ММКФ: Вампир из космоса на Московском кинофестивале

27 июня 2014

На любом кинофестивале, если повезет, можно раскопать фильм, претендующий на главный приз в номинации «что это было?» Так уж случилось, что кино из этой серии имеется и в конкурсе ММКФ.

«Действие этого исторического научно-фантастического фильма разворачивается в 1936 году в Эфиопии, — гласит анонс фильма „Бети и Амар“ на официальном сайте Московского кинофестиваля. — Бети спаслась от войск Муссолини и укрылась на юге Эфиопии, пока не охваченном войной. По мере приближения итальянской армии ей приходится бороться с голодом, жаждой, назойливым вниманием местной милиции. Когда кажется, что ситуация вот-вот выйдет из-под контроля, облака прорезает космический корабль, на борту которого редкий груз — Любовь». Научная фантастика, Эфиопия, Муссолини, космический корабль — даже не сюжет фильма, а само сочетание всех этих слов в одном абзаце интригует. Есть большие сомнения, что кто-нибудь из нас когда-нибудь еще получит возможность посмотреть это кино, даже если оно в Москве что-то выиграет (что, безусловно, было бы забавно), так что дальше в основном будет спойлер.

Эфиопия. Спасаясь от итальянских войск, молодая Бети приезжает к дедушке в деревню. На деле — в пустыню, посреди которой стоит дедушкина хибара, где проживает он сам и его болезненная коза. Девушка ходит за водой, помогает деду ловить силками животных, учится разделывать козу, когда ту решено забить и съесть, пока она не сгнила заживо. Вскоре дедушка на несколько суток отправляется из пустыни по делам, и Бети остается одна. А надо заметить, еще до отъезда деда она стала объектом внимания трех всадников, изящно названных в анонсе «местной милицией». На деле — половозрелых парней яркой внешности (один даже в красной перевязи), жаждущих убить парочку итальянцев, но не брезгующих обижать и беззащитное мирное население. Их вожак сначала петухом повертелся вокруг новенькой, потом явился к дедушке вместе с родственником и попытался посвататься, получив же отказ, задумал решить проблему без брака.

Как раз в этот драматический момент (дедушка в отъезде, Бети одна против трех всадников) с неба вдруг свалился космический корабль (в кадре — летящие по небу булыжники, зарево, падающие на землю огни). Парни ускакали, надеясь на встречу с итальянцами, а девушка, отправившись за водой к источнику, нашла розовое яйцо. Из яйца сначала вылупляется на волю пятерня, а затем и весь ее обладатель, юноша, который с трудом ходит и вообще раскоординирован, не говорит, зато жалобно смотрит. Потыкав в юношу прутиком, убедившись в его безопасности, Бети принесла его домой. А ближе к ночи, обнаружив у него во рту вампирские клыки (на этом месте в зале раздался уже полноценный хохот), на всякий случай привязала его к кровати. Но поскольку тот продолжал смотреть жалобными глазами, то к утру подобрела, отвязала пленника и назвала его Амаром. Далее — пара дней идиллии, первое чувство, красивые полнолуния, совместная охота на кроликов. Причем, Амар предпочитает не силками управлять, а с утробным рыком гоняться за животным по пустыне, показывая зрителю огромные зубы, произрастающие откуда-то из малобюджетных хорроров полувековой давности (на зубы зал во время первого показа снова среагировал радостным смехом). Дедушки все нет, зато появляется то заплутавший военнослужащий итальянец, желающий грабежа и насилия, то «милиция», в принципе желающая того же. Со всеми влюбленные расправились (Амар кого-то с хлюпаньем и кровавыми брызгами загрыз, кого-то проткнул сверкающим голубым инопланетным копьем). Пришелец регулярно растворяется в воздухе, да и Бети пару как-то говорит, дескать, не знаю, существуешь ли ты вообще. Так что происходящее можно трактовать и как символизм, реакцию психики несчастной девушки на насилие и беспредел, царящий вокруг нее. Правда, побывавший в Москве режиссер, немец Андреас Зиге сказал, что ему приятнее думать, будто Амир и правда прилетал, но, конечно, трактовать все это каждый волен так, как ему вздумается.

Сыгравший инопланетного вампира Паскаль Доусон

Андреас Зиге родился и вырос в Кении (его родители работали на благотворительную организацию), учился кино в Канаде и снял свой дебютный фильм всего за 14 тыс. евро. Деньги в основном вынул из собственного кармана и экономил на всем. К примеру, из профессионалов в его фильме только исполнительница роли главной героини. Инопланетянина сыграл его соученик по киношколе, милиционера-жениха — один эфиопский журналист, дедушку — вообще охранник.

Андреас Зиге и Паскаль Доусон

Рейтинг этого фильма по версии Федерации киноклубов России вопиюще низкий, почти самый маленький (хуже обстоят дела только с фильмом Валерии Гай Германики «Да и да», но тут, скорее всего, дело не в художественных претензиях киноклубов к режиссеру, а в недовольстве ее поведением в целом). На фестивальной пресс-конференции кто-то из аккредитованных с возмущением осведомился, как такое кино, как «Бети и Амар» вообще могло оказаться в конкурсе ММКФ. Правда, через несколько минут тот же журналист уже просился в актеры следующего фильма Андреаса Зиге. Коллеги, с которыми удалось обменяться впечатлениями, в восторге, или высказываются в том смысле, что это так ужасно, что даже хорошо, или считают, что эфиопской сказке тесно даже в рамках определения «адский трэш». Мнения разные. Назвать это кино ужасным, конечно, не совсем правильно. Дешевизна поразительная, и потому временами все это выглядит как пародия. Есть и хорошее (например, музыка и вообще звуковое оформление). Но в целом просмотр «Бети и Амара» напоминает прыжок в кроличью нору. Фильм совершенно произвольным образом кидает из цветного в черно-белое, из одного жанра в другой, имеются многочисленные цитаты в диапазоне от «Броненосца «Потемкин» до «Сумерек». И определенно не знаешь, что будет в следующем кадре. Когда попадаешь на такого рода фильмы, стоит позволить себе увлечься тем, что происходит на экране, каким бы на трезвый взгляд ужасом это не казалось, и в финале по-детски оторопеть. В каком-то смысле это тоже магия кино.