11 самых ярких образов Джеймса Франко

19 апреля 2018

Сегодня Джеймсу Франко исполняется 40. Мы решили вспомнить самые любимые работы из обширнейшей фильмографии актера, сценариста, режиссера и продюсера Франко.

В последние годы Джеймс Франко успел проявить себя в самых различных сферах искусства: и картины рисовал, и сценарии писал, и режиссером был, и роли исполнял, и в рекламе участвовал, и фотографией занимался, и собственную коллекцию одежды выпускал. Даже ведущим «Оскара» успел побывать!

Возможно, не во всех начинаниях Джеймс одинаково хорош, но талант его многогранен, да и трудолюбия Франко не занимать. Критики редко хвалят его за актерские работы, но зритель Джеймса очень любит. Вот и мы в связи с юбилеем актера решили рассказать про 11 его ролей, которые пришлись нам по душе больше всего.

Если какой-то из ваших любимых образов Джеймса Франко в кино или на телеэкранах мы упустили, можете написать про него в комментариях.


Дэниэл Дезарио — «Хулиганы и ботаны» / «Чудики и чокнутые» (Freaks and Geeks, 1999 — 2000)

Николай Балашов

Забавный сериал о молодёжи восьмидесятых прикрыли довольно быстро, зато спустя годы он стал культовым. И не мудрено, ведь в нем, по сути, начали свою карьеру ещё совсем молодые комедийные актёры, без которых трудно представить современную комедию в Голливуде: Сет Роген, Джейсон Сигел и… Джеймс Франко, разумеется. Кого ещё он мог играть в этом сериале, если не раздолбая-красавчика, который ни черта не учится, зато выглядит круче всех, а сохнут по нему одновременно аж две героини?

Во многом из-за «Чудиков» Джеймс в своей дальнейшей карьере актера долгое время придерживался амплуа таких же смазливых ребят, каким был его Дэниел. К счастью, с годами Франко смог доказать, что его талант многогранен и он может быть кем угодно!

Гарри Осборн — «Человек-Паук» (Spider-Man, 2002; Spider-Man 2, 2004; Spider-Man 3, 2007)

Ольга Володина

Роль лучшего друга главного героя в «Человеке-пауке» Сэма Рэйми оказалась куда многограннее, чем обычно подобной роли полагается быть. Благодаря развитию арки персонажа в трех фильмах (а не в одном, как вышло с исполнителем этой же роли Дейном деХааном) Франко смог показать не только две крайности — наивного оптимиста и готового на всё злодея, — но и все возможные стадии между ними.

Собственно, вся трилогия Рэйми рассказывает до конца только одну историю — не Питера Паркера, у которого многое впереди, а Гарри Осборна. Историю несчастного по своей сути богатого мальчика, который никогда ни для кого не был достаточно хорош: отца больше интересовал талантливый Питер, лучший друг не рассказывал ему о важных изменениях в своей жизни, даже девушка в итоге предпочла другого. И Франко справляется с этой историей блестяще — ему очень идет персонаж, который хотел бы быть героем, да не выходит.

Забавно, что поначалу Сэм Рэйми планировал превратить Гарри Осборна в Хобгоблина, как-то и следует по канону; но студия его переубедила.

Тристан — «Тристан и Изольда» (Tristan + Isolde, 2006)

Ольга Володина

Грязное средневековье, отравленные мечи, римские форты, любовь до гроба и брак по расчету — в фильме Кевина Рейнольдса хватает всего. Франко играет сироту Тристана, подобранного королем Корнуолла Марком и воспитанного при его дворе. Тристан, как и положено герою, красив, ловок и отчаянно храбр; но встреча с прекрасной Изольдой, дочерью ирландского короля, пустит всю его жизнь под откос, заставив выбирать между любовью и верностью вырастившему его Марку.

Роль в экранизации средневекового рыцарского романа должна была утвердить Джеймса в амплуа романтического героя — но результаты фильма в прокате и у критиков, к сожалению, доказали, что зритель остался не в восторге. Франко больше на территорию романтических героев без страха и упрека с серьезным лицом не совался — и в комедии, прости господи, «Храбрые перцем» вдоволь поиздевался над собой же, взявшись за роль благородного принца. А удача в амплуа героя ушла к его напарнику по фильму — Генри Кавиллу.

С одной стороны, очень жалко — типажно Франко подходил (и все еще подходит) на роль романтического героя как мало кто; с другой — по ощущениям, в этом амплуа ему тесновато, и он способен на куда большее. Зато у нас всегда останется его Тристан.

Сол Сильвер — «Ананасовый экспресс: сижу, курю» (Pineapple Express, 2008)

Максим Девяткин

Любитель травки Дэйл случайно стал свидетелем убийства, теперь его ищет мафия и продажные копы, а вместе с ним в бега бросается и наркодилер Сол, ведь именно фирменный косячок Сола Дэйв оставляет на месте преступления.

Первый полнометражный опус дуэта Роген-Франко родом из нулевых."Ананасовый экспресс" это сборник шуток про травокуров и целая куча похабных острот, с которых и началось сотрудничество Сета и Джеймса, став их визитной карточкой.

Придурковатые герои всё ещё их конёк, а уж тему марихуаны они попросту приватизировали: если мы говорим о травке в контексте музыки — подразумеваем Боба Марли, говорим о травке в контексте кино — на ум приходит творчество Сета Рогена и Джеймса Франко. В «Ананасовом экспрессе» парни определённо поймали свою волну.

Наркодилер Сол из «Экспресса» — миролюбивый, добрый, немного нервный персонаж, за воплощение которого нашего сегодняшнего героя номинировали на «Золотой глобус» в 2009 году. Увы, приз Джеймс Франко не получил, но «Глобус» у него к тому времени и так уже был за роль в биографическом тв-фильме «Джеймс Дин» (о звезде фильма «Бунтарь без причины»).

Скотт Смит — «Харви Милк» (Milk, 2009)

Юлия Данилина

Последний успешный фильм Гаса Ван Сента (все-таки очень хочется добавить, что последний только на данный момент) принес Шону Пенну второй «Оскар» — полностью заслуженный и выигранный в очень тяжелой конкурентной борьбе. При этом достоинства картины только игрой Пенна не исчерпываются — несмотря на ключевую тематику, это история скорее не об известном политике, убитом за свою ориентацию, а о том, что даже в сорок лет не поздно резко изменить свою жизнь. «Милк» примечателен также кастингом актеров, выполненным настолько точно, что зачастую их совершенно невозможно отличить от исторических прототипов.

Давний поклонник Ван Сента, Франко мечтал поработать с ним, и когда этот шанс наконец-то ему выпал, использовал его по максимуму. Джеймс тщательно копировал не только внешность Смита, но и его пластику, его манеру разговора, при этом очень тонко играя и влюбленность, и переживание, и усталость от изначально выбранного пути. Когда на церемонии раздачи наград «Независимый дух» премию получил именно Франко, а не Пенн, многие были удивлены, но я до сих пор считаю, что это заслуженно. Тут и номинация на «Оскар» не помешала бы.

Аллен Гинзберг — «Вопль» (Howl, 2010)

Юлия Данилина

Поддерживая отношения с кругом людей, связанных с фигурой Харви Милка, Франко получил главную роль в «Вопле» — художественном дебюте Джеффри Фридмана и Роба Эпштейна. Последний наиболее известен как режиссер документального фильма «Времена Харви Милка», получившего «Оскар» и ставшего основным источником вдохновения для Гаса Ван Сента. Который, кстати, выступил в качестве исполнительного продюсера «Вопля». В 2010 году картина открывала кинофестиваль «Сандэнс», но осталась весьма недооцененной впоследствии. К сожалению, с экспериментальными работами так почти всегда.

Франко вновь играет реально существовавшего персонажа, на этот раз весьма известного — американского поэта Аллена Гинзберга, лидера движения битников. Джеймс опять в точности воспроизводит внешность, мимику, пластику, голос и акцент своего прототипа, но фильм на этот раз предельно далек от классической формы байопика. Он затрагивает только легендарное выступление поэта на чтениях в «Галерее Шесть» и последующий судебный процесс, во время которого поэма «Вопль» была обвинена в непристойности. Так как режиссеры держатся документальной структуры, задача актера по большей части ограничивается несколькими интервью и сценой, в которой Гинзберг полностью читает свое самое известное произведение. Франко полностью растворяется в образе, и воспринимаешь его не как актера, играющего роль, а именно как поэта, влюбленного в свое творение и с откровенной иронией относящегося к тем, кто пытается навесить на него какие-то ярлыки. После такой роли Франко могло бы ждать совершенно другое будущее, но он выбрал то, что выбрал.

Арон Ралстон — «127 часов» (127 Hours, 2010)

Максим Девяткин

Фильм основан на истории Арона Ралстона, отправившегося в одиночку лазать по каньону, но никого не предупредив куда именно…

Если вы не знаете историю Ралстона, то можно легко догадаться, что ничего хорошего из затеи исследователя не вышло. Его руку придавило камнем и пять с лишним дней он пытался выбраться. Суровая история о человеке, природе и безжалостных обстоятельствах.

А вот кино вышло отличное. Ещё одно подтверждение, что жизнь гораздо богаче на сюжеты, чем самые блестящие умы человечества. Джеймс Франко получил полтора часа экранного времени и драматическую роль в фильме Дэнни Бойла, ставшую лучшей в карьере актёра. Напряжённейший фильм о гонке со временем, пролетающий перед глазами на одном дыхании.

И ведь вокруг лишь камни, да Франко, но какие нервы и накал! А каков наш герой, думали он только торчков может играть? Никакой «Горе-творец» рядом не стоит. От энтузиазма и горящих глаз, до полного отчаяния — за героя Франко переживаешь, как за родного и жуткая несправедливость, что ни одна премия не удостоила призом ни фильм, ни его самого, ни даже саундтрек, который тоже на высоте.

Шесть номинаций на «Оскар», первая номинация для Франко, но ни одной статуэтки. Кстати, именно в том году Джеймс Франко был ведущим церемонии вместе с Энн Хэтауэй.

Уилл Родман — «Восстание планеты обезьян» (Rise of the Planet of the Apes, 2011)

Татьяна Кислякова

Учитывая, какое мастерство демонстрируют Энди Серкис и его коллеги в работе с технологией захвата движений, можно сказать, что в «Восстании планеты обезьян» актеры-люди неизбежно отходят на второй план. Но при всей важности персонажей-обезьян, остальной актерский состав все-таки в фильме не для галочки: каждый из героев гармонично вписывается в общую историю и является важной ее частью.

Джеймсу Франко выпала роль молодого ученого-генетика Уилла, который пытается создать препарат, способный победить болезнь Альцгеймера. У Уилла есть личный интерес в подобном лекарстве — болен его отец. Отношениям отцов и детей в картине вообще уделяется важное место, причем Франко одновременно удается показать на экране и заботливого сына (в сценах с персонажем Джона Литгоу), и чудесного приемного отца для необычного детеныша обезьяны. Но Уилл оказался не застрахован от ошибок, и в итоге его действия повлекли за собой непоправимые последствия, которые и послужили завязкой всей дальнейшей истории о Планете обезьян.

Лэрд Мейхью — «Почему он?» (Why Him?, 2016)

Татьяна Кислякова

Комедии с Джеймсом Франко — это отдельный вид искусства! Актеру очень идут образы отвязных разгильдяев и эпатажных раздолбаев, которые при этом обаятельны и весьма симпатичны. Порой даже кажется, что Джеймс не столько играет, сколько остается на экране самим собой.

Вот и в «Почему он?» персонаж Франко — наивный, открытый и добрый парень, для которого вполне в порядке вещей говорить непристойности и обсуждать пошлости. Лэрд ведет себя максимально естественно, что совсем не нравится герою Брайана Крэнстона: еще бы, ведь не о таком муже он мечтал для любимой дочурки! И если зритель довольно быстро понимает, что Лэрд — хороший парень с душой нараспашку, а вовсе не избалованный богач, то будущий тесть это осознает лишь ближе к финалу.

Этот фильм воспринимается многими как проходная комедия с шуточками ниже пояса. Он мог бы быть таковым, но очарование и харизма Франко, который по-настоящему отрывается на экране и кайфует от своего персонажа, вполне позволяют рекомендовать это кино к просмотру!

Джейк Эппинг/Джеймс Амберсон — «11.22.63» (11.22.63, 2016)

Татьяна Кислякова

В основанном на одноимённом романе Стивена Кинга мини-сериале Джеймс Франко не только сыграл главную роль, но также срежиссировал пятый эпизод и выступил в качестве одного из ведущих продюсеров. Еще одним продюсером стал Джей Джей Абрамс, а уж он толк в запутанных временных пластах знает!

У всех, кто читал первоисточник, к экранизации осталось много вопросов и замечаний. Касательно выбора Джеймса Франко на роль путешествующего во времени учителя Джейка Эппинга мнения разошлись, но все же большинство склоняется к тому, что внешнее попадание вполне себе удачное, а вот весь спектр эмоций своего героя актеру отразить не удалось. Соглашаться или нет с данным суждением — личное дело каждого, но нельзя отрицать, что Джеймсу ну очень идут костюмы и шляпы!

И все же Франко стоит похвалить, ведь в растерянность его героя веришь сразу. Джейк Эппинг (взявший себе псевдоним Джеймс Амберсон в прошлом) был потерянным, чувствовал себя чужим среди окружающих его людей, не мог обрести почву под ногами. И только путешествие сквозь время вернуло Джейку веру в себя, что очень точно удалось показать Франко. Немаловажную роль в становлении героя сыграли романтические отношения Джейка с Сэйди (ее образ воплотила на экране очаровательная Сара Гадон), и настоящая химия между актерами видна невооруженным глазом!

Еще в сериале невероятно тщательно передана эпоха 60-х в США: автомобили, одежда, прически, музыка, интерьеры, — хотя бы только ради них стоит обратить внимание на этот проект. Да и интерпретация авторами сценария одной из главных трагедий в истории США и возможных последствий того, что было бы, сложись все иначе, тоже весьма интересна.

Томми Вайсо — «Горе-творец» (The Disaster Artist, 2017)

Николай Балашов

Последняя на данный момент режиссерская работа Джеймса Франко повествует о реальном человеке — Томми Вайсо, который снял в 2003 году фильм «Комната», признанный позднее одним из худших фильмов в истории. Франко сыграл самого Вайсо, причем сделал это с полной самоотдачей. У него получился весьма необычный герой, история которого вызывает одновременно и смех, и слезы.

Поначалу кажется, что Вайсо сам не понимает, как ему действовать и чем заниматься. Но когда идея о собственном фильме наконец приходит ему в голову, он становится по-настоящему одержимым этой работой. При этом Томми абсолютно уверен, что все делает правильно, и этой уверенности в себе можно только позавидовать, несмотря на все очевидные огрехи в воплощении идеи в жизнь.

При просмотре «Горе-творца» зритель может пройти все стадии принятия картины: от «зачем я это смотрю?» до «черт возьми, это шедевр!». И громадная заслуга в подобном восприятии принадлежит именно Франко, который смог так рассказать эту странную историю, что его работе хочется аплодировать. Не факт, что у другого режиссера и актера вышло бы столь же гармонично.

И да, Джеймса бесспорно обокрали на последней церемонии вручения «Оскар». Такие комедийные роли — большая редкость, поэтому просто преступно закрывать на них глаза. Зато «Золотой глобус» Франко получил заслуженно!