Кинорулетка: Мама, я жулика люблю

15 июня 2018

К выходу фильма «Эскобар» Синемафия вспоминает другие фильмы о криминальных романах.

Фильм «Эскобар» рассказывает историю журналистки, влюбленной в Пабло Эскобрара (вернее, согласно названию ее мемуаров — влюбленно в Пабло, но ненавидящей Эскобара). В связи с этим мы решили вспомнить другие фильмы, в которых преступник становится объектом романтических воздыханий.

Итак, тема рулетки — МАМА, Я ЖУЛИКА ЛЮБЛЮ, а правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Аптечный ковбой» (Drugstore Cowboy, 1989)

Режиссёр: Гас Ван Сент

В ролях: Мэтт Диллон, Келли Линч, Джеймс Ле Гро, Хизер Грем, Джеймс Римар

О чём: Боб с друзьями колесит по стране и грабит аптеки. Дело не столько в том, что все они — наркоманы, и дозу иначе не достать, сколько в том, что у них это хорошо получается. Игра такая, в ковбоев и полицейских. Весёлая, увлекательная, вот только выйти из неё не так просто.

Мама, я жулика люблю: Компания Боба состоит из него самого, его жены, его друга и девушки друга. Сложно сказать, что для них на первом месте — отношения, наркота, или желание быть взрослым.

Почему: Один из классических фильмов восьмидесятых с молодыми и красивыми Диллоном, Римаром, Ле Гро и Грэм достаточно хорош сам по себе, в отрыве от своего режиссёра, к тому же, здесь практически не видно характерных для него тем. При этом и в контексте творчества Гаса Ван Сента (единственный раз в жизни указанного в титрах с приставкой «младший») «Аптечный ковбой» также немаловажен. Как и всегда, лежащая на поверхности жанровая история становится для него поводом поговорить о чём-то большем, в данном случае о том, через что должен пройти человек для того, чтобы двигаться дальше. Конечно, через несколько лет у нас будет «Мой личный штат Айдахо», где эта тема раскрыта максимально полно, но здесь она поднимается с немного другого ракурса. Боб и его друзья отчаянно не хотят взрослеть (даже когда утверждают, что хотят), и из-за этого продолжают играть в игры, не относясь к жизни серьёзно. Под влиянием разных обстоятельств, взрослеть всё же приходится, но удаётся это только Бобу. Для этого, правда, придется завязать и получить пулю в живот. Даже, несмотря на то, что финал относительно открыт, он все равно подается как положительный. Жив — и это уже хорошо.

Ах да, ещё здесь есть Уильям Берроуз.

«Виктория» (Victoria, 2015)

Режиссёр: Себастьян Шиппер

В ролях: Лайа Коста, Фредерик Лау, Франц Роговский, Бурак Йийит

О чём: Виктория забежала в ночной клуб на пару часов, ведь утром ей на работу. Эта ночь могла стать одной из самых романтичных в ее жизни, но романтика — понятие растяжимое. У Бонни с Клайдом тоже была романтика.

Мама, я жулика люблю: На выходе из клуба Виктория знакомится с четырьмя парнями и влюбляется в одного из них. Через час все пятеро принимают участие в ограблении банка.

Почему: Фильм Себастьяна Шиппера произвел фурор на Берлинском кинофестивале во многом благодаря тому, что он снят одним планом. Благодаря этому несложная криминальная мелодрама превращается в двухчасовое путешествие по ночному Берлину, во время которого фраза «Но ведь еще полчаса назад…» становится актуальной, как никогда. При этом здесь есть и другие достоинства — атмосферность, увлекательный сюжет, неоновое освещение, но в первую очередь исполнительница главной роли Лайа Коста. Шиппер её не жалеет, заставляя играть одну сложную эмоциональную сцену за другой (и, опять же, напоминаю, единый дубль), и справляется она блестяще.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967)

Режиссёр: Артур Пенн

В ролях: Уоррен Битти, Фэй Данауэй, Майкл Дж. Поллард, Джин Хэкмен, Эстелл Парсонс

О чём: во времена экономического кризиса тридцатых годов в Америке орудует банда грабителей, которых чрезвычайно трудно поймать. Банки, заправки и магазины стынут в страхе перед хладнокровными убийцами Бонни и Клайдом, а ведь начиналось то всё с малого…

Мама, я жулика люблю: началось всё с яркого молодого человека, который произвёл впечатление на девушку и уговорил пуститься с ним во все тяжкие. Вы наверняка знаете к чему это привело, но в искреннюю одержимость друг другом Бонни и Клайда поверить легко, особенно, когда на экране Битти и Данауэй в самом расцвете сил.

Почему: для своего времени в фильме было много погонь и стрельбы, а что хуже всего — откровенной романтизации грабительского дела.

Поэтому фильм Пенна тогда стал новаторским, хотя современному зрителю он не покажется столь уж ярким. Разве что из-за джазового сопровождения и актёрской игры теперь это можно понять — настолько за пятьдесят лет изменилось кино и герои. К юбилею картины, под старость лет Фэй и Уоррен оказались в эпицентре скандала с конвертами, помните?

«Робин Гуд: Принц воров» (Robin Hood: Prince of Thieves, 1991)

Режиссёр: Кевин Рейнольдс

В ролях: Кевин Костнер, Морган Фриман, Мэри Элизабет Мастрантонио, Кристиан Слэйтер, Алан Рикман

О чём: Робин Гуд возвращается на родину из Крестового похода, но дома его ждёт лишь пепел родного дома и узурпатор у власти. Робин решает взять дело в свои руки и уходит в подполье, развернув народную борьбу против шерифа Ноттингемского.

Мама, я жулика люблю: само собой, шериф хочет взять в жёны особь королевской крови, коей является давняя зазноба Робина, Мариэн. Против её воли, разумеется — сама девушка всей душой расположена к Робину, но сложно быть с ним вместе, ведь он вне закона. Для властей он преступник.

Почему: огромный хронометраж, некоторая бредовость сюжета и негативные отзывы не должны вас смущать — тут просто бомбический Кевин Костнер в самом расцвете, Морган Фриман-мусульманин, помогающий английскому разбойнику и Алан Рикман в роли безумного шерифа, с умным видом слушающий ряженую бледную бабку.

В придачу есть закомплексованный герой Кристиана Слэйтера и пятиминутка Шона Коннери.

Легенда о Робин Гуде ещё никогда не была такой крутой и не будет (Рассел Кроу не в счёт, камон).

«Время» (In Time, 2011)

Режиссёр: Эндрю Никкол

В ролях: Джастин Тимберлейк, Аманда Сайфред, Киллиан Мёрфи, Оливия Уайлд

О чём: в мире будущего один беспощадный ресурс — время. Уилл обвинён в грабеже богача, забредшего в гетто. Теперь он намерен добраться до центра системы и постараться разрушить её. Благо времени у него вагон и маленькая тележка…

Мама, я жулика люблю: пока Уилл изучал новый для себя мир богачей инкогнито, у него завязались романтические отношения с дочерью местного олигарха, которые скорее напоминают стокгольмский синдром поначалу, но затем перерастают в нечто большее. Теперь они на пару воруют время у богачей, желая разрушить порочную систему мироустройства.

Почему: этакие Бонни и Клайд на современный манер. Неплохая идея, воплощение тоже, но увы, критики от картины Никкола были не в восторге. Но давайте не слушать их, а смотреть кино — оно клёвое. Схематично изображено общество, в котором главенствует валюта в виде времени, вшитые с рождения в тело человека часы, вместе с этим трансформирована преступность, работа, политика и жизнь в целом. Пусть и слегка искуственно это всё.

Киллиан Мёрфи в плаще рассекает по хайфвею на «Додже», инопланетной внешности Аманда Сайфред и простой парень «с района» Тимберлейк бегут от всех — красота же, а?

Кстати, похоже, что именно об этом фильме говорила Аманда, когда заявляла о своём возмущении, что ей платят меньше, чем коллегам-мужчинам.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Менее привычная жизнь» / «Неординарная жизнь» (A Life Less Ordinary, 1997)

Режиссёр: Дэнни Бойл

В ролях: Юэн МакГрегор, Кэмерон Диас, Холли Хантер, Делрой Линдо, Иэн Холм

О чём: уборщика Роберта, мечтателя и идеалиста, совершенно несправедливо, с его точки зрения, увольняют — и он не находит ничего лучше, чем похитить в отместку дочь его бывшего работодателя, Селин. Скучающей от безделья Селин все происходящее кажется отличным приключением, тем более что Роберт не представляет, что ему делать дальше. Да, еще в истории замешаны ангелы.

Мама, я жулика люблю: модная в 90-х тема стокгольмского синдрома тут раскрывается полностью, но скорее в комедийном ключе. Как из Роберта выходит так себе преступник, так и Селин на деле вовсе не опасается за свою жизнь.

Почему: третий фильм Дэнни Бойла, вышедший вслед за остросоциальным манифестом «На игле», внезапно оказался романтической комедией в стиле 50-х с некоторым добавлением обязательных для 90-х анилиновой яркости и бритпопа. Критики и публика картину не поняли — однако со временем она приобрела статус культовой. И в самом деле, как можно не полюбить всем сердцем историю, в которой главная героиня сначала играет в Вильгельма Телля с дворецким, а потом поет на столе песню Beyond the sea?

«Я люблю тебя, Филлип Моррис» (I Love You Phillip Morris, 2009)

Режиссёры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа

В ролях: Джим Кэрри, Юэн МакГрегор, Родриго Санторо, Лесли Манн

О чём: бывший полицейский Стивен наконец признается себе, что он гей, переезжает в Майами, ведет роскошную жизнь и, конечно, попадает в тюрьму (роскошную жизнь честным путем вести не удалось). Там он встречается с Филлипом Моррисом — и это, конечно, любовь на всю жизнь.

Мама, я жулика люблю: Стивен любит, как это и заявлено в названии, Филлипа Морриса, а Филлип любит его в ответ — так что тут любовь к преступнику с обеих сторон.

Почему: драматическая история жизни Стивена Рассела оказывается слишком большой для одного данра, и фильм в итоге меняет жанры, как перчатки — от слэпстика к ромкому, от криминальной комедии к драме. И Кэрри, которого мы куда лучше знаем по острокомедийным ролям, в этой мешанинежанров чувствует себя как рыба в воде. Наблюдать за тем, как он примеряет на себя различные обличья — одно удовольствие.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair, 1999)

Режиссёр: Джон МакТирнан

В ролях: Пирс Броснан, Рене Руссо, Дэнис Лири, Фэй Данауэй, Бен Газзара, Фрэнки Фэйзон

О чём: «Афера Томаса Крауна» — это ремейк одноимённого фильма 1968 года, главные роли в котором исполнили Стив Маккуин и Фэй Данауэй. Сюжетно фильм 1999 года очень близок к оригиналу. Томас Краун (Пирс Броснан) — скучающий мультимиллионер и утончённый интеллектуал, обладающий тонким вкусом и зарабатывающий крупными инвестициями. У него всё есть и можно сказать, что жизнь удалась. В своё обыденное существование он решает добавить адреналина, для чего планирует и осуществляет дерзкое и хитроумное похищение картины знаменитого импрессиониста Клода Моне из музея Метрополитен в Нью-Йорке. По распоряжению швейцарских страховщиков, которые не хотят выплачивать страховую компенсацию за утрату украденного шедевра, на помощь полиции прибывает страховой детектив Кэтрин Бэннинг (Рене Руссо). В её задачи входит выяснить, кто украл полотно великого художника, и поймать преступника.

Мама, я жулика люблю: вступая в противостояние с изобретательным противником, находящимся по другую сторону закона, детектив Беннинг для достижения своей цели использует не только сугубо профессиональный арсенал своих умений. Она начинает изображать влюблённость в подозреваемого, которая спустя некоторое время перерастает в мощное чувство.

Почему: история, в которой даже самый изощрённый мошенник испытывает слабости перед роковой, проницательной и соблазнительной женщиной, не нова и не оригинальна. Однако в отличие от похожих картин с достаточно прямолинейным сюжетом фильм Джона МакТирнена выгодно отличается особым шармом, который привносит в него дуэт персонажей Пирса Броснана и Рене Руссо, а также интеллектуальным и интеллигентным юмором. При этом существует мнение, что, вероятно, именно эти достоинства и не оказали должного эффекта на момент выхода картины в прокат, поскольку публика ожидала более простого и развлекательного фильма.

«Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, 2002)

Режиссёр: Стивен Спилберг

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Хэнкс, Кристофер Уокен, Мартин Шин, Натали Бай, Эми Адамс, Джеймс Бролин

О чём: один из выдающихся фильмов, поставленный Стивеном Спилбергом, базируясь на изданной автобиографии реального мошенника, рассказывает историю Фрэнка Эбегнейла-младшего (Леонардо ДиКаприо), который, применяя навыки изощрённого обмана, перевоплощений и изобретальности, к 21 году смог обналичить поддельных банковских чеков на сумму в два с половиной миллиона долларов. При этом проворачивая свои махинации и скрываясь от служащих ФБР, возглавляемых спецагентом Карлом Хэнрэтти (Том Хэнкс), он успел побывать вторым пилотом авиакомпании Pan American, доктором и помощником прокурора.

Мама, я жулика люблю: изощрённый аферист, который запросто водит за нос всё ФБР во главе со спецагентом Хэнрэтти, воплощая в жизнь свои махинации, Фрэнк не отказывал себе в удовольствии потешить себя и ввести в заблуждение милых девушек, которые беззаветно влюблялись в него. Пожалуй, каждая из них, могла бы про себя сказать: «Мама, я жулика люблю!», если бы узнала, кем на самом деле являлся их избранник.

Почему: если историю Фрэнка, предлагаемую зрителям и нашим читателям, и которую Спилберг мастерки воплотил на экране, без преувеличения можно назвать очень личной для самого режиссёра, да и в целом эпоха «свободных шестидесятых» ему близка поскольку на это время пришлось его взросление и становление. Пока мошенник Эбегнейл обналичивал в банках фальшивые чеки, сам Спилберг отважился на аферу по меркам многих обывателей не менее дерзкую — бросив учёбу, он отправился в Голливуд, чтобы посвятить себя работе в кино — работе своей мечты. Из забавных фактов жизни Спилберга, известно, например, что, в самом начале своего пути он, представившись режиссером Кэри Гранту, однажды пригласил его в дорогой ресторан на ужин, на что не каждый отважится.

При этом, экранизируя историю Эбигнейла, Спилберг без нравоучений высказывает своё отношение к завершившейся эпохе шестидесятых годов, когда можно было легко срывать куш за кушем, легкомысленно перелетая с одного места на другое. Он делится со зрителем заключением, что человек, который решил вернуться с пути преступлений на честную дорогу, заслуживает как минимум не меньшего вознаграждения, чем тот, кто пытается нажиться за счёт других обманным путём.