Кинорулетка: Книга

29 июня 2018

К выходу геронтологической комедии «Книжный клуб» Синемафии вспоминает другие фильмы, с которыми намертво ассоциируется слово КНИГА.

В вышедшем только что на экраны фильме «Книжный клуб» вся завязка сюжета связана с книгой «50 оттенков серого»: именно ее прочтение заставляет героинь вспомнить, что возраст — всего лишь цифра. Мы подумали-подумали и решили вспомнить другие фильмы, где первая же ассоциация с фильмов — это слово «книга» или какая-то конкретная книга.

Итак, тема рулетки — КНИГА, а правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Доктор Живаго» (Doctor Zhivago, 1965)

Режиссёр: Дэвид Лин

В ролях: Омар Шариф, Джули Кристи, Том Кортни, Джеральдин Чаплин

О чём: О неразрешимом конфликте интеллигенции и революции.

Книга: Главный герой романа Бориса Пастернака Юрий Живаго — не только врач, но и поэт. В начале и конце фильма фигурирует сборник его стихов.

Почему: Фильм Дэвида Лина в своё время обвиняли во многом — в излишней наивности, в так называемой «клюкве», в том, что вся суть романа Пастернака свелась к банальной мелодраме, но это компенсируется искренним интересом к культуре другой страны. Во всех этих куполах на усадьбах, балалайках, зарослях пшеницы и прочих немного наивных попытках передать загадочную русскую душу, совершенно не чувствуется фальши. Они вызывают не раздражение, а определенное умиление — в конце концов, попытка не пытка. Импозантный Омар Шариф и очень красивая Джули Кристи тоже украшают этот и без того очень красивый фильм.

«Послушай, Филип» (Listen Up Philip, 2014)

Режиссёр: Алекс Росс Перри

В ролях: Джейсон Шварцман, Элизабет Мосс, Джонатан Прайс, Кристен Риттер

О чём: О неразрешимом конфликте непризнанного гения и всех, кто его окружает.

Книга: Главный герой фильма — писатель, уверенный, что его новое произведение великолепно, и совершенно не нуждается в лишнем пиаре. Ему приходится выяснять отношения не только с многочисленными женщинами, но и с издателями. К тому же, значительная часть тиража всё равно лежит по коробкам.

Почему: Частично основанный на произведениях Филипа Рота фильм Алекса Росса Перри не особо отличается от многочисленных опытов независимых кинематографистов в жанре мамблкора, но только Перри при этом умудряется снять оммаж Вуди Аллену. Настолько красивых фильмов в американском кино тоже мало, и Шон Прайс Уильямс, конечно, хорош всегда, но здесь (как и во всех фильмах данного режиссёра) — особенно. Кроме очень сильной операторской работы, тонкого сценария, не уступающего лучшим образчикам семидесятых, красивых девушек, котика и всегда хорошего Джейсона Шварцмана, особое внимание нужно обратить на Элизабет Мосс. Она тоже всегда хорошая, но в фильмах Перри делает что-то совершенно невероятное.

«Коктебель «(2003)

Режиссёры: Борис Хлебников и Алексей Попогребский

В ролях: Глеб Пускепалис, Игорь Черневич, Владимир Кучеренко, Агриппина Стеклова

О чём: Отец и сын добираются из Москвы в Коктебель. По дороге они попадают в разные ситуации, не особо приближающие их к цели. Да и существует ли он, этот мифический Коктебель?

Книга: В то время, как мужчина чинит крышу, пьет с новым знакомым и подбивает клинья к красивой женщине, мальчик читает книги, рассматривает картинки с альбатросами и ищет Коктебель на страницах географического атласа.

Почему: За приличное количество времени до того, как вышло «Древо жизни» и резко вошел в моду магический реализм, два киномана выдали практически эталон данного жанра. Попогребского явно тянет в медленное кино (и монтажные ножницы ему действительно бы не помешали), а Хлебникова — в реализм, и впоследствии они оба преуспеют в своих направлениях, но «Коктебель» всё-таки такой один. И в выбранной точке зрения, и в сочетании длинных планов и бытовых зарисовок, и в неожиданном цитировании фильмов Робера Брессона, и даже в сцене с альбатросом. Это фильм очень редкого настроения, который был бы ещё лучше, будь он короче минут на десять, но даже в таком виде производит неизгладимое впечатление.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Зловещие мертвецы» (Evil Dead, 1981)

Режиссёр: Сэм Рэйми

В ролях: Брюс Кэмпбелл, Эллен Сэндуэйсс, Ричард Дэменикор, Бетси Ьейкер, Сара Йорк

О чём: пятеро приятелей приезжают в снятую ими задешево хижину у черта на куличиках. Понятно, что живым оттуда уйдет мало кто.

Книга: собственно, именно обнаружение книги запускает цепочку событий, который приведут к трагическим для Эша Уильямса и его друзей последствиям. Книга эта — Книга Мертвых, Naturan Demanto, тот самый Некрономикон работы безумного араба Абдула Альхазреда из произведений Лавкрафта; написана кровью, переплетена в человеческую кожу. Ничего хорошего от такой находки не жди.

Почему: два продолжения, ремейки, сериал по мотивам, комиксы, видеоигры — в общем, огромнейшая франшиза выросла из снятой за три копейки картины режиссёра-новичка. И правильно выросла: фильм Рэйми ухитрился соединить в себе кусочки не только своих жанровых предшественников, но и комические элементы, делая происходящее по итогам куда страшнее. Финальный пролет камеры до сих пор остается одним из самых крутых решений для окончания фильма ужасов (Рэйми повторит его во второй части).

Ну и, конечно, спасибо Сэму Рэйми за Брюса Кэмпбелла и то, что без первой части не было бы третьей — «Армии тьмы», лучшего фильма 90-х.

«Девятые врата» (The Ninth Gate, 1999)

Режиссёр: Роман Полански

В ролях: Джонни Депп, Эмманюэль Сенье, Фрэнк Ланжелла, Лина Олин

О чём: однажды книготорговца и эксперта Дина Корсо наняли, чтобы он проверил аутентичность книги, а в итоге он встретил Дьявола.

Книга: книги — вот чем занимается главный герой; именно экспертиза одной книги приводит его в совершенно макабрически-безумную гонку по Европе. По легенде, рисунки в изданной в XVII веке книге были сделаны самим Люцифером; теперь задача Корсо — найти 9 оригинальных рисунков в трех экземплярах книги, от Португалии до Франции.

К тому же «Девятые врата» — экранизация мистического детектива Артуро Переса-Реверте.

Почему: Джонни Депп, не опирающийся на тяжелый грим и мимику — редкий по нынешним временам случай; стоит посмотреть. К тому же Полански настолько умело нагнетает атмосферу, что под конец уже искренне начинаешь сомневаться — а ну как нам рассказывают правду? Даже скептик Корсо начинает сомневаться — а уж мы-то, верящие в магию кино…

Если же дойдут руки — то и книгу прочитайте; она отличная.

«Книга Илая» (The Book of Eli, 2009)

Режиссёры: братья Хьюз

В ролях: Дензел Вашингтон, Гэри Олдман, Мила Кунис, Рэй Стивенсон, Дженнифер Билз

О чём: через тридцать лет после Апокалипсиса книги, что неудивительно, становятся редкостью. Злодей Карнеги узнает, что у проходящего через его городок Илая есть та самая книга, которую никак не могут ему достать его приспешники — и он готов на все, чтобы ту самую книгу добыть.

Книга: собственно, не только в названии и в завязке сюжета, но и на протяжении всего фильма Та Самая Книга (никак не называемая большую часть картины) — главный сюжетный двигатель. При этом книга — не макгаффин, а вполне себе сюжетообразующая часть.

Почему: тяжеловеснейшие религиозные отсылки и метафоры не мешают рассматривать кино как хороший пример постапокалиптического боевика; съемки красивые, актеры отличные, что нам еще надо?