Кинорулетка: Биографические фильмы о женщинах

11 мая 2018

К выходу фильма «Красавица без чудовища» вспоминаем биографические фильмы с женщинами на авансцене.

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним. В этот раз благодаря биографии Мэри Шелли, получившей в нашем прокате название «Красавица без чудовища», мы решили обратиться к байопикам о женщинах. Их очень много — так что, возможно, ваши любимцы не попали в наш список; напишите нам в комментариях, биография какой известной женщины на экране понравилась вам больше всего и вспоминается первой!

Правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Монстр» (Monster, 2003)

Режиссёр: Пэтти Дженкинс

В ролях: Шарлиз Терон, Кристина Риччи, Брюс Дерн

О чём: однажды в баре проститутка Эйлин познакомилась с совсем юной девушкой-лесбиянкой по имени Селби, выгнанной из дома за свою ориентацию. Дружеские отношения быстро перерастают в романтические, и героини решают держаться вместе. Попытки Эйлин отойти от своего ремесла ничем хорошим не заканчиваются, даже наоборот — она убивает клиента.

Желание обрести счастье, усталость от лет, проведённых на дороге и капризы содержанки-любовницы заставляют героиню Шарлиз Терон возвращаться на дорогу и убивать тех, кто, по её мнению, достоин смерти.

Героиня: в конце восьмидесятых Эйлин Уорнос убила семь человек, став женщиной-серийным убийцей (что для мировой практики большая редкость, считается, что подобный ярлык присущ лишь лицам мужского пола). Жертвами её становились мужчины среднего возраста, решившие воспользоваться её услугами или попросту подвозившие её. Сама она утверждала, что её хотели изнасиловать и это была самооборона, но в конце концов Уорнос приговорили к смертной казни, которая была состоялась во время съёмок фильма.

Главная роль в «Монстре» досталась Шарлиз Терон, ей пришлось преобразиться до неузнаваемости и набрать в весе, чтобы воплотить образ Эйлин Уорнос, а компанию ей составила Кристина Риччи, сыграв подружку главной героини.

Почему: ещё до «Чудо-женщины» Пэтти Дженкинс умело выбрала сюжет для своего полнометражного дебюта, что впоследствии, видимо, и позволило ей снять фильм киновселенной DC с Галь Гадот.

У Дженкинс получился фильм не столько об убийце, сколько о суровой женской доле и героиню по-своему очень жаль.

За своё преображение Шарлиз получила «Оскар» из рук Эдриана Броуди. Вот как это было:

«Дикая» (Wild, 2014)

Режиссёр: Жан-Марк Валле

В ролях: Риз Уизерспун, Лора Дерн, Томас Садоски, Кин МакРей

О чём: смерть матери сильно подорвала дух Шерил Стрейд: депрессия, наркотики, развод и полное непонимание как жить дальше. Стремясь выйти из своего неблагополучного состояния, девушка решается в одиночку совершить пеший поход по Маршруту тихоокеанского хребта, растянувшегося от самых южных и до самых северных границ США.

Героиня: пройдя путь с Шерил, зритель лучше поймёт как же дошла она до жизни такой и станет свидетелем, как долгая прогулка вдали от цивилизации, наедине с собой, природой и своими мыслями, помогла девушке простить себя и найти силы жить дальше.

Фильм основан на автобиографии Шерил Стрейд, с которой события из фильма произошли в середине девяностых годов.

Почему: Шон Пенн снял байопик о человеке и природе («В диких условиях»), где главный герой мужчина, а Жан-Марк Валле снял не менее красивое кино с женщиной в главной роли.

Две женские актёрские номинации на «Оскар», неожиданно крутая Риз Уизерспун, бредущая по невероятно красивым пейзажам под музыку Simon and Garfunkel, читающая стихи — мечта, а не фильм.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Камилла Клодель» (Camille Claudel, 1988)

Режиссёр: Брюно Нюйттен

В ролях: Изабель Аджани, Жерар Депардье, Мадлен Робинсон

О чём: Об очень талантливой девушке, которой не повезло лучшие годы провести в тени своего учителя и любовника.

Героиня: Фильм рассказывает о жизни скульпторши Камиллы Клодель, более известной, как ученица, модель и любовница Огюста Родена, от начала ее обучения до заточения в сумасшедший дом.

Почему: «Камилла Клодель» — проект страсти Изабель Аджани. Сыграть скульпторшу, творчеством которой в восьмидесятых годах прошлого века особо не интересовались, было мечтой актрисы на протяжении нескольких лет. В итоге она наняла дебютанта, добившегося признания как оператор. Можно критиковать фильм за то, что Клодель слишком уж выходит на первый план, и, если верить авторам, делала за Родена совершенно все, от «Врат ада» до «Граждан Кале», что несколько расходится с истиной. При этом Аджани играет отчаянно и искренне, вызывая неподдельное сочувствие к своей героине. За это можно простить и наивность, и некоторую сухость истории, которая по большей части построена на общеизвестных фактах. В качестве привлечения интереса к фигуре Клодель лучшего варианта для просмотра не найти.

«Камилла Клодель, 1915» (Camille Claudel 1915, 2013)

Режиссёр: Брюно Дюмон

В ролях: Жюльет Бинош, Жан-Люк Винсент, Эммануэль Кауффман

О чём: О несчастной женщине, вынужденной заканчивать свои дни в сумасшедшем доме.

Героиня: Фильм охватывает несколько недель из последних лет жизни Клодель, проведенных ею в сумасшедшем доме. Сюжет основан на ее переписке с братом, навещавшим сестру время от времени, но так и не забравшим домой. Режиссёр не дает прямого ответа на вопрос, действительно ли Клодель сошла с ума, но то, что он поместил Бинош в настоящий приют для умалишенных, где актриса была единственным здоровым человеком, кое о чем говорит.

Почему: Бинош. Клодель. Дюмон. Именно эти три имени должны быть главной мотивацией для просмотра. Знаковый французский режиссёр Брюно Дюмон, знаковая для французского искусства персона Камиллы Клодель и великая французская актриса Жюльет Бинош. Именно Бинош делает из этого затянутого и довольно специфического фильма историю о великом смирении. Она выдает настолько захватывающий мастер-класс погружения в образ, что смотреть на ее бесконечные крупные планы иногда невероятно тяжело, но не смотреть при этом невозможно. Если бы на месте Бинош была любая другая, все бы рассыпалось. Фильм не получил призов на Берлинском кинофестивале, на которые несомненно рассчитывал, но в данном случае это не так важно. Иногда маленькие актерские шедевры не нуждаются в наградах.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Эвита» (Evita, 1996)

Режиссёр: Алан Паркер

В ролях: Мадонна, Антонио Бандерас, Джонатан Прайс

О чём: построенный на основе музыкального концепта Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса (а не переноса мюзикла на экран, как может показаться) биографический фильм Паркера в общем следует основным этапам жизни героини, хотя, конечно, делает это достаточно вольно. Это скорее не биография в прямом смысле, но осмысление той легенды, которой окружено имя Эвы Перон.

Героиня: Эва — Эвита — Перон, актриса, ставшая супругой диктатора Хуана Перона и настоящей иконой Латинской Америки.

Почему: Мадонна около десятка лет добивалась, чтобы образ Эвиты на экране воплотила именно она. Проект то оживал, то снова умирал, пережил смену студий, режиссеров (в какой-то момент снимать должен был Оливер Стоун), переработку сценария (Паркер отказался экранизировать мюзикл в лоб и построил свой фильм на его музыкальной канве), написание новой музыки, но в итоге мы увидели Мадонну на экране. Дикое количество костюмов и аксессуаров, визуальное решение оператора Дариуса Хонджи, ну и, наконец, как ангел поющая Мадонна — фильм точно запоминается.

«Мы покорим Манхэттен» (We'll take Manhattan, 2012)

Режиссёр: Джон МакКэй

В ролях: Карен Гиллан, Анайрин Барнард, Анна Ченселлор, Хелен МакКрори

О чём: британский фотограф Дэвид Бейли и модель Джин Шримптон отправляются в Нью-Йорк, чтобы сделать для британского журнала фотосессию, ранее в британских модных журналах невозможную.

Героиня: будущая супермодель Джин Шримптон — красавица, умница и новое лицо поколения.

Почему: милый маленький телефильм с тогда еще не такой известной Карен Гиллан (она уже стала Эми Понд в «Докторе Кто», но до американских блокбастеров еще не добралась), сделан с большим вниманием к той самой фотосессии Бейли — большая часть кадров была воссоздана прямо на месте съемок, в некоторых случаях при помощи последующей компьютерной обработки.