Каннский фестиваль: 11 главных фильмов фестиваля в 2018 году

8 мая 2018

9 мая начинается Каннский фестиваль, на который лучшие режиссеры мира ежегодно привозят свои новые фильмы. Синемафия выбирает 11 самых интересных проектов.

Стартующий 9 мая Каннский кинофестиваль уже давно признан одним из самых авторитетных, даже несмотря на то, что в этом году он принес несколько неприятных сюрпризов. Многие режиссеры, казавшиеся завсегдатаями Канн, в этом году не представлены ни в основном, ни в параллельных конкурсах, причем обусловлено это не всегда тем, что Тьерри Фремо наконец прислушался к критике и начал искать свежую кровь. Netflix ушли с большим скандалом, прихватив с собой новый фильм Альфонсо Куарона. Лука Гуаданиньо и Брэдли Купер сами отказались от приглашений, так как целятся на Венецианский кинофестиваль и оскаровский сезон соответственно. Будущее фильма Терри Гиллиама до сих пор под большим вопросом. Тем не менее, жюри, в этом году собирающееся под председательством Кейт Бланшетт, в которое также вошли Дени Вильнев, Ава ДюВерней, Леа Сейду, Кристен Стюарт и Андрей Звягинцев, есть из чего выбирать. И в основном конкурсе, и в параллельных программах немало интересных проектов от известных режиссеров. Мы традиционно постараемся выбрать одиннадцать из них. Уже объявлено расписание фестиваля, так что к фильмам из основного конкурса немаловажно указывать даты показов, которые зачастую влияют на то, могут ли они претендовать на награды.

«Все знают» (Todos lо saben, режиссёр Асгар Фархади, фильм открытия, основной конкурс)

Дата показа: 8 мая

Завсегдатай Канн Асгар Фархади, еще ни разу не уходивший отсюда с пустыми руками, снова привез европейский проект, на этот раз первый испаноязычный. Это семейная драма, любимый жанр режиссера, в котором он промашек практически не допускает, но нельзя забывать и о том, что единственной промашкой был его первый европейский фильм «Прошлое». Удалось ли Фархади сделать в Испании то, что не получилось во Франции? Отзывы с тестовых просмотров пока не самые обнадеживающие, да и ранняя дата показа тоже намекает, что все не очень гладко. Несмотря на это, «Все знают», как и каждый новый фильм режиссера, остается одним из самых ожидаемых на фестивале. Да и на дуэт Хавьера Бардема и Пенелопы Крус всегда интересно посмотреть.

«Лето» (режиссёр Кирилл Серебренников, основной конкурс)

Дата показа: 9 мая

Фильм о знакомстве Виктора Цоя с Майком Науменко, и о том, что последует за этим историческим для русского рока моментом, уже успел обрести скандальный статус. Сначала ползали слухи, что в нем будет высказано предположение о гомосексуальной ориентации музыканта, потом режиссер «Лета» Кирилл Серебренников попал под домашний арест во время съемочного процесса, и на данный момент мера пресечения не изменена. Продюсеры утверждали, что производство заморожено, но Серебренников нашел возможность руководить съемками дистанционно, так что фильм готов и ожидается в Каннах. Что на самом деле побудило организаторов пригласить режиссера в основной конкурс фестиваля — нынешний статус «жертвы режима» или высокое качество его нового фильма — и как справился с ролью Науменко лидер группы «Звери» Роман Билык, выяснится буквально на днях. Конечно, хочется верить, что фильм удался, но по первым кадрам и отрывку судить сложно.

«Холодная война» (Zimna Wojna, режиссёр Павел Павликовский, основной конкурс)

Дата показа: 10 мая

Павел Павликовский, чья изумительно стилизованная под европейское кино середины 50-х «Ида» принесла ему «Оскар», продолжает держаться своей ретро-стилистики. Его новый фильм — мелодрама о мужчине и женщине, которые, с одной стороны, катастрофически не подходят друг другу, а с другой — обречены быть вместе. Отточенная форма, замечательные актеры, аккуратный социальный комментарий и все остальное, что так украшало «Иду», ожидается и здесь.

«Пепельный — самый чистый белый» (Jiang hu er nv, режиссёр Цзя Чжанкэ, основной конкурс)

Дата премьеры: 11 мая

Главный режиссер современного азиатского кино и любимец хардкорных синефилов Цзя Чжанкэ везет в Канны новый фильм со свой супругой и бессменной музой Чжао Тао в главной роли. Это криминальная драма о женщине, влюбившейся в преступника и отсидевшей из-за него срок в тюрьме. Судя по синопсису, этот фильм режиссера более жанровый, чем предыдущие, с большим акцентом на актерские работы, что позволяет надеяться, что именно актеры будут отмечены жюри в первую очередь.

«Три лица» (Se Rokh, режиссёр Джафар Панахи, основной конкурс)

Дата премьеры: 12 мая

Джафар Панахи, которому иранские власти все еще официально запрещают снимать, продолжает снимать и отправлять свои фильмы на крупные фестивали, и не собирается останавливаться на достигнутом. Здесь снова заняты несколько актеров, включая самого Панахи и Бенхаз Джафари, играющую саму себя, и снова поднимается некая острая социальная проблема. Как показал пример «Такси», это может быть довольно мило, если снято профессионально и искренне.

«Черный клановец» (BlacKkKlansman, режиссёр Спайк Ли, основной конкурс)

Дата премьеры: 14 мая

Спайк Ли везет в Канны байопик о чернокожем детективе, внедренном в местное отделение Ку Клукс Клана, но, по словам режиссера, зрителя ждет не серьезная драма на тему расизма, а комедия. Комедия про детектива, внедренного в Ку Клукс Клан, с Адамом Драйвером в одной из ролей. По-моему, уже это само по себе может быть неплохой рекомендацией, да и Ли раньше умел снимать хорошее кино.

«Под Силвер-Лэйк» (Under the Silver Lake, режиссёр Дэвид Роберт Митчелл, основной конкурс)

Дата премьеры: 15 мая

Дебютирующий в Каннах (и сразу в основном конкурсе) американский независимый режиссер Дэвид Роберт Митчелл снял нечто такое, к чему уже сейчас сформировалось неоднозначное отношение. Те, кто читал сценарий, резко его критиковали. Судя по трейлеру, зрителя ждет что-то сильно похожее на «Врожденный порок», причем с практически идентичной завязкой (детектив встречается с загадочной красавицей, которая неожиданно исчезает), и обладает ли Митчелл хотя бы половиной от визионерского таланта Пола Томаса Андерсона — тот еще вопрос. По двум его предыдущим работам сказать сложно. В любом случае, если что, у нас всегда будут Райли Кио и ее собачка.

«Дикая груша» (Ahlat Agaci, режиссёр Нури Бильге Джейлан, основной конкурс)

Дата показа: 18 мая

Нури Бильге Джейлан любим в Каннах до такой степени, что уже успел собрать в свою коллекцию «Золотую Пальмовую Ветвь», два Гран-при жюри, два приза ФИПРЕССИ и приз за режиссуру. Пока нет приза за сценарий разве что; так что велика вероятность, что новый фильм режиссера заберет одну из наград. Джейлан умеет снимать семейные драмы на очень высоком художественном уровне, и каждый его фильм, даже не самый сильный, стоит внимания. Нельзя забывать и о его главном оружии — операторе Герхане Тирьяки, с которым сейчас мало кто может сравниться в мастерстве.

«Дом, который построил Джек» (The House that Jack Built, режиссёр Ларс фон Триер, специальный показ)

Официально простив Ларса фон Триера и объявив его «жертвой собственных плохих шуток», отборщики Каннского фестиваля пригласили режиссера обратно, но на этот раз только вне конкурса. Хотя кто знает, может, Ларс и сам отказался, с него не убудет. Если судить по его «Нифоманке», то он немного устал, и уже давно снял свои лучшие фильмы, да и от депрессии не так чтобы совсем оправился, но посмотреть, что он сделал на этот раз, все равно любопытно. К тому же у Мэтта Диллона, невероятно недооцененного в свое время актера, уже давно не было сильных драматических ролей, на которые он всегда был способен. Принимая во внимания микроскопический тизер, у актера все хорошо, и он вытащит. А еще нас ждет шикарная PR-акция, как же без нее.

«Климакс» (Climax, режиссёр Гаспар Ноэ, программа «Двухнедельник режиссеров»)

О новом фильме Гаспара Ноэ, снятого в этом году за считанные недели не известно ничего кроме сюжета и официального синопсиса. Он звучит следующим образом: «Рождение и смерть — уникальный опыт. Жизнь — мимолетное удовольствие». Что-то подобное можно сказать обо всех работах режиссера, включая его музыкальные видео. Его можно за них любить или ненавидеть, можно даже обвинять в том, что он давно топчется на месте, но Гаспар Ноэ у нас такой один.

«Человек, который убил Дон Кихота» (The Man who Killed Don Quixote, режиссёр Терри Гиллиам, фильм закрытия)

Многострадальный фильм Терри Гиллиама, производство которого режиссер не мог запустить на протяжении десятилетий по разным причинам, наконец, готов. Можно сказать, что поздний Гиллиам уже совсем не тот, и из таких долгостроев редко получается что-то путное, но, но прежде, чем судить, его все же нужно увидеть своими глазами. Вопрос, состоится ли официальная премьера фильма на Каннском кинофестивале, до сих пор открыт — окончательное решение будет принято только в среду, но хочется, чтобы все, наконец, состоялось. Просто ради того, чтобы режиссер смог закрыть эту главу в своей жизни и двигался дальше. К тому же, два фильма с Адамом Драйвером в Каннах лучше, чем один.


Среди других фильмов, премьера которых состоится на фестивале, в основном конкурсе следует отметить «Книгу образов» (или «Образ и речь») Жан-Люка Годара, «Войну» Стефана Бризе с Венсаном Линдоном (Линдон уже получил заслуженный приз за лучшую мужскую роль в предыдущем фильме режиссера, потом зачем-то сыграл Родена, но это не так важно), «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээда, «Дочерей солнца» Евы Хассон с Голшифте Фарахани, «Собачника» Маттео Гарроне, «Айку» Сергея Дворцевого и «Счастливого Лазаря» Аличе Рорвахер. Нельзя списывать со счетов и программу «Особый взгляд», которая традиционно состоит из дебютов и работ малоизвестных режиссеров, но именно там зачастую происходят главные открытия фестиваля. Неплохо представлены фильмы с уже прошедшего кинофестиваля «Сандэнс» — «Не оставляй следов» Дебры Граник и «Мэнди» Паноса Косматоса будут демонстрироваться в программе «Двухнедельник режиссеров», а «Дикая жизнь» Пола Дано открывает «Неделю критики». Среди громких премьер массового кино следует отметить не только ожидаемый многими «Хан Соло: Звездные войны. Истории», но и экранизацию романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» с Майклом Б. Джорданом и Майклом Шенноном в главных ролях. Выбор здесь невероятно велик, а это означает, что Каннский кинофестиваль, несмотря на свои внутренние проблемы, остается одним из главных событий в мировом кинематографе.