Кинорулетка: Путешествия по времени

23 февраля 2018

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

C нового года мы взяли новый принцип формирования еженедельной рулетки — мы берем тему из одной из четверговых премьер. Сегодняшний выпуск связан с релизом отечественного «Руббежа» — офисный планктон попадает на фронт Великой Отечественной — и потому мы никак не могли пройти мимо такой интересной темы, как ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ, и бросились вам советовать посмотреть самые интересные/любимые фильмы по этой теме.

Только одно правило — фильмы, которые мы рекомендуем, вышли не позднее 2015 года.

Поехали!


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Безопасность не гарантируется» (Safety Not Guaranteed, 2012)

Режиссёр: Колин Треворроу

В ролях: Обри Плаза, Марк Дюпласс, Джейк Джонсон, Каран Сони, Кристен Белл

О чём: Когда в газете появляется загадочное объявление о поиске напарника для планируемого путешествия во времени, пронырливый журналист, принимая автора за психа, решает написать о нем статью. Вместе с ним в глубинку отправляются двое стажеров…

Путешествие во времени: Именно в подобное путешествие приглашает один из главных героев картины.

Почему: Несмотря на заявленное в аннотации путешествие сквозь года, по сути, это не столько фантастика, сколько фильм о людях со странностями. О персонажах, которые не вписываются в окружающую действительность, не желая жить в рамках навязанных обществом, вследствие чего они искренне не понимают упорядоченный образ жизни, а окружающие, тем временем, считают их чудаками. Дариус (в исполнении чудесной Обри Плаза) — один из стажеров газеты — именно такая девушка, слегка «не от мира сего». Но когда она встречает того самого путешественника во времени по имени Кеннет (Марк Дюпласс), ей начинает казаться, что проблема взаимопонимания с окружающим миром возможно не в ней, а как раз в мире. Во всяком случае, смотря с какой стороны посмотреть. Так и получается, что «Безопасность не гарантируется» — это слегка абсурдный фильм про чудаков, без которых в нашей жизни было бы просто скучно. Но кто, при этом, сказал, что путешествий во времени не будет?

А еще нельзя забывать о том, что этот скромный сандэнсовский хит резко поднял карьеру режиссера Треворроу вверх — и сразу до уровня постановки продолжения знаменитой франшизы о динозаврах Юрского периода! Согласитесь — абы какой фильм такого впечатления на больших голливудских боссов не произвел бы.

«Люди Икс: Дни минувшего будущего» (X-Men: Days of Future Past, 2014)

Режиссёр: Брайан Сингер

В ролях: Хью Джекман, Джеймс Макэвой, Патрик Стюарт, Николас Холт, Дженнифер Лоуренс, Майкл Фассбендер, Питер Динклэйдж

О чём: На этот раз Росомахе предстоит отправиться в прошлое, чтобы предотвратить один инцидент с участием Мистик, от которого, как окажется, будет зависеть будущее всего мира…

Путешествие во времени: мутант Китти Прайд открывает в себе способность перемещать разум во времени, что и становится отправной точкой для дальнейших событий.

Почему: Фильмы про Людей Икс появились на киноэкранах раньше чем франшиза про Мстителей. И хотя команда под управлением одноглазого Ника Фьюри затем довольно быстро обогнала мутантов по популярности, тем не менее, у Росомахи и компании все еще есть масса поклонников по всему миру. На самом деле именно «Людей Икс» можно назвать более интересной и гибкой франшизой, т.к. фильмы о них порою снимаются в разных жанрах и почти всегда выглядят несколько мрачнее чем картины об их «коллегах». Можно вспомнить и великолепную вторую часть, и задорный ретро-комикс Мэтью Вона про «Первый класс», и настоящую драму «Логан», а следующий фильм — «Новые мутанты» — ожидается чуть ли не хоррором! Все это разнообразие доказывает одно: хоронить франшизу точно рано (и это мы еще не упомянули самого болтливого наемника).

«Дни минувшего будущего» снял Брайан Сингер, автор самой первой адаптации комикса для киноэкранов. Именно он смог показать всему миру команду суперлюдей-изгоев (в отличие, опять же, от Мстителей) и поднял казалось бы развлекательным фильмом довольно важный вопрос о толерантности и равенстве в нашем обществе. И в новом фильме 2014-го года ему определенно удалось поддержать планку зрительского интереса, не только пригласив целую когорту замечательных актеров даже на эпизодические роли (чего стоит один лишь Омар Си в роли Бишопа), но и внятно рассказав довольно непростую историю, не скатившись в откровенный фарс. Так что перед нами еще один достойный образчик супергеройского кино, на котором можно не только пожевать попкорна, но и вполне себе напрячь мозги, что безусловно приятно.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Невероятные приключения Билла и Теда» (Bill and Ted’s Excellent Adventure, 1989)

Режиссёр: Стивен Херек

В ролях: Киану Ривз, Алекс Уинтер, Джордж Карлин

О чём: Раздолбаям Биллу и Теду для полного счастья нужны только Эдди Ван Хален и офигительный видос, но реальность диктует свои условия. Прямо сейчас им нужно написать доклад по истории, про который они успешно забыли, и осталась у них только одна ночь. Помогут им, как не странно, не книги, а мутный чел в телефонной будке.

Путешествия во времени: В телефонной будке они могут переместиться в любой временной период, и прихватить оттуда кого хотят. Таким образом, и над докладом париться не придется — Бетховен, Наполеон, Линкольн и Билли Кид сами все расскажут.

Почему: В 1980-е фильмы о путешествиях во времени плотно ассоциировались с «Назад в будущее», и это, конечно, справедливо, но о «Приключениях Билла и Теда» на фоне фильма Земекиса принято забывать. Хотя у него тоже был (да и остается) определенный культ, сиквел в начале 1990-х и мультсериал. Сиквел и мультфильм, как зачастую бывает, были хуже, но именно первый фильм очень хорош, и сам по себе, и из ностальгических соображений. Раздолбайство здесь еще не перешло в придурковатость, шутки действительно очень смешные, атмосфера комедий 1980-х работает безотказно, Бетховен играет на синтезаторе, Линкольн дает показания в полиции, молодой Киану Ривз (с уже несколькими подростковыми драмами в активе) бегает в футболке с Эдди Ван Халеном, и ничего, кроме позитива, все это не излучает. Причем многочисленные пересмотры его не портят, что тоже очень важно. Ривз впоследствии не единожды жалел, что подписался на такое, а вот Алекс Уинтер недавно заявил, что именно участие в проекте помогло ему побороть депрессию и наркотическую зависимость, и занять здесь хочется именно его сторону. Таких легких и смешных молодежных комедий, работающих не только для своей аудитории, сейчас уже практически нет.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Бойфренд из будущего» (About time, 2013)

Режиссёр: Ричард Кёртис

В ролях: Донал Глисон, Рэйчел МакАдамс, Билл Найи, Том Холландер, Марго Робби

О чём: молодой парень Тим узнаёт от отца об удивительной черте своего рода — мужчины в их семье могут путешествовать во времени и влиять на события собственной жизни, стоит лишь захотеть и представить нужный момент.

Путешествие во времени: необычный дар помогает Тиму устроить личную жизнь, ведь со способностью «перемотать» свидание всё стало немного проще. Но подобный дар способен запутать, если обращаться к нему по поводу и без.

Почему: Ричард Кёртис, снявший «Реальную любовь», рассказал простенькую историю о парне, способном вернуться назад в любой момент своей жизни, столкнувшимся с трудностями, но при этом сделавшем правильные выводы из своих приключений. Очень ценно, когда фантазия о путешествии во времени способна не только развлечь, но ещё и дать пищу для размышлений.

В главных ролях Донал Глисон, последние годы блистающий везде, где только можно и нельзя, и умница-красавица Рэйчел МакАдамс, которая может похвастать ещё одной ролью в фильме «на тему» — «Жена путешественника во времени».

«Чёрный рыцарь» (Black Knight, 2001)

Режиссёр: Джил Джангер

В ролях: Мартин Лоуренс, Марша Томасон, Том, Уилкинсон, Винсент Риган

О чём: лоботряс Джамал работает в тематическом парке, куда дети приходят посмотреть на Средневековье. Однажды он падает в ров с водой и переносится во вполне реальные времена короля Артура.

Путешествие во времени: очнувшись в чуждой атмосфере, Джамал не теряется: его принимают за посла из-за яркой одежды, представляется он сэром Скайуокером и даже затевает интрижку с дочерью короля. Правитель — тиран и деспот, естественно, и свергнуть его местным бунтовщикам поможет Джамал, его кроссовки и легенда о Чёрном рыцаре (и это не тот самый рыцарь из Мотни Пайтон, нет).

Почему: бенефис Мартина Лоуренса со всеми вытекающими последствиями.

Комик поймал кураж в средневековой Англии, взяв пример с Вупи Голдберг в «Рыцаре Камелота». Хоть сюжет картин во многом и схож, героиня Голдберг всё же весьма умная женщина, способная выжить в суровом мире рыцарей, замков и прекрасных дам. Джамал же обычный работяга, который вряд ли сможет привнести что-то полезное, переместившись назад во времени, кроме обаяния и юмора Мартина Лоуренса, тем интереснее наблюдать за его приключениями.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Патруль времени» (Predestination, 2013)

Режиссёры: Майкл Спириг, Питер Спириг

В ролях: Итан Хоук, Сара Снук, Ноа Тейлор, Кристофер Кирби, Кристофер Соммерс

О чём: существует мнение, что хорошее кино спойлером не испортить, но даже не смотря на это, рассказывать, о чём фильм братьев Спириг, не очень хочется — чтобы не портить удовольствие от распутывания блестяще завёрнутого клубка сюжетных поворотов. Если коротко, то начинается история в баре, куда не в лучшем настроении приходит потрёпанный неудавшейся и безнадёжной жизнью Джон (Сара Снук). Бармен (Итан Хоук) завязывает с ним разговор, и чуть позже двое мужчин спорят на бутылку скотча, что один из них расскажет самую невероятную историю, которую второму доводилось слышать. Джон спокойно начинает свою историю словами: «Когда я был маленькой девочкой». Выслушав эту историю, бармен предлагает Джону отправиться в прошлое и воздать по заслугам виновнику всех несчастий, которые с ним приключились. Так получает начало вербовка нового агента времени, призвание которого — предотвращать преступления до того, как они случились.

Путешествия во времени: парадокс предопределения, пожалуй, один из ключевых моментов, который присутствует в фильмах о перемещениях во времени. В случае с фильмом «Патруль времени» он даже вынесен в оригинальное название — «Предопределение», но российские прокатчики по какой-то причине решили переиграть название фильма, вероятно, попытавшись сыграв на памяти отечественных зрителей об одноимённом фильме с Жан-Клод Ван Даммом в главной роли.

Почему: в отличие от упомянутого фантастического боевика, снятого в 1994 году, фильм братьев Спириг вовсе не фантастический боевик во времени, а не менее крутой детектив, который получил очень талантливое воплощение на экране. И это при том, что он имеет достаточно скромные спецэффекты и большое количество сцен снятых в интерьерах, характерных 1960-ым годам. Стоит отметить, что головоломные фильмы о путешествиях во времени часто требуют от зрителей приличных умственных усилий, чтобы уследить за деталями временных парадоксов, и «Патруль» времени в этом уверенно преуспевает, оставляя после себя приятное нолановское послевкусие.

«Эффект бабочки» (The Butterfly Effect, 2003)

Режиссёры: Эрик Бресс, Дж. Макки Грубер

В ролях: Эштон Кутчер, Эми Смарт, Элден Хенсон, Уильям Ли Скотт, Джон Патрик Амедори

О чём: фильм незатейливо и прозрачно рассказывает о жизни семилетнего мальчика Эвана, который страдает провалами в памяти. По этой причине доктор посоветовал ему начать вести дневник. В дневник попадут записи о гибели любимого пса, склонностях соседа к педофили, психических отклонениях друга (Элден Хенсон), самоубийстве подруги детства (Эми Смарт). Не самые приятные, в общем-то, события. Спустя много лет Эфан вновь доберётся до дневника и начав читать его, окажется в прошлом, получив возможность всё исправить.

Путешествия во времени: Дневник Эвана — метафорическая «машина времени», которая дала главному герою, казалось бы, удивительную свободу, но это впечатление окажется обманчивым, поскольку исправление одного плохого события в прошлом приведёт к веренице новых непредсказуемых и почти катастрофических событий впоследствии.

Почему: Эрик Бресс и Дж. Макки Грубер были сценаристами лихого и зрелищного молодёжного хоррора «Пункт назначения 2». Однако в креслах режиссёров «Эффекта бабочки», видимо, они подрастеряли былую лихость и зрелищность, а потому зрителю досталось тоже молодёжное, но достаточно наивное и немного назидательное кино, корни которого уходят к классическому рассказу «И грянул гром» Рея Брэдбери.