в тесном аквариуме. Назвавшись Ранго, герой объявляет себя борцом за справедливость и вскоре становится шерифом. Вот только актерская игра — это одно, а по-настоящему противостоять коварным злодеям — совсем другое.

Вестерн: мультфильм сам по себе получился самым настоящим анимированным спагетти-вестерном, но при этом в «Ранго» еще и не постеснялись чуть ли не покадрово воссоздать сцены из культовых представителей жанра, среди которых «Однажды на Диком Западе», «Быстрый и мертвый» и даже долларовая трилогия Серджио Леоне.

Почему: единственный анимационный проект Гора Вербински — это очень удачная и тонкая пародия, причем не только на вестерны, но и на многие другие узнаваемые фильмы. Вышло смешно, иронично, красиво и впечатляюще.

Примечательно, что сначала актеры озвучки буквально отыгрывали все сцены, и уже только потом по отснятому материалу шла рисовка, благодаря чему происходящее в мультфильме выглядит очень естественно и натуралистично. Плюс у фильма бесподобный саундтрек от мастера Ханса Циммера. В общем, «Оскар» за лучший анимационный фильм «Ранго» получил очень даже заслужено.

«Бандитки» (Bandidas, 2006)

Режиссёры: Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг

В ролях: Пенелопа Крус, Сальма Хайек, Стив Зан, Дуайт Йоакам, Сэм Шепард

О чём: крестьянка Мария Альварес и аристократка Сара Сандовал могли бы никогда не познакомиться, если бы обе не потеряли отцов по вине американского бизнесмена Джексона. Девушки независимо друг от друга принимают решение ограбить банк, контроль над которым захватил Джексон, и встреча в момент ограбления многое меняет в судьбах юных бандиток. Вместе они восстают против захватившего власть злодея, в надежде восстановить справедливость и вернуть мир в родные земли Мексики.

Вестерн: хоть местом действия является Мексика, все присущие вестерну атрибуты здесь есть. Причем борцами за справедливость на сей раз выступают дамы, которые ничуть не хуже мужчин стреляют из пистолетов, грабят банки, захватывают поезда и скачут на лихих конях (все во имя добра, разумеется).

Почему: спродюсированный Люком Бессоном комедийный вестерн стоит смотреть как минимум из-за исполнительниц главных ролей, которым ну очень идут амплуа бандиток. Пенелопа и Сальма не только прекрасны внешне, но еще и талантливы, так что их экранный дуэт удался на славу. Из хорошего в фильме также увлекательный сюжет, с юмором поданные сцены ограблений, красивые локации и небанальная история становления крепкой женской дружбы.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Скачущие издалека» (Long Riders, 1980)

Режиссёр: Уолтер Хилл

В ролях: Джеймс Кич, Стейси Кич, Дэвид Кэрредин, Кит Кэррэдин, Роберт Кэрредин, Деннис Куэйд, Рэнди Куэйд

О чём: О веселых деньках братьев Джеймсов и том, как им не повезло связаться с братьями Фордами.

Вестерн: Успешный режиссер классических боевиков Уолтер Хилл и к вестерну отнесся как жанру сугубо развлекательному. Здесь нет размышлений о сущности бытия, христианских аллегорий и прочей трагичности, только перестрелки, погони, эффектные драки, прерии и настоящие мужчины.

Почему: Развлекательная часть здесь действительно на высоте — погони хороши, драки эффектны, история захватывающая, и ругать здесь ни за что не хочется. Особый шарм придает то, что основные роли исполняют представители знаменитых актерских династий, из которых наиболее известны Кэррадайны, чуть менее Куэйды и еще чуть менее Кичи. Все они играют братьев, так что химия совершенно неподдельная. Вместе они почти не работали, несмотря на то, что очень известны по отдельности, так что здесь очень редкий случай, когда всех их можно увидеть в одном кадре. Хотя Куэйдов все же снимали раздельно.

«Обход Мика» (Meek’s Cutoff, 2010)

Режиссёр: Келли Райхардт

В ролях: Мишель Уильямс, Брюс Гринвуд, Уилл Пэттон, Зои Казан, Пол Дано

О чём: Обоз с переселенцами отбивается от общего потока. Проводник соглашается провести его по Орегонской тропе, и легкой эта дорога не будет.

Вестерн: Фильм Райхардт классическим представителем жанра назвать сложно — слишком уж много долгих пауз, пустынных пейзажей и прочего символизма. При этом, учитывая, что режиссер снова сдвигает акцент на женщин и их место в жестоком мужском мире, это не только анти-вестерн, но и феминистический анти-вестерн. Это в жанре совсем редкая птица.

Почему: Во-первых, феминистический анти-вестерн, как сказано выше, явление слишком редкое, чтобы не обращать на него внимание. Во-вторых, он весьма атмосферен, очень красиво снят, и актеры в нем заняты очень хорошие (включая, очередной раз, любимицу Райхардт Мишель Уильямс). Если попадает под настроение, так и просто не оторваться. Квентин Тарантино данный фильм шибко не любит, включал его в список худших в году, и понять его в чем-то можно, но я с ним не соглашусь. Как минимум он хороший, как максимум — практически шедевр. Все зависит от того, насколько вам близок стиль Келли Райхардт.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Сверкающие седла» (Blazing Saddles, 1974)

Режиссёр: Мел Брукс

В ролях: Кливон Литтл, Джин Уайлдер, Харви Корман, Мел Брукс, Мэдлин Кан

О чём: о том, как в одном городке на Диком Западе появился новый шериф — к ужасу всех окружающих, чёрный, — и что из этого вышло.

Вестерн: комедиограф Мел Брукс с каждым новым фильмом занимался деконструкцией того или иного жанра — вот с «Седлами» дело дошло до классического вестерна. В наличии все тропы и штампы жанра, от знойной красотки на сцене салуна до одиночки, становящегося шерифом, но каждый жанровый элемент приправлен здоровой (или совсем нездоровой, если вы опасаетесь смерти от смеха) долей иронии.

Почему: «Седла» недаром занимают почетное место в списке лучших комедий XX века — у них к тому же очень счастливая судьба сложилась. Десятый фильм в истории, собравший больше 100 миллионов в прокате (и заметим, это в 1974 году — билеты тогда были дешевле); несколько номинаций на «Оскар» — в том числе за лучшую роль второго плана для Мэдлин Кан, чем блестящий номер вы можете увидеть выше; наконец, почти полное признание критиков — пусть и поначалу некоторые пеняли Бруксу за «приземленность» его юмора.

«Быстрый и мёртвый» (The Quick and the Dead, 1995)

Режиссёр: Сэм Рэйми

В ролях: Шэрон Стоун, Джин Хэкмен, Леонардо ди Каприо, Расселл Кроу

О чём: в насквозь прогнивший городок приезжает таинственная всадница — с местью в сердце и рукой на кольте.

Вестерн: в 90-х годах намечался определенный подъем жанра — вслед за «оскаровской» удачей «Непрощенного» Клинта Иствуда вышло несколько картин, которые относились к вестерну куда более классически. Тут был и «Тумбстуон» с «Уайаттом Эрпом», рассказывающие об одной и той же легенде Дикого Запада, и женская версия традиционной истории об одиноком ковбое — «Быстрый и мёртвый». Фильм Рэйми совершенно беззастенчиво смешивает традиционные приемы вестерна и библейские аллюзии — от названия городка (Воздаяние — Redemption) и имени главного злодея (Ирод) до собственно названия картины, позаимствованного из Библии.

Почему: женщина в главной роли в вестерне — нетрадиционный для жанра ход; обычно девочкам в лучшем случае достается образ девицы в беде, которую главный герой должен спасать. Но Стоун — кстати, со-продюсер фильма, — доказывает, что даже в классических схемах есть место изменениям.

Это первый американский фильм Расселла Кроу — и, если бы не Шэрон Стоун, возможно, мы бы и не знали его за пределами австралийских фильмов: именно актрисе пришло в голову предложить ему главную мужскую роль (спасибо тебе, Шэрон!).

Выбор Леонардо ди Каприо на роль юного стрелка тоже не очень понравился студии — и в итоге его гонорар заплатила из своего кармана со-продюсер картины Стоун (спасибо тебе, Шэрон!).

«Правосудие» (Justified, 2010−2015)

В ролях: Тимоти Олифант, Уолтон Гоггинс, Джоэль Картер, Тим Гаттерсон

О чём: помощник федерального маршала Рэйлан Гивенс после нетрадиционного подхода к решению рабочих проблем возвращается в свой родной Кентукки, и работа приводит его на малую родину — в городок Харлан. А там — двадцатилетней давности проблемы, от которых он когда-то сбежал: и отец-преступник, и влюбленная в него со школы первая красотка в городе, и когда-то лучший друг, нынче находящийся по другую cторону закона.

Вестерн: единственным примером современного вестерна в нашей подборке оказался сериал — и, в общем, недаром, потому что такого набора совершенно классических для вестерна ходов в XXI веке еще поискать. И дело даже не в том, что главный герой носит ковбойскую шляпу и стреляет от бедра; дело в том, что в Харлане время слово бы остановилось, и к совеременные проблемы с наркотиками просто наслоились на ту же жизнь, которая была в городке 150 лет назад.

Почему: шесть сезонов сериала рассказывают законченную и очень классическую историю, причем смотреть стоит не только ради сюжета — но и ради блестящих исполнителей главных и не только ролей. У сериала две статуэтки «Эмми» за актерские работы — и это, конечно, несправедливо, потому что их должно быть раз в десять больше. Таких колоритных и при этом многоплановых персонажей даже на современном тв еще поискать. Герои Элмора Леонарда обрели в сериале вторую жизнь: скажем, Бойд Краудер вообще внезапно выжил, хотя должен был — спойлер! — умереть в первой серии, а он стал главным антагонистом сериала на все сезоны (и что бы мы без него делали).


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Мэверик» (Maverick, 1994)

Режиссёр: Ричард Доннер

В ролях: Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Джеймс Гарнер, Грэм Грин, Альфред Молина, Джеймс Коберн

О чём: профессиональный игрок в покер Брэт Мэверик (Мэл Гибсон) собирается участвовать в карточном турнире с беспрецедентным по размеру призовым фондом, но чтобы внести взнос в 25 тысяч долларов, ему нужно вернуть 3 тысячи, которые он одолжил своим знакомым: банкиру небольшого банка и вождю индейского племени. Те в свою очередь говорят, что у них денег и отдать долг они сейчас не могут. Кроме того, Мэверику всю дорогу мешает бандит по кличке Ангел (Альфред Молина). Но благодаря находчивости, смекалке, ковбойскому великодушию и хитрости, а также знакомству с обворожительной воровкой Аннабель Брэнсфорд (Джоди Фостер) и суровым шерифом Зейном Купером (Джеймс Гарнер) Мэверик всё же умудряется вовремя добраться до парохода, на котором проходит турнир, и принять участие в игре, о которой мечтал всю свою сознательную жизнь.

Вестерн: «Мэверик» — лёгкая, очень динамичная история, пропитанная искромётным юмором, о том, что деньги делают с людьми. При этом фильм вобрал в себя, наверное, всё самое задорное, что случалось в вестернах, включая и некоторые типичные клише: несущийся на полной скорости дилижанс, размалёванных индейцев, погони в прериях и т. д.

Почему: можно сказать, что Ричард Доннер, использовав при создании фильма отдельных персонажей и сюжетные ходы из одноимённого сериала рубежа шестидесятых годов, реабилитировал старый классический вестерн, найдя для «Мэверика» ироничное и несколько осовремененное прочтение жизни, которая бурлила в те времена на Диком Западе. Во многом это определило успех картины. А замечательное и гармоничное актёрское трио Гибсона, Фостер и Гарнера сделало этот успех безапелляционным.

Внимательный же зритель, кроме того, в мимолётном кадре получит возможность вновь увидеть на несколько секунд обоих героев «Смертельного оружия».