Кинорулетка: Шпионка

1 июня 2018; автор: Коллективный разум

К выходу «Красного воробья» Синемафия вспоминает другие фильмы о шпионках.

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним. В этот раз благодаря драматичнейшей картинке Фрэнсиса Лоуренса о русской балерине и шпионке Доминике (не верьте дубляжу) Егоровой мы решили вспомнить фильмы, в которых еще действовали шпионки.

Итак, тема рулетки — ШПИОНКА, а правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Шпион» (Spy, 2015)

Режиссёр: Пол Фиг

В ролях: Мелисса МакКарти, Джейсон Стэйтем, Джуд Лоу, Роуз Бирн

О чём: Сьюзан работает координатором в ЦРУ — она одинока, работа скучная, но мечтать о большем ведь никто не запретит! И вот Сьюзан выпадает шанс поработать «в поле»: управлению понадобились новые лица, так как всех остальных сотрудников объект слежки знает в лицо. Естественно, всё зашло далеко и получилось совсем не так, как планировали в ЦРУ…

Шпионка: героиня Мелиссы МакКарти — не самая подходящая кандидатура для такой работы, но именно она делает дело со стилем и огоньком. В этом ей помогает другой шпион, Рик Форд, тоже парень не промах: такие байки рассказывает, что Джеймс Бонд курит в сторонке.

Почему: Пол Фиг спец по фильмам, где в главных ролях девчонки и почти во всех последних его работах есть место Мелиссе МакКарти. Не всегда получаются удачные картины, вспомнить хотя бы попытку переснять «Охотников за привидениями», но «Шпиона» можно смело назвать лучшей ролью МакКарти и лучшим фильмом Фига. Весёлая комедия, ладный сюжет и катком прокатились по святому: не забыли феминизм и лучшие шпионские фильмы, а также и экранные образы Стэйтема с Лоу.

«Солт» (Salt, 2010)

Режиссёр: Филлип Нойс

В ролях: Анджелина Джоли, Лив Шрайбер, Чиветель Эджиофор

О чём: агент Эвелин Солт работает на ЦРУ, она побывала в пекле этой работы, но однажды в комнате для допросов не появляется русский, который сдаёт агента, прибывшего в США с миссией ликвидации президента. И имя агента — Эвелин Солт.

Шпионка: в панике Эвелин бежит из здания ЦРУ и на протяжении долгого времени зрителю предстоит гадать — шпионка Солт или нет?

Почему: зрительский интерес до определённого момента подогревает сюжетная интрига, но в целом же «Солт» это динамичный боевик, не претендующий на звание «блокбастер года», который стал бы вполне проходным фильмом, если бы не участие в нём Джоли.

Ну и раз уж на неделе выходит фильм «Красный воробей», то в «Солт» тоже замешаны русские, холодная война и программы по воспитанию шпионов.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Сеть» (The Net, 1995)

Режиссёр: Ирвин Уинклер

В ролях: Сандра Буллок, Джереми Нортэм, Деннис Миллер, Дайан Бэйкер, Венди Газелль

О чём: Жизнь специалиста по компьютерной безопасности Анджелы Беннет (Сандра Буллок) по большей части заключается в общении с компьютером и компьютерными сетями. Все её данные и данные огромного числа соотечественников оцифрованы и хранятся в огромных базах данных: номер соцстрахования, водительское удостоверение, банковские счета и т. д. Выполняя свою работу, сама того не ведая, она переходит дорогу хакерской группировке «Преторианцы», которая стоит за взломами государственных компьютерных сетей, биржевых систем безопасности, а также за техногенными катастрофами и убийствами. Пытаясь устранить случайную свидетельницу своих действий, они похищают данные её личности и подменяют их ложными. Согласно базам данных Анджела становится опасной преступницей, находящейся в федеральном розыске. И чтобы вернуть себе свою реальную жизнь, а не только компьютерные данные о ней, применяя свои навыки, она вступает в острое противостояние с киберпреступниками.

Шпионка: Главную героиню вряд ли можно однозначно описать как шпионку. Она не столько шпионка, сколько подготовленный хакер, которая благодаря своей квалификации и везению проводит манипуляции не только в онлайне, но и в реальной жизни. Проецируя их на сегодняшний день, можно сказать, что подобная квалификация — одно из важнейших требований для современной шпионки.

Почему: Некоторым читателям просмотр фильма 1995 года о противостоянии одинокой специалистки по информационной безопасности целой хакерской группировке может показаться весьма наивным. А различные детали того времени: огромные электронно-трубчатые мониторы, дискеты, топорные интерфейсы разных программ это лишь подчёркнут.

Однако если не принимать происходящее на экране совсем буквально, а посмотреть его, глядя на экран между строк, «Сеть», во-первых, по-прежнему смотрится очень динамично и ярко, а во-вторых, поскольку компьютеры и сети сегодня используются практически везде, затрагиваемые в фильме проблемы и вопросы, для многих из нас становятся даже более актуальными, чем для персонажей, действующих в далёком 1995 году.

«Превосходство Борна» (The Bourne Supremacy, 2004)

Режиссёр: Пол Гринграсс

В ролях: Мэтт Дэймон, Карл Урбан, Брайан Кокс, Джоан Аллен, Джулия Стайлз, Франка Потенте

О чём: Спустя пару лет после событий, показанных в первом фильме франшизы об агенте ЦРУ, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) вместе с Мари (Франка Потенте) поселился в Индии, пытаясь вести тихую жизнь и восстановить свою память. Для этого он регулярно записывает свои сны и воспоминания. Однако мрачное прошлое настигает Борна и в этом отдалённом райском уголке. Наёмник ФСБ (Карл Урбан) при проведении операции ЦРУ в Берлине по передаче секретных файлов устраивает диверсию в здании, и направляет следы к Борну, а затем сам направляется в Индию, чтобы устранить его, но в итоге Борн остаётся жив и погибает его любимая. С тяжкими чувствами Джейсон уничтожает все документы, фотографии и записи о прошлой жизни, а затем отправляется обратно в Европу, чтобы выяснить виновных, стоящими за его трагической утратой, и воздать им по заслугам.

Шпионка: Если говорить о шпионах, то главный, кто демонстрирует зрителю навыки шпионского мастерства всё-таки Джейсон Борн. Но его антагонист, по сути анти-шпион — агент ЦРУ Памела Лэнди (Джоан Аллен), хоть немного и уступает Борну в профессионализме, но тоже показывает сильный характер.

Почему: Судя по сборам, второй фильм франшизы о Джейсоне Борне оказался успешнее первого — «Идентификация Борна». Сложно однозначно судить почему так произошло, и по каким причинам вся трилогия в итоге оказалась так тепло принята зрителями. Вероятно, одной из причин можно назвать динамичное развитие персонажа, обычного на первый взгляд парня, который в течение первого фильма вспоминает почти все полученные ранее навыки, а во втором использует их для противостояния с могущественными государственными структурами: ЦРУ и ФСБ. Сюжет при этом нельзя назвать особенно оригинальным — истории о разного рода агентах, которые вступали в борьбу с вышестоящими конторами, устраивали «шпионские игры» и оказывались «врагами государства» снимались и раньше. Но, видимо, в трилогии о Борне практически любой зритель органично может ассоциировать себя с главным героем, развиваясь вместе с ним из обычного парня, ощущая дыхание спецслужб за спиной, вместе с ним выкручиваясь из затруднительных ситуаций.

«Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum, 2007)

Режиссёр: Пол Гринграсс

В ролях: Мэтт Дэймон, Джулия Стайлз, Дэвид Стрэтэйрн, Джоан Аллен, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Альберт Финни

О чём: После безуспешной попытки исчезнуть, затерявшись на берегах Индии и мести за потерю любимой, Джейсон Борн оказывается в Москве и осознаёт, что единственный способ прекратить погоню сотрудников спецслужб разных стран за ним — вернуться к началу, к отправной точке, где он стал Джейсоном Борном. В поисках ответов, где и как это произошло, он стремительно перемещается из Москвы в Париж, затем в Мадрид, Лондон, Танжер и Нью-Йорк, где несмотря на противодействие сотрудников ЦРУ находит штаб-квартиру проекта «Трэдстоун», благодаря которому он и стал смертоносным оружием для устранения неугодных граждан. Оружием, которое несколько лет назад дало серьёзный сбой и повернулось против системы, породившей его.

Шпионка: Проведя огромное время в погоне за Джейсоном Борном, знакомая зрителям по второму фильму контрразведчица Памела Лэнди начинает понимать своего противника и осознавать, что им движет. Таким образом, понемногу она переходит на его сторону, помогая Джейсону осуществить задуманное.

Почему: Для многих зрителей трилогия о Джейсоне Борне значительно ближе других шпионских боевиков, например, бондианы. Во многом потому, что тот же Джеймс Бонд как-никак находится под колпаком секретных служб, а Борн борется с ними. Отчасти поэтому его можно назвать героем нашего времени или в некоторой мере ролевой моделью для подражания. Его устремления с одной стороны достаточно банальны, а с другой — отражают важные человеческие ценности: борьбу за истину, противостояние злу, готовность вспомнить собственное тёмное прошлое, чтобы освободиться от его оков, преодолев собственные страхи.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Дурная слава» (Notorious, 1946)

Режиссёр: Алфред Хичкок

В ролях: Кэри Грант, Ингрид Бергман, Клод Рэйнс

О чём: американская разведка вербует Алисию Губерман (Ингрид Бергман), дочь осужденного за шпионаж немца, предлагая ей последить за бывшими соратниками отца в Бразилии. Алисия заявляет, что хочет всего лишь вести веселую жизнь, пить да гулять, но агент Девлин (Кэри Грант) ловит ее на патриотизме — сообщает, что только так она сможет помочь стране. и Алисия соглашается, и у них с Девлином развивается взаимная симпатия, но они не знают одного: начальство Девлина решает, что единственный способ для Алисии получить нужную информацию у когда-то влюбленного в нее бизнесмена Алекса Себастиана (Клод Рейнс) — закрутить с ним роман. В конце концов, решает высокое начальство, Алисия не леди, что ей стоит.

Шпионка: красавица Алисия соглашается — не в последнюю очередь по причине того, что Девлин ей говорит согласиться; но кто же знал, что шпионская миссия доведет до брака, который одобрят кураторы — ведь так гораздо проще будет найти необходимые доказательства в доме Себастиана.

Одна из самых красивых сцен фильма как раз связана со шпионской работой Алисии: она в роли хозяйки дома присутствует на приеме, и камера планирует с высоты потолка к ней, переходя от панорамы заполненного людьми дома к похищенному ключу, который Алисия сжимает в руке.

Почему: считающаяся одним из первых «взрослых» фильмов Хичкока «Дурная слава» рассказывает прежде всего об очень драматичном любовном треугольнике и не менее драматической его развязке. Алисию любят двое — американский агент Девлин и немецкий преступник Себастиан; у обоих есть еще некие обязательства, которые заставляют их действовать, и эти обязательства вредят любимой женщине. А Алисия со своей немного загадочной улыбкой и вечным бокалом в руке (играющая пьяную Бергман — это прелесть что такое) себя не бережет: она только что потеряла отца, у неё комплекс вины и полная уверенность, что с ней так обращаться можно.

Дочь Хичкока называла «Дурную славу» любимым фильмом отца — и можно ее понять, это такая красота (не только в смысле красивого построения кадров, но и в этом смысле тоже), что дыхание сводит.

«РЭД» (Red, 2010)

Режиссёр: Роберт Швентке

В ролях: Брюс Уиллис, Морган Фримен, Джон Малкович, Хелен Миррен, Брайан Кокс, Мэри-Луиз Паркер, Карл Урбан

О чём: Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис) вышел на пенсию и тоскует. Он читает книжки, украшает свой дом к рождеству, его главное развлечение — флирт по телефону с сотрудницей собеса. Но всё, слава богу налаживается, когда в дом к Мозесу проникают убийцы, и вот уже бывший ЦРУшник срочно собирает команду из бывших коллег, чтобы понять, что происходит. Под пулями пенсионеру Мозесу как-то спокойнее.

Шпионка: одна из его коллег — элегантная Виктория (Хелен Миррен). Если вы не видели, как героиня Миррен сначала в вечернем платье и бусиках со скромной улыбкой проходит на прием, а потом при помощи этих бусиков закрывает дверь и поливает негодяев свинцом — вы не жили.

Почему: экранизация комикса вышла веселой и разухабистой, и экшн с юмором представлены в строго выверенных пропорциях. Гериатрическая команда со своими давними счетами (Виктория когда-то стреляла в советского шпиона Ивана — а на самом деле у них любовь), своими странностями (Малкович и его свинка) и своими привычками (сравнимые с арсеналом небольшой армии запасы есть у каждого), за приключениями которых наблюдать — одно удовольствие; ну и играющее вторую скрипку молодое поколение ЦРУ в лице Карла Урбана тоже не подкачало.