Кинорулетка: Соло

25 мая 2018

К выходу новых приключений Хана Соло вспоминаем фильмы, которым для описания очень подходит слово «соло».

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним. В этот раз благодаря новой картине из вселенной «Звёздных войн» решили вспомнить фильмы, для описания которых подходит слово «соло» — будь то описание героя или его действий.

Итак, тема рулетки — СОЛО, а правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Глубокое одиночество / Высшее одиночество» (Les Hautes Solitudes, 1974)

Режиссёр: Филипп Гаррель

В ролях: Джин Сиберг, Тина Омон, Лоран Терзиефф, Нико

О чём: Об абсолютной — или высшей — форме одиночества.

Соло: Главную героиню фильма играет легенда французского кино Джин Сиберг, и значительную часть экранного времени занимают ее крупные планы. Есть и другие актеры, включая тогдашнюю возлюбленную Гарреля Нико, но они выступают скорее оформлением для этой бесконечно красивой и бесконечно одинокой женщины.

Почему: Увидев черновой материал документального фильма о себе, Сиберг предложила Филиппу Гаррелю оставить его без звука, и это превратило их совместную работу в маленький шедевр. Экспериментальные фильмы режиссёра сложно рекомендовать к просмотру неподготовленному зрителю, но лично мне кажется, что именно «Глубокое одиночество» смотрится очень легко, несмотря на то, что действие развивается в полной тишине. Джин Сиберг стоит у окна, Джин Сиберг улыбается, Джин Сиберг курит, Джин Сиберг спит и просыпается от кошмара, и на это можно смотреть бесконечно. К тому же, только у Гарреля хватило смелости показать, что именно это идеальное пространство без единого звука — то, куда рано или поздно рискует попасть любой человек, обремененный славой.

«Лобстер» (The Lobster, 2015)

Режиссёр: Йоргос Лантимос

В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Бен Уишоу, Леа Сейду, Джон Си Райли

О чём: О том, что стремление человека к одиночеству, как и стремление найти себе пару, сильно зависит от того, что от него на данный момент требуют.

Соло: Среди Одиночек запрещено завязывать между собой романтические отношения, поэтому даже на вечеринках они танцуют только поодиночке и в наушниках.

Почему: Первый англоязычный фильм Йоргоса Лантимоса получил очень теплый приём, как у зрителей, так и у критиков, и даже смог через год после премьеры в Каннах получить номинацию на «Оскар» за лучший сценарий. Его действительно сложно критиковать — режиссура изобретательна (придраться можно разве что к сцене охоты в слоу-мо), юмор доступен (в других фильмах режиссёра он куда более специфический), киноманские отсылки очень приятны, а Колин Фаррелл на редкость хорош в очень неожиданном для себя амплуа. Помимо того, что у Лантимоса получилось раскрыть его комедийный талант, он очень трогательно поет «Where the Wild Roses Grow», и это одна из тех сцен, без которых современное кино потеряло бы много. К неоднозначному стилю режиссёра можно относиться как угодно, но «Лобстер» настолько мил, даже в финале, что не любить его довольно проблематично. Еще одно маленькое сокровище — супруга Лантимоса Ариана Лабед, которая смогла запомниться и стать лучшей в очень сильном актерском составе.

«Корпорация „Святые моторы“» (Holy Motors, 2012)

Режиссёр: Леос Каракс

В ролях: Дени Лаван, Эдит Скоб, Ева Мендес, Кайли Миноуг

О чём: О постоянно перевоплощающемся Артисте, у которого нет ничего, кроме перевоплощений. И еще обезьян.

Соло: В одном из самых ярких эпизодов фильма, снятом преимущественно одним планом, Дени Лаван исполняет соло на аккордеоне, постепенно переходящее в выступление с ансамблем.

Почему: Для того, чтобы вернуться в кино после длительного перерыва, Леосу Караксу понадобилось более десяти лет и личная трагедия. Несмотря на то, что фильм сложно воспринимать как цельное произведение, он очень хорошо снят и смотрится более-менее увлекательно. К тому же, всё, что получилось (включая тот самый «Антракт», уже прочно вошедший в историю кино), сделано очень сильно и искренне, и даже не хочется обвинять режиссёра в том, что он, фактически, два часа вываливает на зрителя собственную депрессию. На финальном посвящении «Катя-тебе» (да, на русском) могут расчувствоваться даже те, кто не знает, к кому оно обращено, и что за женщина изображена на фотографии. Может не работать всё остальное, но вот это — всегда, даже когда просто вспоминаешь о фильме.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Брат» (1997)

Режиссёр: Алексей Балабанов

В ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Мария Жукова, Юрий Кузнецов, Андрей Федорцов, Андрей Краско

О чём: Демобилизованный из армии, Данила Багров (Сергей Бодров мл.) вернулся в родной городок. Но постоянные нравоучения матери и полная скуки провинциальная жизнь вынуждают его переехать в Петербург, к старшему брату Виктору (Виктор Сухоруков), который, по словам матери, хорошо там устроился. Однако его успех оказывается обусловленным незаконным промыслом — заказными убийствами. Недолго думая, Виктор предлагает Даниле помочь ему с заданием — разобраться с чеченцем, захватившим рынок и мешающим русским вести свободную торговлю. Затем ещё с одним заданием, и ещё, пока пути братьев роковым образом не расходятся в разные стороны.

Соло: буквально «соло» означает один голос, голос одиночки. И именно таким одиночкой предстаёт перед зрителем персонаж Сергея Бодрова младшего.

Почему: влияние на зрителей, пожалуй, самого известного и любимого фильма, снятого Алексеем Балабановым настолько огромно, что чувствуется до сих пор, спустя 21 год. Не в том плане, что фильм определил ролевую модель поведения молодёжи того времени, хотя не обошлось и без такого влияния. Балабанов снял фильм, который не только очень чётко запечатлел слепок безвременья конца девяностых и обыденность бандитского Петербурга, но, как любое серьёзное произведение искусства, не теряет актуальности спустя десятилетия. В то время практически никто, кроме Балабанова, не выносил на киноэкраны неприглядную окружающую действительность, пропитанную замшелой русской провинциальной ментальностью, вероломным бандитизмом, проблемами отношения русских с другими народами. Кроме того, как настоящее произведение искусства фильм Алексея Октябриновича допускает множество интерпретаций. В нём можно увидеть и конфликт братских отношений буквально, и семейных отношений в целом. То есть распад семьи в фильме — это ядро, образующее конфликт, а саму семью можно воспринимать как метафору целой страны, которая распад пережила совсем недавно и, кажется, переживает до сих пор.

«Брат 2» (2000)

Режиссёр: Алексей Балабанов

В ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова, Кирилл Пирогов, Александр Дьяченко, Дарья Юргенс, Константин Мурзенко,

Гэри Хьюстон

О чём: Вместе со своими друзьями-сослуживцами Данила Багров (Сергей Бодров мл.) участвует в программе на телевидении. Один из них, Константин (Александр Дьяченко), рассказывает после эфира, что у его брата-близнеца, играющего в хоккей в США неприятности. А после самостоятельных попыток помочь брату, Костю убивают. Данила выясняет, что за убийством друга и неприятностями его брата-близнеца стоит американец Ричард Меннис (Гэри Хьюстон). Чтобы наказать виновного, Данила вместе со старшим братом Виктором (Виктор Сухоруков), который приехал к нему в Москву, вылетает в Чикаго.

Соло: со словом недели «Брат 2» связан так же как и первый фильм, с той лишь поправкой, что во второй части герой-одиночка — Данила Багров ради восстановления справедливости, которую он воспринимает по-своему, устраивает разборки с криминалитетом в Москве и Чикаго.

Почему: если есть такая возможность, то фильмы «Брат» и «Брат 2» следует смотреть друг за другом. Так более отчётливо становятся заметны параллели между двумя картинами. И первый, и особенно второй фильм очень музыкальны. Песни Би-2, Смысловых Галлюцинаций, Сплин, Nautilus Pompilius и многих других команд накатывают трогательной ностальгией. При этом «Брат» — это достаточно сдержанный фильм, в котором многие острые вопросы и проблемы лишь обозначены. А при просмотре «Брат 2» складывается впечатление, что вещи, намеченные первым фильмом, Балабанов решил явно развить и проговорить до конца. Отсюда и стихотворение, которое лишь подчёркивает конфликт ценностей двух братьев, конфликт двух подходов к жизни: «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» Многие зрители посчитали, что такое стремление лишило историю многозначности, сделало персонаж Бодрова более простым и менее объёмным. Что в угоду жанру и кассовому успеху режиссёр решил сделать фильм больше похожим на типичный боевик, который лучше воспринимался обычной публикой, не утруждающей себя раздумьями над вопросами собственного существования и рассуждениями о правде. Вспоминая демонстративно-провокационные мотивы русского националистического, а порой и расистского пафоса, можно задаться вопросом, был ли Балабанов русофилом или русофобом? Однако если просмотреть шире, захватив и остальные работы Алексея Октябриновича, становится очевидно, что перед ним не стояло такой дилеммы: порой он показывал своих персонажей очень страшно и жутко, но он не боялся прямо говорить о важных вопросах и обозначать недостатки окружающей действительности, он делал это не чтобы облить грязью, а из-за любви к стране, в которой жил, и которой уже 5 лет приходится жить без него.