Кинорулетка: Мама
9 марта 2018
Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.
В нашей кинорулетку мы берем тему одного из фильмов, выходящих на неделе в российский кинопрокат, и вспоминаем другие фильмы на ту же тему — интересные, любимые, важные. На этот раз благодаря «Проекту «Флорида» мы решили вспомнить о мамах в кино — а тут еще так удачно совпало с 8 марта…
Итак, тема рулетки — МАМА, а правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.
Поехали!
«Однажды двадцать лет спустя» (1980)
Режиссёр: Юрий Егоров
В ролях: Наталья Гундарева, Виктор Проскурин, Евгений Лазарев, Олег Ефремов
О чём: Бывшие одноклассники собираются через двадцать лет после выпускного вечера. Каждый из них добился чего-то важного, и не менее важного ждет в дальнейшем. Ну, как каждый — есть еще Надя Круглова. Ей даже неловко говорить, чего добилась она.
Мама: Главное достижение в жизни Нади Кругловой — ее многочисленные дети, ну, а от жизни она ждет еще одного ребенка. И она действительно идеальная мама.
Почему: Очень простая и добрая история многодетной мамы поставлена и сыграна настолько хорошо, что может выдержать многочисленные пересмотры, а если не видели раньше — то смотреть нужно обязательно. И ради узнаваемых ситуаций, которые могли случиться в любой семье, и ради замечательных актеров, и ради очень теплой и настоящей атмосферы, которой отличались все лучшие образцы советского кино. И, естественно, ради одной из лучших ролей великой Натальи Гундаревой. Поразительно, насколько правдоподобно она смогла сыграть мать, притом, что в реальной жизни в силу сложившихся обстоятельств у нее самой детей не было.
«Язык нежности» (Terms of Endearment, 1983)
Режиссёр: Джеймс Л. Брукс
В ролях: Ширли МакЛейн, Дебра Уингер, Джек Николсон, Джон Литгоу, Джефф Дэниелс
О чём: Аврора Гринуэй самостоятельно вырастила дочь, и теперь спокойно может почивать на лаврах свекрови и бабушки. Жить одной ей непривычно, но и личная жизнь потихоньку наладится. Не сразу, конечно, но легко ничего не бывает.
Мама: Аврора всегда была, да и осталась, абсолютно сумасшедшей матерью — сначала все время боялась, что Эмма умрет во младенчестве, потом всячески ее опекала, потом обрывала телефон, давая советы, как жить с мужем, но… Она же мама. Как по-другому то.
Почему: К «Языку нежности» принято относиться скептически, называть его двухчасовым телепроектом, и рассуждать о том, что в любой другой год он вряд ли получил бы «Оскар» за лучший фильм, но отношения матери и дочери, показанные в нем, слишком уж правдоподобны. Даже не смотря на то, что Уингер и МакЛейн не ладили на площадке, это совершенно не чувствуется. Их обеих воспринимаешь не как известных актрис, а как реально существующих женщин, за жизнью которых интересно наблюдать, за которых переживаешь и радуешься. Иногда до слез. МакЛейн здесь хороша настолько, что благодаря ее игре закрываешь глаза на все классическиештампы, так что с ее оскаровской речью можно только согласиться.
И Николсон тоже чудесный, конечно.
«Вершина озера» (Top of the Lake, 2013−2017)
Режиссёры: Джейн Кэмпион, Гарт Дэвис, Ариел Кляйман
В ролях: Элизабет Мосс, Питер Муллан, Николь Кидман, Гвендолин Кристи
О чём: Робин Гриффин, казалось бы, навсегда уехала из родного города, но работа заставляет ее вернуться. Она — детектив, и ей нужно найти беременную девочку-подростка. Когда-то и она была в такой ситуации, и, как бы ни хотелось об этом забыть, теперь придется вспомнить.
Мама: Тема материнства здесь поднимается с совершенно разных сторон — подростковое, суррогатное, усыновление, изнасилование, инцест. Матери тоже совсем разные, но за ребенка горы свернет любая.
Почему: Шоураннер и режиссер большинства эпизодов Джейн Кэмпион уделяет куда больше внимания атмосфере, чем детективной составляющей, но атмосфера здесь уж очень хороша. Все эти северные пейзажи, философские вопросы, мрачные люди и Элизабет Мосс (местами невероятно похожая на Джоди Фостер) превалируют над сюжетом, но именно этим сериал и цепляет. Второй сезон смотрится еще чуть лучше благодаря еще одной сильной роли Николь Кидман и усилению темы материнства, так что велика вероятность, что если третий сезон состоится, то он будет еще лучше. Хотелось бы. В любом случае, главным локомотивом проекта на данный момент остаются Мосс и Кидман, и ради них спокойно можно осилить еще пару сезонов.
«Мамочка» (Mommy, 2014)
Режиссёр: Ксавье Долан
В ролях: Анн Дорваль, Сюзанн Клеман, Антуан-Оливье Пилон, Патрик Уард, Александр Гойетт, Мишель Литюак
О чём: Мать-одиночка Диана (Анн Дорваль) забирает сына Стива (Антуан-Оливье Пилон) из школы-интерната, где её склонный к насилию и импульсивный сын устроил пожар. Она надеется начать новую жизнь, найти работу и мечтает о лучшем будущем для своего сына. Диана пытается заниматься образованием сына и просит с этим помощи у соседки Кайлы (Сюзанн Клеман), страдающей проблемами с речью. Так складывается своеобразный треугольник, в границах которого жизнь налаживается на некоторое время.
Мама: неслучайно уменьшительно-ласкательное или снисходительное, в зависимости от прочтения, слово «Мамочка» вынесено в название пятой картины канадского режиссёра-вундеркинда. Во многом именно действия и поступки главной героини становятся стержнем, определяющим развитие истории.
Почему: в «Мамочке» можно увидеть возмужавшее переосмысление сюжета первого фильма Ксавье Долана «Я убил свою маму», который в свою очередь отдалённо напоминает «400 ударов» Франсуа Трюфо. Как бы-то ни было Долан продолжает исследовать условности границ нормальности и представления о норме в современном обществе, которые меняются постоянно. Это исследование, как и каждая предыдущая картина, поставленная молодым канадским режиссёром, получилось красочным и объёмным благодаря эстетически безупречно выстроенным кадрам, в которых нет места лишним деталям, яркой музыке, которую режиссёр сам подбирает для своих фильмов. Понимая слово «художник» в широком смысле этого слова, порой кажется, что если бы Ксавье Долан не смог бы создавать свои подвижные полотна на киноэкранах, не став режиссёром по каким-то причинам, он, наверняка, с не меньшим успехом реализовал бы своё уникальное мастерство и видение в живописи.
«Последний подарок» (The Ultimate Gift, 2006)
Режиссёр: Майкл О. Саджбел
В ролях: Дрю Фуллер, Джеймс Гарнер, Билл Коббс, Ли Меривезер, Эбигейл Бреслин, Брайан Деннехи, Джордж Ли, Бретт Райс, Д. Дэвид Морин, Али Хиллис
О чём: юный Джейсон (Дрю Фуллер) избалован вниманием женщин, беспроблемно и не задумываясь тратит деньги своего богатого деда Говарда Стивенса (Джеймс Гарнер), что впрочем не мешает относиться к старику без малейшей доли уважения даже после его похорон. Это свойственно почти всем членам его богатой, склочной и алчной семьи. Однако старый джентльмен всё же оставил в завещании строки о том, что если Джейсон справится с заготовленной для него серией заданий, он получит последний подарок от его дедушки, покинувшего этот мир.
Мама: среди многочисленных второстепенных персонажей, опираясь на которые, происходит метаморфоза главного героя, есть два, отражающие практически диаметрально противоположные понимания материнства: одно — номинальное, объясняемое исключительно кровными узами и при этом пропитанное алчностью и нелюбовью, и второе — трепетное и нежное, заслуживающего почтительного уважения.
Почему: пусть «Последний подарок» в целом не поднимает каких-то новых тем. Он ещё раз касается вещей, которые не купить за деньги: любовь, семейные отношения, настоящую дружбу, ценности жизни, верности, бессмертной мечты — те вещи, с которыми многие сталкиваются каждый день, и порой не замечают. Ценность этой истории не о том, как богатый смазливый слюнтяй, получает в конце наследство, а о том, как его персонаж учиться быть взрослым человеком. Учится в том числе у маленькой девочки мудрой не по годам и обезоруживающей своей бескомпромиссной прямотой.
«Мамочка-убийца» (Serial Mom, 1994)
Режиссёр: Джон Уотерс
В ролях: Кэтлин Тёрнер, Сэм Уотерстон, Рикки Лейк, Мэттью Лиллард
О чём: идеальная домохозяйка и мать семейства Беверли точно знает, как все должно быть — и потому она просто хочет исправить неидеальный мир. В конце концов, если учитель вашего сына его критикует, а парень не явился на свидание с дочкой — разве они заслужили чего-то иного, кроме смерти?
Мама: мамы разные нужны, мамы всякие важны! Маньяк-убийца тоже в первую очередь — мама. А маму не надо расстраивать.
Почему: черная комедия Джона Уотерса стала едва ли не самым мейнстримовым его фильмом — тут и персонажи вполне себе обычные и узнаваемые, и обстоятельства понятные и близкие, ну и то, наконец, что одноэтажная Америка прячет много криминальных тайн, не секрет ни для кого. Если пригород — синоним ада или по крайней мере его прихожей, то и обычно восхитительно безумным героям Уотерса там самое место.
Ну и, конечно, Кэтлин Тёрнер прекрасная, прекрасная, прекрасная.
«Американский пирог» (American Pie, 1999)
Режиссёры: Пол Вайц, Крис Вайц
В ролях: Джейсон Биггз, Крис Клейн, Элисон Ханнигэн, Томас Йен Николас, Шеннон Элизабет, Тара Рид, Эдди Кэй Томас, Шонн Уильям Скотт, Юджин Леви, Дженнифер Кулидж
О чём: четверо старшеклассников крайне озабочены тем, как бы поскорее расстаться с девственностью.
Мама: мама Стифлера! Образ миссис Робинсон из «Выпускника» стал комедийным — и незабываемым. Дженнифер Кулидж успешно доит этот образ уже почти 20 лет — а мы все рады и рады.
Почему: ох уж этот рубеж девяностых и нулевых, когда в прокате воцарились комедии «детям до 16» о собственно детях едва ли старше шестнадцати. «Пирог» породил три продолжения и огромное количество подражаний, не говоря уж о прямых пародиях. Это была прекрасная эпоха.
Пересказывать шутки из «Пирога» — задача довольно дурацкая; но огромный плюс фильма — в том, что какими бы идиотами герои не были (кто из нас не был идиотом в старших классах), фильм все равно к ним относится довольно дОбро — и показывает, что они хорошие по сути-то парни.
«Подмена» (Changeling, 2008)
Режиссёр: Клинт Иствуд
В ролях: Анджелина Джоли, Джон Малкович, Джеффри Донован, Майкл Келли, Эми Райан
О чём: основанная на реальных событиях история. Телефонистка Кристина кормит сына завтраком, идет на работу — а когда возвращается, сына дома нет. И нигде нет. Полиция его находит много месяцев спустя — но Кристина уверена, что это не её сын, а подменыш.
Мама: Кристина Коллинз пройдет все круги ада — как мать, разлученная с сыном, как женщина, которую не слушают и считают безумной, как гражданин, который столкнулся с коррупцией и нежеланием полиции расследовать дело. И не сдастся, и не смирится — потому что она мать, у которой пропал сын.
Почему: атмосферный и стилизованный под сепию фильм Клинта Иствуда берет прогнившую систему — и ставит против нее человека, у которого явно недостаточно сил бороться, но хватает воли и мотивации не сдаться. Это частый поворот для Иствуда — и получающийся у него на ура; некоторую морализаторскую составляющую нивелирует отличная актерская игра.
Анджелина была номинирована на «Оскар» за роль Кристины Коллинз, но, увы проиграла Кейт Уинслет. И очень жаль — это одна из самых крутых её ролей.