Синемафия посмотрела: «Tomb Raider: Лара Крофт»
19 марта 2018; автор: Коллективный разум
Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Tomb Raider: Лара Крофт».
Новую экранизацию видеоигры Tomb Raider неизбежно сравнивают и с играми, и с предыдущими фильмами. Наши авторы, хоть и не единогласно, пришли к выводу, что фильм, скорее, удался, чем нет. Разбираемся, чем новые приключения Лары Крофт отличаются от старых, что в них хорошо, а что — спорно, и с чем фильм Роара Утхауга имеет смысл сравнивать, а с чем — нет.
Перезапуск франшизы про Лару Крофт получился совсем не more darker, но зато точно more realistic. Во всяком случае с точки зрения мистики и фантастики — их просто нет. И вот что интересно: если в случае с тем же Бэтменом этот прием сработал на ура, и супергерой сразу стал казаться куда более глубокой драматической фигурой, то здесь это вызывает лишь недоумение и зевоту.
И уж коли сравнений с первыми «Томб Райдерами» нам в любом случае не избежать, то, увы, они будут не в пользу новой версии. Фильм с незабвенной Анджелиной Джоли был куда более навороченным, с практически клиповым монтажом, кучей излишних спецэффектов и тонной приключений и трюков из серии «чтобы было, да побольше». Новая «Лара» куда скромнее в этом плане. Но самое смешное, что это именно тот случай, когда скромность оказывается во вред. Громыхающий несуразный блокбастер с гипертрофированными крутостью и сексуальностью главной героини, приправленный бодрым саундтреком, на поверку оказался куда более подходящим и интересным воплощением известной компьютерной игры. И ладно бы если новая «Лара», потеряв в зрелищности, прибавила в смысловой составляющей, став более «умным» фильмом, нежели ее предшественник. Увы, нет. Масса вопросов, возникающих к героям, их мотивация и умения, берущиеся из ниоткуда, не способствуют росту уважения к картине. В самом начале, например, отец Лары закадровым голосом рассказывает, что нашёл таинственный остров, где якобы похоронена древняя колдунья, и ему срочно надо туда. Зачем именно — нам не скажут. А когда, наконец, это станет понятно — ничего кроме фэйспалма это не вызовет. Или взять главную героиню. Да, она занимается кикбоксингом и в детстве стреляла из лука. Более у неё никаких тренировок не было. Тем не менее, ближе к концу фильма она превращается в подобие биоробота, которому уступают все мужики. Старик Станиславский горестно качает головой…
Но не все так плохо: у Викандер красивый пресс и прикольный лук со стрелами, а в конце ждет какой-никакой, а все же твист, но в целом это совершенно необязательное кино. А сравнивать Анджелину и Алисию, в принципе, некорректно — настолько уж разные и они, и их героини. На вкус и цвет, сами знаете.
Новую «Лару Крофт» сравнивают в основном с предыдущими фильмами; большая часть интернета делает это по размеру груди Джоли и Викандер, что говорит нам примерно все о глубине анализа. Не говоря уж о том, что сама идея того, что экшн-героиня должна бегать с пятым размером наперевес, глупа (спросите обладательниц такого размера, парни, и они пояснят, что это не самый комфортный аксессуар для бега), добавим, что сравнение некорректно. Хотите сравнивать — берите игры, на которых фильм основан.
Лара бегает, прыгает, принимает решительные меры и серьезные решения, демонстрирует готовность претерпеть лишения ради принципов — и при этом остается той самой маленькой девочкой, которая потеряла родителей. Лара у Викандер — не уже готовый супергерой с двумя пистолетами и косой; она только ищет себя. И папу. Собственно, эмоциональной составляющей ее квеста и объясняется то, почему он ей так трудно дается. На хорошую девочку из приличной семьи впервые наставляют оружие, впервые угрожают смертью, впервые пытаются убить — до этого, как мы знаем, её жизнь на родине была тихой и спокойной, где огрести можно было только на ринге, а все люди вокруг были милыми да хорошими. А тут хорошая девочка столкнулась с другой стороной мира, и если б не ее умения — пропала бы.
Лара тут «не волшебник, а только учится», поэтому мы видим, что опыт достается ей с потом и кровью — и это не простая прогулка по джунглям для нее, а действительно борьба за выживание. И, хотя она и старается, получается у нее далеко не с первого раза. Коля выше пишет про то, что мы видели только два вида тренировок — ну, что на это можно сказать? Еще мы не видим, как Лара учится читать, писать и зашнуровывать ботинки, но как-то же она с этим справляется. Идея того, что кино должно всем всё разжевать, кстати, играет с режиссером злую шутку: по меньшей мере две сцены с удушающим захватом, который Лара проходила в спортзале на наших глазах, показаны как такое нарочитое преодоление себя и обстоятельств, что плакать хочется. Зритель не дурак, зритель сам догадается, что девушке трудно.
Наверное, именно в этом и проблема: зритель хотел героиню, чтобы посмотреть и не думать, а Алисия выдала именно что живого человека, а не героя компьютерной игры в одном измерении. Как и лорд Крофт — вовсе не такой положительный герой, как его можно было бы написать, одной краской. Как и Фогель — чувак за работой, уже тронувшийся головой от безвылазного сидения на острове и готовый на все, лишь бы свалить домой. Не так чтобы типичные герои компьютерных игр, для которых нашлось больше одной краски — и тут, конечно, желающему экплуатейшн-муви становится сложно.
Короче, мне понравилось, и очень. За счет новой — реалистичной — Лары, постоянных отсылок к игровой серии, отличного музыкального ряда нашего всего Junkie XL, красивейшей цветовой палитры, героев немного отличающихся от традиционных шаблонов.
Ну и Алисия, конечно, богиня.
Слишком много сравнений в интернете: «Викандер не похожа на Джоли», «Алисия не похожа на оригинального персонажа из игры», грудь, попа, лицо, телосложение. Ни у кого нет проблем с тем, как Джоли уворачивается от пуль и сворачивает шеи негодяям в полном обмундировании, но стоит Алисии взяться за лук и начать стрелять по отчаявшимся людям, которые семь лет не могут покинуть остров и буквально с ума там сходят (а злодеи в этот раз именно такие парни — получил задание, значит выполняй, как бы тяжело не было), мы видим громкие заголовки о несостоятельности сценаристов и ими написанного сценария.
Теперь Лара Крофт это не об эксплуатационном кино, если вы хотели чего-то в духе: «Лара дерётся с роботом (в коротких шортах), далее принимает душ (голая, а потом в полотенце, а потом опять голая, и грудь мелькает), затем поездка на мотоцикле (тоже максимально сексуально), потом зачищает особняк от толпы злодейских болванчиков (в ночнушке)» — то вы будете расстроены, максимум что вам светит — это шикарный пресс Викандер, от которого некоторые могут получить моральную травму (я вот получил). В остальном же кино, не опускаясь в совсем трэшовые идеи, выдаёт очень интересные и разнообразные сцены даже в моменты до острова.
Фильм старательно сделан максимально простым, мотивация персонажей показывается, а после даже повторяется словами героев, сюжет прямолинейный, но заполненный интересными сценами. Эмоции героев тоже весьма простые, но, как правильно сказала Оля выше, каждому герою выделили больше одной краски, а поэтому играть есть что, да ещё играть так, чтобы все ощущалось натурально, без перегибов, с этим и Викандер, и Гоггинс справляются. Тут язык не поворачивается назвать кого-то карикатурным.
Junkie «как жаль, что его не было в Лиге справедливости» XL выдаёт прекрасное музыкальное сопровождением в самом фильме (ещё есть трек Survivor от 2WEI, который круто звучит как в трейлере, так и в своём плейлисте).
А вообще я не против посмотреть ещё несколько частей и в конце слышать каждый раз новую версию Run For Your Life от K. Flay (привет Моби и Борн).
Если новую экранизацию Tomb Raider и можно с чем-то сравнивать, то нужно это делать, конечно, не с фильмами начала двухтысячных, а с игровым перезапуском франшизы 2013 года. И здесь любые сравнения пойдут в плюс новому фильму. В первую очередь потому, что превосходно передана атмосфера игры — и в визуальном плане, и в содержательном.
При этом сценарий, несмотря на общую фабулу, довольно сильно изменён — остались остров Яматай, корабль Endurance, гробница Химико, а также ключевые персонажи — Лара с папой, Ана Миллер и Матиас Фогель, совершенно непохожий, правда, на Матиаса из игры. Ну и еще из игры в фильм почти покадрово перекочевала сцена с самолётом над водопадом и парашютом — это такой приятный для фанатов оммаж. А вот мистику, которой в игре было немало, решили напрочь убрать. Решение спорное, но, в принципе, понятное, учитывая упор новой экранизации на реализм.
Про реалистичность образа Лары выше уже прекрасно написали Ольга и Алексей, повторяться не стану. На мой взгляд, образ Лары прекрасно проработан, да и без роялей в кустах сценаристы смогли обойтись — история становления героя разыграна как по нотам. Возможно, в чем-то авторам не хватило изобрательности, но уж в отсутствии логики и последовательности их обвинить сложно.
Обладательница «Оскара» Алисия Викандер — прекрасный выбор на роль Лары Крофт, если учитывать, что новая Лара — не модель с большими сиськами и пушками, а вполне себе живой человек с понятным внутренним конфликтом. Остальной каст тоже отличный, отдельное спасибо за Кристин Скотт Томас, которая явно задаст жару в сиквеле, и за Ника Фроста, чьё появление оказалось для меня приятным сюрпризом. Очень надеюсь, что сиквел будет, и что в его основу ляжет вторая игра перезапуска — про заброшенные советские базы в заснеженной Сибири, Китеж-град и Бабу Ягу.
А Алисия и правда — богиня.
Лару мы видим здесь с самого начала её истории, она молодая девушка, пока не матёрая расхитительница, а только начинает. Визуально фильм многое берёт от одноимённой игры, перезапущенной в 2013, в остальном же сравнивать ни с игрой, ни с образом Джоли не стоит — оставим их с миром в нулевых и девяностых.
Поначалу казалось, что Алисия Викандер — это очевидный мискаст, но что радует в фильме, так это она. Человечный, не совсем уж супергеройский образ Лары на её плечах был вынесен из огня на зрительский суд, и если забыть обо всём фанатском нытье, то браво Алисия, сиквел в студию!
Есть пара оговорок. Например, в фильме Лара впервые убивает человека, но никаких видимых мыслей по этому поводу у героини нет. Можно списать на «у нас тут экшн, нам некогда». Примерно подобным образом рассуждали и о второплановых персонажах, кстати. Картонные фигурки, о существовании которых можно забыть сразу после их смерти. Но вспомним же имя в заглавии и плюнем на это вот всё. Лара тут и на парашюте, и бегом, и из лука, и на велосипеде — остальным можно просто сходить с ума за кадром, как персонаж Гоггинса.
Сюжетно игры о Ларе Крофт, и это не для кого не секрет, были навеяны приключениями Индианы Джонса. Так вот сюжет нового фильма о Ларе Крофт — это суррогат этого вдохновения и видеоигр на киноэкране. Это не вина создателей, они то снимали по видеоигре, но порой то тут, то там видны куски из «Потерянного ковчега» или «Последнего крестового похода». Даже помощник Лары — это повзрослевший азиат, отсылающий нас к «Храму судьбы». И, ну мы же это видели всё, правда? От скуки спасает экшн (его здесь много и на любой вкус), динамичность, финал квеста на острове и сама Лара Крофт. В новом мире Лары пока нет места забавам и юмору, всё очень серьёзно, но фильм явно заточен на продолжение, Алисии Викандер будет ещё что поиграть, и пока интересно, что же именно будет с её героиней.
Неплохое кино, хоть и смотреть его дома будет скучновато — водопадам и самолётам нужен большой экран.
Наш вердикт: