11 самых любимых образов Гэри Олдмана

21 марта 2018

Гэри Олдману исполняется 60, и по этому поводу мы вспоминаем самые запомнившиеся нам роли в его карьере

Работа с именитыми режиссерами, роли в картинах, получивших статус культовых, безграничное уважение со стороны коллег, а теперь и «Оскар» — к своему шестидесятому дню рождения Гэри Олдман может похвастаться множеством достижений.

Успех пришел к актеру далеко не сразу, но самоотдача и ответственный подход к работе позволили Олдману получить признание и стать одним из самых востребованных актеров своего времени. На счету у Гэри более 150 картин самых разных жанров, хотя иногда для раскрытия таланта Олдману вполне хватало и коротенького ролика.

И пусть актера лучше помнят по образам злодеев и негодяев, он все-таки способен воплотить на экране весьма разносторонние типажи. Сегодня Синемафия расскажет о 11 самых любимых ролях юбиляра.

А если ваша любимая роль Олдмана в наш список не вошла — расскажите о ней в комментариях!


Сид — «Сид и Нэнси» (Sid and Nancy, 1986)

Режиссёр: Алекс Кокс

В ролях: Гэри Олдман, Хлоя Уэбб, Дэвид Хэйман, Дебби Бишоп, Эндрю Скофилд

Николай Балашов

Фильмы о музыкантах бывают разными, но чаще всего они просто рассказывают историю становления той или иной личности. Фильм про Сида Вишеза, бас-гитариста группы Sex Pistols, повествует скорее о деградации, нежели о становлении. Сид был плохим музыкантом, но зато он круто смотрелся на сцене, да и в некотором смысле олицетворял собой сам панк-рок.

Гэри Олдману в 1986 году еще только предстояло примерить на себя массу злодейских личин, которые ему будут предлагать уже спустя несколько лет, но есть мнение, что именно в его первой громкой роли бунтаря Сида он сделал большой шаг к этому. Гэри сумел перевоплотиться в, казалось бы, отрицательного героя, но при этом ему хочется сочувствовать, даже несмотря на образ жизни, который он ведет. Не будет преувеличением сказать, что Олдман дает в этом фильме настоящий рок-н-ролл, а именно это от подобных картин и требуется.


Джо Ортон — «Навострите ваши уши» (Prick Up your Ears, 1987)

Режиссёр: Стивен Фрирз

В ролях: Гэри Олдман, Альфред Молина, Ванесса Редгрейв, Уоллес Шоун

Юлия Данилина

Стивен Фрирз, сейчас более известный как ежегодный поставщик милых костюмных мелодрам, начинал с вещей весьма провокационных. В Англии конца 1980-х, из которой еле унес ноги Дерек Джармен, он открыто поднимал темы гомосексуализма. Как и «Моя прекрасная прачечная», основанный на реальных событиях «Навострите ваши уши» был нацелен на то, чтобы привлечь внимание к нетрадиционной ориентации и заставить задуматься о том, что в ней, на самом-то деле, нет ничего особенного. Главное, чтобы человек был хороший.

Олдман получил роль известного драматурга Джо Ортона сразу после того, как закончил играть Сида Вишеза. Конечно, в этих двух ролях есть общие черты — смелость, импульсивность, стремление эпатировать — но Ортон и Вишез совершенно разные люди. Первый менее обозлен на окружающий мир, легче сходится с людьми, к тому же гей. С последним у актера также никаких проблем не возникло. Основываясь на «Сиде и Нэнси» и «Навострите ваши уши» Роджер Эберт заявил, что Олдман является самым талантливым из молодых британских актеров, и в этом был прав. Или практически прав.


Розенкранц — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern are Dead, 1990)

Режиссёр: Том Стоппард

В ролях: Гэри Олдман, Тим Рот, Ричард Дрейфусс, Иэн Глен

Юлия Данилина

Шедевр драматургии постмодерна, к которому регулярно обращаются театральные режиссеры, может похвастаться только одной экранизацией, превосходящей по качеству если не все постановки на сцене, то большинство уж точно. Учитывая, что в режиссерском кресле находился автор пьесы, это неудивительно. Даже несколько жаль, что Стоппард потерял интерес к кинорежиссуре и больше не переносил свои произведения на большой экран.

Костяк фильма, как и пьесы — это дуэт главных персонажей, которые идеально дополняют друг друга и практически не появляются поодиночке. При этом номинация на премию «Независимый дух» была именно у первого. И когда начинаешь перебирать в голове обширную фильмографию актера, в которой было много культовых персонажей, первым делом вспоминается именно Розенкранц, открытый и наивный большой ребенок, до самого конца уверенный в том, что все наладится. В нашем мире, где с каждым днем все больше и больше скептиков Гильденстернов, Розенкранцы становятся раритетами, так что именно их нужно любить и беречь.


Джек Гримальди — «Ромео истекает кровью» (Romeo is Bleeding, 1993)

Режиссёр: Питер Медак

В ролях: Гэри Олдман, Лена Олин, Аннабелла Шиорра, Джульетт Льюис

Весьма неплохой образчик эротических и околоэротических триллеров начала 1990-х можно отнести не только к криминальным триллерам, но и к неонуарам. Историй про плохих полицейских и тянущих их на дно роковых женщин в то время было много, но эта явно выделяется благодаря откровенной иронии над собственной формой и балансировании на грани откровенного палпа. Да и главный герой здесь не совсем типичный.

Джек — полицейский, охочий до денег и юбок, но героем его назвать нельзя. Злодеем, с другой стороны, тоже. Он не красавец и не особо умен, мало чем выделяется на работе, короче говоря, таких много. Он самый обычный парень, оказавшийся виновным только в том, что слишком любил ходить от супруги налево и закапывать в саду не совсем чистые сбережения. И поставить себя на его место не так уж и сложно. Актер не придает ему никакого романтического ореола, не оправдывает, скорее, искренне сочувствует, и сочувствие это передается зрителю. И ему никак нельзя не сопереживать в финале, хоть и прекрасно понимаешь, что он сам во всем виноват.


Норман «Стэн» Стэнсфилд — «Леон» (Léon, 1994)

Режиссёр: Люк Бессон

В ролях: Гэри Олдман, Натали Портман, Жан Рено

Антон Назаров

Наёмный убийца Леон спасает соседскую девочку от смерти и помогает ей отомстить за убитую семью. Дело осложняется тем, что плохиши прилагают все усилия, чтобы найти девчонку и уничтожить.

Говоря о «Леоне», первым делом вспоминаются персонажи Портман и Рено, но без антагониста Стэна в лице Гэри Олдмана фильм потерял бы если не всё, то многое. Наркоман, который не остановится ни перед чем, чтобы достичь цели, а полицейская должность при этом позволяет ему сохранить все тёмные дела незаметными. Один из величайших кинозлодеев современности.

Почти каждая его фраза стала культовой цитатой. «Ты любишь Моцарта», «Обожаю эти тихие моменты перед бурей», «Он испортил мой костюм» и так далее.

Сейчас, 24 года спустя, Олдман известен скорее как крестный Гарри Поттера или старикан из «Шпион, выйди вон». Но «Леон», ставший классикой во многом благодаря нашему любимому англичанину, никогда не поздно посмотреть в первый или пятидесятый раз.


Жан-Батист Эмануэль Зорг — «Пятый элемент» (The Fifth Element, 1997)

Режиссёр: Люк Бессон

В ролях: Брюс Уиллис, Милла Йовович, Гэри Олдман, Иэн Холм, Крис Такер, Трики

Николай Балашов

«Пятый элемент» — известнейшая европейская фантастическая лента про то, как Брюс Уиллис в очередной раз мир спасал. На этот раз от некоего вселенского зла, которое приближалось к нашей планете медленно, но неумолимо…

Как уже говорилось выше, Олдману частенько предлагают отрицательные роли. В данном фильме Люк Бессон, помня прекрасную работу Гэри в его «Леоне», пригласил актёра на роль эдакого опереточного злодея, подручного того самого вселенского зла. Поэтому Олдману пришлось быть одновременно как плохим парнем, так и довольно забавным, что вышло у него, само собой, блестяще! А уж не затеряться на фоне самого Уиллиса, обворожительной Йовович и внезапно сногсшибательного Криса Такера — это тоже надо уметь. Одним словом, очередная знаковая роль нашего героя.


О.Ж. Грант — «Трасса 60» (Interstate 60, 2001)

Режиссёр: Боб Гейл

В ролях: Джеймс Марсден, Гэри Олдман, Кристофер Ллойд, Крис Купер, Эми Смарт, Майкл Дж. Фокс, Курт Рассел

Максим Девяткин

Приключения главного героя в «Трассе 60» начались с того момента, как он встретил рыжего лепрекона-ирландца О. Ж. Гранта и загадал желание. Грант (Одно Желание Гарантировано) — тот еще проказник, но не найти юноше возлюбленную без этого очаровательного волшебника в исполнении Гэри Олдмана, нашего юбиляра.

Стоит заметить, что второй план в «Трассе 60» очень силён: как может быть иначе в роуд-муви, где половина персонажей появляется на несколько минут? Грант хоть и персонаж второго плана, периодически появляющийся то тут, то там со своей «обезьяньей» трубкой, но врезается в память похлеще героев Марсдена, Смарт и даже Ллойда. Отсылки к «Назад в будущее» в фильме на Кристофере Ллойде не заканчиваются, вот шикарный фрагмент с Майклом Джей Фоксом, например:

Талант Олдмана широк — он не только лепрекона, он вам и помидор, и чашку, и жирафа сыграет, так-то. Наконец, где, как не в фильме Боба Гейла можно увидеть Олдмана с рыжими волосами, которые ему так идут.


Сириус Блэк — «Гарри Поттер и узник Азкабана» (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, 2004)

Режиссёр: Альфонсо Куарон

В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Робби Колтрейн, Том Фелтон, Гэри Олдман, Дэвид Тьюлис, Алан Рикман, Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Джули Уолтерс, Эмма Томпсон

Татьяна Кислякова

Именно в третьей части истории о Мальчике-Который-Выжил впервые появляется Сириус Блэк — опасный преступник, единственный в истории магического мира сумевший сбежать из Азкабана (самой непреступной волшебной тюрьмы). По ходу фильма зрителя то и дело пугают жуткими фото безумного убийцы, которого невольно начинаешь сразу же бояться. Учитывая фильмографию Олдмана, сложно представить кого-то еще, кому столь великолепно удалось бы воплотить на экране это безумие.

Но мы-то уже знаем, что на самом деле Блэк вовсе не был жестоким убийцей — его обвинили и наказали за чужой грех, а яростные метания при аресте были вызваны горем от потери одних друзей, и злостью от предательства других. Гэри Олдман смог раскрыть всю многогранность персонажа, ведь Блэк и человек трагичной судьбы, и отважный боец, и преданный друг, и понимающий крестный, а порой просто весельчак. Олдман справился с этой ролью на ура, навсегда заняв место в сердцах поклонников истории Гарри Поттера. Безумный снаружи, но добрый внутри — именно таким описывала Роулинг героя на страницах своих романов, и именно таким показал его актер на экранах.


Карнеги — «Книга Илая» (Book of Eli, 2009)

Режиссёры: Альберт Хьюз, Аллен Хьюз

В ролях: Дензел Вашингтон, Мила Кунис, Гэри Олдман, Рэй Стивенсон, Дженнифер Билз

Ольга Володина

Илай идет по постапокалиптической Америке на запад, питаясь кошатиной да слушая музыку. Он бы и рад был совсем избегать людей — но не выходит: плеер надо подзаряжать, воду чистую покупать, ну или придорожных бандитов учить уму-разуму. В небольшом городке он сталкивается с Карнеги — местным криминальным авторитетом, который рассылает своих подручных по окрестностям в поисках некоей книги; эта книга поможет Карнеги построить империю. Именно эта книга в рюкзаке у Илая, конечно.

Карнеги — еще один образ в галерее злодеев Олдмана; в этот раз — умный, расчетливый и лишенный всяческой эмпатии. Он читает биографию Муссолини, он играет в шахматы, он способен на добрый жест — но куда более склонен к жестокости. В притчевом неовестерне братьев Хьюз Карнеги делит роль абсолютного зла с ядерной катастрофой, уничтожившей цивилизацию — и одновременно с тем считает себя будущим остатков этой самой цивилизации. Он появляется на экране совсем как типичный биг босс из гангстерского кино — большой письменный стол, большие и лысые подручные (почему они всегда лысые?), очевидная властность и безграничная власть — но этими шаблонами, слава богу, дело не ограничится. Как всегда у Олдмана, злодей написан не одной краской — он оказывается по-своему трагическим персонажем, который ставит на победу куда больше, чем может себе позволить. И Олдман играет его полунамеками, полутонами — такими, что злодей запоминается едва ли не больше героя.


Джордж Смайли — «Шпион, выйди вон» (Tinker, Tailor, Soldier, Spy, 2011)

Режиссёр: Томас Альфредсон

В ролях: Гэри Олдман, Колин Фёрт, Марк Стронг, Тоби Джонс, Джон Хёрт, Киаран Хайндс, Бенедикт Камбербатч, Том Харди, Константин Хабенский, Светлана Ходченкова

Ольга Володина

Экранизация романа Джона ЛеКарре принесла Олдману его первую (невозможно поверить) номинацию на «Оскар» — и, по-честному, должна была принести и победу. То, что делает Олдман в этом фильме, куда тоньше показательного заикания Колина Фёрта, но далеко не таким очевидным актерством кажется на первый взгляд.

Джордж Смайли, немолодой британский разведчик, возвращается на службу после вынужденного ухода на пенсию — расследовать, нет ли в Цирке крота. При помощи детской считалочки он обозначает основных подозреваемых и хочет найти того самого двойного агента, который работает и на корону, и на СССР. Джордж Смайли — это не Джеймс Бонд и даже не М; он носит потертый плащ и немодные очки, выглядит как пенсионер, с пистолетом не бегает, громких заявлений не делает. Он весь настолько серый, что сразу и не понимаешь, что он стальной — но отлит из такого сплава, что гвозди бы делать из этих людей.

Олдман его так и играет — серым, незаметным, и только постепенно, понемножку выдает какие-то детальки. И детальки эти сами по себе — и вкупе с создаваемым Смайли образом, — строят персонажа, которого на экране давно не было. И так и не появилось равного с тех пор.

Ну и последние кадры, когда Смайли приходит домой: если это не образец того, как сыграть гамму эмоций одной только спиной — то я даже не знаю, что тогда образец.


комиссар Джеймс Гордон — «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises, 2012)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Энн Хэтауэй, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр, Гэри Олдман, Морган Фриман, Майкл Кейн, Бен Мендельсон, Лиам Нисон, Эйдан Гиллен, Джуно Темпл

Татьяна Кислякова

Впервые мир увидел Гэри Олдмана в образе комиссара Гордона еще в 2005 году, когда на экраны вышел «Бэтмен: Начало». Затем был культовый «Темный рыцарь», и вот в «Возрождении легенды» Гэри в заключительный раз появился в роли комиссара полиции Готэма.

Многие утверждают, что Олдману образ из комиксов удалось перенести на экраны чуть ли не идеально, хотя видеть актера в таком тихом и спокойном амплуа после перечисленных выше ролей слегка непривычно. На сей раз перед нами не злодей, не псих, не отвязный панк и не чудак, а серьезный и честный полицейский, который готов на все ради спасения родного города. Именно для блага города Гордону приходится скрывать правду о противостоянии Бэтмена и Харви Дента, отчего муки совести не дают комиссару покоя. Гэри прекрасно отыгрывает все переживания своего персонажа, которого по сюжету не только терзает моральная дилемма — ему еще и физически приходится многое вынести. Но несмотря ни на что, комиссар остается верен своему долгу и принципам.

Олдман создал образ рассудительного и отважного полицейского, которому при этом ничто человеческое не чуждо: Джеймс Гордон вовсе не идеален, ему свойственны необдуманные решения и эмоциональные порывы, но он все-таки не теряет веры в людей, а это самое главное. Ведь, как верно замечено в финале фильма, «героем может быть любой», и Гордон в исполнении Гэри Олдмана как раз самый настоящий герой, не побоявшийся пойти против системы.