Донал Глисон и его самые яркие роли

12 мая 2018

Доналу Глисону сегодня 35 — и у Глисона за плечами уже множество ролей в номинированных на престижные премии и любимых зрителями проектах. О них сегодня и пойдет речь.

Интересный факт: отец нашего сегодняшнего именинника Брендан Глисон, являясь на данный момент весьма уважаемым и востребованным актером, карьеру в кино начал довольно поздно — лишь в 34 года он получил свою первую роль в фильме. Донал же к 34 годам уже мог похвастаться богатой фильмографией, а к моменту достижения 35 лет ярких проектов в карьере актера лишь прибавилось. Успехам этого ирландца много кто может позавидовать, и Донал явно не собирается останавливаться на достигнутом.

Доналу не так часто достаются главные роли, но быть актером второго плана — тоже задача не из легких. Талант Глисона многогранен, именно поэтому в послужном списке у него можно найти проекты самых разных жанров: научная фантастика, семейное кино, криминальная комедия, исторический вестерн, романтическая мелодрама, авторские фильмы и экранизации мировых бестселлеров. К любой из своих ролей и к профессии актера в целом Донал Глисон относится очень серьезно, считая, что быть частью историй, известных всему миру — огромная привилегия.

Сегодня, в тридцать пятый день рождения Донала, мы вспоминаем его самые значимые актерские работы за последние годы.


Билл Уизли — «Гарри Поттер и Дары Смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 1, 2010; Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2, 2011)

Максим Девяткин

Во франшизе о Гарри Поттере нашему юбиляру досталась эпизодическая роль первенца семьи Уизли. Из книги мы знаем, что Билл был отличником и старостой Гриффиндора, затем устроился на работу в египетский филиал банка Гринготтс, куда к нему как-то приезжала семья. По ходу франшизы на него много раз ссылаются главные герои, да и сам Билл Уизли кое-где мелькал на заднем плане четы рыжеволосых магов, однако осознанное пришествие Донала Глисона случилось лишь в «Дарах Смерти».

В заключительных сериях поттерианы Билл храбро защищал мир волшебников и даже получил укус от оборотня, благо отделавшись лишь шрамами. Также в фильмах показывают любовную линию Билла с Флёр — той самой француженкой из «Кубка огня». Вместе они помогают Гарри запутать врагов, приняв оборотное зелье (вы же помните ту сцену, когда Рэдклиффов стало аж семь штук в одном кадре?). А на свадьбе Билла и Флёр Гарри и Ко узнают о том, что министерство магии пало, министр убит и Пожиратели смерти уже в пути.

Для Донала Глисона это не только неплохая эпизодическая роль, но ещё и опыт работы с собственным отцом Бренданом Глисоном, весьма впечатляюще воплотившим образ мракоборца Грюма. Хотя, конечно, внешне оба Глисона — просто идеальные члены рыжеволосого семейства Уизли.

Хоть роль и эпизодическая, а клеймо «Уизли» пристало так, что никуда не денешься, как случилось и с образом генерала Хакса в дальнейшем.


Техник — «Судья Дредд» (Dredd, 2012)

Ольга Володина

Техник (или «клановый техник», если внимательно прочитать титры) — персонаж для злодейской банды под предводительством Мадлен Мадригал (она же МаМа) настолько сведенный к функции, что даже имени его мы не узнаем. Узнаем только, что его ловкость в обращении с техникой спасла ему когда-то жизнь, но стоила глаз.

Техник с новыми, меняющими фокусировку киберглазами служит своей мучительнице преданно и верно — под угрозой убийства, конечно же.

Изжелта-бледный, тощий, с воспаленными веками техник находится в состоянии перманентного ужаса, дрожит и вот-вот расплачется; Глисон создает образ единственной жертвы в сборище негодяев настолько веристично, что ей-богу, хочется его сырниками накормить.


Константин Левин — «Анна Каренина» (Anna Karenina, 2012)

Татьяна Кислякова

Ждать от британца Райта дословной экранизации русской классики, разумеется, не приходилось — режиссер продемонстрировал свое видение знакомого многим из школьной программы сюжета, расставив акценты иначе и убрав некоторые важные для произведения моменты. Так Левин — самый глубокий, самый душевный, самый разумный и значимый для Толстого персонаж книги — в фильме показан весьма поверхностно. Но даже несмотря на внешнее несоответствие книжному прототипу, на вторичность сюжетной линии Константина Левина и на преступно малое экранное время, Донал Глисон смог показать подкупающую искренность и исключительное обаяние своего героя.

Уверена, будь роль Левина прописана глубже, Глисон справился бы на славу, ведь актер смог уловить самые главные черты и особенности характера персонажа, показать его чувствительную душу и верность принципам. У Донала получилось бы сыграть того Левина, которого мы заслуживаем, вот только по задумке Райта это было совсем не нужно. А жаль.


Тим — «Бойфренд из будущего» (About Time, 2013)

Николай Балашов

Один из первых фильмов, где Донал исполнил центральную роль. Играет он самого обычного парня, который внезапно узнает, что умеет путешествовать во времени. Надо всего лишь закрыть за собой дверь шкафа и… можно вернуться в какой-либо эпизод из жизни, который хочешь пережить заново и что-нибудь изменить. Признайтесь — все бы хотели обладать подобным умением, правда?

Фильм, прежде всего, примечателен тем, что это одна из редких режиссерских работ блестящего сценариста Ричарда Кертиса, автора знаменитой «Реальной любви». Поэтому картина с такой фантастической завязкой не превратилась в дешевую комедию или трэш-фэнтэзи, а предстала перед зрителем в совершенно ином обличии, рассказав историю, полную как жизнерадостного оптимизма, так и светлой печали. Глисон же идеально подошел на главную роль, сумев в течение фильма пройти путь от неловкого юноши до уверенного в себе отца семейства, который знает цену жизни и каждого ее отдельного момента. Прекрасная работа актера в чрезвычайно душевном кино!


Эш — «Черное зеркало», эпизод «Скоро вернусь» (Black Mirror, Be Right Back, 2013)

Татьяна Кислякова

Сериал-антология о значимости информационных технологий в жизни человека и о возможных последствиях их распространения довольно быстро снискал любовь зрителя. Рассказывая в каждом эпизоде совершенно новую историю с неповторяющимися героями, «Черное зеркало» может позволить себе пригласить в качестве исполнителей главных ролей совершенно разных актеров — от малоизвестных, до весьма популярных. Так второй сезон в феврале 2013 года открывала серия «Скоро вернусь», где образы главных действующих лиц воплотили на экране Хейли Этвелл и Донал Глисон.

Обычный рассказ об отношениях между женщиной и мужчиной приобретает совсем новые краски, когда в дело вступают усовершенствованные технологические возможности. Персонаж Глисона Эш — ярый пользователь социальных сетей, для которого проверка приложений на наличие новых сообщений становиться задачей первостепенной важности. Подобная зависимость играет с героем злую шутку, но с другой стороны открывает для его возлюбленной Марты возможность вернуть Эша, пусть и в непривычном виде. В итоге Доналу удается исполнить сразу как бы две роли: Эша во плоти, со всеми свойственными человеку достоинствами и недостатками, а также Эша синтетического, то есть этакого клона, созданного на основе имеющихся в социальных сетях данных о жизни Эша, его привычках, повадках, увлечениях, манере общения и прочем. Глисону удались обе ипостаси, благодаря чему зритель понимает: никакая подделка, даже самая качественная, никогда не сможет заменить оригинал; может мы и ведем в социальных сетях активную жизнь, но жизнь эта ненастоящая, как ненастоящие там и мы. Марта тоже осознает эти истины, что в итоге делает кульминационный момент эпизода крайне драматичным и эмоциональным.


Калеб — «Из машины» (Ex Machina, 2014)

Максим Девяткин

Ещё до триумфа «Мира Дикого Запада» на телеэкранах в кинопрокат вышла замечательная картина, схожим образом напоминающая об опасностях, которые несёт в себе идея ИИ. «Ex Machina» (извините, но локализаторы в очередной раз подложили всем свинью) поведает зрителю о том, как миллиардер-аскет, создавший социальную сеть Blue Book (отсылочки к Цукербергу за 100), приглашает в своё поместье программиста собственной компании для проведения тестов нового изобретения.

Программист по имени Калеб, роль которого и играет Глисон, неделю изучает андроида Аву по тестам Тьюринга и проводит много времени за разговорами с этой женщиной-роботом, а что из этого выйдет — лучше вам самим увидеть в фильме, ведь он действительно клёвый.

Глисон приблизительно в тот момент продал кому-то душу (других объяснений нет), ибо в 2014—2015 году он появился во множестве стоящих проектов.

К слову, Алисия Викандер так и вовсе должна была взять «Оскар» именно за этот фильм, а не за «Девушку из Дании» (история рассудит, вот увидите). Ну и бонусом выступает Оскар Айзек — чемпион по танцам с роботами.


Джон — «Фрэнк» (Frank, 2014)

Юлия Данилина

Лучшие фильмы Леонарда «Ленни» Абрахамсона наполнены необычайной любовью к людям, но увидеть ее не так просто. Его герои — то наркоманы, то психически неполноценные, то бывшие пациенты психиатрических клиник, что не только не скрывается, но и подчеркивается. При этом все они — неплохие в принципе люди: открытые, честные, не лишенные обаяния, дружелюбные. Если к концу фильма их любишь, принимая такими, какие есть, вместе со всеми тараканами, то это уже что-то говорит о зрителе. «Фрэнк», снятый по сценарию музыкантов, работавших с Фрэнком Сайдботтомом, — лучший в ряду подобных картин. Настоящего признания и наград фильм добился только в Ирландии, но его достоинств это не умаляет.

Джон — самый обычный парень, не вылезающий из твиттера и жаждущий славы. Но герой взрослеет и постепенно приходит к мысли, что для этой славы не всегда обязательно активно работать локтями. Глисон передает все грани своего персонажа очень тонко, но при этом не отклоняется от предложенной режиссёром немного эксцентричной манеры. Более того, несмотря на то, что формально его роль второплановая, он делает своего персонажа фактически вторым главным героем, запоминающимся не меньше, чем Майкл Фассбендер в голове из папье-маше. А уж не потеряться на фоне такого Фассбендера — дорогого стоит.


Эндрю Генри — «Выживший» (Revenant, 2015)

Юлия Данилина

Фильм Алехандро Гонсалеса Иньяритту в первую очередь принято вспоминать в связи с долгожданным «Оскаром» Леонардо Ди Каприо, но лично для меня «Выживший» немного распадается на две неравносильные части. Причем лучшая из них принадлежит не награжденному Лео, а персонажам второго и третьего плана.

Герой Глисона — жесткий и скупой на эмоции человек, вынужденный принимать решения в критических ситуациях. Эта роль сильно ограничена во времени, не настолько физически сложная по задачам, как у Ди Каприо, и не настолько яркая, как у Тома Харди, но Донал с помощью пластики и микромимики использует каждый предоставленный ему кадр для того, чтобы зрителю стало интересно узнать о его персонаже побольше. Даже хочется, чтобы Иньяритту когда-нибудь снял о нем отдельный фильм, а желание сольного проекта для героя третьего плана представляется наивысшей похвалой.


Джим Фарелл — «Бруклин» (Brooklyn, 2015)

Татьяна Кислякова

Фильм Джона Краули, снятый по одноименному произведению ирландского автора Колма Тойбина, получил номинации на премию «Оскар» аж в трех категориях. Картина вышла очень женская, очень душевная, немного ностальгическая и весьма жизненная. Исполнительницу главной роли Сиршу Ронан за создание образа Эйлиш не восхвалял только ленивый, но и ее партнеры по фильму не подвели.

Персонаж Донала Глисона появляется ближе к финалу картины и вносит сумятицу в, казалось бы, уже вполне сложившуюся и упорядоченную жизнь Эйлиш. Роль Джима Фарелла — одна из многих других второстепенных в карьере Глисона, но, даже играя не в авангарде, актер выкладывается на все сто процентов. К утонченному ирландцу Джиму нельзя не проникнуться симпатией, он трогает своей искренностью и открытостью, так что понять метания Эйлиш вполне возможно. Выбрать из двух хороших парней лучшего героине помогает зов сердца, но это вовсе не умаляет достоинств персонажа Донала.


Генерал Хакс — «Звездные Войны: Пробуждение Силы» и «Звездные Войны: Последние Джедаи» (Star Wars: The Force Awakens, 2015; Star Wars: The Last Jedi, 2017)

Ольга Володина

Для Глисона роль в «Звездных Войнах» стала уже не первым опытом работы в глобальной франшизе. Поначалу актер сомневался, не повлияет ли это негативно на его жизнь — но все же, если верить его словам, после прочтения сценария согласился не раздумывая.

«Рыжий фюрер» Первого Ордена с равной частотой красуется перед войсками и впадает в истерику от очередных действий противника. Причем чаще не внешнего, как, например, повстанцы, а внутреннего — Верховный лидер Сноук регулярно стравливает Хакса с другим участником Первого Ордена Кайло Реном (видимо, сам Сноук очень уж наслаждается подобными перебранками).

Детали биографии генерала Армитажа Хакса становятся известны не в фильмах, а в сопровождающих франшизу романах: именно там можно узнать, что, в отличие от Рена, Хакс не был рекрутирован в Первый Орден Сноуком с противоположной стороны, а практически вырос на обломках Империи, привык к армейским порядкам с детства, а с Фазмой их связывает не только общая служба (и нет, не то, что вы подумали).

Без этих же деталей Хакс представляется то ли фанатично преданным идее, то ли просто очень упертым служакой, который готов своего добиться любой ценой.

Надо сказать, что к собственному крайнему неудовольствию Хакс что от повстанцев, что от Кайло Рена на серьезное отношение не рассчитывает: как мы видели во втором фильме трилогии, По позволяет себе просто издеваться над Хаксом в эфире с трансляцией на весь флагман,

ну, а Рен знает, что его вечный оппонент слабее, и особо не дает ему командовать. Возможно, в третьем фильме это положение дел наконец-то изменится?


Cтарший сын — «мама!» (mother!, 2017)

Николай Балашов

Довольно жутковатое кино, повествующее о писателе, который страдает от творческого кризиса, в то время как всю заботу о большом доме берет на себя его молодая жена. В какой-то момент времени в дом заглядывает пара гостей в возрасте, а затем и двое их сыновей, которые ссорятся из-за наследства. Одного из этих сыновей и играет Донал Глисон.

Роль у него очень маленькая — в сумме минут на пять экранного времени. Но даже за эти крохи хронометража Донал умудряется проявить себя, показав яркую актерскую игру — настоящее бешенство и отчаяние, которые так не вяжутся с его обычными кинообразами. Впрочем, таковы почти все фильмы Даррена Аронофски: случайных персонажей там не бывает. Вот и Глисон, играющий эдакого прототипа библейского Каина, вписался в актерский ансамбль «мамы!» так, что, даже проведя на экране мизерное время, запоминается зрителю не хуже исполнителей главных ролей.


Алан Милн — «Прощай, Кристофер Робин» (Goodbye Christopher Robin, 2017)

Максим Девяткин

Вы помните сказки о Винни Пухе? О них тепло вспоминают взрослые, от них в восторге дети, по ним поставлено несметное количество фильмов и мультфильмов, но вряд ли кто знает, что за созданием этих сказок лежал отнюдь не счастливый сюжет.

Донал сыграл создателя Винни Пуха, Алана Милна, вернувшегося с войны. Стремясь побороть посттравматический стресс, Милн переезжает с семьёй в пригород Лондона. Прогуливаясь с сыном Кристофером Робином в лесу, Алан Милн придумывает хорошо нам знакомых героев, а потом и публикует книги о них. Тиражи раскупают, словно горячие пирожки, однако семье писателя такой успех дорого обойдётся.

Мы уже писали о том ужасном факте, что «Прощай, Кристофер Робин» прошёл незаметно для наградного сезона и зрителей. Семья Милнов — то ещё зрелище, Марго

Робби и юный Уилл Тилстон в хорошем смысле удивили, а Глисон и вовсе проявил себя во всей красе. Если у Донала будет больше драматических ролей вроде этой, парень точно придёт к успеху и переплюнет достижения папы Брендана.


Монти Шафер — «Сделано в Америке» (American Made, 2017)

Николай Балашов

Фильм рассказывает про неунывающего летчика Барри Сила, которого после увольнения из гражданской авиации вербует ЦРУ. Осуществляя шпионскую деятельность, Барри параллельно зарабатывает сумасшедшие деньги, перевозя из Колумбии в США крупные партии наркотиков.

Глисон играет Монти Шафера — агента ЦРУ, который и нанимает Сила на секретную работу. Хитрое рыжебородое лицо Донала как нельзя кстати подошло под данную роль. Шафер — скользкий тип: когда все идет хорошо, он может даже пританцовывать в кадре, но если что-то пойдет не так, тогда пиши пропало — помощи Барри будет ждать неоткуда.

Опять же — не самая длинная роль Глисона, но довольно важная и запоминающаяся. И пусть пока у Донала большинство именно таких, но зато мастер эпизода из него удается на славу!