Синемафия посмотрела: «Тихое место»

16 апреля 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Тихое место».

Хоррор Джона Красински приятно удивил наших авторов. Разбираемся, чем же так замечателен фильм, в котором так много молчат.

Ольга Белик

«Тихое место» — фильм-обманка. В принципе, режиссер Джон Красински даже заранее об этом предупреждал в интервью, но кто ж обращал на это внимание. Никто ж не думал, что кино так выстрелит.

Как хоррор «Тихое место» не выдерживает критики: в нем очень много дыр, а все герои — идиоты. Откуда взялись монстры? Почему их никак не истребить? Как можно копаться в огороде, если монстры реагируют на шум? Если твоя мать вот-вот родит, можешь ли ты бросить ее одну? Ну, и так далее.

Но штука в том, что хоррор взят для отвлечения нашего внимания. Для маскировки — или, наоборот, рассмотрения авторской мысли под неожиданным ракурсом. На самом деле Красински снял кино про родителей и их страхи. Мир, особенно нынешний, полон монстров — и как уберечь от них детей? Как вообще защитить их? Как отпустить вот в это вот, где повсюду — угрозы? Стоит отвернуться — твоего ребенка обидели. Или он сам накосячил. И что делать? Когда детенышей отпустить совершать собственные ошибки и не вмешиваться? И как спасти их, если что?

Еще в картине некоторые видят политические метафоры (человечество лишили права голоса, человечеству пора помолчать) — но, как мне кажется, это не совсем то, что хотел сказать режиссер. Хотя появление таких вот дополнительных пластов — свидетельство того, что идея вышла за рамки, которые очертил создатель. И это здорово.

Ну, и без прекрасных актерских работ все это было бы уныло и банально. А здесь у Красински и Эмили Блант какой-то запредельный уровень пронзительности. И еще звук: не так-то просто высидеть фильм в основном в тишине и с субтитрами — поэтому когда ты что-то СЛЫШИШЬ, это воспринимается в разы острее.

Итого: философская идея в неожиданной обертке, с отличным балансом саспенса и драмы, двумя чумовыми актерами и нестандартным звуковым решением. Даррен Аронофски сделал нечто подобное с «мамой!» — но перемудрил. История Красински же, наоборот, предельно проста. Если б еще не идиотизм ужастика, цены бы не было картине.

Максим Девяткин

Сюжет у «Тихого места» простой, насколько может быть простым сюжет ужастика при постапокалипсисе. Буквально парой кадров зрителя вводят в курс дела, понятна предыстория и ситуация.
Некоторую недосказанность вполне можно списать на загадочную условность, не придираясь к деталям.

Основная фишка фильма — напряжение тишиной — работает исправно. Вроде там, где зрителя хотят напугать, он к этому готов, но сердечко-то замирает и ёкает всё равно.

Даже некоторые явные ошибки в поведении героев, присущие ужастикам в целом, с лёгким сердцем можно простить. Вы просто вообразите, что вы угодили в вот это-вот-всё и умудрились прожить больше полутора лет!

Рациональность и холодный ум — это прекрасно, но без человеческой тупости ведь тоже нельзя. Тем более, что не всё так грустно с героями, как это бывает обычно в фильмах ужасов. Скажем, у многих был вопрос ещё после первого трейлера: а зачем рожать? После просмотра, познакомившись с персонажами, отчасти понятно зачем.

При почти полном отсутствии диалогов безумно интересно наблюдать за актёрской игрой, которая построена порой лишь на одним выражении лица или дыхании. Эмили Блант за сцены во время и после родов отдельный респект, это вообще высший пилотаж, но иного же от Блант никто и не ждал. Ну и дети крутые, что уж говорить.
Красински, будучи ещё и режиссёром картины, немного костыль, имеющий подтип «папа-бойскаут, который умеет всё». Он, пожалуй, самое слабое звено своего же фильма. Ну и монстры страшные, конечно, но больно уж напоминают существ из «Очень странных дел».

В остальном же мир спасла или не спасла любовь, и в кои-то веки не важно — идти на фильм в дубляже или с субтитрами.

Владислав Пастернак

Мы точно не знаем, что случилось, откуда они взялись и что им, собственно, надо. Ясно одно — они ничего не видят и не чувствуют, зато они нападают, как только слышат малейший шум. Если ходить тихонечко и молчать — они не услышат. Поэтому одна семья сумела не только выжить, но и продолжать жить.

Хай-концепт этого фильма можно было реализовать массой способов, авторы выбрали лучший — семейную драму с несколькими очень сильными сюжетными поворотами. Первый же поворот заключается в том, что один из ключевых персонажей фильма лишен слуха и вообще не знает, когда вокруг шумно, а когда нет. Между тем, звук в этом фильме играет важнейшую роль в сюжете. И не будет преувеличением сказать, что это первый за долгое время фильм, на котором зрители в кинозале гарантированно сидят молча — даже самый недалекий и бесстыдный нарушитель спокойствия ощущает, что «Тихое место» требует тишины в зале. Лента завораживает и заставляет вслушиваться в шаги, шепот и шелест листвы. Тем удивительнее слышать музыку, мощные звуковые эффекты и прочие признаки блокбастера — здесь всё есть, но впечатление остается в любом случае такое, будто ничего не было.

В «Тихом месте» хорошо решительно всё: и сценарий, и звукорежиссура, и изображение, и актерская игра. Удался и дизайн монстров.

Запомнится фильм, конечно, завязкой и необычными предлагаемыми обстоятельствами, но мне кажется, что Джону Красински удалось найти нечто большее, чем оригинальный сюжет — он нашел оригинальный кинематографический способ рассказать сильную историю. Местами качество материала настолько выше, чем привычное «низкожанровое» кино, что «Тихое место» можно даже назвать артхаусом. По разряду же хорроров оно однозначно встает в один ряд с It Follows и ему подобными работами. Ужасы, которые здорово выделяются из общей массы, — это большая редкость. Так что стоит посмотреть «Тихое место» именно на большом экране.

Наш вердикт: